Сценарий урока "Природа и музыка"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Силенко Елена Владимировна

Сценарий урока в 3 классе "Природа и музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a1cdbacf9a8618e593c3d64eb7fc46a9.docx27.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке 3 класс. Тема урока «Природа и музыка»
учитель музыки Силенко Елена Владимировна

Цель урока: выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно – образную речь.

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний и способов действий. Урок-путешествие.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

Узнают: 

- понятия живой и неживой природы,

- инструменты симфонического оркестра,

- новые музыкальные произведения.

Научатся:  

- определять характер музыкальных произведений: «Прогулка» Прокофьева, симфонии № 6 часть 5 Л. Бетховена, «Утро в лесу» В. Салманова;

- слушать музыкальные сочинения, называть их авторов; откликаться на музыку;

- воплощать в звучании голоса образы природы и окружающей жизни;

- демонстрировать понимание интонационно – образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении;

- передавать настроение музыки в пении, музыкально - пластическом интонировании.

Получат возможность научиться:

- осмысленно владеть способами        певческой         деятельности;

- проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление;

- понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

- осознанно отличать звучания различных инструментов;

- оперировать терминами.

  • Личностные результаты: проявляют стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивают и сознательно выстраивают эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству.  
  • Метапредметные универсальные учебные действия:

 Регулятивные: 

- выполняют действия в качестве слушателя, исполнителя;

- выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

- ставят вопросы, формулируют проблемы;

- осуществляют сбор информации;

- применяют и представляют информацию

Коммуникативные:

- проявляют активность во взаимодействии;

- умеют вести диалог;

- слушают собеседника;

- задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- определяют цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины:  

  • Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов.
  • Состав симфонического оркестра.
  • Интонационно – образная природа музыкального искусства.
  • Мир природы в музыкальных произведениях.
  • Понятие вокализа, симфонического оркестра, музыкальных штрихов.
  • Пение без сопровождения.

Образовательные ресурсы:

  • учебник;
  • электронное фортепиано;
  • мультимедийная установка;
  • портреты С. Прокофьева, В. Салманова, Л.Бетховена,
  • карточки;
  •  презентация «Природа и музыка».

Музыкальный материал:

  • «Прогулка» С. Прокофьева;
  • «Утро в лесу» В. Салманова;
  •  Симфония №6, часть 5 Л.Бетховена;
  •  «Спор» муз. А.-Э. Гретри;
  • русская народная песня «У меня ль во садочке»;
  • «Лесная прогулка» муз. Титаренко, сл. Викторова;
  • «Ты береги нас» муз. Протасова, ст. Шкловского.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

 Форма работы

 Метод

Деятельность учащихся

Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные

Организационный момент

Приветствие.

Психологический настрой на урок. Фронтальная.

Коллективное пение.

Музыкальная разминка. Игра «Угадай ритм».

Приветствуют учителя.

Выполняют вокальные упражнения.

Повторяют ритмические рисунки хлопками в ладоши.

Личностные УУД: 

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Фронтальный. Словесный и наглядный метод.

Подготовка проблемной ситуации. Зачитывает стихотворение:

Природа и музыка рядом живут,

Снежинки танцуют, сосульки – поют.

Ветер играет на листьях слегка,

И в такт этим звукам плывут облака.

То дождь запоет, забасит вдруг пурга,

То звонкая песня несет нас в луга,

А мы будем слушать и подпевать,

А может быть просто стоять и молчать.

Подводит учащихся к теме урока.

Беседа о связи музыки и природы, о значении природы.

Загадки про живую и неживую природу:

  1. Без крыльев летают,

Без ног бегут,

Без парусов плывут.   (Облака)

  1. Сер, да не волк,        

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.     (Осел)

  1. Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.  (Дерево)

  1. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

Я летаю, я бегу,

И стеклянной быть могу.    (Вода)

  1. Эта птица гнезд не вьет,

Песен дивных не поет

Громко, сидя на суку,

Счет ведет годам: ку –ку. (Кукушка)

  1. На небе стукнет, а на земле     слышно.

Конь бежит – земля дрожит. (Гром)

Вопросы о природе.

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

Предлагают формулировки учебной задачи.

Отвечают на загадки учителя о живой и неживой природе, используя карточки (круг – живая природа, квадрат – неживая).

Регулятивные УУД: 

учатся слушать вопросы и отвечать на них.

выполняют действия в качестве слушателя, исполнителя;

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные УУД:

осуществляют сбор информации;

применяют и представляют информацию

Коммуникативные УУД:

проявляют активность во взаимодействии;

слушают собеседника;

Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный и наглядный метод.

Учитель предлагает детям рассмотреть картину и отправиться на виртуальную прогулку.

Задание: послушайте пьесу и  с помощью слов и движений передайте настроение и чувства композитора, придумайте художественный образ, созвучный эмоциональной сфере этого музыкального произведения.

Показ портрета композитора и рассказ о творчестве С.Прокофьева.

Рассматривание картины и портрета композитора. Слушание: С. Прокофьев «Прогулка».

Обсуждение.

Познавательные УУД: 

учатся понимать особенности музыкального языка разных композиторов;

учатся анализировать.

Коммуникативные УУД: 

допускают существование

различных точек зрения;

договариваются, приходят к общему решению.

Личностные УУД: 

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

Первичное усвоение новых знаний

- А кто еще сочинял музыку о природе?

- Как русский народ сочинял песни и передавал их последующим поколениям?

Фронтальная, устный опрос. Коллективное, групповое исполнение. Пластическое интонирование.

Загадка про лес:

Город этот не простой

Он дремучий и густой,

В нем найдут приют и птицы,

Зайки, волки и лисицы.

Беседа, вопросы о жителях леса

Коллективная. Устный опрос

Словесный, наглядный метод.  

Учитель наигрывает мелодию песни «Лесная прогулка» и разучивает с учащимися 3й куплет песни.

Стихотворение «Утро в лесу» Т. Кореневой:

Прекрасно утренней зарею

Войти в прохладный, влажный лес.

Еще от сна не пробудившись,

Он полон сказочных чудес.

Брильянтами росы покрыты

Иголки ели и трава,

И паутина меж деревьев

Как будто ткана с серебра.

Смотри, как ветер пробежался,

И лес тихонечко вздохнул,

И нам навстречу руки – ветки

С отцовской лаской протянул.

Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу «Утро в лесу» В. Салманова.

- Созвучно ли оно одноименному музыкальному произведению? Что нарисовал композитор?

- Что нужно, чтобы нарисовать картину природы на уроке музыки?

Учитель исполняет отдельные звуки и начало мелодии песни «Спор» Гретри.

Предлагает исполнить песню «Спор» различными музыкальными штрихами (по группам)

Работа в паре (выбрать из знакомых детских песен названия песен, в которых поётся о природе)

Рассуждают о русской народной песне, ее особенностях.

Разучивают русскую народную песню «У меня ль во садочке» с танцевальными движениями с сопровождением фортепиано и аккапельно, сначала коллективно, потом по группам.

Ответы на вопросы, узнавание знакомой песни,

исполнение 2-х куплетов песни «Лесная прогулка» Титаренко. Разучивание 3- го куплета.

Слушают стихотворение и музыкальное произведение «Утро в лесу» Салманова. Сравнивают, находят общие черты двух произведений.

Рассуждают о музыкальных красках – звуках, о разных настроениях в музыке.

Узнают знакомую песню.

Исполняют песню группами: мальчики – девочки.

Работа в паре.

Регулятивные УУД: 

принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД:

анализ, сравнение.

Коммуникативные УУД: осуществляют продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческой задачи;

допускают существование

различных точек зрения;

договариваются, приходят к общему решению.

Личностные УУД: 

проявляют интерес к культуре и истории своего народа.

Познавательные УУД: 

учатся сравнивать, анализировать.

Коммуникативные УУД: 

учатся правильно выражать свои мысли, совместно музицировать.

Регулятивные УУД: 

осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию и преодолению препятствий;

принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные УУД: осуществляют продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческой задачи;

допускают существование

различных точек зрения;

договариваются, приходят к общему решению.

Физкультминутка

Работа по теме урока

Закрепление новых знаний

Фронтальная.  

- Мы будем слушать произведение немецкого композитора – классика, который, находясь на вершине славы, стал постепенно терять слух. Как его звали?

Рассказ о композиторе.

Слушание симфонии №6 «Пасторальной» часть 5 «Пастушеская песня. Радостные чувства после бури» и выполнение заданий:

 - определить музыкальные инструменты симфонического оркестра;

- напеть главную тему этого музыкального произведения.

 

Организует прослушивание, рассказывает о программе этого музыкального произведения.

Фронтальная. Устный опрос. Пение.

- Чему был посвящен урок?

- Что нужно делать, чтобы природа сохранилась на долгие годы?

Предлагает разучить песню «Ты береги нас».

Зачитывает стихотворение.

- Созвучно ли оно теме урока?

Неразделима музыка с природой.

Она звенит, журчит, рекою льётся.

То с ветром спорит, с непогодой,

То трелью в роще отзовётся.

Чарует душу песней лета,

Улыбку дарит, манит в лес.

Природа музыкой согрета,

Полна таинства и чудес!

Слушание.

Наблюдение.

Понимание содержания произведения, тех чувств, которые хотел выразить композитор.

Определяют инструменты симфонического оркестра.

Напевают с помощью учителя главную тему.

Отвечают на вопросы.

Разучивают песню «Ты береги нас».

Слушают стихотворение.

Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в качестве слушателя

Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Личностные результаты: проявляют стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивают и сознательно выстраивают эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству.  

 Регулятивные УУД:

-выполняют действия в качестве слушателя, исполнителя;

-выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД:

ставят вопросы, формулируют проблемы;

осуществляют сбор информации;

применяют и представляют информацию

Коммуникативные УУД:

проявляют активность во взаимодействии;

умеют вести диалог;

слушают собеседника;

задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

определяют цели, функции участников, способы взаимодействия;

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Информация о домашнем задании.

Индивидуальная. Рисунок.

- Нарисуйте рисунок к понравившемуся музыкальному произведению

- Приведите примеры музыкальных произведений о природе.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Рефлексия

Фронтальная.

 - Что нового вы узнали на уроке?

 - Какие музыкальные произведения больше запомнились?

- Оцените свою работу и работу класса?

Регулятивные УУД: 

открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке;  

анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.

Музыкальное прощание

Список использованной литературы

  1. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина  МУЗЫКА 1—4 классы методическое пособие. - Издательство: Просвещение, Год: 2014.
  2. Учебники:
  • «Музыка», 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Издательство «Просвещение», 2014г. 4-е издание
  • «Музыка». 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Издательство «Просвещение», 2014г. 4-е издание
  • «Музыка», 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Издательство «Просвещение», 2014г. 4-е издание
  1. Н.Б. Мордвинцева. Великие композиторы. Жизнь и творчество. – Издательство «Белый город», 2015 г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Автор шаблона для презентации - Кулакова Н. И., http://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/izo_muzyka_tvorchestvo/shablony_k_uroku_muzyki/513-1-0-18453
  2. Портреты композиторов:

С.С. Прокофьев - http://www.hdirussia.ru/assets/images/procofiev.jpg

В.Н. Салманов - http://proxy11.media.online.ua/uol/r2-dd5b2b1dac/52fa365f4e31d.jpg

Людвиг ван Бетховен - http://www.ipoxstudios.com/wp-content/uploads/2013/11/Beethoven.jpg

  1. Картины природы:

http://tapety.tja.pl/obrazki/tja_normalne/88515.jpg

http://www.bhmpics.com/wallpapers/childhood_love_walk-1920x1080.jpg

http://img-7.photosight.ru/4de/5768362_xlarge.jpg

http://s.spynet.ru/uploads/images/0/7/0/0/0/2/2011/02/21/d51f77.jpg

https://www.rebel-cell.com/inet/rebelcell/site.nsf/vimgfiles/CLIC-9FERNE/$file/duurzaamheid2.jpg

http://img-7.photosight.ru/4de/5768362_xlarge.jpg

  1. Музыкальные инструменты:

Кларнет - http://papus666.narod.ru/clipart/d/duhov/muzik05.png

Струнно-смычковые инструменты - http://thebestmusiclessons.ca/images/strings.jpg

Флейта - http://www.coollady.ru/pic/0004/066/009.jpg

Валторна - http://s43.radikal.ru/i100/0911/85/99cd832e9227.png

Литавры - http://images10.fotosik.pl/531/d8e1578f4b716917.jpg

  1. Музыкальные произведения:

С. Прокофьев «Прогулка» - http://plus-music.org/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2

В. Салманов «Утро в лесу» - http://iplayer.fm/q/%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2+%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BE+%D0%B2+%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%83/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Сценарий для агитбригады «Есть такая служба 01» в рамках темы «Жизнь без опасности» Авторы и постановщики сценария воспитатель ГПД Лебедева Леся Анатольевна и учитель музыки и режиссёр ТАМ "Радость" Иевлева Татьяна

(сценарий  выступления  агитбригады старшеклассников в рамках темы «Жизнь без опасности» для учащихся младшей и средней школы).Цель: воспитание у ребят уважения к профессии пожарного и...

Сценарий на неделю музыки

Сценарий музыкального праздника «Живи с песней и танцуя»...

Сценарий познавательного мероприятия "Музыка народов России"

Небольшой экскур по мелодиям и песням разеых народов нашей необъятной России"...

Сценарий музыкальный калейдоскоп "Музыка вокруг нас"

Для педагогов-организаторов и учителей....

Сценарий юбилея учителя музыки

Оригинальный сценарий поздравленияучителя музыки.В нем много интересных фактов,сюрпризных  моментов, увлекательных конкурсов....