Рабочая программа по вокалу. 4 класс. Внеурочная деятельность
рабочая программа по музыке (4 класс)

Красилова Надежда Константиновна

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено» 

Руководитель МО 

____________/ ______________/ 

Протокол МО 

№____ от «____»___________2020 г. 

«Согласовано» 

Председатель  

Методического совета 

__________________/ __________/ 

Протокол МС 

№____ от «____»___________2020 г. 

«Утверждено» 

Директор  

____________/ ______________/ 

Приказ 

№____ от «____»___________2020 г. 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

внеурочной деятельности 

по курсу: Вокал «Музыкальный калейдоскоп» 

начальное общее образование, 4 класс 

 

Направленность: художественно-эстетическая

                                                                               Уровень программы: ознакомительный

                                                                   Возраст обучающихся: 10-11   лет

                                                                                    Срок реализации: 01.09.2020-25.05.2021 г

 

 

Автор / Разработчик 

Красилова Надежда Константиновна

 

 

Утверждена на заседании педагогического совета 

Протокол № _____  

от «____» __________2020 г. 

 

г. Москва, 2020-2021 учебный год

Введение

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.

     I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Музыкальный калейдоскоп» разработана и составлена для учащихся 4 - х классов, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, содержанием авторской программы по музыке «Музыка. 1- 4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. - М., «Просвещение», 2012.

    Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения.  Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» поможет младшим школьникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.

Данная программа направлена на выполнение одной из важнейших задач музыкального образования – обеспечение условий для вхождения ребенка в мир искусства, знакомство его с культурным наследием народного хорового пения, классических и современных музыкальных произведений. Учебно-воспитательные задачи обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и средство воспитания.

Программа «Музыкальный калейдоскоп» рассчитана на 1 год обучения для младшего школьного возраста обучающихся. Занятия в вокальной группе проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора или конкурса. Оптимальное количество учащихся в группе 6-12 человек.

Программа «Музыкальный калейдоскоп» рассчитана на обучающихся в возрасте 10-11 лет, из расчета 1 час в неделю 34 часа в год. Продолжительность занятия: 4 класс – 40 минут.

Форма организации занятий – групповая.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Направленность программы.

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Программа предназначена для:

•  развития  музыкальности;  музыкального  слуха,  чувства  ритма,  музыкальной  памяти восприимчивости, способности к сопереживанию;

•  раскрытия  творческих  способностей  в  различных  видах  музыкально-творческой деятельности  (слушании  музыки,  пении,  музыкально-пластическом  движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений);

•  повышения уровня знаний в области музыкального искусства своего народа, а так же других народов.

Внеурочная деятельность реализуется в виде:

•  музыкальных занятий;

•  занятия-концерт;

•  репетиции;

•  творческие отчёты            

Цель  программы: создание  условий  для  развития  и  реализации  творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.          

Основные задачи: 

 •  развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;

 •  формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);

 •  формирование  уровня  знаний  детей  в  области  музыкальной  культуры,  развитие  их музыкальных представлений и художественного вкуса;

 •  воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умение  работать  в  коллективе,  настойчивость  и  целеустремлённость  в  преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.    

II.  Общая характеристика предмета.

Программа вокального кружка «Музыкальный кадейдоскоп» для 4-х классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом  государственного  образовательного  стандарта второго поколения начального общего образования 2012 года.        

 Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих  освоение  искусства  как  духовного  наследия  человечества.  Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении.  Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях  общего  образования.  Обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.  

       

В основу построения  курса  вокального  кружка  «Музыкальный калейдоскоп»  были  положены следующие принципы:

•  принцип преемственности и непрерывности художественно  – эстетического образования помогает выстроить в сознании школьников целостную художественную картину мира, обеспечить духовное «созревание» слушателя, исполнителя, ценителя искусства;

•  принцип увлекательности занятий (Кабалевский Д.Б.)    на основе связи музыки и  жизни  создает  мотивирующую  деятельность  ученика,  связанную  с  музыкальным искусством;  

•  принцип интегрированного взаимодействия искусств (Юсов Б.П.) направлен на формирование  представлений  о  целостности,  взаимосвязи  и  единстве  всего  в  мире  знаний, «рассматривать  не  отдельные,  изолированные  явления  жизни,  а  обширные  единства» (Лотман);

•  принцип  «тождества»  и  «контраста»  (Асафьев  Б)  реализуется  через представленность  произведений  искусства  учащимся,  и  помогает  им  пробудить  поисковую активность, направленную на понимание и принятия или непринятия данного образа;

•  принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

•  принцип тематизма – осуществляется внутренняя  преемственность между темами четвертей и всеми годами.

Формы и методы внеурочной деятельности.

 Основной  формой  организации  занятий  является  групповая.  

Наряду  с  групповой  формой работы  на занятиях  применяется индивидуальный  и  дифференцированный  подход  к  детям. Занятия и подбор песенного репертуара планируются с учётом возрастных, психологических и  индивидуальных  особенностей  обучающихся.  Содержание  программы  включает  в  себя занятия  разных  типов,  на  которых  решаются  вокальные,  творческие  и  воспитательные задачи.  Форма  проведения  варьируется,  в  рамках  одного  занятия  сочетаются  разные  виды деятельности: 

•    вокально-хоровая работа;

•    занятия по музыкальной грамоте;

•    музыкально-дидактические игры;

•    музыкально-ритмические упражнения;

•    дыхательная гимнастика;

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

•  наглядно-слуховой (аудиозаписи);

•  наглядно-зрительный (наглядно-зрительный);

•  частично-поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

•  «концентрический» (по методике М.И. Глинки);

•   фонетический;

•  Практический (показ приёма исполнения, импровизация).

Одним  из  ведущих  приёмов  обучения  пению  детей  является  демонстрация  педагогом академической  манеры  пения.  В  ходе  реализации  программы  применяются  педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова.

Форма подведения итогов.

 Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях, инсценирование  музыкальных  сказок,  сценок  из  жизни  школы  и творческие работы.

III.  Место вокального кружка «Музыкальный калейдоскоп» в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы «Ступени» количество часов, отведённых на реализацию  программы  предполагается  в  объёме  34  часов  за  1 год (для 4 класса).  Занятия в вокальной кружке проходят 1 раза в неделю по 40 минут. Занятия групповые.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Программа способствует:

  Музыкальному  и  культурному  развитию   расширение  представлений  о  широте жизненного содержания музыки и силе её содержания.

  Нравственному  воспитанию    на  занятиях  у  учащихся  формируется  культура поведения в кругу сверстников и в семье.

  Эстетическому  воспитанию    учащиеся  участвуют  в  музыкальных  конкурсах, праздниках, театрализованных представлениях.  

  Физическому  воспитанию    на  занятиях  с  детьми  проводятся  танцевально-пластическое  движение,  учащиеся    проявляют  самостоятельность  в  выборе  нужного движения,  уметь  импровизировать,  двигаться  в  соответствии  с  характером  и  темпоритмом музыки, ориентироваться в пространстве.

IV. Личностные и метапредметные результаты.

Личностные

Метапредметные регулятивные, познавательные, коммуникативные

ЛР1-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности ЛР2-уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям. ЛР3-эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения; ЛР4-интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; ЛР5- навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности; ЛР6- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей

МР1 – осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

МП1 – представлять свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

МК1 – выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения) , в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

МК2 – контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников, и понимать важность совместной работы.

Планируемые результаты.

 Проверкой результатов усвоения знаний на занятиях является коллективное, сольное, групповое прослушивание детей.

Критерий оценки – рост исполнительских навыков с учетом исходного уровня подготовки учащегося и его активности на занятиях.  

Кроме того, дети участвует в концертных мероприятиях школьного, городского уровня, где качество исполняемых произведений является итоговым показателем всей вокально-хоровой работы на занятиях.

Обучение вокалу в 1 классе:

•  наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

•  владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

•  проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении).

Высокий уровень

выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту

Средний уровень

недостаточно  четкое  выполнение  показателей  или    заданий,  соответствующих    данному  возрасту

Низкий уровень

невыполнение показателей и заданий данного возраста

 V. Содержание программы.

Программа  «Музыкальный калейдоскоп»  направлена  на  расширение  и  углубление  изучения предмета  «Музыка»  и    музыкальной  культуры    учащихся  начальной  школы.  Начальное овладение  различными  видами  музыкально-творческой  деятельности  станут  фундаментом обучения  на  дальнейших  ступенях  общего  образования.  Обеспечат  введение  учащихся  в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Широкий интегрированный конспект программы (имеются в виду  многочисленные содержательные  связи  с  предметами  «Литературное  чтение»,  «Окружающий  мир», «Изобразительное  искусство»,  «Русский  язык»)  не  снижает  самооценки  кружка  «Мир песен», а лишь придаёт больший объём  в восприятии и усвоения  его содержания.  

   На  уроках  литературного  чтения  дети  могут  использовать  выразительные  приёмы, которые  они  подчеркнули    на  уроках  музыки,  общие  для  музыкальной  и  актёрской  речи: форте пиано, стаккато и легато.

   Музыкальная  грамота  тесно  связана  с  грамматикой  родного  языка  и  математикой: музыкальные длительности, метр, размер.

   В  методических  рекомендациях  предложены  формы  связанные  с  театром: инсценировки, театрализация В разделе «Музыкальное движение» прочерчены связи с физкультурой.

Содержание программы для 4-го класса:

1.Певческая установка. Охрана и гигиена голоса.

Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслабленны. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не подымая высоко, мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, смотреть прямо перед собой.

Сохранение здоровья голосового аппарата. Условия сохранение певческого долголетия.

2.Техника дыхания.

В вокальной школе различают: грудной, грудо-брюшной типы дыхания, но общепринятым является нижнерёберно-диафрагмальный тип, при котором на вдохе раздвигаются нижние рёбра по всей окружности, а подложечная область слегка выпячивается вперёд. Звучит страшно, но на самом деле получается совершенно естественно, а главное полезно и для вокала, и для здоровья.

Диафрагма отделяет грудную полость от брюшной и, являясь самой сильной и основной мышцей, помогает сперва наполнять, а затем освобождать лёгкие от воздуха.

3.Механизм звукообразования.

Произносимые нами слова появляются на свет благодаря существованию двух механизмов звукообразования. Первый из них заключается в формировании высоты звука и обеспечивается работой голосовых связок. Второй - создает, так называемую, фонемную структуру речи - т.е. непосредственно звуки "а", "у", "м" и зависит от функционирования губ и анатомических структур полости рта (зубы, язык, небо). Первый механизм называется фонацией, а второй артикуляцией.

Важнейшим фактором звукообразования является дыхание. Звук возникает в верхних дыхательных путях. Расположенная позади ротовой и носовой полостей обычно мягкая трубчатая носоглотка при напряжении мышц, образующих ее стенку, становится твердой. Легкие раздувают эту трубку, и воздух, проходя через голосовые связки, образует звук.

В момент формирования звука мышцы носоглотки, во-первых, удерживают трубку носоглотки так долго, насколько это необходимо для образования полноценного звука; во-вторых, гортань способна оставаться продолжительное время в необходимом положении, что позволяет голосовым связкам свободно производить звук.

4.Работа голосового и артикуляционного аппаратов в пении.

При обучении пению органы голосового аппарата специально приспосабливаются к выполнению певческих задач. Представление о певческом звуке, характере звучания определяется музыкально-смысловой выразительностью и влияет на работу голосового аппарата.

Артикуляционные органы имеют особое значение. Это наиболее подвижная и подчинённая нашей воле часть голосового аппарата. Мы видим, как двигается нижняя челюсть, как работают губы, в каком положении находится мягкое нёбо. Работа этих органов находится в теснейшей связи, прежде всего с гортанью. Вялая работа артикуляционных органов, так же как и их перенапряжение, сказывается на работе всего голосового аппарата.

Певческий уклад артикуляционных органов при образовании гласных звуков в пении отличается от речевых — акустикой, формантой. Таким же свойством обладают и певческие согласные.

5.История вокала. Мировые вокальные школы.

Песня рождается вместе с человеком. Народная песня.

Вокальное творчество, как вид искусства.

Вокальная школа – национальное явление. Вокальная школа как система разнообразных методов и приемов.

6.Певческое дыхание.

Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании. Только естественное спокойное дыхание, организованное в связи с пением, создаёт условия для “опёртого” звука. Такой звук воспринимается на слух как полный и красивый.

Умение расходовать дыхание, так, чтобы оно без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием.

7. Певческая опора.

Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Это звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округлённый.

Ощущение опоры является не просто мышечным, как это часто считается, а сложным — мышечно-вибрационным и отражает деятельность не только дыхательного аппарата как «мехов», но и работу резонаторов, в особенности грудного. Что же касается сущности самого физиологического механизма певческой опоры, то она заключается не только в обеспечении равномерного (эластичного) и экономного выдоха, но в особой организации всей резонаторной системы, обеспечивающей наилучшее резонирование звука во всех резонаторах и наибольшую акустическую мощность голосового аппарата. Необходимость одновременного выполнения этих двух задач и является причиной трудностей при овладении певческой опорой.

8. Резонаторы.

Та часть голосового аппарата, которая придаёт звуку определённую окраску, характерный тембр тому или иному голосу называется резонатором.

Различают верхние и нижние резонаторы.

К верхним головным резонаторам относятся полости, лежащие выше голосовых связок: носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи.

К нижним резонаторам относятся грудная клетка [грудина, альвеолы, пустотелые бронхи].

Во время пения следует пользоваться и грудными и верхними резонаторами. Верхние резонаторы придают голосу полётность, звонкость, а грудные резонаторы — мягкость и полнозвучие.

9. Использование различной динамикой звука.

Громкость - понятие субъективное. Она зависит прежде всего от силы голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы дыхания в процессе пения и от развития мышц дыхательной опоры, от резонаторов, которыми пользуется певец и, вообще, от свободы звукоизвлечения. Сила голоса находится в прямой пропорции от той силы, к которой готово дыхание певца. Конечно, певец может добиться от своего голоса желаемой громкости, но если его дыхание неподготовлено, то возникнет форсаж. Поэтому сначала нужно наращивать эластичность , гибкость и силу дыхательной опоры, а затем увеличивать динамику звука. Развитие дыхательной функции в процессе пения должно опережать развитие всех качеств голоса, связанных с усилением режима работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).

10.Репертуар. Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения. 11.Концертная деятельность. Работа  с  воспитанниками  по  культуре  поведения  на  сцене,  на  развитие  умения сконцентрироваться  на  сцене,  вести  себя  свободно  раскрепощено.  Разбор  ошибок  и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

VI. Тематическое планирование.

4 класс

Цель - создание условий  для  включения  детей  в  музыкально  –  творческую деятельность.

Задачи - формировать основы вокальной и сценической культуры; - содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения; - развивать творческую активность и самостоятельность детей; - воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

Темы

Формы

организации

Деятельность  обучающихся

Формируемые умения  (УУД)

Теория

Практика

Общ. кол. ч.

1.Вводное занятие. Певческая установка. Охрана и гигиена голоса.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Усвоение принципов гигиены голоса.

Восприятие информации по работе голосового аппарата  в игровой форме.

Коммуникативные УУД:

-контролировать свои  действия в коллективной работе

-учитывать  настроение  других

людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки;

- принимать участие в групповом

музицирование,  в  коллективных инсценировках;

-следить  за  действиями  других участников  в  процессе  хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

Познавательные УУД:

-читать  простое  схематическое изображение; первоначальной  ориентации  в способах  решения

исполнительской задачи;

Регулятивные УУД:

- принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;

-принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и

инструкцию учителя;

Личностные УУД:

-сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач;

-  развитие  творческих способностей.

Предметные результаты:

-устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие  специальных музыкальных способностей.

1

1

2.Техника дыхания.

Формирование правильного певческого дыхания, его развития. Основные принципы.

Изучение техники дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой. Основные принципы певческого дыхания.

Коммуникативные УУД:  −  контролировать  свои  действия в коллективной работе; −  исполнять  со  сверстниками музыкальные  произведения, выполняя  при  этом  разные функции;  Познавательные УУД:  − находить в музыкальном тексте разные части; -  читать  простое  схематическое изображение.

Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя;

Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей.  

Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие  специальных музыкальных способностей.

1

1

2

3.Звукообразование. 

Усвоение механизмов звукообразования.

Исследовательская деятельность по выявлению способов звукоизвлечение.

Коммуникативные УУД:  − принимать участие в групповом музицирование, в коллективных инсценировках; − контролировать свои действия в коллективной работе; Познавательные УУД:  − первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: −принимать учебную задачу; −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; −принимать позицию исполнителя музыкальных произведений;

Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -эмоциональной отзывчивости, понимание музыкального образа  Предметными результатами   -устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам  музыкально-творческой деятельности  -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух.

1

1

2

4. Работа голосового и артикуляционного аппаратов в пении.

Формирование правильного певческого произношения слов.  

Активизация речевого аппарата  с использованием  речевых  и муз. скороговорок, упражнения  по системе В.В.Емельянова

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; - Познавательные УУД:  -первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами   -устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам  музыкально-творческой деятельности  -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; навыков.

1

1

2

5. История вокала. Мировые вокальные школы.

Освоение теоретических знаний о традициях вокальных школ мира.

Освоение теоретических знаний о традициях вокальных школ мира.

.

Коммуникативные УУД:  −  контролировать  свои  действия в коллективной работе; −  исполнять  со  сверстниками музыкальные  произведения, выполняя  при  этом  разные функции  (четкое,  точное произношение слогов и слов.); Познавательные УУД:  −  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; −  читать  простое  схематическое изображение. Регулятивные УУД: принимать учебную задачу;  −осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -развитие внимательности, трудолюбия, целеустремленности, ответственности  Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности

2

2

6.Певческое дыхание.

Формирование правильного певческого дыхания, его развития. Основные принципы.

Воспитание навыков  пения  в ансамбле, работа над  интонацией, единообразие манеры  звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука

Воспроизведение упражнений на развитие  и поддержку певческого дыхания.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; -читать  простое  схематическое изображение. Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; навыков: пение в ансамбле, правильное звукоизвлечение

1

2

3

7.Певческая опора.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков  и штрихов.

Укрепление мышечного каркаса, участвующего в голосоведении и певческом дыхании.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; - принимать участие в групповом музицирование,  в  коллективных инсценировках; Познавательные УУД:   -первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи;  Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; -  развитие  творческих способностей.  Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей.

2

2

8. Резонаторы.

Виды резонаторов, и их строение.

 Выработка навыка использования головных, грудных резонаторов. Пение микстом (смешанными резонторами)

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  -читать  простое  схематическое изображение;  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к

1

1

9. Использование различной динамикой звука. 

Обработка динамических оттенков  и штрихов.

Работа  над атакой и снятием  звука  в режиме «f» и «p».

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слу

2

2

10. Работа  над репертуаром

Выбор  и разучивание репертуара. Разбор технически добрых  мест, выучивание текстов  с фразировкой, нюансировкой.

Работа над образом исполняемого произведения.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений;

4

9

12

11. Концертная деятельность

Работа  с воспитанниками  по  культуре поведения  на сцене,  на развитие умения сконцентрироваться  на  сцене, вести  себя свободно раскрепощено

Концертная деятельность

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений;

3

3

12. Итоговые занятия, творческие отчеты

Разбор  ошибок и  поощрение удачных моментов.

Анализ динамики развития.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельносити;

-принимать музыкально - испонительскую задачу и инструкцию учителя;

Личностные УУД: - сотрудничество со сверстниками в решении различных исполнительских задач;

-развитие творческих способностей

Предметными результатами: - устойчивый интерес к различными видам музыкально – творческой деятельности; - развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений.

1

1

ИТОГО

9

25

34

VII. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

Используемая литература:

•  Абелян Л.    Как Рыжик научился петь:  учебное пособие  для детей  младшего  школьного возраста; издательство «Советский композитор», г. Москва, 1989г.

•  Акентьева Л.В.  Нотки спрятались в словах / Л.В.Акентьева. – Ростов на  Дону: Феникс, 2010.-32с.: ил.- (Мои первые ноты).

•  Груздова  И.В.      Навстречу  музыке:  музыкальные  игры  и  занятия  для  детей  / И.В.Груздова,  Е.К.  Лютова,  Е.В.Никитина.  –  Ростов  на  Дону:  Феникс,  2010.  –  254с.  – (Мир вашего ребёнка);

•  Домогацкая И.Е.  Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских  музыкальных  школ  и  школ  искусств.  –  М.:  ООО  «Издательство  «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.

•  Евсеева Ю.В.  До-ре-ми-фа-солька: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – СПб.: КАРО, 2009.-96с.: ил.

•  Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;

•  Струве Г.А.  Нотный бал, 1-4 кл. : сборник песен / Г.А.Струве. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 53,(3)с. : нот.

•  Сычёва М.А.   Первые уроки музыки:  учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ (теория решения изобразительных задач) для музыкальных руководителей / М.А.Сычёва. - Ростов на Дону : Феникс, 2009.-362с.6ил. - (Сердце отдаю детям).

Интернет-ресурсы,  которые  могут  быть  использованы  учителем  для  подготовки занятий:

•  Детям о музыке –  www.muz-urok.ru 

•  Искусство слышать –  www.iskusstvo.my1.ru 

•  Мультфильмы для уроков музыки – www.musicandi.ru/cartoon_film

Средства обучения.    

1. Дидактический материал:

•  «До-ре-ми-фа-солька» (Ю.В. Евсеева «музыкальная грамота для детей»);

•  «Этот  удивительный  мир»  (И.Каплунова,  И.Новоскольцева,  «Развитие  чувства  ритма  у детей»);

•  «Музыкально-дидактические игры» (З.Я. Роот, пособие для музыкального руководителя)

•  «Музыка.  1-4  классы.  Олимпиадные  задания».  (Автор  Е.Н.  Арсенина)  Внутриклассная олимпиада 1 класс, тест для выявления степени достижения планируемых   результатов.

2.Печатные пособия:

•  Комплект портретов композиторов;

•  Демонстративный материал: шумовые музыкальные инструменты, комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы (Харьков: Ранок, 2007).

3.Информационно-коммуникативные средства:

•  «Большая энциклопедия России: Искусство России» (1СD);

•  Мультимедийные  презентации:  «Рассказ  про  музыку»,  «Весёлые  ноты»,  «Развиваем свой  голос»,  «Развиваем  ладовый  слух»,  «Музыкальная  азбука»,  «Знакомство  с русскими музыкальными инструментами», «Музыкальные ноты»;

•  «Уроки музыки в школе без проблем» (3 CD);

•  Серия «Пойте снами» (8 CD)

4.Технические средства обучения:

•  Компьютер, музыкальный центр, проэктор.

5.Учебно-практическое оборудование:

•  Музыкальный инструмент (фортепиано);

•  Аудиторная  доска  с  магнитной  поверхностью  и  набором  приспособлений  для крепления демонстративного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс

Рабочая программа  курса «Занимательная математика » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...

Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса

  Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации  федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа курса занятий по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса

Программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способству...

Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 - 4 класс

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Г...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячев. 1 класс. "Школа 2100"

Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными професс...