Рабочая программа по вокалу. 2 класс. Внеурочная деятельность
рабочая программа по музыке (2 класс)
Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по вокалу. 2 класс. Внеурочная деятельность | 38.68 КБ |
rp_vokal_vneurochnaya_deyat._2_kl._20-21.docx | 38.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/ ______________/ Протокол МО №____ от «____»___________2020 г. | «Согласовано» Председатель Методического совета __________________/ __________/ Протокол МС №____ от «____»___________2020 г. | «Утверждено» Директор ____________/ ______________/ Приказ №____ от «____»___________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу: Вокал «Музыкальный калейдоскоп»
начальное общее образование, 2 класс
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 01.09.2020-25.05.2021 г
Автор / Разработчик
Красилова Надежда Константиновна
Утверждена на заседании педагогического совета
Протокол № _____
от «____» __________2020 г.
г. Москва, 2020-2021 учебный год
Введение
Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Музыкальный калейдоскоп» разработана и составлена для учащихся 2 - х классов, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, содержанием авторской программы по музыке «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. - М., «Просвещение», 2012.
Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» поможет младшим школьникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.
Данная программа направлена на выполнение одной из важнейших задач музыкального образования – обеспечение условий для вхождения ребенка в мир искусства, знакомство его с культурным наследием народного хорового пения, классических и современных музыкальных произведений. Учебно-воспитательные задачи обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и средство воспитания.
Программа «Музыкальный калейдоскоп» рассчитана на 1 год обучения для младшего школьного возраста обучающихся. Занятия в вокальной группе проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора или конкурса. Оптимальное количество учащихся в группе 6-12 человек.
Программа «Музыкальный калейдоскоп» рассчитана на обучающихся в возрасте 8-9 лет, из расчета 1 час в неделю 34 часа в год. Продолжительность занятия: 2 класс – 40 минут.
Форма организации занятий – групповая.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Направленность программы.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Программа предназначена для:
• развития музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти восприимчивости, способности к сопереживанию;
• раскрытия творческих способностей в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений);
• повышения уровня знаний в области музыкального искусства своего народа, а так же других народов.
Внеурочная деятельность реализуется в виде:
• музыкальных занятий;
• занятия-концерт;
• репетиции;
• творческие отчёты
Цель программы: создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.
Основные задачи:
• развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
• формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);
• формирование уровня знаний детей в области музыкальной культуры, развитие их музыкальных представлений и художественного вкуса;
• воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.
II. Общая характеристика предмета.
Программа вокального кружка «Музыкальный калейдоскоп» для 2-х классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2012 года.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования. Обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В основу построения курса вокального кружка «Музыкальный калейдоскоп» были положены следующие принципы:
• принцип преемственности и непрерывности художественно – эстетического образования помогает выстроить в сознании школьников целостную художественную картину мира, обеспечить духовное «созревание» слушателя, исполнителя, ценителя искусства;
• принцип увлекательности занятий (Кабалевский Д.Б.) на основе связи музыки и жизни создает мотивирующую деятельность ученика, связанную с музыкальным искусством;
• принцип интегрированного взаимодействия искусств (Юсов Б.П.) направлен на формирование представлений о целостности, взаимосвязи и единстве всего в мире знаний, «рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства» (Лотман);
• принцип «тождества» и «контраста» (Асафьев Б) реализуется через представленность произведений искусства учащимся, и помогает им пробудить поисковую активность, направленную на понимание и принятия или непринятия данного образа;
• принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
• принцип тематизма – осуществляется внутренняя преемственность между тема-ми четвертей и всеми годами.
Формы и методы внеурочной деятельности.
Основной формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия и подбор песенного репертуара планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
• вокально-хоровая работа;
• занятия по музыкальной грамоте;
• музыкально-дидактические игры;
• музыкально-ритмические упражнения;
• дыхательная гимнастика;
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
• наглядно-слуховой (аудиозаписи);
• наглядно-зрительный (наглядно-зрительный);
• частично-поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
• «концентрический» (по методике М.И. Глинки);
• фонетический;
• Практический (показ приёма исполнения, импровизация).
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения. В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова.
Форма подведения итогов.
Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях, инсценирование музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
III. Место вокального кружка «Музыкальный калейдоскоп» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы «Ступени» количество часов, отведённых на реализацию программы предполагается в объёме 33 часов за 1 год (для 2 класса). Занятия в вокальной кружке проходят 1 раза в неделю по 40 минут. Занятия групповые.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Программа способствует:
✓ Музыкальному и культурному развитию – расширение представлений о широте жизненного содержания музыки и силе её содержания.
✓ Нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье.
✓ Эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в музыкальных конкурсах, праздниках, театрализованных представлениях.
✓ Физическому воспитанию – на занятиях с детьми проводятся танцевально-пластическое движение, учащиеся проявляют самостоятельность в выборе нужного движения, уметь импровизировать, двигаться в соответствии с характером и темпоритмом музыки, ориентироваться в пространстве.
IV. Личностные и метапредметные результаты.
Личностные | Метапредметные регулятивные, познавательные, коммуникативные |
ЛР1-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности ЛР2-уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям. ЛР3-эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения; ЛР4-интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; ЛР5- навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности; ЛР6- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей | МР1- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; МР2- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; МП1- ориентации в способах решения исполнительской задачи; МК1- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.); МК2 – учитывать настроение людей, их эмоции от восприятия музыки. |
Планируемые результаты.
Проверкой результатов усвоения знаний на занятиях является коллективное, сольное, групповое прослушивание детей.
Критерий оценки – рост исполнительских навыков с учетом исходного уровня подготовки учащегося и его активности на занятиях.
Кроме того, дети участвует в концертных мероприятиях школьного, городского уровня, где качество исполняемых произведений является итоговым показателем всей вокально-хоровой работы на занятиях.
Обучение вокалу в 2 классе:
• наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
• владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении).
Высокий уровень | выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту |
Средний уровень | недостаточно четкое выполнение показателей или заданий, соответствующих данному возрасту |
Низкий уровень | невыполнение показателей и заданий данного возраста |
V. Содержание программы.
Программа «Музыкальный калейдоскоп» направлена на расширение и углубление изучения предмета «Музыка» и музыкальной культуры учащихся начальной школы. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования. Обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Широкий интегрированный конспект программы (имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Русский язык») не снижает самооценки кружка «Мир песен», а лишь придаёт больший объём в восприятии и усвоения его содержания.
На уроках литературного чтения дети могут использовать выразительные приёмы, которые они подчеркнули на уроках музыки, общие для музыкальной и актёрской речи: форте пиано, стаккато и легато.
Музыкальная грамота тесно связана с грамматикой родного языка и математикой: музыкальные длительности, метр, размер.
В методических рекомендациях предложены формы связанные с театром: инсценировки, театрализация В разделе «Музыкальное движение» прочерчены связи с физкультурой.
Содержание программы для 2-го класса:
1. Вводное занятие. Строение голосового аппарата
Основы анатомии голосового аппарата.
2. Певческая установка.
Основные положения головы и корпуса. Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслаблены. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не подымая высоко, мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, смотреть прямо перед собой.
3. Работа артикуляционного аппарата
Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыкальная организация связана со словом. В образовании музыкальной речи участвуют органы речевого аппарата: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов направлена на создание звуков речи [гласных и согласных], называется артикуляцией. Артикуляционная гимнастика.
4. Охрана и гигиена голоса
Введение понятия гигиена голоса. Сохранение здоровья голосового аппарата. Условия сохранение певческого долголетия.
5. Певческое дыхание
Ключичное дыхание. Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании.
6. Дикция в пении.
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию. Дикционная четкость – необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Скороговорки.
7. Приемы звуковедения. Агогика звука. – legato (легато),non legato (нон легато)
Общие понятия звуковедения. Виды звуковедения. Плавное и неплавное звуковедение. Вокальные упражнения на различные типы вокализации.
8. Динамика звука.
Понятие-динамика. Динамика как выразительное средство музыки.
Громкость - понятие субъективное. Она зависит прежде всего от силы голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы дыхания в процессе пения и от развития мышц дыхательной опоры, от резонаторов, которыми пользуется певец и, вообще, от свободы звукоизвлечения. Сила голоса находится в прямой пропорции от той силы, к которой готово дыхание певца. Конечно, певец может добиться от своего голоса желаемой громкости, но если его дыхание неподготовлено, то возникнет форсаж. Поэтому сначала нужно наращивать эластичность , гибкость и силу дыхательной опоры, а затем увеличивать динамику звука. Развитие дыхательной функции в процессе пения должно опережать развитие всех качеств голоса, связанных с усилением режима работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).
9. Интонационная точность исполнения.
Развитие различных сторон музыкального слуха (звуковысотного, ладового, динамического).
Вырабатывать у учащихся внутренний слух
а) Петь знакомые мелодии в медленном темпе «цепочкой».
б) Петь музыкальные фразы поочередно вслух и про себя
Упражнения на развитие чистой интонации должны вводиться уже на первых этапах работы над формированием вокально-интонационных навыков. Так же интенсивно вводятся различные упражнения на интонирование интервалов и аккордов от звука – по мере изучения соответствующих теоретических тем.
10. Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
VI. Тематическое планирование.
2 класс
Цель - создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность.
Задачи - формировать основы вокальной и сценической культуры; - содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения; - развивать творческую активность и самостоятельность детей; - воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Темы | Формы организации | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (УУД) | Теория | Практика | Общ. кол. ч. |
1. Вводное занятие. Строение голосового аппарата | Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Основы анатомии голосового аппарата. | Озвучание различных явлений. Восприятие информации по средствам игры. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в групповом музицирование, в коллективных инсценировках; -следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности. Познавательные УУД: -читать простое схематическое изображение; первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметные результаты: -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей. | 1 | 1 | |
2. Певческая установка. | Знакомство с основными положениями головы и корпуса во время пения. | Игры со звуками: поиск подходящего тембра, высоты, продолжительность звука | Коммуникативные УУД: − контролировать свои действия в коллективной работе; − исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции; Познавательные УУД: − находить в музыкальном тексте разные части; - читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей. | 1 | 1 | 2 |
3.Работа артикуляционного аппарата | Работа над правильной вокально-певческой установкой во время пения. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Твердая и мягкая атака | Исследовательская деятельность по выявлению способов звукоизвлечения. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и муз. скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. | Коммуникативные УУД: − принимать участие в групповом музицирование, в коллективных инсценировках; − контролировать свои действия в коллективной работе; Познавательные УУД: − первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: −принимать учебную задачу; −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; −принимать позицию исполнителя музыкальных произведений; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -эмоциональной отзывчивости, понимание музыкального образа Предметными результатами -устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух. | 1 | 1 | 2 |
4.Охрана и гигиена голоса. | Пояснение основ сохранения здоровья голосового аппарата и условия сохранения певческого долголетия. | Исполнение песен текущего репертуара с правильным дыханием Индивидуальное и ансамблевое исполнение упражнений. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - Познавательные УУД: -первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; навыков. | 1 | 1 | 2 |
5. Певческое дыхание. | Формирование правильного певческого дыхания, его развития. Основные принципы. | Воспроизведение упражнений на развитие певческого дыхания. | Коммуникативные УУД: − контролировать свои действия в коллективной работе; − исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (четкое, точное произношение слогов и слов.); Познавательные УУД: − первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; − читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -развитие внимательности, трудолюбия, целеустремленности, ответственности Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности | 2 | 2 | |
6. Дикция в пении. | Упражнения для формирования четкой артикуляции и произношения слов. | Мягкая и жесткая атака звука в пении. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; -читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; навыков: пение в ансамбле, правильное звукоизвлечение | 1 | 2 | 3 |
7. Приемы звуковедения. Агогика звука. | Развитие навыков уверенного пения. | Работа над снятием форсированного звука в режиме legato (легато),non legato (нон легато) | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в групповом музицирование, в коллективных инсценировках; Познавательные УУД: -первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей. | 2 | 2 | |
8. Динамика звука. | Обработка динамических оттенков и штрихов. | Работа над снятием звука в режиме «f» и «p» | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: -читать простое схематическое изображение; первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к | 1 | 1 | |
9.Интонационная точность исполнения. | Развитие вокально-интонационных навыков. | Упражнения на формирование правильности интонирования звукаведения. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слу | 2 | 2 | |
10. Работа над репертуаром | Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. | Работа над образом исполняемого произведения. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; | 4 | 9 | 12 |
11. Концертная деятельность | Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено | Концертная деятельность | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; | 3 | 3 | |
12. Итоговые занятия, творческие отчеты | Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. | Анализ динамики развития. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельносити; -принимать музыкально - испонительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: - сотрудничество со сверстниками в решении различных исполнительских задач; -развитие творческих способностей Предметными результатами: - устойчивый интерес к различными видам музыкально – творческой деятельности; - развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений. | 1 | 1 | |
ИТОГО | 9 | 25 | 34 |
VII. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
Используемая литература:
• Абелян Л. Как Рыжик научился петь: учебное пособие для детей младшего школьного возраста; издательство «Советский композитор», г. Москва, 1989г.
• Акентьева Л.В. Нотки спрятались в словах / Л.В.Акентьева. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.-32с.: ил.- (Мои первые ноты).
• Груздова И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / И.В.Груздова, Е.К. Лютова, Е.В.Никитина. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 254с. – (Мир вашего ребёнка);
• Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
• Евсеева Ю.В. До-ре-ми-фа-солька: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – СПб.: КАРО, 2009.-96с.: ил.
• Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
• Струве Г.А. Нотный бал, 1-4 кл. : сборник песен / Г.А.Струве. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 53,(3)с. : нот.
• Сычёва М.А. Первые уроки музыки: учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ (теория решения изобразительных задач) для музыкальных руководителей / М.А.Сычёва. - Ростов на Дону : Феникс, 2009.-362с.6ил. - (Сердце отдаю детям).
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем для подготовки занятий:
• Детям о музыке – www.muz-urok.ru
• Искусство слышать – www.iskusstvo.my1.ru
• Мультфильмы для уроков музыки – www.musicandi.ru/cartoon_film
Средства обучения.
1. Дидактический материал:
• «До-ре-ми-фа-солька» (Ю.В. Евсеева «музыкальная грамота для детей»);
• «Этот удивительный мир» (И.Каплунова, И.Новоскольцева, «Развитие чувства ритма у детей»);
• «Музыкально-дидактические игры» (З.Я. Роот, пособие для музыкального руководителя)
• «Музыка. 1-4 классы. Олимпиадные задания». (Автор Е.Н. Арсенина) Внутриклассная олимпиада 1 класс, тест для выявления степени достижения планируемых результатов.
2.Печатные пособия:
• Комплект портретов композиторов;
• Демонстративный материал: шумовые музыкальные инструменты, комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы (Харьков: Ранок, 2007).
3.Информационно-коммуникативные средства:
• «Большая энциклопедия России: Искусство России» (1СD);
• Мультимедийные презентации: «Рассказ про музыку», «Весёлые ноты», «Развиваем свой голос», «Развиваем ладовый слух», «Музыкальная азбука», «Знакомство с русскими музыкальными инструментами», «Музыкальные ноты»;
• «Уроки музыки в школе без проблем» (3 CD);
• Серия «Пойте снами» (8 CD)
4.Технические средства обучения:
• Компьютер, музыкальный центр, проэктор.
5.Учебно-практическое оборудование:
• Музыкальный инструмент (фортепиано);
• Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстративного материала.
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/ ______________/ Протокол МО №____ от «____»___________2020 г. | «Согласовано» Председатель Методического совета __________________/ __________/ Протокол МС №____ от «____»___________2020 г. | «Утверждено» Директор ____________/ ______________/ Приказ №____ от «____»___________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу: Вокал «Музыкальный калейдоскоп»
начальное общее образование, 2 класс
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 01.09.2020-25.05.2021 г
Автор / Разработчик
Красилова Надежда Константиновна
Утверждена на заседании педагогического совета
Протокол № _____
от «____» __________2020 г.
г. Москва, 2020-2021 учебный год
Введение
Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Музыкальный калейдоскоп» разработана и составлена для учащихся 2 - х классов, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, содержанием авторской программы по музыке «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. - М., «Просвещение», 2012.
Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» поможет младшим школьникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.
Данная программа направлена на выполнение одной из важнейших задач музыкального образования – обеспечение условий для вхождения ребенка в мир искусства, знакомство его с культурным наследием народного хорового пения, классических и современных музыкальных произведений. Учебно-воспитательные задачи обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и средство воспитания.
Программа «Музыкальный калейдоскоп» рассчитана на 1 год обучения для младшего школьного возраста обучающихся. Занятия в вокальной группе проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора или конкурса. Оптимальное количество учащихся в группе 6-12 человек.
Программа «Музыкальный калейдоскоп» рассчитана на обучающихся в возрасте 8-9 лет, из расчета 1 час в неделю 34 часа в год. Продолжительность занятия: 2 класс – 40 минут.
Форма организации занятий – групповая.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Направленность программы.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Программа предназначена для:
• развития музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти восприимчивости, способности к сопереживанию;
• раскрытия творческих способностей в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений);
• повышения уровня знаний в области музыкального искусства своего народа, а так же других народов.
Внеурочная деятельность реализуется в виде:
• музыкальных занятий;
• занятия-концерт;
• репетиции;
• творческие отчёты
Цель программы: создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.
Основные задачи:
• развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
• формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);
• формирование уровня знаний детей в области музыкальной культуры, развитие их музыкальных представлений и художественного вкуса;
• воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.
II. Общая характеристика предмета.
Программа вокального кружка «Музыкальный калейдоскоп» для 2-х классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2012 года.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования. Обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В основу построения курса вокального кружка «Музыкальный калейдоскоп» были положены следующие принципы:
• принцип преемственности и непрерывности художественно – эстетического образования помогает выстроить в сознании школьников целостную художественную картину мира, обеспечить духовное «созревание» слушателя, исполнителя, ценителя искусства;
• принцип увлекательности занятий (Кабалевский Д.Б.) на основе связи музыки и жизни создает мотивирующую деятельность ученика, связанную с музыкальным искусством;
• принцип интегрированного взаимодействия искусств (Юсов Б.П.) направлен на формирование представлений о целостности, взаимосвязи и единстве всего в мире знаний, «рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства» (Лотман);
• принцип «тождества» и «контраста» (Асафьев Б) реализуется через представленность произведений искусства учащимся, и помогает им пробудить поисковую активность, направленную на понимание и принятия или непринятия данного образа;
• принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
• принцип тематизма – осуществляется внутренняя преемственность между тема-ми четвертей и всеми годами.
Формы и методы внеурочной деятельности.
Основной формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия и подбор песенного репертуара планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
• вокально-хоровая работа;
• занятия по музыкальной грамоте;
• музыкально-дидактические игры;
• музыкально-ритмические упражнения;
• дыхательная гимнастика;
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
• наглядно-слуховой (аудиозаписи);
• наглядно-зрительный (наглядно-зрительный);
• частично-поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
• «концентрический» (по методике М.И. Глинки);
• фонетический;
• Практический (показ приёма исполнения, импровизация).
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения. В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова.
Форма подведения итогов.
Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях, инсценирование музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
III. Место вокального кружка «Музыкальный калейдоскоп» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы «Ступени» количество часов, отведённых на реализацию программы предполагается в объёме 33 часов за 1 год (для 2 класса). Занятия в вокальной кружке проходят 1 раза в неделю по 40 минут. Занятия групповые.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Программа способствует:
✓ Музыкальному и культурному развитию – расширение представлений о широте жизненного содержания музыки и силе её содержания.
✓ Нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье.
✓ Эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в музыкальных конкурсах, праздниках, театрализованных представлениях.
✓ Физическому воспитанию – на занятиях с детьми проводятся танцевально-пластическое движение, учащиеся проявляют самостоятельность в выборе нужного движения, уметь импровизировать, двигаться в соответствии с характером и темпоритмом музыки, ориентироваться в пространстве.
IV. Личностные и метапредметные результаты.
Личностные | Метапредметные регулятивные, познавательные, коммуникативные |
ЛР1-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности ЛР2-уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям. ЛР3-эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения; ЛР4-интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; ЛР5- навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности; ЛР6- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей | МР1- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; МР2- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; МП1- ориентации в способах решения исполнительской задачи; МК1- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.); МК2 – учитывать настроение людей, их эмоции от восприятия музыки. |
Планируемые результаты.
Проверкой результатов усвоения знаний на занятиях является коллективное, сольное, групповое прослушивание детей.
Критерий оценки – рост исполнительских навыков с учетом исходного уровня подготовки учащегося и его активности на занятиях.
Кроме того, дети участвует в концертных мероприятиях школьного, городского уровня, где качество исполняемых произведений является итоговым показателем всей вокально-хоровой работы на занятиях.
Обучение вокалу в 2 классе:
• наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
• владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении).
Высокий уровень | выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту |
Средний уровень | недостаточно четкое выполнение показателей или заданий, соответствующих данному возрасту |
Низкий уровень | невыполнение показателей и заданий данного возраста |
V. Содержание программы.
Программа «Музыкальный калейдоскоп» направлена на расширение и углубление изучения предмета «Музыка» и музыкальной культуры учащихся начальной школы. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования. Обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Широкий интегрированный конспект программы (имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Русский язык») не снижает самооценки кружка «Мир песен», а лишь придаёт больший объём в восприятии и усвоения его содержания.
На уроках литературного чтения дети могут использовать выразительные приёмы, которые они подчеркнули на уроках музыки, общие для музыкальной и актёрской речи: форте пиано, стаккато и легато.
Музыкальная грамота тесно связана с грамматикой родного языка и математикой: музыкальные длительности, метр, размер.
В методических рекомендациях предложены формы связанные с театром: инсценировки, театрализация В разделе «Музыкальное движение» прочерчены связи с физкультурой.
Содержание программы для 2-го класса:
1. Вводное занятие. Строение голосового аппарата
Основы анатомии голосового аппарата.
2. Певческая установка.
Основные положения головы и корпуса. Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслаблены. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не подымая высоко, мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, смотреть прямо перед собой.
3. Работа артикуляционного аппарата
Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыкальная организация связана со словом. В образовании музыкальной речи участвуют органы речевого аппарата: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов направлена на создание звуков речи [гласных и согласных], называется артикуляцией. Артикуляционная гимнастика.
4. Охрана и гигиена голоса
Введение понятия гигиена голоса. Сохранение здоровья голосового аппарата. Условия сохранение певческого долголетия.
5. Певческое дыхание
Ключичное дыхание. Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании.
6. Дикция в пении.
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию. Дикционная четкость – необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Скороговорки.
7. Приемы звуковедения. Агогика звука. – legato (легато),non legato (нон легато)
Общие понятия звуковедения. Виды звуковедения. Плавное и неплавное звуковедение. Вокальные упражнения на различные типы вокализации.
8. Динамика звука.
Понятие-динамика. Динамика как выразительное средство музыки.
Громкость - понятие субъективное. Она зависит прежде всего от силы голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы дыхания в процессе пения и от развития мышц дыхательной опоры, от резонаторов, которыми пользуется певец и, вообще, от свободы звукоизвлечения. Сила голоса находится в прямой пропорции от той силы, к которой готово дыхание певца. Конечно, певец может добиться от своего голоса желаемой громкости, но если его дыхание неподготовлено, то возникнет форсаж. Поэтому сначала нужно наращивать эластичность , гибкость и силу дыхательной опоры, а затем увеличивать динамику звука. Развитие дыхательной функции в процессе пения должно опережать развитие всех качеств голоса, связанных с усилением режима работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).
9. Интонационная точность исполнения.
Развитие различных сторон музыкального слуха (звуковысотного, ладового, динамического).
Вырабатывать у учащихся внутренний слух
а) Петь знакомые мелодии в медленном темпе «цепочкой».
б) Петь музыкальные фразы поочередно вслух и про себя
Упражнения на развитие чистой интонации должны вводиться уже на первых этапах работы над формированием вокально-интонационных навыков. Так же интенсивно вводятся различные упражнения на интонирование интервалов и аккордов от звука – по мере изучения соответствующих теоретических тем.
10. Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
VI. Тематическое планирование.
2 класс
Цель - создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность.
Задачи - формировать основы вокальной и сценической культуры; - содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения; - развивать творческую активность и самостоятельность детей; - воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Темы | Формы организации | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (УУД) | Теория | Практика | Общ. кол. ч. |
1. Вводное занятие. Строение голосового аппарата | Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Основы анатомии голосового аппарата. | Озвучание различных явлений. Восприятие информации по средствам игры. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в групповом музицирование, в коллективных инсценировках; -следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности. Познавательные УУД: -читать простое схематическое изображение; первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметные результаты: -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей. | 1 | 1 | |
2. Певческая установка. | Знакомство с основными положениями головы и корпуса во время пения. | Игры со звуками: поиск подходящего тембра, высоты, продолжительность звука | Коммуникативные УУД: − контролировать свои действия в коллективной работе; − исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции; Познавательные УУД: − находить в музыкальном тексте разные части; - читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей. | 1 | 1 | 2 |
3.Работа артикуляционного аппарата | Работа над правильной вокально-певческой установкой во время пения. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Твердая и мягкая атака | Исследовательская деятельность по выявлению способов звукоизвлечения. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и муз. скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. | Коммуникативные УУД: − принимать участие в групповом музицирование, в коллективных инсценировках; − контролировать свои действия в коллективной работе; Познавательные УУД: − первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: −принимать учебную задачу; −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; −принимать позицию исполнителя музыкальных произведений; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -эмоциональной отзывчивости, понимание музыкального образа Предметными результатами -устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух. | 1 | 1 | 2 |
4.Охрана и гигиена голоса. | Пояснение основ сохранения здоровья голосового аппарата и условия сохранения певческого долголетия. | Исполнение песен текущего репертуара с правильным дыханием Индивидуальное и ансамблевое исполнение упражнений. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - Познавательные УУД: -первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; навыков. | 1 | 1 | 2 |
5. Певческое дыхание. | Формирование правильного певческого дыхания, его развития. Основные принципы. | Воспроизведение упражнений на развитие певческого дыхания. | Коммуникативные УУД: − контролировать свои действия в коллективной работе; − исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (четкое, точное произношение слогов и слов.); Познавательные УУД: − первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; − читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -развитие внимательности, трудолюбия, целеустремленности, ответственности Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности | 2 | 2 | |
6. Дикция в пении. | Упражнения для формирования четкой артикуляции и произношения слов. | Мягкая и жесткая атака звука в пении. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; -читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; навыков: пение в ансамбле, правильное звукоизвлечение | 1 | 2 | 3 |
7. Приемы звуковедения. Агогика звука. | Развитие навыков уверенного пения. | Работа над снятием форсированного звука в режиме legato (легато),non legato (нон легато) | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в групповом музицирование, в коллективных инсценировках; Познавательные УУД: -первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей. | 2 | 2 | |
8. Динамика звука. | Обработка динамических оттенков и штрихов. | Работа над снятием звука в режиме «f» и «p» | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: -читать простое схематическое изображение; первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к | 1 | 1 | |
9.Интонационная точность исполнения. | Развитие вокально-интонационных навыков. | Упражнения на формирование правильности интонирования звукаведения. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слу | 2 | 2 | |
10. Работа над репертуаром | Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. | Работа над образом исполняемого произведения. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; | 4 | 9 | 12 |
11. Концертная деятельность | Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено | Концертная деятельность | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; | 3 | 3 | |
12. Итоговые занятия, творческие отчеты | Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. | Анализ динамики развития. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельносити; -принимать музыкально - испонительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: - сотрудничество со сверстниками в решении различных исполнительских задач; -развитие творческих способностей Предметными результатами: - устойчивый интерес к различными видам музыкально – творческой деятельности; - развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений. | 1 | 1 | |
ИТОГО | 9 | 25 | 34 |
VII. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
Используемая литература:
• Абелян Л. Как Рыжик научился петь: учебное пособие для детей младшего школьного возраста; издательство «Советский композитор», г. Москва, 1989г.
• Акентьева Л.В. Нотки спрятались в словах / Л.В.Акентьева. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.-32с.: ил.- (Мои первые ноты).
• Груздова И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / И.В.Груздова, Е.К. Лютова, Е.В.Никитина. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 254с. – (Мир вашего ребёнка);
• Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
• Евсеева Ю.В. До-ре-ми-фа-солька: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – СПб.: КАРО, 2009.-96с.: ил.
• Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
• Струве Г.А. Нотный бал, 1-4 кл. : сборник песен / Г.А.Струве. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 53,(3)с. : нот.
• Сычёва М.А. Первые уроки музыки: учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ (теория решения изобразительных задач) для музыкальных руководителей / М.А.Сычёва. - Ростов на Дону : Феникс, 2009.-362с.6ил. - (Сердце отдаю детям).
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем для подготовки занятий:
• Детям о музыке – www.muz-urok.ru
• Искусство слышать – www.iskusstvo.my1.ru
• Мультфильмы для уроков музыки – www.musicandi.ru/cartoon_film
Средства обучения.
1. Дидактический материал:
• «До-ре-ми-фа-солька» (Ю.В. Евсеева «музыкальная грамота для детей»);
• «Этот удивительный мир» (И.Каплунова, И.Новоскольцева, «Развитие чувства ритма у детей»);
• «Музыкально-дидактические игры» (З.Я. Роот, пособие для музыкального руководителя)
• «Музыка. 1-4 классы. Олимпиадные задания». (Автор Е.Н. Арсенина) Внутриклассная олимпиада 1 класс, тест для выявления степени достижения планируемых результатов.
2.Печатные пособия:
• Комплект портретов композиторов;
• Демонстративный материал: шумовые музыкальные инструменты, комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы (Харьков: Ранок, 2007).
3.Информационно-коммуникативные средства:
• «Большая энциклопедия России: Искусство России» (1СD);
• Мультимедийные презентации: «Рассказ про музыку», «Весёлые ноты», «Развиваем свой голос», «Развиваем ладовый слух», «Музыкальная азбука», «Знакомство с русскими музыкальными инструментами», «Музыкальные ноты»;
• «Уроки музыки в школе без проблем» (3 CD);
• Серия «Пойте снами» (8 CD)
4.Технические средства обучения:
• Компьютер, музыкальный центр, проэктор.
5.Учебно-практическое оборудование:
• Музыкальный инструмент (фортепиано);
• Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстративного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс
Рабочая программа курса «Занимательная математика » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...
Рабочая программа и календарное планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса
Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа курса занятий по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса
Программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способству...
Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 - 4 класс
Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Г...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячев. 1 класс. "Школа 2100"
Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными професс...