Открытый урок "Существительное-дирижер грамматического оркестра"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Бостанова Фатима Казиевна

Я, Бостанова Ф.К. учитель начальных классов и родного языка «Средней общеобразовательной школы аула Кызыл-Октябрь».

     Моя цель как учителя родного языка – помочь детям осознать ценность карачаевского языка. «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он говорит, пишет, думает», – писал Д.С. Лихачѐв. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание. Хорошо знать родной язык – значит понимать его, любить его создателя – народ. Именно благодаря языку человек ощущает себя частью своего народа, и в единении с ним обретает силу духа и красоту души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_sushchestvitelnoe-dirizher_gramm.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Существительное- дирижер грамматического оркестра»

Здравствуйте!    Я, Бостанова Ф.К. учитель начальных классов и родного языка «Средней общеобразовательной школы аула Кызыл-Октябрь»

                Моя цель как учителя родного языка – помочь детям осознать ценность карачаевского языка. «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он говорит, пишет, думает», – писал Д.С. Лихачѐв. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание. Хорошо знать родной язык – значит понимать его, любить его создателя – народ. Именно благодаря языку человек ощущает себя частью своего народа, и в единении с ним обретает силу духа и красоту души.

    Сегодня на своем мастер-классе  хочу показать методы и приемы, которые я использую на уроках родного языка.

    Классическая педагогика прошлого утверждала - «смертельный грех учителя - быть скучным». Актуальность данной темы заключается в том, что нетрадиционная форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях. В данной работе рассмотрен один из активных методов обучения карачаевскому  языку урок- праздник.

     Уроки праздники -это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске,  новых форм работы.

 

Учитель:

- Ребята. Сегодня у нас будет интересный урок, необычный урок, выполняя задания, мы будем одновременно собирать открытку к празднику, а что это будет за открытка,  вы узнаете в конце урока.

Знаете ли вы, дорогие друзья, что ученые мира подсчитали, что на нашей планете существует около 3 тысяч языков. Если произнести одно только

приветственное слово на всех языках мира, то это займет полтора часа времени.

Я предлагаю поприветствовать друг друга, как это делается в хорошей дружной компании, но на разных языках нашей Республики.

Ученики:

Русский:         Здравствуйте!

Карачаевский: Кюнюгюз  ашхы болсун!

Черкесский:     Фи махуэ фIуэ!

Абазинский:     Мыш бзита!

Ногайский:  Куьн яхшы болсын!

Учитель: «Да, это приветствия на разных языках народов, населяющих нашу замечательную республику, Карачаево –Черкесию».

II. Подведение к теме урока.

- Посмотрите на экран и найдите лишнее слово.

Дружить, защищать, сражаться, любить, дружба, гордиться.

Учитель:    -Почему вы выбрали  слово «дружба» ?

Ученики: - Это имя существительное, а другие слова – глаголы.

Учитель:  -Правильно. Молодцы.

 

- А сейчас послушайте, пожалуйста несколько строк из стихотворения Афанасия  Фета.

Шепот, робкое дыхание, трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной , ночные тени, тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Учитель:

- Слова какой части речи больше всего использует поэт?

Ученики:-Существительные.

Учитель:

-Для чего существительные необходимы в этом замечательном стихотворении?

Ученики:  -Существительные  помогают Фету нарисовать тихий вечер.

Учитель: --Лев Толстой так писал о стихотворении Фета: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение- картина».

Ребята, посчитайте, сколько существительных в тексте?

Учитель:

     - Да,  в стихотворении 22 слова, вы правильно посчитали, из них 14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова, а получается чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

       -Ученые посчитали, в нашей речи каждое второе слово – имя существительное. На каждые 100 слов приходится 40 существительных и только 26 глаголов.

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав стихотворение А.Фета?

Ученики: -Существительные  могут   нарисовать картины природы.

Учитель: -Правильно. Вы правы.

А сейчас я прочту стихотворение А. Фета на карачаевском языке, которую перевели я и мои ученики

Шыбырдагъаны, къоркъуб

солугъаны, джырлагъаны

булбулну.

Кюмюшча джылтырай,

Джукъусураб баргъаны

къара сууну.

Кечем джарыкъ, кечеги

кёлеккеле,

Учсуз, къыйырсыз кёлеккеле.

Тизгин, сеийир тюрлениуле,

Сени ариу бетингде

III.  Работа с высказыванием

Учитель: Посмотрите на экран

Тема моего мастер- класса  « Существительное – дирижер грамматического оркестра». Так писал Владимир Ветвицкий известный российский лингвист.  Сегодня мы должны с вами согласиться или не согласиться со словами В.Ветвицкого.

На карачаевском языке наша тема звучит так: « Ат – тилни ара багъанасыды»

А вот так это звучит на языках народов Карачаево-Черкессии в этом мне помогли мои коллеги.

  • Тема урока:

«Имя существительное – дирижер грамматического оркестра».

  • Тема урока на карачаевском языке:

  « Ат – тилни ара багъанасыды».

Тема урока на черкесском языке:

«Щы1эц1эр-грамматикэм и куц1, и 1эпэгъэлъагъуэ»

Тема урока на абазинском языке:

«Йаъухьыз азаманхьызква йырмакъымаквыршва гIвпI»

Тема урока на ногайском языке:

  Чтение сказки «Тамаша грамматика»

- Ребята, я хочу прочитать вам интересную сказку. Будьте внимательны. В конце вам нужно будет ответить на вопрос.

 Давайте мысленно перенесемся в город  Веселая грамматика ( Тамаша грамматика), жители которого строят Дом Дружбы, где все они будут жить в мире и согласии. Но наступили трудные времена для жителей города.

На город напали полчища Неграмотности . Летчики со всех сторон  сбрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостями , парашютисты- десантники меж облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе бессмыслицу. Почернели городские улицы.

 Но каждый  житель города Тамаша грамматика поднялся на защиту родного города . Два самых главных сокровища, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища.

И перешли в наступление! Давайте и мы поможем  жителям города.

Учитель:

- Какие два главных сокровища защищали жители города.

Ученики:

- Речь и мысль.

Учитель:

-А как на родных языках будут звучать эти слова?

Ученики:

Русский язык – речь, мысль.

Карачаевский язык- тил, сагъыш.

Черкесский язык- бзэ, гупсысэ

Абазинский язык - чважвара, хъвыцра

Ногайский язык – тил, ой

Учитель:

- Слова «речь» и «мысль» относятся к какой части речи?

Ученики: Это имена существительные.

Учитель: Для чего необходимы существительные?

  Ответы учеников ……..

Учитель:

-Друзья, как и в русском языке так и в карачаевском языке существительные называют все то, что  существует в мире, что  окружает человека, что он видит, слышит, чувствует.

     В карачаевском языке эту замечательную часть речи называют ат. Обратите внимание, ребята, что слово «ат»  в карачаевском языке – многозначное слово. Оно обозначает «лошадь», имя, часть речи – существительное,  даже обозначает действие предмета, «брось».

 А как на других языках называют эту часть речи?

( Ученики называют….)

Русский – имя существительное

Карачаевский- ат

Абазинский-Йаъухыз

Черкесский- ЩыIэцIэ

Ногайский-Ат

IV. Работа с деформированным предложением.

- Ребята, мы взялись помогать жителям города Тамаша грамматика, и вот перед вами деформированное предложение . Нам необходимо составить предложение , чтобы правильно и грамотно звучала наша речь.

(Ученики составляют предложение из слов , написанных на осенних листах).

 Карачаево-Черкесию  населяют разные народы, они живут в мире и согласии.

Спасибо, вы очень хорошо справились с заданием и мы откроем  первый элемент нашей открытки.

Учитель:

- А какими членами предложения могут быть имена существительные?

Ответы учеников ……..

Ребята, сейчас мы выполним с вами задания и вы поймете , что существительные могут быть разными членами предложения.

Составьте новое предложение, взяв из  данных вам предложений нужные члены предложения.

1) Сыны племен разноязычных,

 мы научились в братстве жить. ( Дополнение)       ( в братстве)

2) Научились письму и чтению (Сказуемое)           (научились)

3) Жить – Родину любить ( Подлежащее)                (жить)

4) Песни дружбы слагают  и черкес, и ногаец, гордый сын Карачая, русский и абазин. ( Подлежащие)

В братстве научились жить черкес , ногаец, сын Карачая, русский и абазин.

Ребята, вы справились с заданием  и мы  откроем второй  элемент нашей открытки.

V. Атидиктант.

Учитель:

 Продолжаем помогать нашим друзьям из города Тамаша грамматика.

А сейчас я хочу , чтобы вы побывали в роли учителя и   исправили в антидиктанте ошибки.

 Среди предложенных вам слов есть слова, написанные правильно, а  есть с ошибками. Вам нужно найти, исправить ошибки.

Друк,  снег, снигирь, азера,  гаристый, вадапад, лёд, заиц, запаведник, камбайнёр, арел, зимледелие, гриб, скатаводство, жыватновотство, камандир, сарока.


( Взаимопроверка )

- Я предлагаю вам поменяться работами и проверить их друг у друга.                  ( Проверяют). А теперь посмотрите на экран и проверьте себя.

    -- Какие имена существительные относятся к  одушевленным, какие к     неодушевленным?

  --Назовите одушевленные имена  существительные в данных словах.

 В карачаевском языке есть свои особенности. Вопрос Кто? (ким?)мы можем задать к словам, обозначающих людей. А все остальные существительные отвечают на вопрос что?(не?)

 -- Найдите слова, которые  отвечают на  вопрос кто? в карачаевском языке.

Молодцы, ребята. Вы справились и с этим заданием, и мы продолжаем собирать нашу открытку. ( Третий элемент)

VI. Игра «Белая ворона»

Учитель:

-Ребята, жителям города вновь требуется помощь, и давайте поиграем в игру «Белая  ворона». Перед вами слова , которые нужно прочитать с обратной стороны, подумайте, какие новые слова получаются?.

Лоб, кот, лей , лед

Лоб--[пол]

Кот-[ток]

Лей- [йэл]

Лед -  [толь]

-Слова  какой части речи у нас получились?

Ученики:

- Имена существительные.

Учитель:

-Докажите, что это существительные?

Ученики:

- Все они обозначают предмет.

Учитель:

- Друзья, в игру « Белая ворона» можно играть и на родных языках. В карачаевском языке есть слова, которые так же можно прочитать  наоборот. Вот, например. ( обыгрываем слово «чюй» - « юч» )  

-Ребята, мы справились с заданием и можем открыть четвертый элемент картинки.

VII. Задания по читательской  грамотности.

Учитель:

-Ребята, а сейчас выполним задания по читательской грамотности. Прочитайте текст.

Карачаево-Черкесская республика – один из красивейших уголков нашей великой Родины, жемчужина Кавказа. Но наша республика, это не только замечательная природа, это прежде всего люди, их жизнь и история. Сила государства состоит в гармонии, умении жить в гармонии с природой и другими людьми. Под радостным солнцем России, в Карачаево-Черкессии, сдружились навек русский, карачаевец,  черкес,  абазин, ногаец. И этой дружбе народов исполнилось  сто лет. Никому  даже в голову  не приходит , что можно жить по-другому. (Слайд 16)

Задания:

-Как можно озаглавить этот текст?

Ответы учеников( Дружная Карачаево- Черкесия)

-К какому выводу подводит нас автор?

Ответы учеников ( Народы, населяющие Карачаево-Черкесскую республику,  живут в мире и согласии).

Учитель:

-Определите главную мысль текста?

Ответы учеников  ( Сила государства в умении жить в гармонии).

Учитель:

-Ребята, вы хорошо справились с заданием, мы смело можем дальше собирать открытку.(  пятый  элемент)

VII.  Работа в группах.  Дифференцированные  задание

Друзья,  сейчас я вам предлагаю поработать в группах и выполнить дифференцированное задание ( Разделить по группам).

Задание для первой группы:

-  задание : напишите стихотворение, используя слова для справок, вставьте  пропущенные слова.

 

______________ России

______________ цвет березка.

_______________ неба цвет.

_______________ полоска-

Солнечный рассвет.

Слова для справок:  синий, белый, красный, флаг

Задания для второй группы:

В синем небе над Черкесском

Реет флаг наш дорогой.

Отовсюду мы  увидим флаг родной.

Он трепещет в небе ясном. И его прекрасней нет.

Мы гордимся цветом синим ,

Он мире говорит.

А зеленый мне напомнит о природе и богатстве .

Ну а красный   отражает  кровь погибших на земле.

Сколько имен существительных в данном тексте?  ( одиннадцать)

 

Учитель:

- Друзья, а сколько родов у имени существительного?

Ученики:

- Четыре рода.

Учитель:

- Назовите 4 рода имени существительного.

Ученики:

Женский, мужской, средний, общий.

Учитель:

        -Дети, а вы знаете, что во многих языках нет  категории рода. Например, в английском, финском, китайском, турецком, японском. И в Карачаевском языке тоже нет категории рода.    ( Показать на примере )

- Молодцы, ребята, Вы отлично справились с заданием, и мы вправе открыть последний элемент нашей открытки. (Шестой элемент)

--Что вы видите? Какому важному событию посвящена наша открытка?

   Ответы детей: Открытка посвящена 100-летию К-ЧР

VIII. Составление ментальной карты    (интелект-карта)

Учитель:

Да, ребята, наша республика отпраздновала   столетие. Для республики это малый срок, но мы многого добились. Самое важное то, что мы живем в составе великой страны России в дружбе и согласии.

        В конце урока я предлагаю вам посмотреть ментальную карту,

 ( интеллект - карту).  посвященное к 100-летию Карачаево-черкесской республике, которую составили мы с моими учениками.

     Так же предлагаю вам на домашнее задание составить свой вариант  ментальной карты. Расположите слово « Карачаево-Черкессия в центре, а вокруг поместите слова  ваших ассоциаций с этим дорогим для нас словом.  

IX. Давайте подведем  итоги. ( Рефлексия)

-Прав ли В. Ветлицкий , назвавший имя существительное дирижером грамматического оркестра.

- Довольны ли вы своей работой?

- У вас на столах есть карты результативности, заполните и сдайте свои карты, чтобы  вы получили оценки.

- Ребята, вы очень хорошо поработали.  Вражеский  ошибконосец взорвался на мине прилежания, а   сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Победа! Мы со своим старанием помогли  жителям города  построить Дом дружбы.

Карта результативности.

 Фамилия, имя___________________________________

Вид работы

Оценка

1

Деформированное предложение

2

Развитие речи

3

Антидиктант

4

Читательская грамотность

5

Дифферцированное задание

6

Работа с текстом

7

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2

Презентация к уроку музыки в  4 классе. По программе  Критской Е. Д.,  "Музыка. 4 класс."  Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...

Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"

Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...

Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знани...

Открытый урок по музыке «Царит гармония оркестра»

закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нём....

Открытый урок музыки «Симфонический оркестр» 4 класс

Цель урока: Знакомство с понятием симфонический оркестр. Знакомство с группами симфонического оркестра и с тембрами струнно-смычковой группы. Прослушивание записи музыкальных произведений, созданных д...

Открытый урок "Путешествие в музыкальную страну "Симфонический оркестр"

знакомство с семейством Струнно-смычковых инструментов...