Открытый урок музыки: «Музыкальные инструменты России».
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Познакомить учащихся с русскими народными инструментами,
дать возможность детям через игру на русских народных инструментах почувствовать прошлое русского народа, помочь
учащимся почувствовать колорит русской культуры, через звучание русских народных инструментов.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ РХ «Боградская санаторная школа – интернат»
Открытый урок музыки
4 «А» класс
Тема: «Музыкальные инструменты России».
Составитель:
учитель музыки:
Коломиец Елена
Дмитриевна
2022
4 класс.
Урок музыки по теме "Музыкальные инструменты России».
Тип урока: углубление и расширение знаний.
По форме: традиционный с элементами игры.
Тема четверти: «Гори,гори ясно,чтобы не погасло...»
Тема урока: «Музыкальные инструменты России».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы для учащихся: фронтальная (индивидуальная, групповая).
Структура урока:
· Изучение нового материала: знакомство с русскими народными инструментами России.
· Практический этап: раскрывает ритмические способности учащихся, умение исполнять в ансамбле, уровень их импровизационных способностей, творческого мышления и мастерства.
Цель: углубить знакомство с разнообразием народных инструментов.
Задачи:
· Познакомить учащихся с русскими народными инструментами,
дать возможность детям через игру на русских народных инструментах почувствовать прошлое русского народа, помочь
учащимся почувствовать колорит русской культуры, через звучание русских народных инструментов.
. Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух, вокально-хоровые и ритмические навыки; внимание, память интонационно- стилевые представления, творческие способности. Способствовать
развитию познавательного интереса, развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
. Воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к родной земле, к истории своего народа, к народной музыке; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
Формируемые УУД.
Личностные:
- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;
- развивать учебную мотивацию;
-самоопределение;
-взаимодействовать со сверстниками при решении творческих задач;
-формировать основы уважительного отношения к русской культуре;
-воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к родной земле, к истории своего народа и народной музыке;
-выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Регулятивные:
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- определять и формулировать цель деятельности;
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
-умение адекватно оценивать свою деятельность
Познавательные:
- Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
- любознательность и познавательная инициатива;
- умение в постановке проблемы и учебной цели;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
- умения обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные:
- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;
- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение аргументировать свои высказывания;
- умение четко выражать свои мысли;
- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.
Предметные:
-раскрыть специфику народной музыки.
Метапредметные:
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (учебника, презентации).
Методы обучения:
-метод зрительной наглядности: картинки русских народных музыкальных инструментов;
-метод слуховой;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод взаимодействия с учителем;
-метод сравнения, размышления, восприятия и слушания музыки;
-словесные методы (беседа, разъяснение, объяснение).
-метод наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-практический: картины природы, портреты композиторов);
-игровой метод;
-метод моделирования художественно-творческого процесса;
-метод исполнительской деятельности: пение, игра на музыкально-шумовых инструментах.
Педагогические технологии:
-здоровьесберегающее обучение;
-личностно-ориентированное обучение;
-компенсирующее обучение;
-адаптивное обучение;
-игровая технология.
-развития процессов восприятия музыкальных произведений;
-дифференцированного обучения;
-имитационно-музыкально – игровые;
-рефлексивные;
- продуктивно-творческой деятельности;
-коммуникотивно-развивающегося обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию.
Виды деятельности:
-беседа, слушание музыки, хоровое пение, пластическое интонирование, рассказ стихотворений, анализ музыкальных произведений, сравнение русских народных инструментов, творческая работа в группах.
Музыкальный репертуар: обработки русских народных наигрышей и мелодий, «Русская народная плясовая», частушки,
«Камаринская», русская народная плясовая.
Программное обеспечение: картинки“Русские народные инструменты”, учебник Музыка 4 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Оборудование: магнитофон, диски, доска, синтезатор, балалайка, шумовые музыкальные инструменты.
Ход урока
I. Организационный этап. Вход детей под музыку «Светит месяц», орк. рус. нар. инстр.
Музыкальное приветствие:
Учитель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте учитель!
II.Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня, ребята я приглашаю вас в путешествие по удивительному миру музыки. Вы готовы?
А чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадки.
Отгадки учитель вывешивает на доску.
1. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь)
2. Приложил к губам я трубку,
Понеслась по лесу трель,
инструмент тот очень хрупкий,
называется …(свирель).
3. Деревянные сестрички,
друг о друженьку стучат,
всю округу веселят… (ложки).
4. На ремне в рядок висим,
Сухо, весело трещим.
Ритм отстукивает чётко
Звонкий инструмент … (трещотка.)
5.Ой! Звенит она звенит.
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,
Это наша… (балалайка).
6. Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (бубен).
7. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,
Дополняет наш кружок пастуший…. (рожок).
8. А Садко на них играл и душевно напевал,
Перебрал он много струн, вышел из волны Нептун. (гусли).
9. Словно жалуясь кому-то
Зазвучал, тот инструмент.
Это вам не канарейка,
А печальная … (жалейка).
10. Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Ду-ду-ду, да-да-да –
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка.
А что же это?.. (дудочка).
Учитель: ребята, что вы сейчас отгадали? (Музыкальные инструменты). Как называется страна в которой мы живем? (Россия).
Вы догадались, какая тема будет нашего урока? (Музыкальные инструменты России). Итак, тема нашего урока: «Музыкальные инструменты России».
Какие задачи мы поставим перед уроком, что нам нужно будет узнать?
Дети:
1.Как появились музыкальные инструменты?
2.Кто придумал музыкальные инструменты?
3.Послушать, как звучат народные музыкальные инструменты?
Учитель: вывешивает задачи урока. А теперь сформулируем цель нашего урока? Кто ответит?
Учитель: углубить знакомство с разнообразием народных инструментов.
III. Открытие нового знания. (изучение новой темы).
Учитель: ребята, как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент в далеком прошлом? Ответы детей.
Учитель: хотите узнать? Тогда, давайте откроем учебник на стр. 62 и узнаем, как появились музыкальные инструменты и кто их придумал. Дети читают вслух.
Учитель: послушайте еще одну историю, как появились музыкальные инструменты: возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. А однажды, за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Звук походил на птичий свист. А может человек пошел на охоту и натянул тетиву, чтобы запустить стрелу в дикого зверя, а она зазвенела, как струна.
Неужели кость, кусок выдолбленной древесины или натянутую тетиву уже можно считать музыкальными инструментами? Оказывается, можно! Так появилась мелодия, а вместе с мелодией - музыкальные инструменты. К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты. А теперь рассмотрим в учебнике картины художников, кто на них изображен и на каких инструментах они играют?
IV. Этап изучения нового материала.
Учитель: сейчас вам предстоит справиться с заданиями.
1. Задание: мы знаем, что все музыкальные инструменты делятся на группы назовите их: струнные, духовые, клавишные, ударные. Вам нужно распределить инструменты по группам, которые висят на доске, называя их названия.
Физминутка.
Учитель: сейчас немного отвлечемся и отдохнем. Учитель играет и поет с ускорением темпа, а дети выполняют под музыку движения: ножками затопали – 1, 2, 3, ручками захлопали 1, 2, 3, плечиком подвигали, а потом попрыгали. Молодцы, подняли себе немного настроения!
Учитель: следующее задание.
2. Задание: Вам нужно послушать, как звучать фрагменты музыкальных инструментов и назвать их.
Звучать фрагменты музыкальных инструментов:
3. Задание: работа в группах. Сейчас прозвучит русская народная плясовая «Камаринская»:
1. Записать инструменты, исполняющие плясовую?
2. Определить количество инструментов в ансамбле и назвать их название?
3. Назвать 2 ведущих инструмента ансамбля? (Гармонь и балалайка).
Учитель: Молодцы, определили ведущие инструменты, именно гармонь и балалайка являются символом России.
Недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.
Учитель: сейчас подготовим наши голоса к исполнению:
1.Восходящее и нисходящее движение мелодии «Вот иду я вверх».
2.Упражнение на дыхание: ми-мэ-ма, последний звук поем, сколько хватит дыхания.
3.Исполнение скороговорки в быстром, среднем и медленном темпе.
Учитель:
Сейчас мы послушаем игру на балалайке в исполнении Александра Борисовича, а наши девочки исполнят для вас частушки.
Учитель: спасибо, за исполнение! А сейчас игра в оркестр.
Вы попробуете стать настоящими музыкантами, исполнителями, а исполнять будем русскую народную песню «Во кузнице».(каждый ребенок исполняет свой ритмический рисунок и поет песню).
V.Рефлексия. Подведение итога урока.
Учитель: достигли мы цели и задач нашего урока? Да.
- Что нового изучили на уроке? (музыкальные инструменты).
- Как появились музыкальные инструменты? (от наших предков).
- Кто придумал музыкальные инструменты? (умельцы из народа).
Оцените себя. На партах у вас лежат уже знакомые для вас кружочки разного цвета , напомню ( красный – «5», желтый – «4», зеленый – «3»).
Вы были сегодня все великолепными исполнителями, хорошими слушателями и узнали для себя много интересного. А сейчас попрощаемся с вами.
Музыкальное прощание «До свидания!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки "Музыкальные инструменты"
Цель: Знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов.Задачи: Научиться отличать на слух звучание инструментов.Развивать музыкальные творческие способности учащихся.Воспитывать любовь к ...
Урок музыки "Музыкальный инструмент. Скрипка" 3 класс.
Урок разработан с учётом требований ФГОС по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Используются современные образовательные технологии: технология сотрудничества, ИКТ, разноуровневое обучение. Учащиес...
Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо».
Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо»....
презентация к уроку музыки "Музыкальные инструменты"
Презентация к уроку музыки для учащихся 1 класса по теме "Музыкальные инструменты"...
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...
Открытый урок музыки "Музыкальные инструменты"
Изучение нового материала "Музыкаьные инструменты, что такое оркестр, и какие бывают оркестры"...
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс УМК "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА по музыкеТема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народны...