Рабочая программа по вокалу. 2 класс. Внеурочная деятельность
рабочая программа по музыке (2 класс)

Красилова Надежда Константиновна

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено» 

Руководитель МО 

____________/ ______________/ 

Протокол МО 

№____ от «____»___________2020 г. 

«Согласовано» 

Председатель  

Методического совета 

__________________/ __________/ 

Протокол МС 

№____ от «____»___________2020 г. 

«Утверждено» 

Директор  

____________/ ______________/ 

Приказ 

№____ от «____»___________2020 г. 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

внеурочной деятельности 

по курсу: Вокал «Музыкальный калейдоскоп» 

начальное общее образование, 2 класс 

 

Направленность: художественно-эстетическая

                                                                               Уровень программы: ознакомительный

                                                                   Возраст обучающихся: 8-9   лет

                                                                                    Срок реализации: 01.09.2020-25.05.2021 г

 

 

Автор / Разработчик 

Красилова Надежда Константиновна

 

 

Утверждена на заседании педагогического совета 

Протокол № _____  

от «____» __________2020 г. 

 

г. Москва, 2020-2021 учебный год

Введение

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.

     I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Музыкальный калейдоскоп» разработана и составлена для учащихся 2 - х классов, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, содержанием авторской программы по музыке «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. - М., «Просвещение», 2012.

    Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения.  Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» поможет младшим школьникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.

Данная программа направлена на выполнение одной из важнейших задач музыкального образования – обеспечение условий для вхождения ребенка в мир искусства, знакомство его с культурным наследием народного хорового пения, классических и современных музыкальных произведений. Учебно-воспитательные задачи обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и средство воспитания.

Программа «Музыкальный калейдоскоп» рассчитана на 1 год обучения для младшего школьного возраста обучающихся. Занятия в вокальной группе проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора или конкурса. Оптимальное количество учащихся в группе 6-12 человек.

Программа «Музыкальный калейдоскоп» рассчитана на обучающихся в возрасте 8-9 лет, из расчета 1 час в неделю 34 часа в год. Продолжительность занятия: 2 класс – 40 минут.

Форма организации занятий – групповая.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Направленность программы.

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Программа предназначена для:

•  развития  музыкальности;  музыкального  слуха,  чувства  ритма,  музыкальной  памяти восприимчивости, способности к сопереживанию;

•  раскрытия  творческих  способностей  в  различных  видах  музыкально-творческой деятельности  (слушании  музыки,  пении,  музыкально-пластическом  движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений);

•  повышения уровня знаний в области музыкального искусства своего народа, а так же других народов.

Внеурочная деятельность реализуется в виде:

•  музыкальных занятий;

•  занятия-концерт;

•  репетиции;

•  творческие отчёты            

Цель  программы: создание  условий  для  развития  и  реализации  творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.          

Основные задачи: 

 •  развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;

 •  формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);

 •  формирование  уровня  знаний  детей  в  области  музыкальной  культуры,  развитие  их музыкальных представлений и художественного вкуса;

 •  воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умение  работать  в  коллективе,  настойчивость  и  целеустремлённость  в  преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.    

II.  Общая характеристика предмета.

Программа вокального кружка «Музыкальный калейдоскоп» для 2-х классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом  государственного  образовательного  стандарта второго поколения начального общего образования 2012 года.        

 Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих  освоение  искусства  как  духовного  наследия  человечества.  Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении.  Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях  общего  образования.  Обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.  

       

В основу построения  курса  вокального  кружка  «Музыкальный калейдоскоп»  были  положены следующие принципы:

•  принцип преемственности и непрерывности художественно  – эстетического образования помогает выстроить в сознании школьников целостную художественную картину мира, обеспечить духовное «созревание» слушателя, исполнителя, ценителя искусства;

•  принцип увлекательности занятий (Кабалевский Д.Б.)    на основе связи музыки и  жизни  создает  мотивирующую  деятельность  ученика,  связанную  с  музыкальным искусством;  

•  принцип интегрированного взаимодействия искусств (Юсов Б.П.) направлен на формирование  представлений  о  целостности,  взаимосвязи  и  единстве  всего  в  мире  знаний, «рассматривать  не  отдельные,  изолированные  явления  жизни,  а  обширные  единства» (Лотман);

•  принцип  «тождества»  и  «контраста»  (Асафьев  Б)  реализуется  через представленность  произведений  искусства  учащимся,  и  помогает  им  пробудить  поисковую активность, направленную на понимание и принятия или непринятия данного образа;

•  принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

•  принцип тематизма – осуществляется внутренняя  преемственность между тема-ми четвертей и всеми годами.

Формы и методы внеурочной деятельности.

 Основной  формой  организации  занятий  является  групповая.  

Наряду  с  групповой  формой работы  на занятиях  применяется индивидуальный  и  дифференцированный  подход  к  детям. Занятия и подбор песенного репертуара планируются с учётом возрастных, психологических и  индивидуальных  особенностей  обучающихся.  Содержание  программы  включает  в  себя занятия  разных  типов,  на  которых  решаются  вокальные,  творческие  и  воспитательные задачи.  Форма  проведения  варьируется,  в  рамках  одного  занятия  сочетаются  разные  виды деятельности: 

•    вокально-хоровая работа;

•    занятия по музыкальной грамоте;

•    музыкально-дидактические игры;

•    музыкально-ритмические упражнения;

•    дыхательная гимнастика;

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

•  наглядно-слуховой (аудиозаписи);

•  наглядно-зрительный (наглядно-зрительный);

•  частично-поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

•  «концентрический» (по методике М.И. Глинки);

•   фонетический;

•  Практический (показ приёма исполнения, импровизация).

Одним  из  ведущих  приёмов  обучения  пению  детей  является  демонстрация  педагогом академической  манеры  пения.  В  ходе  реализации  программы  применяются  педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова.

Форма подведения итогов.

 Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях, инсценирование  музыкальных  сказок,  сценок  из  жизни  школы  и творческие работы.

III.  Место вокального кружка «Музыкальный калейдоскоп» в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы «Ступени» количество часов, отведённых на реализацию  программы  предполагается  в  объёме  33  часов  за  1 год (для 2 класса).  Занятия в вокальной кружке проходят 1 раза в неделю по 40 минут. Занятия групповые.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Программа способствует:

  Музыкальному  и  культурному  развитию   расширение  представлений  о  широте жизненного содержания музыки и силе её содержания.

  Нравственному  воспитанию    на  занятиях  у  учащихся  формируется  культура поведения в кругу сверстников и в семье.

  Эстетическому  воспитанию    учащиеся  участвуют  в  музыкальных  конкурсах, праздниках, театрализованных представлениях.  

  Физическому  воспитанию    на  занятиях  с  детьми  проводятся  танцевально-пластическое  движение,  учащиеся    проявляют  самостоятельность  в  выборе  нужного движения,  уметь  импровизировать,  двигаться  в  соответствии  с  характером  и  темпоритмом музыки, ориентироваться в пространстве.

IV. Личностные и метапредметные результаты.

Личностные

Метапредметные регулятивные, познавательные, коммуникативные

ЛР1-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности ЛР2-уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям. ЛР3-эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения; ЛР4-интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; ЛР5- навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности; ЛР6- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей

МР1- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; МР2- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; МП1- ориентации в способах решения исполнительской задачи;  МК1- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

МК2 – учитывать настроение людей, их эмоции от восприятия музыки.

Планируемые результаты.

 Проверкой результатов усвоения знаний на занятиях является коллективное, сольное, групповое прослушивание детей.

Критерий оценки – рост исполнительских навыков с учетом исходного уровня подготовки учащегося и его активности на занятиях.  

Кроме того, дети участвует в концертных мероприятиях школьного, городского уровня, где качество исполняемых произведений является итоговым показателем всей вокально-хоровой работы на занятиях.

Обучение вокалу в 2 классе:

•  наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

•  владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

•  проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении).

Высокий уровень

выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту

Средний уровень

недостаточно  четкое  выполнение  показателей  или    заданий,  соответствующих    данному  возрасту

Низкий уровень

невыполнение показателей и заданий данного возраста

 V. Содержание программы.

Программа  «Музыкальный калейдоскоп»  направлена  на  расширение  и  углубление  изучения предмета  «Музыка»  и    музыкальной  культуры    учащихся  начальной  школы.  Начальное овладение  различными  видами  музыкально-творческой  деятельности  станут  фундаментом обучения  на  дальнейших  ступенях  общего  образования.  Обеспечат  введение  учащихся  в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Широкий интегрированный конспект программы (имеются в виду  многочисленные содержательные  связи  с  предметами  «Литературное  чтение»,  «Окружающий  мир», «Изобразительное  искусство»,  «Русский  язык»)  не  снижает  самооценки  кружка  «Мир песен», а лишь придаёт больший объём  в восприятии и усвоения  его содержания.  

   На  уроках  литературного  чтения  дети  могут  использовать  выразительные  приёмы, которые  они  подчеркнули    на  уроках  музыки,  общие  для  музыкальной  и  актёрской  речи: форте пиано, стаккато и легато.

   Музыкальная  грамота  тесно  связана  с  грамматикой  родного  языка  и  математикой: музыкальные длительности, метр, размер.

   В  методических  рекомендациях  предложены  формы  связанные  с  театром: инсценировки, театрализация В разделе «Музыкальное движение» прочерчены связи с физкультурой.

Содержание программы для 2-го класса:

1. Вводное занятие. Строение голосового аппарата

Основы анатомии голосового аппарата.

2. Певческая установка.

Основные положения головы и корпуса. Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслаблены. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не подымая высоко, мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, смотреть прямо перед собой.

3. Работа артикуляционного аппарата

Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыкальная организация связана со словом. В образовании музыкальной речи участвуют органы речевого аппарата: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов направлена на создание звуков речи [гласных и согласных], называется артикуляцией. Артикуляционная гимнастика.

4. Охрана и гигиена голоса

Введение понятия гигиена голоса. Сохранение здоровья голосового аппарата. Условия сохранение певческого долголетия.

5. Певческое дыхание

Ключичное дыхание. Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании.

6. Дикция в пении.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию. Дикционная четкость – необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Скороговорки.

7. Приемы звуковедения. Агогика звука. – legato (легато),non legato (нон легато)

Общие понятия звуковедения. Виды звуковедения. Плавное и неплавное звуковедение. Вокальные упражнения на различные типы вокализации.

8. Динамика звука.

Понятие-динамика. Динамика как выразительное средство музыки.

Громкость - понятие субъективное. Она зависит прежде всего от силы голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы дыхания в процессе пения и от развития мышц дыхательной опоры, от резонаторов, которыми пользуется певец и, вообще, от свободы звукоизвлечения. Сила голоса находится в прямой пропорции от той силы, к которой готово дыхание певца. Конечно, певец может добиться от своего голоса желаемой громкости, но если его дыхание неподготовлено, то возникнет форсаж. Поэтому сначала нужно наращивать эластичность , гибкость и силу дыхательной опоры, а затем увеличивать динамику звука. Развитие дыхательной функции в процессе пения должно опережать развитие всех качеств голоса, связанных с усилением режима работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).

9. Интонационная точность исполнения.

Развитие различных сторон музыкального слуха (звуковысотного, ладового, динамического).

Вырабатывать у учащихся внутренний слух

а) Петь знакомые мелодии в медленном темпе «цепочкой».

б) Петь музыкальные фразы поочередно вслух и про себя

Упражнения на развитие чистой интонации должны вводиться уже на первых этапах работы над формированием вокально-интонационных навыков. Так же интенсивно вводятся различные упражнения на интонирование интервалов и аккордов от звука – по мере изучения соответствующих теоретических тем.

10. Работа  над репертуаром.

Выбор  и разучивание репертуара.

11.Концертная деятельность. 

Работа  с  воспитанниками  по  культуре  поведения  на  сцене,  на  развитие  умения сконцентрироваться  на  сцене,  вести  себя  свободно  раскрепощено.  Разбор  ошибок  и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

VI. Тематическое планирование.

2 класс

Цель - создание условий  для  включения  детей  в  музыкально  –  творческую деятельность.

Задачи - формировать основы вокальной и сценической культуры; - содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения; - развивать творческую активность и самостоятельность детей; - воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

Темы

Формы

организации

Деятельность  обучающихся

Формируемые умения  (УУД)

Теория

Практика

Общ. кол. ч.

1. Вводное занятие. Строение голосового аппарата

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Основы анатомии голосового аппарата.

Озвучание различных явлений.

Восприятие информации по средствам игры.

Коммуникативные УУД:

-контролировать свои  действия в коллективной работе

-учитывать  настроение  других

людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки;

- принимать участие в групповом

музицирование,  в  коллективных инсценировках;

-следить  за  действиями  других участников  в  процессе  хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

Познавательные УУД:

-читать  простое  схематическое изображение; первоначальной  ориентации  в способах  решения

исполнительской задачи;

Регулятивные УУД:

- принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;

-принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и

инструкцию учителя;

Личностные УУД:

-сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач;

-  развитие  творческих способностей.

Предметные результаты:

-устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие  специальных музыкальных способностей.

1

1

2. Певческая установка.

Знакомство с основными положениями головы и корпуса во время пения.

Игры со звуками: поиск подходящего тембра, высоты, продолжительность звука

Коммуникативные УУД:  −  контролировать  свои  действия в коллективной работе; −  исполнять  со  сверстниками музыкальные  произведения, выполняя  при  этом  разные функции;  Познавательные УУД:  − находить в музыкальном тексте разные части; -  читать  простое  схематическое изображение.

Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя;

Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей.  

Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие  специальных музыкальных способностей.

1

1

2

3.Работа артикуляционного аппарата 

Работа над правильной вокально-певческой установкой во время пения.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Твердая и мягкая атака

Исследовательская деятельность по выявлению способов звукоизвлечения.

Активизация речевого аппарата  с использованием  речевых  и муз. скороговорок, упражнения  по системе В.В.Емельянова.

Коммуникативные УУД:  − принимать участие в групповом музицирование, в коллективных инсценировках; − контролировать свои действия в коллективной работе; Познавательные УУД:  − первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: −принимать учебную задачу; −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; −принимать позицию исполнителя музыкальных произведений;

Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -эмоциональной отзывчивости, понимание музыкального образа  Предметными результатами   -устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам  музыкально-творческой деятельности  -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух.

1

1

2

4.Охрана и гигиена голоса.

Пояснение основ сохранения здоровья голосового аппарата и условия сохранения певческого долголетия.

Исполнение песен текущего репертуара с правильным дыханием Индивидуальное и ансамблевое исполнение упражнений.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; - Познавательные УУД:  -первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами   -устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам  музыкально-творческой деятельности  -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; навыков.

1

1

2

5. Певческое дыхание.

Формирование правильного певческого дыхания, его развития. Основные принципы.

Воспроизведение упражнений на развитие певческого дыхания.

Коммуникативные УУД:  −  контролировать  свои  действия в коллективной работе; −  исполнять  со  сверстниками музыкальные  произведения, выполняя  при  этом  разные функции  (четкое,  точное произношение слогов и слов.); Познавательные УУД:  −  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; −  читать  простое  схематическое изображение. Регулятивные УУД: принимать учебную задачу;  −осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -развитие внимательности, трудолюбия, целеустремленности, ответственности  Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности

2

2

6. Дикция в пении.

Упражнения для формирования четкой артикуляции  и произношения слов.

Мягкая и жесткая атака звука в пении.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; -читать  простое  схематическое изображение. Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; навыков: пение в ансамбле, правильное звукоизвлечение

1

2

3

7. Приемы звуковедения. Агогика звука.

Развитие навыков уверенного пения. 

Работа  над снятием форсированного  звука  в режиме legato (легато),non legato (нон легато)

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; - принимать участие в групповом музицирование,  в  коллективных инсценировках; Познавательные УУД:   -первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи;  Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; -  развитие  творческих способностей.  Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей.

2

2

8. Динамика звука.

 Обработка динамических оттенков  и штрихов.

Работа  над снятием  звука  в режиме «f» и «p»

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  -читать  простое  схематическое изображение;  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к

1

1

9.Интонационная точность исполнения.

Развитие вокально-интонационных навыков.

Упражнения на формирование правильности интонирования звукаведения.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слу

2

2

10. Работа  над репертуаром

Выбор  и разучивание репертуара. Разбор технически добрых  мест, выучивание текстов  с фразировкой, нюансировкой.

Работа над образом исполняемого произведения.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений;

4

9

12

11. Концертная деятельность

Работа  с воспитанниками  по  культуре поведения  на сцене,  на развитие умения сконцентрироваться  на  сцене, вести  себя свободно раскрепощено

Концертная деятельность

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений;

3

3

12. Итоговые занятия, творческие отчеты

Разбор  ошибок и  поощрение удачных моментов.

Анализ динамики развития.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельносити;

-принимать музыкально - испонительскую задачу и инструкцию учителя;

Личностные УУД: - сотрудничество со сверстниками в решении различных исполнительских задач;

-развитие творческих способностей

Предметными результатами: - устойчивый интерес к различными видам музыкально – творческой деятельности; - развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений.

1

1

ИТОГО

9

25

34

VII. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

Используемая литература:

•  Абелян Л.    Как Рыжик научился петь:  учебное пособие  для детей  младшего  школьного возраста; издательство «Советский композитор», г. Москва, 1989г.

•  Акентьева Л.В.  Нотки спрятались в словах / Л.В.Акентьева. – Ростов на  Дону: Феникс, 2010.-32с.: ил.- (Мои первые ноты).

•  Груздова  И.В.      Навстречу  музыке:  музыкальные  игры  и  занятия  для  детей  / И.В.Груздова,  Е.К.  Лютова,  Е.В.Никитина.  –  Ростов  на  Дону:  Феникс,  2010.  –  254с.  – (Мир вашего ребёнка);

•  Домогацкая И.Е.  Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских  музыкальных  школ  и  школ  искусств.  –  М.:  ООО  «Издательство  «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.

•  Евсеева Ю.В.  До-ре-ми-фа-солька: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – СПб.: КАРО, 2009.-96с.: ил.

•  Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;

•  Струве Г.А.  Нотный бал, 1-4 кл. : сборник песен / Г.А.Струве. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 53,(3)с. : нот.

•  Сычёва М.А.   Первые уроки музыки:  учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ (теория решения изобразительных задач) для музыкальных руководителей / М.А.Сычёва. - Ростов на Дону : Феникс, 2009.-362с.6ил. - (Сердце отдаю детям).

Интернет-ресурсы,  которые  могут  быть  использованы  учителем  для  подготовки занятий:

•  Детям о музыке –  www.muz-urok.ru 

•  Искусство слышать –  www.iskusstvo.my1.ru 

•  Мультфильмы для уроков музыки – www.musicandi.ru/cartoon_film

Средства обучения.    

1. Дидактический материал:

•  «До-ре-ми-фа-солька» (Ю.В. Евсеева «музыкальная грамота для детей»);

•  «Этот  удивительный  мир»  (И.Каплунова,  И.Новоскольцева,  «Развитие  чувства  ритма  у детей»);

•  «Музыкально-дидактические игры» (З.Я. Роот, пособие для музыкального руководителя)

•  «Музыка.  1-4  классы.  Олимпиадные  задания».  (Автор  Е.Н.  Арсенина)  Внутриклассная олимпиада 1 класс, тест для выявления степени достижения планируемых   результатов.

2.Печатные пособия:

•  Комплект портретов композиторов;

•  Демонстративный материал: шумовые музыкальные инструменты, комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы (Харьков: Ранок, 2007).

3.Информационно-коммуникативные средства:

•  «Большая энциклопедия России: Искусство России» (1СD);

•  Мультимедийные  презентации:  «Рассказ  про  музыку»,  «Весёлые  ноты»,  «Развиваем свой  голос»,  «Развиваем  ладовый  слух»,  «Музыкальная  азбука»,  «Знакомство  с русскими музыкальными инструментами», «Музыкальные ноты»;

•  «Уроки музыки в школе без проблем» (3 CD);

•  Серия «Пойте снами» (8 CD)

4.Технические средства обучения:

•  Компьютер, музыкальный центр, проэктор.

5.Учебно-практическое оборудование:

•  Музыкальный инструмент (фортепиано);

•  Аудиторная  доска  с  магнитной  поверхностью  и  набором  приспособлений  для крепления демонстративного материала.



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено» 

Руководитель МО 

____________/ ______________/ 

Протокол МО 

№____ от «____»___________2020 г. 

«Согласовано» 

Председатель  

Методического совета 

__________________/ __________/ 

Протокол МС 

№____ от «____»___________2020 г. 

«Утверждено» 

Директор  

____________/ ______________/ 

Приказ 

№____ от «____»___________2020 г. 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

внеурочной деятельности 

по курсу: Вокал «Музыкальный калейдоскоп» 

начальное общее образование, 2 класс 

 

Направленность: художественно-эстетическая

                                                                               Уровень программы: ознакомительный

                                                                   Возраст обучающихся: 8-9   лет

                                                                                    Срок реализации: 01.09.2020-25.05.2021 г

 

 

Автор / Разработчик 

Красилова Надежда Константиновна

 

 

Утверждена на заседании педагогического совета 

Протокол № _____  

от «____» __________2020 г. 

 

г. Москва, 2020-2021 учебный год

Введение

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.

     I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Музыкальный калейдоскоп» разработана и составлена для учащихся 2 - х классов, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, содержанием авторской программы по музыке «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. - М., «Просвещение», 2012.

    Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения.  Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» поможет младшим школьникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.

Данная программа направлена на выполнение одной из важнейших задач музыкального образования – обеспечение условий для вхождения ребенка в мир искусства, знакомство его с культурным наследием народного хорового пения, классических и современных музыкальных произведений. Учебно-воспитательные задачи обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и средство воспитания.

Программа «Музыкальный калейдоскоп» рассчитана на 1 год обучения для младшего школьного возраста обучающихся. Занятия в вокальной группе проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора или конкурса. Оптимальное количество учащихся в группе 6-12 человек.

Программа «Музыкальный калейдоскоп» рассчитана на обучающихся в возрасте 8-9 лет, из расчета 1 час в неделю 34 часа в год. Продолжительность занятия: 2 класс – 40 минут.

Форма организации занятий – групповая.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Направленность программы.

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Программа предназначена для:

•  развития  музыкальности;  музыкального  слуха,  чувства  ритма,  музыкальной  памяти восприимчивости, способности к сопереживанию;

•  раскрытия  творческих  способностей  в  различных  видах  музыкально-творческой деятельности  (слушании  музыки,  пении,  музыкально-пластическом  движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений);

•  повышения уровня знаний в области музыкального искусства своего народа, а так же других народов.

Внеурочная деятельность реализуется в виде:

•  музыкальных занятий;

•  занятия-концерт;

•  репетиции;

•  творческие отчёты            

Цель  программы: создание  условий  для  развития  и  реализации  творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.          

Основные задачи: 

 •  развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;

 •  формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);

 •  формирование  уровня  знаний  детей  в  области  музыкальной  культуры,  развитие  их музыкальных представлений и художественного вкуса;

 •  воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умение  работать  в  коллективе,  настойчивость  и  целеустремлённость  в  преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.    

II.  Общая характеристика предмета.

Программа вокального кружка «Музыкальный калейдоскоп» для 2-х классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом  государственного  образовательного  стандарта второго поколения начального общего образования 2012 года.        

 Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих  освоение  искусства  как  духовного  наследия  человечества.  Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении.  Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях  общего  образования.  Обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.  

       

В основу построения  курса  вокального  кружка  «Музыкальный калейдоскоп»  были  положены следующие принципы:

•  принцип преемственности и непрерывности художественно  – эстетического образования помогает выстроить в сознании школьников целостную художественную картину мира, обеспечить духовное «созревание» слушателя, исполнителя, ценителя искусства;

•  принцип увлекательности занятий (Кабалевский Д.Б.)    на основе связи музыки и  жизни  создает  мотивирующую  деятельность  ученика,  связанную  с  музыкальным искусством;  

•  принцип интегрированного взаимодействия искусств (Юсов Б.П.) направлен на формирование  представлений  о  целостности,  взаимосвязи  и  единстве  всего  в  мире  знаний, «рассматривать  не  отдельные,  изолированные  явления  жизни,  а  обширные  единства» (Лотман);

•  принцип  «тождества»  и  «контраста»  (Асафьев  Б)  реализуется  через представленность  произведений  искусства  учащимся,  и  помогает  им  пробудить  поисковую активность, направленную на понимание и принятия или непринятия данного образа;

•  принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

•  принцип тематизма – осуществляется внутренняя  преемственность между тема-ми четвертей и всеми годами.

Формы и методы внеурочной деятельности.

 Основной  формой  организации  занятий  является  групповая.  

Наряду  с  групповой  формой работы  на занятиях  применяется индивидуальный  и  дифференцированный  подход  к  детям. Занятия и подбор песенного репертуара планируются с учётом возрастных, психологических и  индивидуальных  особенностей  обучающихся.  Содержание  программы  включает  в  себя занятия  разных  типов,  на  которых  решаются  вокальные,  творческие  и  воспитательные задачи.  Форма  проведения  варьируется,  в  рамках  одного  занятия  сочетаются  разные  виды деятельности: 

•    вокально-хоровая работа;

•    занятия по музыкальной грамоте;

•    музыкально-дидактические игры;

•    музыкально-ритмические упражнения;

•    дыхательная гимнастика;

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

•  наглядно-слуховой (аудиозаписи);

•  наглядно-зрительный (наглядно-зрительный);

•  частично-поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

•  «концентрический» (по методике М.И. Глинки);

•   фонетический;

•  Практический (показ приёма исполнения, импровизация).

Одним  из  ведущих  приёмов  обучения  пению  детей  является  демонстрация  педагогом академической  манеры  пения.  В  ходе  реализации  программы  применяются  педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова.

Форма подведения итогов.

 Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях, инсценирование  музыкальных  сказок,  сценок  из  жизни  школы  и творческие работы.

III.  Место вокального кружка «Музыкальный калейдоскоп» в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы «Ступени» количество часов, отведённых на реализацию  программы  предполагается  в  объёме  33  часов  за  1 год (для 2 класса).  Занятия в вокальной кружке проходят 1 раза в неделю по 40 минут. Занятия групповые.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Программа способствует:

  Музыкальному  и  культурному  развитию   расширение  представлений  о  широте жизненного содержания музыки и силе её содержания.

  Нравственному  воспитанию    на  занятиях  у  учащихся  формируется  культура поведения в кругу сверстников и в семье.

  Эстетическому  воспитанию    учащиеся  участвуют  в  музыкальных  конкурсах, праздниках, театрализованных представлениях.  

  Физическому  воспитанию    на  занятиях  с  детьми  проводятся  танцевально-пластическое  движение,  учащиеся    проявляют  самостоятельность  в  выборе  нужного движения,  уметь  импровизировать,  двигаться  в  соответствии  с  характером  и  темпоритмом музыки, ориентироваться в пространстве.

IV. Личностные и метапредметные результаты.

Личностные

Метапредметные регулятивные, познавательные, коммуникативные

ЛР1-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности ЛР2-уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям. ЛР3-эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения; ЛР4-интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; ЛР5- навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности; ЛР6- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей

МР1- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; МР2- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; МП1- ориентации в способах решения исполнительской задачи;  МК1- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

МК2 – учитывать настроение людей, их эмоции от восприятия музыки.

Планируемые результаты.

 Проверкой результатов усвоения знаний на занятиях является коллективное, сольное, групповое прослушивание детей.

Критерий оценки – рост исполнительских навыков с учетом исходного уровня подготовки учащегося и его активности на занятиях.  

Кроме того, дети участвует в концертных мероприятиях школьного, городского уровня, где качество исполняемых произведений является итоговым показателем всей вокально-хоровой работы на занятиях.

Обучение вокалу в 2 классе:

•  наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

•  владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

•  проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении).

Высокий уровень

выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту

Средний уровень

недостаточно  четкое  выполнение  показателей  или    заданий,  соответствующих    данному  возрасту

Низкий уровень

невыполнение показателей и заданий данного возраста

 V. Содержание программы.

Программа  «Музыкальный калейдоскоп»  направлена  на  расширение  и  углубление  изучения предмета  «Музыка»  и    музыкальной  культуры    учащихся  начальной  школы.  Начальное овладение  различными  видами  музыкально-творческой  деятельности  станут  фундаментом обучения  на  дальнейших  ступенях  общего  образования.  Обеспечат  введение  учащихся  в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Широкий интегрированный конспект программы (имеются в виду  многочисленные содержательные  связи  с  предметами  «Литературное  чтение»,  «Окружающий  мир», «Изобразительное  искусство»,  «Русский  язык»)  не  снижает  самооценки  кружка  «Мир песен», а лишь придаёт больший объём  в восприятии и усвоения  его содержания.  

   На  уроках  литературного  чтения  дети  могут  использовать  выразительные  приёмы, которые  они  подчеркнули    на  уроках  музыки,  общие  для  музыкальной  и  актёрской  речи: форте пиано, стаккато и легато.

   Музыкальная  грамота  тесно  связана  с  грамматикой  родного  языка  и  математикой: музыкальные длительности, метр, размер.

   В  методических  рекомендациях  предложены  формы  связанные  с  театром: инсценировки, театрализация В разделе «Музыкальное движение» прочерчены связи с физкультурой.

Содержание программы для 2-го класса:

1. Вводное занятие. Строение голосового аппарата

Основы анатомии голосового аппарата.

2. Певческая установка.

Основные положения головы и корпуса. Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслаблены. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не подымая высоко, мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, смотреть прямо перед собой.

3. Работа артикуляционного аппарата

Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыкальная организация связана со словом. В образовании музыкальной речи участвуют органы речевого аппарата: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов направлена на создание звуков речи [гласных и согласных], называется артикуляцией. Артикуляционная гимнастика.

4. Охрана и гигиена голоса

Введение понятия гигиена голоса. Сохранение здоровья голосового аппарата. Условия сохранение певческого долголетия.

5. Певческое дыхание

Ключичное дыхание. Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании.

6. Дикция в пении.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию. Дикционная четкость – необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Скороговорки.

7. Приемы звуковедения. Агогика звука. – legato (легато),non legato (нон легато)

Общие понятия звуковедения. Виды звуковедения. Плавное и неплавное звуковедение. Вокальные упражнения на различные типы вокализации.

8. Динамика звука.

Понятие-динамика. Динамика как выразительное средство музыки.

Громкость - понятие субъективное. Она зависит прежде всего от силы голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы дыхания в процессе пения и от развития мышц дыхательной опоры, от резонаторов, которыми пользуется певец и, вообще, от свободы звукоизвлечения. Сила голоса находится в прямой пропорции от той силы, к которой готово дыхание певца. Конечно, певец может добиться от своего голоса желаемой громкости, но если его дыхание неподготовлено, то возникнет форсаж. Поэтому сначала нужно наращивать эластичность , гибкость и силу дыхательной опоры, а затем увеличивать динамику звука. Развитие дыхательной функции в процессе пения должно опережать развитие всех качеств голоса, связанных с усилением режима работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).

9. Интонационная точность исполнения.

Развитие различных сторон музыкального слуха (звуковысотного, ладового, динамического).

Вырабатывать у учащихся внутренний слух

а) Петь знакомые мелодии в медленном темпе «цепочкой».

б) Петь музыкальные фразы поочередно вслух и про себя

Упражнения на развитие чистой интонации должны вводиться уже на первых этапах работы над формированием вокально-интонационных навыков. Так же интенсивно вводятся различные упражнения на интонирование интервалов и аккордов от звука – по мере изучения соответствующих теоретических тем.

10. Работа  над репертуаром.

Выбор  и разучивание репертуара.

11.Концертная деятельность. 

Работа  с  воспитанниками  по  культуре  поведения  на  сцене,  на  развитие  умения сконцентрироваться  на  сцене,  вести  себя  свободно  раскрепощено.  Разбор  ошибок  и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

VI. Тематическое планирование.

2 класс

Цель - создание условий  для  включения  детей  в  музыкально  –  творческую деятельность.

Задачи - формировать основы вокальной и сценической культуры; - содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения; - развивать творческую активность и самостоятельность детей; - воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

Темы

Формы

организации

Деятельность  обучающихся

Формируемые умения  (УУД)

Теория

Практика

Общ. кол. ч.

1. Вводное занятие. Строение голосового аппарата

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Основы анатомии голосового аппарата.

Озвучание различных явлений.

Восприятие информации по средствам игры.

Коммуникативные УУД:

-контролировать свои  действия в коллективной работе

-учитывать  настроение  других

людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки;

- принимать участие в групповом

музицирование,  в  коллективных инсценировках;

-следить  за  действиями  других участников  в  процессе  хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

Познавательные УУД:

-читать  простое  схематическое изображение; первоначальной  ориентации  в способах  решения

исполнительской задачи;

Регулятивные УУД:

- принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;

-принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и

инструкцию учителя;

Личностные УУД:

-сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач;

-  развитие  творческих способностей.

Предметные результаты:

-устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие  специальных музыкальных способностей.

1

1

2. Певческая установка.

Знакомство с основными положениями головы и корпуса во время пения.

Игры со звуками: поиск подходящего тембра, высоты, продолжительность звука

Коммуникативные УУД:  −  контролировать  свои  действия в коллективной работе; −  исполнять  со  сверстниками музыкальные  произведения, выполняя  при  этом  разные функции;  Познавательные УУД:  − находить в музыкальном тексте разные части; -  читать  простое  схематическое изображение.

Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя;

Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей.  

Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие  специальных музыкальных способностей.

1

1

2

3.Работа артикуляционного аппарата 

Работа над правильной вокально-певческой установкой во время пения.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Твердая и мягкая атака

Исследовательская деятельность по выявлению способов звукоизвлечения.

Активизация речевого аппарата  с использованием  речевых  и муз. скороговорок, упражнения  по системе В.В.Емельянова.

Коммуникативные УУД:  − принимать участие в групповом музицирование, в коллективных инсценировках; − контролировать свои действия в коллективной работе; Познавательные УУД:  − первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: −принимать учебную задачу; −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; −принимать позицию исполнителя музыкальных произведений;

Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -эмоциональной отзывчивости, понимание музыкального образа  Предметными результатами   -устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам  музыкально-творческой деятельности  -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух.

1

1

2

4.Охрана и гигиена голоса.

Пояснение основ сохранения здоровья голосового аппарата и условия сохранения певческого долголетия.

Исполнение песен текущего репертуара с правильным дыханием Индивидуальное и ансамблевое исполнение упражнений.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; - Познавательные УУД:  -первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами   -устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам  музыкально-творческой деятельности  -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; навыков.

1

1

2

5. Певческое дыхание.

Формирование правильного певческого дыхания, его развития. Основные принципы.

Воспроизведение упражнений на развитие певческого дыхания.

Коммуникативные УУД:  −  контролировать  свои  действия в коллективной работе; −  исполнять  со  сверстниками музыкальные  произведения, выполняя  при  этом  разные функции  (четкое,  точное произношение слогов и слов.); Познавательные УУД:  −  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; −  читать  простое  схематическое изображение. Регулятивные УУД: принимать учебную задачу;  −осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -развитие внимательности, трудолюбия, целеустремленности, ответственности  Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности

2

2

6. Дикция в пении.

Упражнения для формирования четкой артикуляции  и произношения слов.

Мягкая и жесткая атака звука в пении.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; -читать  простое  схематическое изображение. Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; навыков: пение в ансамбле, правильное звукоизвлечение

1

2

3

7. Приемы звуковедения. Агогика звука.

Развитие навыков уверенного пения. 

Работа  над снятием форсированного  звука  в режиме legato (легато),non legato (нон легато)

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; - принимать участие в групповом музицирование,  в  коллективных инсценировках; Познавательные УУД:   -первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи;  Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; -  развитие  творческих способностей.  Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей.

2

2

8. Динамика звука.

 Обработка динамических оттенков  и штрихов.

Работа  над снятием  звука  в режиме «f» и «p»

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  -читать  простое  схематическое изображение;  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к

1

1

9.Интонационная точность исполнения.

Развитие вокально-интонационных навыков.

Упражнения на формирование правильности интонирования звукаведения.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слу

2

2

10. Работа  над репертуаром

Выбор  и разучивание репертуара. Разбор технически добрых  мест, выучивание текстов  с фразировкой, нюансировкой.

Работа над образом исполняемого произведения.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений;

4

9

12

11. Концертная деятельность

Работа  с воспитанниками  по  культуре поведения  на сцене,  на развитие умения сконцентрироваться  на  сцене, вести  себя свободно раскрепощено

Концертная деятельность

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельности;  -принимать  музыкально-исполнительскую  задачу  и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при  решении  различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами    -устойчивый  интерес  к различным  видам  музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений;

3

3

12. Итоговые занятия, творческие отчеты

Разбор  ошибок и  поощрение удачных моментов.

Анализ динамики развития.

Коммуникативные УУД:  -контролировать свои  действия в коллективной работе -учитывать  настроение  других людей,  их  эмоции  от  восприятия музыки; Познавательные УУД:  первоначальной  ориентации  в способах  решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -  принимать  учебную  задачу; осуществлять  первоначальный контроль  своего  участия  в интересных  для  него  видах музыкальной деятельносити;

-принимать музыкально - испонительскую задачу и инструкцию учителя;

Личностные УУД: - сотрудничество со сверстниками в решении различных исполнительских задач;

-развитие творческих способностей

Предметными результатами: - устойчивый интерес к различными видам музыкально – творческой деятельности; - развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений.

1

1

ИТОГО

9

25

34

VII. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

Используемая литература:

•  Абелян Л.    Как Рыжик научился петь:  учебное пособие  для детей  младшего  школьного возраста; издательство «Советский композитор», г. Москва, 1989г.

•  Акентьева Л.В.  Нотки спрятались в словах / Л.В.Акентьева. – Ростов на  Дону: Феникс, 2010.-32с.: ил.- (Мои первые ноты).

•  Груздова  И.В.      Навстречу  музыке:  музыкальные  игры  и  занятия  для  детей  / И.В.Груздова,  Е.К.  Лютова,  Е.В.Никитина.  –  Ростов  на  Дону:  Феникс,  2010.  –  254с.  – (Мир вашего ребёнка);

•  Домогацкая И.Е.  Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских  музыкальных  школ  и  школ  искусств.  –  М.:  ООО  «Издательство  «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.

•  Евсеева Ю.В.  До-ре-ми-фа-солька: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – СПб.: КАРО, 2009.-96с.: ил.

•  Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;

•  Струве Г.А.  Нотный бал, 1-4 кл. : сборник песен / Г.А.Струве. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 53,(3)с. : нот.

•  Сычёва М.А.   Первые уроки музыки:  учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ (теория решения изобразительных задач) для музыкальных руководителей / М.А.Сычёва. - Ростов на Дону : Феникс, 2009.-362с.6ил. - (Сердце отдаю детям).

Интернет-ресурсы,  которые  могут  быть  использованы  учителем  для  подготовки занятий:

•  Детям о музыке –  www.muz-urok.ru 

•  Искусство слышать –  www.iskusstvo.my1.ru 

•  Мультфильмы для уроков музыки – www.musicandi.ru/cartoon_film

Средства обучения.    

1. Дидактический материал:

•  «До-ре-ми-фа-солька» (Ю.В. Евсеева «музыкальная грамота для детей»);

•  «Этот  удивительный  мир»  (И.Каплунова,  И.Новоскольцева,  «Развитие  чувства  ритма  у детей»);

•  «Музыкально-дидактические игры» (З.Я. Роот, пособие для музыкального руководителя)

•  «Музыка.  1-4  классы.  Олимпиадные  задания».  (Автор  Е.Н.  Арсенина)  Внутриклассная олимпиада 1 класс, тест для выявления степени достижения планируемых   результатов.

2.Печатные пособия:

•  Комплект портретов композиторов;

•  Демонстративный материал: шумовые музыкальные инструменты, комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы (Харьков: Ранок, 2007).

3.Информационно-коммуникативные средства:

•  «Большая энциклопедия России: Искусство России» (1СD);

•  Мультимедийные  презентации:  «Рассказ  про  музыку»,  «Весёлые  ноты»,  «Развиваем свой  голос»,  «Развиваем  ладовый  слух»,  «Музыкальная  азбука»,  «Знакомство  с русскими музыкальными инструментами», «Музыкальные ноты»;

•  «Уроки музыки в школе без проблем» (3 CD);

•  Серия «Пойте снами» (8 CD)

4.Технические средства обучения:

•  Компьютер, музыкальный центр, проэктор.

5.Учебно-практическое оборудование:

•  Музыкальный инструмент (фортепиано);

•  Аудиторная  доска  с  магнитной  поверхностью  и  набором  приспособлений  для крепления демонстративного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс

Рабочая программа  курса «Занимательная математика » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...

Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса

  Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации  федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа курса занятий по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса

Программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способству...

Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 - 4 класс

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Г...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячев. 1 класс. "Школа 2100"

Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными професс...