Сценарий урока по музыке
методическая разработка по музыке (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_na_konkurs_1.docx | 21.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по музыке
Цель: Познакомить обучающихся с яркими страницами творчества П. И. Чайковского и пьесами из фортепианного цикла «Детский альбом».
Задачи:
- Познакомить детей с яркими страницами творчества П. И. Чайковского;
- Познакомиться с тремя пьесами из фортепианного цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»;
- Развивать воображение, эмоциональное восприятие музыки, укреплять познавательную активность детей на уроке музыки;
- Формировать эмоционально-оценочное отношение к музыке, научить определять характер и настроение прослушанной музыки;
- Расширить представление детей о классической музыке.
Ход урока
Учитель:
- Мы сегодня познакомимся с вами с творчеством П. И. Чайковского. Его музыка необыкновенно прекрасна, каждый звук ее проникает в глубину нашего сердца, нашей души. Имя этого композитора вы слышите, знаете с самого раннего детства и мне бы очень хотелось рассказать вам немного о самых ярких страницах его биографии. Поделиться с вами своими детскими воспоминаниями, так как мне посчастливилось родиться с П.И.Чайковским в одном городе.
-Петр Ильич Чайковский -великий русский композитор, который родился в 1840 г.(в середине 19 века) в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос оченьдобрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить, поэтому в семье его ласково называли «хрустальным мальчиком». У него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в его голове, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Однажды в доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петр ушел к себе в комнату раньше всех. Когда внее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня поинтересовалась, что с ним произошло, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петра, и он стал садиться за фортепиано все чаще и сочинять разные мелодии.
Чтобы стать композитором и получить профессиональное образование, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.
За всю свою творческую жизнь Петр Ильич Чайковский оставил большое творческое наследие. К нему можно отнести: четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества.
«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского… Как часто мы слышим эти слова в концертных залах, в телепередачах, по радио. И звучат давно полюбившиеся, хорошо знакомые фортепьянные миниатюры. Звучат в исполнении великих мастеров и начинающих пианистов.
На титульном листе первого издания, датированным 1878 годом надпись: «Посвящается Володе Давыдову. Детский
альбом. Сборник легких пьес для детей», а в скобочках – «подражание Шуману опус 39».
Так кто же такой Володя Давыдов и почему ему посвящается «Детский альбом»? А все очень просто.
В 1877 году Петр Ильич приехал отдохнуть к своей сестре Александре Ильиничне Давыдовой.
Композитор проводил много времени среди своих племянников и племянниц. Часто слушал, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьезно к музыкальным занятиям относился 7-летний Володя. И сидя на веранде, Петр Ильич слушал, как в соседней комнате «терзает» гаммы незадачливый пианист. Это и натолкнуло его на мысль написать цикл несложных фортепьянных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности для начинающего музыканта.
Петр Ильич хотел, чтобы пьесы были максимально понятны и близки для детского восприятия, он наблюдал, во что племянники любили играть, о чем говорили и мечтали. Так мальчики любили играть в солдатиков, а девочки в куколок.
Во времена 19 века куклы были редкостью и стоили очень дорого, поэтому к ним относились очень трепетно, бережно и аккуратно.
Возьмите, пожалуйста, куколок на ручки, которых вы принесли с собой. Посмотрите какие они красивые, рассмотрите их внимательнее. Иногда такое происходит, что кукла может заболеть, абсолютно так же, как и живой человек. Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызывает эта ситуация?
Ученики:
(печаль, тоска, тревога, грусть).
Учитель:
Прижмите, пожалуйста, куколку к себе поближе и покачайте ее во время прослушивания пьесы «Болезнь куклы». Если нужно, можете прикрыть глазки.
Скажите, какой характер у этой пьесы?
Ученики:
Печальный, грустный, горестный, тоскливый.
Музыка рисует капельки слез девочки, которая переживает за свою любимую куколку. Для нее это искреннее переживание и событие.
Возьмите в руки треугольники и металлофон. Играйте на них, представляя капающие слезинки из глаз девочки.
Учитель:
Ребята, обратите внимание на то, что в этой пьесе нет единой мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох. Вы согласны со мной?
Ученики:
Да, мы обратили на этой внимание.
Учитель:
Сейчас вы услышите пьесу еще раз и я попрошу вас делать вздохи носиком на паузах.
К сожалению, иногда такое происходит, что куклу починить невозможно. Это настоящая трагедия в сердце девочки, ведь она самая любимая куколка.
Давайте послушаем пьесу «Похороны куклы».
На какой жанр похоже данное произведение?
Ученики:
На марш. На похоронный марш. Неспешный, трагический, минорный, горестный.
Учитель:
Я полностью с вами согласна. И спешу поделиться с вами радостной новостью. Мама купила девочке новую красивую куклу. Давайте послушаем и представим, какая она?!
Ученики:
Она с длинными светлыми волосами, с большими карими глазами и в пышном, длинном бело-голубом платье. У нее белая фарфоровая кожа и изящные манеры.
Учитель:
Как вы красиво ее описали.
Как вы думаете, девочка обрадовалась?
Ученики:
Да, очень. Она с ней не расставалась, танцевала, кружилась, улыбалась и радовалась.
Музыка наполнена чувством восторга, изумления, радости, счастья. Она мажорная и в быстром темпе.
Учитель:
Ребята, я очень вдохновлена вашими ответами, у вас такое доброе и чуткое сердце.
Сейчас я прошу вас встать, я сыграю пьесу еще раз и вы можете взять куклу и покружиться с ней, подвигаться.
Музыка, бесспорно, волнует нашу душу и сердце. И каждый из нас отзывается на нее, и быть равнодушным просто невозможно.
Композитор сочиняет музыкальные шедевры, а мы их с удовольствием исполняем.
Предлагаю вам сейчас встать и исполнить красивую песню Е. Сокольской «Дарите музыку»
1. Весь мир прекрасный и зовущий
Вмещает музыка в себя,
В ней рокот волн, о берег бьющих,
И трепет листьев сентября.
Припев
Дарите музыку всегда
И каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас.
Дарите музыку всегда
И каждый день и каждый час
Чтоб луч надежды не погас.
2. Волнует музыка, тревожит,
Вновь пробуждая красоту
И когда никто не сможет
Сравниться с ней по волшебству.
Припев
Дарите музыку всегда
И каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас.
Дарите музыку всегда
И каждый день и каждый час
Чтоб луч надежды не погас.
Учитель:
Ребята, я благодарю вас за урок и за ваше трепетное отношение к музыке. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован
Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...
Сценарий урока музыки: «Сказочные музыкальные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.
Урок музыки в 4 классе: «Сказочные музыкальные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова....
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Технологическая карта и сценарий урока музыки в 1 классе по теме: "Музыкальные инструменты".
Материал содержит технологическую карту и сценарий урока, составленные в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" по учебнику "Музыка. 1 класс" авторов Е. Д. Критской, Г. С. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. ...
Сценарий урока музыки во 2 классе на тему "Симфоническая сказка Петя и Волк"
В сценарии подробно описаны сюжетная линия произведения, задумка С.Прокофьева....
Сценарий урока-исследования предмет музыка 4 класс "Скрипка.Виолончель.Ноктюрн"
В данном сценарии урока-исследования можно проследить деятельность учащихся с самовыведения темы, цели, гипотезы урока, до ее подтверждения в конце. По ходу урока используется поисковая де...
Сценарий урока "Природа и музыка"
Сценарий урока в 3 классе "Природа и музыка"...