Открытый урок "Путешествие в музыкальную страну "Симфонический оркестр"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

знакомство с семейством Струнно-смычковых инструментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_4_klass.doc80 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Путешествие в музыкальную страну Симфонический оркестр»,

(знакомство с семейством Струнно-смычковых инструментов).

Цель:   

1. Познакомить учащихся с понятием «оркестр», «дирижёр», с особенностями тембровых характеристик струнно - смычковой группы инструментов.

2. Развить внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность, умение переключаться с 1-го вида деятельности на другой.

3. Расширить кругозор учащихся.

4. Познакомить учащихся с бурятским народным инструментом -  хур.

Задачи:

Образовательная: расширить знания о струнно-смычковой группе симфонического оркестра; конкретизировать слуховые представления учащихся о тембровой окраске музыкального инструмента; формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра.


Развивающая: развивать тембровый слух, совершенствовать вокально-хоровые навыки


Воспитательная: воспитывать эмоциональное отношение к звучащей музыке, любовь и уважение к классической музыке.

Основные понятия изучаемые на уроке: оркестр, скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Оборудование: карточки с изображением инструментов симфонического оркестра, песенный материал, изображение корзины

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: активное слушание музыкальных фрагментов, ознакомление с музыкальными понятиями, словесный-беседа, наглядный–мультимедийная презентация, музыкальный инструмент –хур, сопереживание - размышления о музыке, контрастных сопоставлений, физкультминутка.

Музыкальный материал:

1. Песенка "Волшебный смычок" Норвежская народная песенка

2. Аудио фрагменты звучания оркестра, струнно-смычковых инструментов.

3. Э. Григ «Утро» в исполнении симфонического оркестра.

4. Игра-разминка  «У жирафов» Е. Железнова.

Оборудование: фортепиано, слова терминов, бурятский народный инструмент – хур, раскраски.

Мультимедийное оборудование: ноутбук,  мультимедийный проектор, экран, презентация, колонки.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

3. Открытие новых знаний.

4. Распевание. Разучивание новой песенки

5. Физкультминутка.

6. Проверка усвоения нового материала

7.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

8. Подведение итогов урока, оценивание учащихся.

9. Домашнее задание/

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, меня зовут Шагжина Туяна Баировна. Сегодня урок музыки буду вести я.

Давайте поприветствуем друг друга по музыкальному:

 У. – Здравствуйте, ребята! (I-II-III-IV-V-V)

 Д. – Здравствуйте! (V-III-I)

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу хорошее настроение...Молодцы!!! Садитесь...

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока. Мотивация.

СЛАЙД2

Мы с вами сегодня отправимся в музыкальную страну, а в какую страну - это пока будет СЕКРЕТОМ...

У.- Вы любите путешествовать? (Ответы детей) Предлагаю вам сегодня совершить удивительное путешествие, где мы узнаем много интересного и увлекательного……. СЛАЙД3

– А отправимся мы в путешествие на воздушном шаре. Согласны? Рассаживайтесь  по удобнее. Все готовы? Тогда  в  путь! Можете закрыть глаза и представить как мы летим с вами на воздушном шаре...

Звучит музыка Э. Грига «Утро»

Уплывает земля из-под ног,

Открываются дальние дали.

И на  детских  лицах восторг:

Мы летим на воздушном шаре!

Прикоснусь к облакам  я  рукой!

А внизу речка лентою вьется,

Как  прекрасен наш  в  сказку  полет!

Где  оркестр симфонией льется!

СЛАЙД4

У: - Вот мы с вами прибыли в музыкальную страну.

- А когда мы летели на воздушном шаре, что мы слушали? Много ли инструментов звучало? Какие? (Ответы детей)

- О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

- Да, правильно, СЛАЙД5 называется он так – оркестр, это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

- Самый полный и совершенный по звучанию – симфонический оркестр, СЛАЙД6 теперь мы узнали, в какую музыкальную страну мы прилетели……   СЛАЙД

III. Открытие новых знаний

Давайте запишем в тетрадях  сегод.дату и тему нашего урока: СЛАЙД7

ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНУЮ СТРАНУ - СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.

Инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Но почему же оркестр не начинает играть?

А чтобы это нам узнать нам нужно отгадать загадку. Пожалуйста не выкрикивайте с мест, а поднимайте руки...

Загадка: СЛАЙД8

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это………..дирижёр. СЛАЙД9

У. – Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть красивые композиции?? (Ответы детей)

У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. А что делает дирижер? (показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер).Попробуем поиграть в оркестр и дирижера? 

СЛАЙД10   Игра «Поиграем в дирижёра и оркестр »

У: - А теперь представьте, что наш класс – оркестр. Весь класс  будет хлопать  в ладоши

У. – А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. СЛАЙД11

В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов.

У: - Давайте послушаем, как звучит симфонический оркестр

Звучит ____________________

СЛАЙД12 Инструментов знаем много музыкальных,

Голос каждого – особый, уникальный.

Музыканты долго думали: “Как быть?”

И решили всех по группам разделить,

Чтоб не путались в оркестре никогда

И садились сразу на свои места.

Сегодня я вам расскажу, из каких групп состоит симфонический оркестр.

СЛАЙД13

Струнно – смычковые, Духовые медные, Духовые деревянные, Ударные. А почему они так называются?

Давайте запишем в тетрадях - СЛАЙД...

Откройте рабочую тетрадь на странице 24 СЛАЙД14

А вот здесь проживает самая многочисленная группа, семья струнно-смычковых инструментов, к ним то мы и отправимся в гости

СЛАЙД15     Струнно – смычковая группа особая

Я вам открою секрет:

Не смогут звучать инструменты как надо,

Если смычка рядом нет. (Показываю смычок)

У: - Скажите, а почему это группа называется: струнно-смычковая?            (Ответы детей)           СЛАЙД16

-Во главе этого семейства стоит самая огромная по количеству и изящная из всех струнных инструментов,какой?СЛАЙДкрасавица   дочкаСкрипка.         Давайте послушаем и посмотрим как звучит скрипка........... СЛАЙД17        Какое звучание у скрипки? За певучий и красивый голос скрипку называют «Царицей музыки»! Посмотрите в РТ с какой стороны от дирижёра находятся скрипки?(скрипки находятся слева от дирижёра)   

Не можем слушать без улыбки

Чудесный голос нежной скрипки

Достойней всяческих наград

И встрече с нею каждый рад. СЛАЙД18

А как называют музыканта, играющего на  скрипке?  СЛАЙД - Скрипач

В большом семействе  струнных живет не только скрипка, у нее много родственников. СЛАЙД19

Давайте познакомимся с ее братом. Кто знает как зовут брата скрипки? СЛАЙД    -   Альт. Послушаем и посмотрим как звучит альт........... СЛАЙД20        Чем отличается альт от скрипки? (Он очень похож на скрипку, но больше по  размеру. И голос у него более  глубокий и бархатный). Посмотрите в РТ с какой стороны от дирижёра находится семейство альтов?(Альты находятся справа от дирижёра)

- СЛАЙД21 А как называют музыканта, играющего на альте? СЛАЙД - Альтист

Интересно, а кто же еще живёт в семье струнно – смычковых инструментов?

СЛАЙД22 Она  больше скрипки и альта

На них похожа очень

Госпожа Виолончель

На ней смычком играют тоже.

Виолончель можно назвать мамой скрипки и альта. Давайте послушаем и посмотрим как звучит виолончель........... СЛАЙД23       

Чем виолончель отличается от скрипки и альта? СЛАЙД24 (Она больше размером, играют на ней сидя. У нее есть специальная палочка, на которую во время игры опирается инструмент. Голос у нее более низкий, мягкий. Про виолончель говорят, что она плачет. Посмотрите в РТ с какой стороны от дирижёра находятся виолончели?(Виолончели находятся справа от дирижёра) А как называют музыканта, играющего на виолончели? СЛАЙД - Виолончелист.

СЛАЙД25 А вот и папа этой музыкальной семьи...... Контрабас. СЛАЙД Давайте послушаем и посмотрим как звучит контрабас........... СЛАЙД26      Чем контрабас отличается от своих родственников? СЛАЙД27 (какой он огромный. большой красивый Звук у контрабаса очень низкий, Играют на нем стоя.) Посмотрите в РТ где находятся контрабасы? В симфоническом оркестре контрабас занимает самую заднюю позицию струнно – смычковых инструментов,) а почему?

Как называют музыканта играющего на контрабасе? СЛАЙДконтрабасист.

СЛАЙД28 вот посмотрите, вот и познакомились  мы с семейством струнно-смычковых инструментов...

СЛАЙД29 Давайте запишем НАЗВАНИЯ этих инструменты в тетрадь.

У: - Сегодня к нам пришёл необычный гость, он житель нашей Солнечной Бурятии, СЛАЙД30 является дальним родственником струнно-смычковых инструментов, кто знает как его зовут?это наш бурятский народный инструмент – ХУР. СЛАЙД

Сейчас для вас на нём сыграет ученица Иволгинской Детской школы Цыбикова Ринчин-Ханда,  - Спасибо Ринчин-Ханда!

СЛАЙД31

IV. Распевание, Разучивание новой песенки. 

а) дыхательные упражнения,                  

б) распевание,

в) исполнение песенки «Волшебный смычок» СЛАЙД32

СЛАЙД33

V. Физкульминутка: «У жирафов»

VI.Проверка усвоения нового материала:

Вот мы и познакомились с семьей струнно – смычковых инструментов.

У: - Ребята, сейчас я вам прочитаю небольшое стихотворение, а вы мне будете помогать вставлять пропущенные слова:

Струнно-смычковых – большая бригада.

Я вам открою секрет:

Не смогут звучать инструменты, как надо,

Если…( смычка)… рядом нет.

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.

Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив! В них – радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив, ее названье… (скрипка)

Я больше скрипочки размером. Мой голос ниже – но знай меру!

Меня ты на плечо кладешь и по струне смычком ведешь… (альт)

Звук напряженный, сочный, певучий,

Сладко-таинственный, плавно-тягучий.

Ножкою острой стоит на полу.

Место в оркестре ей – в правом углу.

Имя приятное – как карамель. И называется… (виолончель)

Представьте себе великана такого:

Доброго, толстого, очень большого,

Звучит его голос солидно и плавно,

Так густо, насыщенно – право же, славно!

Назвать его имя – заданье для вас.

Зовут музыканты его… (контрабас)

VII.Закрепление изученного материала: СЛАЙД35

Музыкальная викторина

У ВАС В КОНВЕРТАХ находятся карточки с названиями инструментов

Угадывание звучания инструментов...Дети пользуются карточки

  • Догадайтесь, кого композитор изобразил в этом произведении?
  • Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение, а вы подумайте и скажите, кого же изобразил композитор.

VIII.Подведение итогов:  

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться обратно. СЛАЙД36 А вот и воздушный шар, отправляемся в путь. Рассаживайтесь поудобнее.

  • С семьей каких инструментов мы с вами познакомились?
  • В состав какого оркестра входят струнно – смычковые  инструменты?
  • Какой инструмент из этой семьи самый большой?

СЛАЙД37

Вот мы и прибыли в наш любимы класс.

Вам понравилось путешествие?

Встречи с симфоническим оркестром у нас будут продолжаться. А это значит, что мы будем ещё и ещё наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому....ОРКЕСТР

Мир музыкальных инструментов весьма широк: -Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. И в заключение хочу сказать: "Слушайте музыку"...ВРЕМЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!

А ТЕПЕРЬ РЕБЯТА ОЦЕНИТЕ ПОЖАЛУЙСТА МОЙ УРОК...У ВАС В КОНВЕРТАХ ЕСТЬ СМАЙЛИКИ

СЛАЙД38 

IX.Домашнее задание: на слайде.....

Подготовить творческий проект (в паре или с группой)

«Знаменитые оркестры» или «Выдающиеся дирижёры» (с использованием Аудио или Видео записями).

ВАМ НА ПАМЯТЬ О НАШЕМ УРОКЕ -        раскраски с героями мультфильмов с инструментами струнно-смычковой группы.

Спасибо, мне было очень приятно путешествовать вместе с вами.

Оценки.

Музыкальное прощание.

У: - До свиданья, дети (I-II-III-IV-V-V)

Д: - До свидания!!! (V-IV-III-II-I)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"

Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...

Обучение младших школьников игре на музыкальных инструментах (оркестр К.Орфа)

Обучение игре на инструментах должно протекать в атмосфере особенно большой заинтересован­ности. Вот почему вначале ребят следует познакомить с оркестро­вым звучанием в исполнении взрослых, зате...

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Музыкальные инструменты симфонического оркестра - урок во 2 классе

Разработка урока музыки во 2 классе по теме: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».Цель: познакомить с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркест...

Открытый урок музыки "Музыкальные инструменты"

Изучение нового материала "Музыкаьные инструменты, что такое оркестр, и какие бывают оркестры"...

Открытый урок "Существительное-дирижер грамматического оркестра"

Я, Бостанова Ф.К. учитель начальных классов и родного языка «Средней общеобразовательной школы аула Кызыл-Октябрь».     Моя цель как учителя родного языка – помочь дет...