Сценарий урока музыки во 2 классе на тему "Симфоническая сказка Петя и Волк"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
В сценарии подробно описаны сюжетная линия произведения, задумка С.Прокофьева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
microsoft_word_document_2.docx | 1001.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Королев
«Гимназия №11»
Сценарий урока музыки во 2 классе.
Тема «Симфоническая сказка «Петя и волк»
Учитель музыки Попова О.В.
2018
Сценарий урока музыки во 2 классе
Тема урока. Симфоническая сказка. С.Прокофьев «Петя и волк»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: изучить группы инструменты симфонического оркестра на примере симфонической сказки С.Прокофьева, дать представление о понятии тема, тембр.
Задачи: слушать музыку С.Прокофьева «Симфоническая сказка «Петя и волк»
Изучить понятие «тембр».
Определять характер героев сказки
Формы работы: фронтальная, групповая.
Планируемые результаты.
Предметные: знание особенностей музыки С.Прокофьева, умение вычленять и анализировать главную партию музыкального произведения, владеть понятиями темп, тембр, ритм
Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
Личностные: приобщение к нравственным идеалам, развитие эстетического вкуса, воспитание любви к музыке.
Оборудование:
музыкальный материал:
- С.Прокофьев «Петя и волк»: тема Пети, тема Птички, тема Утки, тема Кошки, тема Волка, тема Дедушки, Тема охотников.
- В.Шаинский «Взрослые и дети».
- Г. Гладков «Что я узнал».
дополнительный материал:
- презентация
- ударные и шумовые музыкальные инструменты
технические средства обучения:
- компьютер
- проектор
План урока:
- Вводное слово
- Вступительная беседа
- Изучения нового материала
- Музыкальная разминка
- Пение
- Систематизация и обобщение знаний
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Ход урока
1.Музыкальное приветствие.
Вводное слово
«Музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность». (Д.Б.Кабалевский).
Музыка как книга, делает нас лучше, добрее, умнее
2.Вступительная беседа
Мы уже знаем с вами много различных музыкальных жанров. Ещес одним сегодня познакомимся. Балет -это объединение каких видов искусства?
/танец и музыка/
А что такое опера?
/это объединение искусства слова и музыки/
Что общего у этих двух жанров?
/ исполняет симфонический оркестр/
Есть еще такой оркестровый жанр симфоническая сказка, здесь не увидите танца и не услышите вокал, но все равно вы сможете определить сюжет. В этом произведении есть свое содержание, которое вы поймете благодаря различным инструментам и правильно прописанной мелодии. Написал сказку С.С. Прокофьев.
Слайд2
Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем слушать, учиться различать музыкальные инструменты по звучанию, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.
Цель: изучить группы и инструменты симфонического оркестра на примере симфонической сказки С.Прокофьева, дать представление о понятии тема, тембр.
С.Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
3.Изучения нового материала
У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема, которая характеризует героя сказки и свой музыкальный инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.
ТЕМБР - ОКРАСКА ЗВУКА
Слайд3
Тема героя - мелодия, которая характеризует того или иного героя
В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.
Слайд4
Петя
Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.
Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.
Слайд5
Птичка
Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.
Слайд6
Кошка
Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.
Слайд7
Утка
В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.
Слайд8
Дедушка
Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.
Слайд9
Волк
Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.
Слайд10
Охотники
Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен.
Слайд11
Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.
Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.
Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» - одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.
Слайды (Петя, птичка, утка, кошка, дедушка, волк, охотники), на каждом слайде герой сказки, музыкальные инструменты, которые исполняют тему того или иного героя сказки)
4. Музыкальная разминка
-Раз, два тихо встали /дети встают со стульев/
-Раз, два побежали /бег на месте/
-Раз, два полетели /стоя на месте делают взмахи руками/
-Раз, два молча сели /садятся на свои места/
- Пение
Распевки по полутонам «Самолет», «Едет, едет паровоз».
Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Упражнение «Ладошки»
Дети встают прямо, сгибая руки в локтях, ладонями вперед. Выполняют ритмичные вдохи носом (4 подряд), сжимая ладони в кулак. Опускают руки, отдых 4 сек. На выдохе пропевают гамму до мажор вверх.
Повторение и закрепление Г.Гладкова «Что я узнал»
Разучивание 1 куплета и припева В.Шаинского «Взрослые и дети»
5.Систематизация и обобщение знаний
Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» — одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.
Слайд12
- С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
- Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
- Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
- Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
6. Подведение итогов
Герои симфонической сказки «Петя и волк» помогли изучить инструменты симфонического оркестра. Тему каждого героя сказки исполняет какой-то муз. инструмент, у каждого музыкального инструмента своя окраска звука ТЕМБР.
Какой момент урока был самым интересным?
Какой момент урока вызвал у вас затруднения?
Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность в течение урока.
Домашнее задание
Нарисовать наиболее понравившегося героя или героев, инструмент, который изображает этого героя
7. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация для урока музыки во 2 классе по Сергеевой, Критской "Симфоническая сказка. Петя и волк"
Данная мультимедийная презентация предназначена для использования на уроке музыки во 2 классе, в 4 четверти, по теме "Симфоническая сказка. Петя и волк"....
Стихи — подсказки к симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Все мы знаем и любим замечательную симфоническую сказку "Петя и волк", которая так замечательно знакомит детей с тембрами музыкальных инструментов. Заметила, что дети довольно легк
Стихи — подсказки к симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Все мы знаем и любим известную симфоническую сказку "Петя ...
Методическое пособие к уроку музыки:Интерактивный тренажер по теме « Симфоническая сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева» 2 класс
Данное пособие возможно использовать для групповой или индивидуальной форме работы ,позволяет закрепить,проверить,оценить полученные по знания по теме:"Симфоническая сказка...
Конспект урока музыки "Путешествие в мир С.С.Прокофьева и знакомство с симфонической сказкой Петя и волк»(2 класс )
Цели педагогической деятельности: Окунуться в мир С.С. Прокофьева, познакомиться с симфонической сказкой «Петя и волк» изучить музыкальные инструменты, разучивание новой песней «...
Презентация на тему: "Симфоническая сказка Петя и волк" для урока музыки 2 класс
Презентация на тему: "Симфоническая сказка Петя и волк" для урока музыки 2 класс Симфоническая сказка Сергея Сергеевича Прокофьева "Петя и волк". 2 класс 3 четверть...
Конспект урока по музыке. Тема: «Симфоническая сказка Петя и волк» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».Планируемые результаты...
Карточка для работы на уроке музыки вo 2 классе по теме: «Симфоническая сказка "Петя и волк"»
Карточка создана в помощь ученикам начальных классов. С помощью несложных заданий ребята закрепят полученные знания об инструментах симфонического оркестра. Большим плюсом будет возможно раскрасить ин...