Открытый урок музыки: «Музыкальные инструменты России».
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Коломиец Елена Дмитриевна

Познакомить учащихся с русскими народными инструментами,

дать возможность детям через игру на русских народных инструментах почувствовать прошлое русского народа, помочь

учащимся почувствовать колорит русской культуры, через звучание русских народных инструментов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ РХ «Боградская санаторная школа – интернат»

 

    Открытый урок музыки

4 «А» класс

 Тема: «Музыкальные инструменты России».

 

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/2021/05/ruskienarodnieinstrumenti1.jpg

                                                                                                       Составитель:

                                                                                                       учитель музыки:

                                                                                                       Коломиец Елена

                                                                                                        Дмитриевна

2022

  4 класс.

Урок музыки по теме "Музыкальные инструменты России».

Тип урока: углубление и расширение знаний.

По форме: традиционный с элементами игры.

Тема четверти: «Гори,гори ясно,чтобы не погасло...»

Тема урока: «Музыкальные инструменты России».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма работы для учащихся: фронтальная (индивидуальная, групповая).

Структура урока:

·         Изучение нового материала: знакомство с русскими народными инструментами России.

·         Практический этап: раскрывает ритмические способности учащихся, умение исполнять в ансамбле, уровень их импровизационных способностей, творческого мышления и мастерства.

Цель: углубить знакомство с разнообразием народных инструментов.

Задачи:

·         Познакомить учащихся с русскими народными инструментами,

дать возможность детям через игру на русских народных инструментах почувствовать прошлое русского народа, помочь

учащимся почувствовать колорит русской культуры, через звучание русских народных инструментов.

 .        Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух, вокально-хоровые и ритмические навыки; внимание, память интонационно- стилевые представления, творческие способности. Способствовать

развитию познавательного интереса, развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

.         Воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к родной земле, к истории своего народа, к  народной музыке; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

Формируемые УУД.

Личностные:

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

- развивать учебную мотивацию;

-самоопределение;

-взаимодействовать со сверстниками при решении творческих задач;

-формировать основы уважительного отношения к русской культуре;

-воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к родной земле, к истории своего народа и народной музыке;

-выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Регулятивные:

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- определять и формулировать цель деятельности;

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

-умение адекватно оценивать свою деятельность

Познавательные:

- Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

- любознательность и познавательная инициатива;

- умение в постановке проблемы и учебной цели;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

- умения обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение аргументировать свои высказывания;

- умение четко выражать свои мысли;

- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

Предметные:

-раскрыть специфику народной музыки.

Метапредметные:

-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (учебника, презентации).

Методы обучения:

 -метод зрительной наглядности: картинки русских народных музыкальных инструментов;

-метод слуховой;  

-метод эмоциональной драматургии;

-метод взаимодействия с учителем;

-метод сравнения, размышления, восприятия и слушания музыки;

-словесные методы (беседа, разъяснение, объяснение).

-метод наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-практический: картины природы, портреты композиторов);

-игровой метод;

-метод моделирования художественно-творческого процесса;

-метод исполнительской деятельности: пение, игра на музыкально-шумовых инструментах.

Педагогические технологии:

-здоровьесберегающее обучение;

-личностно-ориентированное обучение;

-компенсирующее обучение;

-адаптивное обучение;

-игровая технология.

-развития процессов восприятия музыкальных произведений;

-дифференцированного обучения;

-имитационно-музыкально – игровые;

-рефлексивные;

- продуктивно-творческой деятельности;

-коммуникотивно-развивающегося обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию.

Виды деятельности:

-беседа, слушание музыки, хоровое пение, пластическое интонирование, рассказ стихотворений, анализ музыкальных произведений, сравнение русских народных инструментов, творческая работа в группах.

Музыкальный репертуар: обработки русских народных наигрышей и мелодий, «Русская народная плясовая», частушки,

«Камаринская», русская народная плясовая.

Программное обеспечение: картинки“Русские народные инструменты”, учебник Музыка 4 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Оборудование: магнитофон, диски, доска, синтезатор, балалайка, шумовые музыкальные инструменты.

 Ход урока

I. Организационный этап. Вход детей под музыку «Светит месяц», орк. рус. нар. инстр.

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте учитель!

II.Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня, ребята я приглашаю вас в путешествие по удивительному миру музыки. Вы готовы?

А чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадки.

Отгадки учитель вывешивает на доску.

1. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь) 

2. Приложил к губам я трубку,

Понеслась по лесу трель,

инструмент тот очень хрупкий,

называется …(свирель).

3. Деревянные сестрички,

друг о друженьку стучат,

всю округу веселят… (ложки).

4. На ремне в рядок висим,
Сухо, весело трещим.
Ритм отстукивает чётко
Звонкий инструмент … (трещотка.)

5.Ой! Звенит она звенит.

Всех игрою веселит!

А всего – то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая, отгадай-ка,

Это наша… (балалайка).

6. Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (бубен).

7. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,

Дополняет наш кружок пастуший…. (рожок).

8. А  Садко  на  них  играл  и  душевно  напевал,

Перебрал  он  много  струн, вышел  из волны Нептун. (гусли).

9. Словно жалуясь кому-то

Зазвучал, тот инструмент.

Это вам не канарейка,

А печальная …  (жалейка).

10. Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Ду-ду-ду, да-да-да –
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка.
А что же это?..
(дудочка).

Учитель: ребята, что вы сейчас отгадали? (Музыкальные инструменты). Как называется страна в которой мы живем? (Россия). 

Вы догадались, какая тема будет нашего урока? (Музыкальные инструменты России). Итак, тема нашего урока: «Музыкальные инструменты России».

Какие задачи мы поставим перед уроком, что нам нужно будет узнать?

Дети:

1.Как появились музыкальные инструменты?

2.Кто придумал музыкальные инструменты?

3.Послушать, как звучат народные музыкальные инструменты?

Учитель: вывешивает задачи урока. А теперь сформулируем цель нашего урока? Кто ответит?

Учитель: углубить знакомство с разнообразием народных инструментов.

III. Открытие нового знания. (изучение новой темы).

Учитель: ребята, как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент в далеком прошлом? Ответы детей.

Учитель: хотите узнать? Тогда, давайте откроем учебник на стр. 62 и узнаем, как появились музыкальные инструменты и кто их придумал. Дети читают вслух.

Учитель: послушайте еще одну историю, как появились музыкальные инструменты: возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. А  однажды, за ужином человек дунул  в  кость, и раздался свист. Звук походил на птичий  свист. А может человек пошел на охоту и натянул тетиву, чтобы запустить стрелу в дикого зверя, а она зазвенела, как струна.
Неужели   кость,  кусок  выдолбленной  древесины или натянутую тетиву уже  можно  считать музыкальными инструментами? Оказывается, можно! Так  появилась  мелодия, а вместе  с мелодией - музыкальные  инструменты. К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты. А теперь рассмотрим в учебнике картины художников, кто на них изображен и на каких инструментах они играют?

IV. Этап изучения нового материала.

Учитель: сейчас вам предстоит справиться с заданиями.

1. Задание: мы знаем, что все музыкальные инструменты делятся на группы назовите их: струнные, духовые, клавишные, ударные. Вам нужно распределить инструменты по группам, которые висят на доске, называя их названия.

Физминутка.

Учитель: сейчас немного отвлечемся и отдохнем. Учитель играет и поет с ускорением темпа, а дети выполняют под музыку движения: ножками затопали – 1, 2, 3, ручками захлопали 1, 2, 3, плечиком подвигали, а потом попрыгали. Молодцы, подняли себе немного настроения!

Учитель: следующее задание. 

2.  Задание: Вам нужно послушать, как звучать фрагменты музыкальных инструментов и назвать их.

Звучать фрагменты музыкальных инструментов:

3.  Задание: работа в группах. Сейчас прозвучит русская народная плясовая «Камаринская»:

1.      Записать инструменты, исполняющие плясовую?

2.      Определить количество инструментов в ансамбле и назвать их название?

3.      Назвать 2 ведущих инструмента ансамбля? (Гармонь и балалайка).

Учитель: Молодцы, определили ведущие инструменты, именно гармонь и балалайка  являются символом России.

Недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.

Учитель: сейчас подготовим наши голоса к исполнению:

1.Восходящее и нисходящее движение мелодии «Вот иду я вверх».

2.Упражнение на дыхание: ми-мэ-ма, последний звук поем, сколько хватит дыхания.

3.Исполнение скороговорки в быстром, среднем и медленном темпе.

Учитель:

Сейчас мы послушаем игру на балалайке в исполнении Александра Борисовича, а наши девочки исполнят для вас частушки.  

Учитель: спасибо, за исполнение! А сейчас игра в оркестр.

Вы попробуете стать настоящими музыкантами, исполнителями, а исполнять будем русскую народную песню «Во кузнице».(каждый ребенок исполняет свой ритмический рисунок и поет песню).

V.Рефлексия. Подведение итога урока.

Учитель: достигли мы цели и задач нашего урока? Да.

  1. Что нового изучили на уроке? (музыкальные инструменты).
  2. Как появились музыкальные инструменты? (от наших предков).
  3. Кто придумал музыкальные инструменты? (умельцы из народа).

Оцените себя. На партах у вас лежат уже знакомые для вас кружочки разного цвета , напомню ( красный – «5», желтый – «4», зеленый – «3»).

Вы были сегодня все великолепными исполнителями, хорошими слушателями и узнали для себя много интересного. А сейчас попрощаемся с вами.

Музыкальное прощание «До свидания!».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Музыкальные инструменты"

Цель: Знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов.Задачи: Научиться отличать на слух звучание инструментов.Развивать музыкальные творческие способности учащихся.Воспитывать любовь к ...

Урок музыки "Музыкальный инструмент. Скрипка" 3 класс.

Урок разработан с учётом требований ФГОС по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Используются современные образовательные технологии: технология сотрудничества, ИКТ, разноуровневое обучение. Учащиес...

Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо».

Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо»....

презентация к уроку музыки "Музыкальные инструменты"

Презентация к уроку музыки для учащихся 1 класса по теме "Музыкальные инструменты"...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...

Открытый урок музыки "Музыкальные инструменты"

Изучение нового материала "Музыкаьные инструменты, что такое оркестр, и какие бывают оркестры"...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по музыкеТема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народны...