Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского
план-конспект урока по музыке (1 класс)
Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского | 30.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского
Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с фортепианным циклом П.И. Чайковского «Детский альбом».
- Обучать игре на детских музыкальных инструментах;
- Учить использовать различные ресурсы для самостоятельного знакомства с музыкальными произведениями.
- Учить анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять о музыке, что может выражать музыка;
- Учить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства
Развивающие:
- Активизировать эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
- Развивать музыкальные способности учащихся, певческий голос, знания и умения в области музыкальной грамоты;
- Учить слушать, слышать и понимать изобразительные и выразительные качества музыки, её многогранность;
- Учиться передавать художественный и музыкальный образ песни;
- Формировать и развивать творческие способности;
- Развивать интерес к музицированию;
- Развивать способность самостоятельно мыслить, действовать, обучаться;
Воспитательные:
- Формировать музыкальную культуру как часть всей духовной культуры человека;
- Раскрывать связь музыки с жизнью человека;
- Воспитывать музыкальный, эстетический вкус;
- Воспитывать интерес и любовь к музыке;
- Активизировать чувства сопереживания;
- Раскрывать внутренний мир детей;
- Приобщение к золотому фонду классической и современной музыки;
На данном уроке реализовывались задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных. В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
Регулятивные:
Учащиеся выполняют учебные действия в связи с поставленной целью. Определяют и формулируют тему и цель урока с помощью учителя.
Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Развивать художественное восприятие, умеют оценивать произведения разных жанров.
Учащиеся способны мобилизовать силу и энергию для преодоления препятствий
Познавательные:
Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Учащиеся ориентируются в учебнике: определяют знания, которые будут сформированы при изучении данной темы.
Личностные:
У учащихся формируется эмоционально-ценностное отношение к искусству.
Учащиеся реализуют творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального творчества.
У учащихся формируется позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Воспитывать любовь к музыке. Формировать образное мышление.
Коммуникативные:
Учащиеся участвуют в совместной деятельности, беседе.
Развивать умения достаточно полно и точно выражать свое мнение, слушать мнение других, рассуждать на тему урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, работать в паре, учиться исполнять песни.
Организационный момент.
Слайд 1
Уч: Сейчас музыкальный начнется урок
Об этом сказал нам веселый звонок
Сказал заливаясь на ноте высокой
Друзья поздравляю с началом урока
Уч: Сегодня на уроке мы встретимся с человеком, который очень любил детей и написал для них много самых разнообразных по настроению произведений.
Мотивационный момент.
Уч: Для того чтобы встретиться с этим человеком, нам необходимо повторить пройденный материал.
Я буду зачитывать утверждения и включать музыкальные фрагменты, а вам нужно будет определять верное оно или нет. Выполнять задание предлагаю, в паре, чтобы получить лучше результат. А еще я предлагаю в ходе всего урока учиться выполнять задания в темпе, я буду дозировать время, а вы постараетесь укладываться в него. И так, если утверждение верное похлопайте, если нет – потопайте.
Утверждения
1. Танец — это движение под музыку (хлопают) Слайд 2
2. Хоровод исполняется вприсядку (топают) Слайд 3 А как исполняют хоровод? (Неторопливо по кругу)
3. Согласны ли вы, что прозвучал танец Полька (звучит Полька из Детского альбома П.И. Чайковского) (хлопают)
- Перед вами лежат картинки с танцами и чистый альбом, что мы дальше будем делать? (Выбирать картинку и приклеивать в альбом)
- Выберите картинку, где танцуют польку поднимите и покажите. Приклейте её под записью в альбоме (приклеивают)
4. Согласны ли вы, что прозвучал танец Хоровод (звучит Камаринская из Детского альбома П.И. Чайковского) (топают) А какой танец прозвучал? (Русская плясовая Камаринская)
-Выберите картинку, где танцуют Камаринскую поднимите и покажите. Приклейте её под записью в альбоме (показывают, приклеивают)
5. Посмотрите видеофрагмент. Согласны ли вы, что это плавный кружащийся танец Вальс (звучит Вальс из Детского альбома П.И. Чайковского) (хлопают)
-Приклейте картинку, где танцуют вальс под записью в альбоме.
6. Согласны ли вы, что музыку, которая прозвучала, написал П.И. Чайковский?
Приклейте портрет композитора на вторую страничку альбома Слайд 4 (приклеивают)
Уч: Оцените свою работу в листе самооценки: в колонке №1
Самооценка
Формулировка цели урока и постановка учебных задач.
Уч: Музыку, которая прозвучала, Чайковский написал специально для этого сборника. Ребята, кто уже понял тему нашего урока? Слайд 5
Дети: Детский альбом Чайковского.
Уч: Покажите куда мы приклеим обложку альбома? Слайд 6
Дети: На первую страничку (Приклеивают обложку)
Уч: А какая связь между «Детским альбомом» Чайковского и нашим бумажным альбомом?
Дети: У Чайковского «альбом» и у нас «альбом», у Чайковского музыкальный альбом, а у нас бумажный. Мы создадим бумажный альбом иллюстраций к музыкальному альбому Чайковского.
Уч: А можем ли мы продолжить создавать альбом иллюстраций не слушая «Детский альбом» Чайковского?
Дети: Нет, мы не знаем о чём там музыка.
Уч: Предлагаю сегодня узнать, о чем произведения «Детского альбома», и что послужило причиной его создания. (ответы детей)
Уч: Мы послушали только три пьесы из «Детского альбома» Чайковского, какую цель мы поставим?
Дети: Познакомиться с другими пьесами из «Детского альбома» Чайковского
Открытие нового знания.
Уч: С Чайковским вы уже знакомы с детского сада. Вспомните, что вы знаете об этом композиторе? (ответы детей)
Уч: Да, П.И. Чайковский родился очень давно, в Удмуртии в городе Воткинске. Слайд 7
Это была музыкальная семья – папа играл на флейте, а мама на арфе и фортепиано и Чайковский с детства полюбил музыку. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его очень любили, как вы думаете за что? Слайд 8
Дети: Он был удивительно добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить.
Уч: С ним всегда было радостно и интересно, потому что он постоянно придумывал забавные истории и разные веселые игры. Ребята, как вы думаете, почему композитор назвал свой сборник «Детский альбом»? Слайд 9
Дети: Посвятил его детям.
Уч: Да, Чайковский захотел, чтобы у ребят были свои музыкальные произведения, а как вы думаете, о чём рассказывается в этих произведениях?
Дети: О том, чем они занимаются в течение дня, об их играх и игрушках.
Уч: Как вам кажется, какие раньше были игрушки у детей? (ответы детей)
Уч: Это маленькие музыкальные картинки, рассказывающие о жизни детей, которые жили очень давно, когда еще не было электричества, радио, телевизоров и компьютеров. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчики играли не с машинками, а с деревянными солдатиками на колесах; но девочкам, так же, как и сейчас, дарили красивых кукол в красивых платьях.
Эти музыкальные пьесы композитор сочинил для своего племянника, Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепиано было для него и детей его возраста интереснее. Слайд 10. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из «Детского альбома». Слайд 11
«Детский альбом». Применение нового знания.
Уч: Теперь уже можно продолжать оформлять наш альбом иллюстраций?
Дети: Нет, мы ещё не послушали пьесы «Детского альбома»
Уч: Значит пора познакомиться с некоторыми произведениями этого замечательного сборника. Скажите, в какие игры играют девочки?
Дети: В куклы.
Уч: Послушайте пьесу, в ней композитор рассказывает о кукле и ответьте на вопрос: Что вы можете сказать об этой музыке?
Слушание П.И. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома» (1.50)
Уч: Что вы можете сказать о музыке?
Дети: Музыка грустная, печальная
Уч: А почему? Что могло случиться с куколкой?
Дети: Она сломалась Слайд 12
Уч: Кукла Маша Не поможешь
Заболела. Ей, бедняжке,
Врач сказал, Нас покинет
Что плохо дело. Маша вскоре.
Маше больно, Вот уж горе,
Маше тяжко! Так уж горе.
Уч: Что композитор хотел выразить в этой пьесе?
Дети: Композитор рассказывает о девочке, которую очень жалко. У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает.
Уч: Обведите в кружочек только те слова в альбоме, которые верно характеризуют музыку (горестно, печально, грустно, радостно, восторженно) выберите и приклейте иллюстрацию к пьесе. Чтобы быть увереннее работайте в паре, сообща с соседом. На выполнение работы 1 минута.
Выполняют задание
Уч: Откройте учебник на странице 43-44. Рассмотрите иллюстрации, обратите внимание на стихотворное сопровождение произведений. Иллюстрации и стихи подобраны не случайно. Они дополнили прекрасное подарочное издание “Детского альбома”. Назовите автора стихов и картин?
Дети: Автор стихов - Виктор Лунин, автор картин – Вера Павлова
Уч: Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно? (Стихотворение рассказывает первоклассница)
Ах, мама, мама, неужели
Куклу скоро привезут?
Ах, мама, мама, в самом деле
Кукла скоро будет тут?
Ах, где же куколка моя?
Её хочу увидеть я.
Ах, что? Уже? Тогда молю –
Ну дай мне куколку мою.
Ах, как она прекрасна, мама!
Как я рада, Боже мой!
Ах, кукла, кукла! Никогда мы
Не расстанемся с тобой.
Уч: О чём стихотворение?
Дети: Девочка так переживала, что родители пообещали подарить ей новую куклу. Слайд 14
Уч: Послушайте пьесу «Новая кукла» и скажите, какие чувства в ней выражены?
Слушание П. И. Чайковский. Новая кукла. Из «Детского альбома» (0.35)
Уч: Какие чувства в ней выражены?
Дети: В пьесе слиты воедино разные оттенки чувства: радость, изумление, ликование и восторг, охватывающие девочку при виде красивой игрушки, о которой она давно мечтала.
Уч: Что вы себе представили, слушая эту пьесу?
Дети: Как девочка с куклой кружится по комнате
Уч: Какими цветами вы бы выразили настроение этой пьесы, покажите цветными карандашами (показывают)
Уч: Что будем делать с куколкой в альбоме?
Дети: Раскрасим куколку в альбоме яркими цветами.
Уч:. Работайте в паре с соседом. А потом покажите, что у вас получилось.
Повторное слушание П. И. Чайковский. Новая кукла. Из «Детского альбома» (0.35)
Уч: Покажете, что у вас получилось? (Показывают рисунки)
Уч: А сейчас ваши любимые игрушки приглашают вас потанцевать.
Танцевальная физминутка (1.20)
Уч: А во что любят играть мальчики?
Дети: В машинки, в солдатиков
Уч: Посмотрите на экран и скажите, что делают солдатики?
Просмотр видеофрагмента П. И. Чайковский. Марш деревянных солдатиков из «Детского альбома» (0.50)
Уч: Что делают солдатики? Слайд 15
Дети: Маршируют
Уч: Как они маршируют?
Дети: Чётко, ритмично, бодро, с гордостью, отважно, смело
Уч: А настроение какое?
Дети: Праздничное, весёлое, бравое
Уч: Хотите сыграть этот марш сыграть на детских музыкальных инструментах? (Да) Будьте внимательны, начинаем вместе с музыкой и заканчиваем вместе с музыкой.
Исполнение пьесы "Марш деревянных солдатиков" на детских музыкальных инструментах (0.50)
Уч: Положили инструменты и вклеиваем иллюстрацию в альбом. На выполнение задания 1 минута.
Самооценка
Уч: Что мы ещё с вами сегодня не делали?
Дети: Не пели
Уч: А петь любите?
Дети: Да
Уч: Посмотрите на картинку, назовите песню, которую мы будем петь?
Дети: «Игрушки и дети» Слайд 16
Уч: Чему нас учит песня?
Дети: Прощать обиды и забывать всё плохое, дорожить дружбой, не ссориться, а лучше играть!
Уч: Как будем исполнять эту песню?
Дети: Весело, с добротой.
Уч: Чтобы нам легко пелось, необходимо подготовить певческий аппарат, сделаем разминку стоя.
Слайд 17,18
Вокально – хоровая работа (вокальная разминка «Что у кого внутри», исполнение 1 куплета и припева, работа над дикцией в 1 куплете и припеве) Слайд 19
Самооценка и взаимооценка
Рефлексия.
Уч: Вернемся к альбому. Слайд 20. Ещё раз перелистайте наш альбом, вспомните все произведения, которые мы послушали, расскажите соседу по парте какое произведение вам понравилось больше всего и чем. На это вам 1 минута.
Обмен впечатлениями
Уч: А теперь поднимите руки кому больше всего понравился «Марш деревянных солдатиков»? Чем? А кому «Новая кукла»? А мне было очень жалко девочку у которой заболела кукла и мне понравилась пьеса «Болезнь куклы». А кому понравились танцевальные пьесы? (поднимают руки, комментируют свой выбор)
Уч: Ребята, мы прослушали несколько пьес П.И. Чайковского. Как называется сборник, куда входят все эти пьесы?
Дети: «Детский альбом»
Уч: Как вы думаете, мы закончили оформлять наш альбом иллюстраций?
Дети: Нет, в нём ещё остались чистые неоформленные листы.
Уч: В «Детском альбоме» ещё много интересной музыки, всего 24 пьесы, сегодня мы послушали лишь небольшую часть. Мы еще обязательно будем слушать произведения из цикла «Детский альбом» и продолжим оформлять наш альбом иллюстраций.
Уч: Посмотрите на свой лист самооценки. Покажите мимикой каких смайликов у вас больше всего.
А вот мой смайлик (показывает), потому что вы были сегодня активные, дружные, добрые.
Давайте аплодисментами поблагодарим музыку за те приятные минуты, что мы с ней провели.
Дети аплодирут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ ....
Презентация к уроку музыки в 1 классе на тему "Детский альбом П.И.Чайковского"
Презентация "Детский альбом П.И.Чайковского"...
Технологическая карта по музыке (2 класс) Тема: Детский музыкальный театр. Опера
Технологическая карта по музыке для 2 класса. Тема: Детский музыкальный театр. Опера. (Путешествие в театр вместе с Незнайкой)....
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"...
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"
Конспект урока физической культуры1 класс Тема: ""Подвижные игры"...
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 класса по теме "Детский альбом П.И.Чайковского"
Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 класса по теме "Детский альбом П.И.Чайковского" знакомит детей с великим композитором и историей создания им этого произведения. Воспитывает...