Открытый урок "Существительное-дирижер грамматического оркестра"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Я, Бостанова Ф.К. учитель начальных классов и родного языка «Средней общеобразовательной школы аула Кызыл-Октябрь».
Моя цель как учителя родного языка – помочь детям осознать ценность карачаевского языка. «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он говорит, пишет, думает», – писал Д.С. Лихачѐв. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание. Хорошо знать родной язык – значит понимать его, любить его создателя – народ. Именно благодаря языку человек ощущает себя частью своего народа, и в единении с ним обретает силу духа и красоту души.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_sushchestvitelnoe-dirizher_gramm.docx | 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Существительное- дирижер грамматического оркестра»
Здравствуйте! Я, Бостанова Ф.К. учитель начальных классов и родного языка «Средней общеобразовательной школы аула Кызыл-Октябрь»
Моя цель как учителя родного языка – помочь детям осознать ценность карачаевского языка. «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он говорит, пишет, думает», – писал Д.С. Лихачѐв. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание. Хорошо знать родной язык – значит понимать его, любить его создателя – народ. Именно благодаря языку человек ощущает себя частью своего народа, и в единении с ним обретает силу духа и красоту души.
Сегодня на своем мастер-классе хочу показать методы и приемы, которые я использую на уроках родного языка.
Классическая педагогика прошлого утверждала - «смертельный грех учителя - быть скучным». Актуальность данной темы заключается в том, что нетрадиционная форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях. В данной работе рассмотрен один из активных методов обучения карачаевскому языку урок- праздник.
Уроки праздники -это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, новых форм работы.
Учитель:
- Ребята. Сегодня у нас будет интересный урок, необычный урок, выполняя задания, мы будем одновременно собирать открытку к празднику, а что это будет за открытка, вы узнаете в конце урока.
Знаете ли вы, дорогие друзья, что ученые мира подсчитали, что на нашей планете существует около 3 тысяч языков. Если произнести одно только
приветственное слово на всех языках мира, то это займет полтора часа времени.
Я предлагаю поприветствовать друг друга, как это делается в хорошей дружной компании, но на разных языках нашей Республики.
Ученики:
Русский: Здравствуйте!
Карачаевский: Кюнюгюз ашхы болсун!
Черкесский: Фи махуэ фIуэ!
Абазинский: Мыш бзита!
Ногайский: Куьн яхшы болсын!
Учитель: «Да, это приветствия на разных языках народов, населяющих нашу замечательную республику, Карачаево –Черкесию».
II. Подведение к теме урока.
- Посмотрите на экран и найдите лишнее слово.
Дружить, защищать, сражаться, любить, дружба, гордиться.
Учитель: -Почему вы выбрали слово «дружба» ?
Ученики: - Это имя существительное, а другие слова – глаголы.
Учитель: -Правильно. Молодцы.
- А сейчас послушайте, пожалуйста несколько строк из стихотворения Афанасия Фета.
Шепот, робкое дыхание, трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной , ночные тени, тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Учитель:
- Слова какой части речи больше всего использует поэт?
Ученики:-Существительные.
Учитель:
-Для чего существительные необходимы в этом замечательном стихотворении?
Ученики: -Существительные помогают Фету нарисовать тихий вечер.
Учитель: --Лев Толстой так писал о стихотворении Фета: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение- картина».
Ребята, посчитайте, сколько существительных в тексте?
Учитель:
- Да, в стихотворении 22 слова, вы правильно посчитали, из них 14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова, а получается чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
-Ученые посчитали, в нашей речи каждое второе слово – имя существительное. На каждые 100 слов приходится 40 существительных и только 26 глаголов.
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав стихотворение А.Фета?
Ученики: -Существительные могут нарисовать картины природы.
Учитель: -Правильно. Вы правы.
А сейчас я прочту стихотворение А. Фета на карачаевском языке, которую перевели я и мои ученики
Шыбырдагъаны, къоркъуб
солугъаны, джырлагъаны
булбулну.
Кюмюшча джылтырай,
Джукъусураб баргъаны
къара сууну.
Кечем джарыкъ, кечеги
кёлеккеле,
Учсуз, къыйырсыз кёлеккеле.
Тизгин, сеийир тюрлениуле,
Сени ариу бетингде
III. Работа с высказыванием
Учитель: Посмотрите на экран
Тема моего мастер- класса « Существительное – дирижер грамматического оркестра». Так писал Владимир Ветвицкий известный российский лингвист. Сегодня мы должны с вами согласиться или не согласиться со словами В.Ветвицкого.
На карачаевском языке наша тема звучит так: « Ат – тилни ара багъанасыды»
А вот так это звучит на языках народов Карачаево-Черкессии в этом мне помогли мои коллеги.
- Тема урока:
«Имя существительное – дирижер грамматического оркестра».
- Тема урока на карачаевском языке:
« Ат – тилни ара багъанасыды».
Тема урока на черкесском языке:
«Щы1эц1эр-грамматикэм и куц1, и 1эпэгъэлъагъуэ»
Тема урока на абазинском языке:
«Йаъухьыз азаманхьызква йырмакъымаквыршва гIвпI»
Тема урока на ногайском языке:
Чтение сказки «Тамаша грамматика»
- Ребята, я хочу прочитать вам интересную сказку. Будьте внимательны. В конце вам нужно будет ответить на вопрос.
Давайте мысленно перенесемся в город Веселая грамматика ( Тамаша грамматика), жители которого строят Дом Дружбы, где все они будут жить в мире и согласии. Но наступили трудные времена для жителей города.
На город напали полчища Неграмотности . Летчики со всех сторон сбрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостями , парашютисты- десантники меж облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе бессмыслицу. Почернели городские улицы.
Но каждый житель города Тамаша грамматика поднялся на защиту родного города . Два самых главных сокровища, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища.
И перешли в наступление! Давайте и мы поможем жителям города.
Учитель:
- Какие два главных сокровища защищали жители города.
Ученики:
- Речь и мысль.
Учитель:
-А как на родных языках будут звучать эти слова?
Ученики:
Русский язык – речь, мысль.
Карачаевский язык- тил, сагъыш.
Черкесский язык- бзэ, гупсысэ
Абазинский язык - чважвара, хъвыцра
Ногайский язык – тил, ой
Учитель:
- Слова «речь» и «мысль» относятся к какой части речи?
Ученики: Это имена существительные.
Учитель: Для чего необходимы существительные?
Ответы учеников ……..
Учитель:
-Друзья, как и в русском языке так и в карачаевском языке существительные называют все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует.
В карачаевском языке эту замечательную часть речи называют ат. Обратите внимание, ребята, что слово «ат» в карачаевском языке – многозначное слово. Оно обозначает «лошадь», имя, часть речи – существительное, даже обозначает действие предмета, «брось».
А как на других языках называют эту часть речи?
( Ученики называют….)
Русский – имя существительное
Карачаевский- ат
Абазинский-Йаъухыз
Черкесский- ЩыIэцIэ
Ногайский-Ат
IV. Работа с деформированным предложением.
- Ребята, мы взялись помогать жителям города Тамаша грамматика, и вот перед вами деформированное предложение . Нам необходимо составить предложение , чтобы правильно и грамотно звучала наша речь.
(Ученики составляют предложение из слов , написанных на осенних листах).
Карачаево-Черкесию населяют разные народы, они живут в мире и согласии.
Спасибо, вы очень хорошо справились с заданием и мы откроем первый элемент нашей открытки.
Учитель:
- А какими членами предложения могут быть имена существительные?
Ответы учеников ……..
Ребята, сейчас мы выполним с вами задания и вы поймете , что существительные могут быть разными членами предложения.
Составьте новое предложение, взяв из данных вам предложений нужные члены предложения.
1) Сыны племен разноязычных,
мы научились в братстве жить. ( Дополнение) ( в братстве)
2) Научились письму и чтению (Сказуемое) (научились)
3) Жить – Родину любить ( Подлежащее) (жить)
4) Песни дружбы слагают и черкес, и ногаец, гордый сын Карачая, русский и абазин. ( Подлежащие)
В братстве научились жить черкес , ногаец, сын Карачая, русский и абазин.
Ребята, вы справились с заданием и мы откроем второй элемент нашей открытки.
V. Атидиктант.
Учитель:
Продолжаем помогать нашим друзьям из города Тамаша грамматика.
А сейчас я хочу , чтобы вы побывали в роли учителя и исправили в антидиктанте ошибки.
Среди предложенных вам слов есть слова, написанные правильно, а есть с ошибками. Вам нужно найти, исправить ошибки.
Друк, снег, снигирь, азера, гаристый, вадапад, лёд, заиц, запаведник, камбайнёр, арел, зимледелие, гриб, скатаводство, жыватновотство, камандир, сарока.
( Взаимопроверка )
- Я предлагаю вам поменяться работами и проверить их друг у друга. ( Проверяют). А теперь посмотрите на экран и проверьте себя.
-- Какие имена существительные относятся к одушевленным, какие к неодушевленным?
--Назовите одушевленные имена существительные в данных словах.
В карачаевском языке есть свои особенности. Вопрос Кто? (ким?)мы можем задать к словам, обозначающих людей. А все остальные существительные отвечают на вопрос что?(не?)
-- Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? в карачаевском языке.
Молодцы, ребята. Вы справились и с этим заданием, и мы продолжаем собирать нашу открытку. ( Третий элемент)
VI. Игра «Белая ворона»
Учитель:
-Ребята, жителям города вновь требуется помощь, и давайте поиграем в игру «Белая ворона». Перед вами слова , которые нужно прочитать с обратной стороны, подумайте, какие новые слова получаются?.
Лоб, кот, лей , лед
Лоб--[пол]
Кот-[ток]
Лей- [йэл]
Лед - [толь]
-Слова какой части речи у нас получились?
Ученики:
- Имена существительные.
Учитель:
-Докажите, что это существительные?
Ученики:
- Все они обозначают предмет.
Учитель:
- Друзья, в игру « Белая ворона» можно играть и на родных языках. В карачаевском языке есть слова, которые так же можно прочитать наоборот. Вот, например. ( обыгрываем слово «чюй» - « юч» )
-Ребята, мы справились с заданием и можем открыть четвертый элемент картинки.
VII. Задания по читательской грамотности.
Учитель:
-Ребята, а сейчас выполним задания по читательской грамотности. Прочитайте текст.
Карачаево-Черкесская республика – один из красивейших уголков нашей великой Родины, жемчужина Кавказа. Но наша республика, это не только замечательная природа, это прежде всего люди, их жизнь и история. Сила государства состоит в гармонии, умении жить в гармонии с природой и другими людьми. Под радостным солнцем России, в Карачаево-Черкессии, сдружились навек русский, карачаевец, черкес, абазин, ногаец. И этой дружбе народов исполнилось сто лет. Никому даже в голову не приходит , что можно жить по-другому. (Слайд 16)
Задания:
-Как можно озаглавить этот текст?
Ответы учеников( Дружная Карачаево- Черкесия)
-К какому выводу подводит нас автор?
Ответы учеников ( Народы, населяющие Карачаево-Черкесскую республику, живут в мире и согласии).
Учитель:
-Определите главную мысль текста?
Ответы учеников ( Сила государства в умении жить в гармонии).
Учитель:
-Ребята, вы хорошо справились с заданием, мы смело можем дальше собирать открытку.( пятый элемент)
VII. Работа в группах. Дифференцированные задание
Друзья, сейчас я вам предлагаю поработать в группах и выполнить дифференцированное задание ( Разделить по группам).
Задание для первой группы:
- задание : напишите стихотворение, используя слова для справок, вставьте пропущенные слова.
______________ России
______________ цвет березка.
_______________ неба цвет.
_______________ полоска-
Солнечный рассвет.
Слова для справок: синий, белый, красный, флаг
Задания для второй группы:
В синем небе над Черкесском
Реет флаг наш дорогой.
Отовсюду мы увидим флаг родной.
Он трепещет в небе ясном. И его прекрасней нет.
Мы гордимся цветом синим ,
Он мире говорит.
А зеленый мне напомнит о природе и богатстве .
Ну а красный отражает кровь погибших на земле.
Сколько имен существительных в данном тексте? ( одиннадцать)
Учитель:
- Друзья, а сколько родов у имени существительного?
Ученики:
- Четыре рода.
Учитель:
- Назовите 4 рода имени существительного.
Ученики:
Женский, мужской, средний, общий.
Учитель:
-Дети, а вы знаете, что во многих языках нет категории рода. Например, в английском, финском, китайском, турецком, японском. И в Карачаевском языке тоже нет категории рода. ( Показать на примере )
- Молодцы, ребята, Вы отлично справились с заданием, и мы вправе открыть последний элемент нашей открытки. (Шестой элемент)
--Что вы видите? Какому важному событию посвящена наша открытка?
Ответы детей: Открытка посвящена 100-летию К-ЧР
VIII. Составление ментальной карты (интелект-карта)
Учитель:
Да, ребята, наша республика отпраздновала столетие. Для республики это малый срок, но мы многого добились. Самое важное то, что мы живем в составе великой страны России в дружбе и согласии.
В конце урока я предлагаю вам посмотреть ментальную карту,
( интеллект - карту). посвященное к 100-летию Карачаево-черкесской республике, которую составили мы с моими учениками.
Так же предлагаю вам на домашнее задание составить свой вариант ментальной карты. Расположите слово « Карачаево-Черкессия в центре, а вокруг поместите слова ваших ассоциаций с этим дорогим для нас словом.
IX. Давайте подведем итоги. ( Рефлексия)
-Прав ли В. Ветлицкий , назвавший имя существительное дирижером грамматического оркестра.
- Довольны ли вы своей работой?
- У вас на столах есть карты результативности, заполните и сдайте свои карты, чтобы вы получили оценки.
- Ребята, вы очень хорошо поработали. Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Победа! Мы со своим старанием помогли жителям города построить Дом дружбы.
Карта результативности.
Фамилия, имя___________________________________
№ | Вид работы | Оценка |
1 | Деформированное предложение | |
2 | Развитие речи | |
3 | Антидиктант | |
4 | Читательская грамотность | |
5 | Дифферцированное задание | |
6 | Работа с текстом | |
7 | Итоговая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2
Презентация к уроку музыки в 4 классе. По программе Критской Е. Д., "Музыка. 4 класс." Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...
Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"
Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...
Открытый урок на тему "Инструменты симфонического оркестра"
Данный урок был проведен 2-м классе...
Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»
Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знани...
Открытый урок по музыке «Царит гармония оркестра»
закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нём....
Открытый урок музыки «Симфонический оркестр» 4 класс
Цель урока: Знакомство с понятием симфонический оркестр. Знакомство с группами симфонического оркестра и с тембрами струнно-смычковой группы. Прослушивание записи музыкальных произведений, созданных д...
Открытый урок "Путешествие в музыкальную страну "Симфонический оркестр"
знакомство с семейством Струнно-смычковых инструментов...