РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»
рабочая программа по музыке (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abaydulina_t.v._doop_programma_fasolinka_individualnaya_.docx | 64.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи администрации
города Алейска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» города Алейска
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:
Педагогического совета директор МБУ ДО ЦДТ г. Алейска
МБУ ДО ЦДТ г. Алейска _______________Абайдулина Т. В.
Протокол от 03.09.2020 г. №1 Приказ от 03.09.2020 г. №93
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Фасолинка»
Год обучения — первый Составитель:
Возраст учащихся — 8 — 10 лет Абайдулина Татьяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
Алейск, 2020
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Фасолинка» - это стартовый уровень обучения, разработана для учащихся 8 – 10 лет.
Направленность программы: художественная
В детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление. В результате развития основ музыкальной культуры у учащихся формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Актуальность
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Учитывая возрастные психофизиологические особенности учащихся и состояние современного социума, ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию учащихся младшего школьного возраста.
Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей: восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и в вегетационной сфере. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Обусловлена реализацией социального заказа родителей и обучающихся
Новизна предлагаемой программы заключается в самом её содержании, методических формах работы, широком использовании разнообразных форм освоения учебного материала, в специальном подборе адаптированного музыкального репертуара, музыкальных игр, адаптированных для учащихся данного возраста.
Отличительные особенности
Содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории развития вокальных умений и навыков как групп учащихся, так и отдельно взятых учеников. Программа включает занятия и упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой. В процессе обучения применяются речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков, познакомить с музыкальными формами).
Педагогическая целесообразность
Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа способствует формированию умений певческой деятельности и совершенствованию специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, артикуляции; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыков следования дирижерским указаниям; навыков слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). С первых занятий учащиеся обучаются правильно стоять во время пения. Хорошая постановка корпуса и непринуждённое положение головы позволяет исправить детскую осанку и содействует правильному функционированию дыхательной системы и общему здоровому развитию детского организма. Обучение по Программе способствует также созданию координации слуха с голосом, развитию и укреплению музыкального слуха на ладовой основе, формированию вокально-технических навыков, развитию певческого дыхания, гибкости и подвижности голоса, воспитанию художественной выразительности исполнения различных вокальных произведений. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель: через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала.
Задачи:
Образовательные:
- научить:
- основам вокала и сценической культуры;
- использовать навыки певческой установки учащихся;
- приемам работы с техническими средствами (микрофон и т.д.)
- сформировать:
- знания о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;
- вокальную артикуляцию, музыкальную память;
- стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса;
- сформировать вокально-исполнительские навыки (звукообразование, музыкальный строй, ансамбль и т.д.);
Развивающие:
развить:
- музыкальный вкус, способность эмоционального отклика на музыку и другие виды искусства и творческие способности учащихся посредством музыки;
- эстетический и художественный вкус;
- гармонический, мелодический и вокальный слух;
- певческое дыхание;
- преодоление мышечных зажимов;
- артистическую смелость и непосредственность, его самостоятельность;
- диапазон голоса;
- умение держаться на сцене;
- совершенствовать речевой аппарат.
Воспитательные:
воспитать:
- интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- чувство коллективизма;
- формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
- настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
- готовность и потребность к певческой деятельности.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Предполагается, что в конце обучения учащиеся
Знают/понимают:
- жанры музыки;
- произведения композиторов;
- ноты и могут различать их по высоте;
- основные понятия о голосовом аппарате и гигиене голоса;
- особенности и возможности певческого голоса;
- строение артикуляционного аппарата;
- элементарные теоретические певческие навыки: дыхание, звукообразование, дикция, звукоизвлечение;
- динамический рисунок произведения.
Умеют:
- внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер и выражать свои чувства словами, рисунком, движением;
- узнавать и называть произведение и композитора, определять характер, настроение, жанр музыки;
- петь легко, подвижно, с четкой дикцией, четко передавать мелодию;
- различать и передавать в движении жанровые признаки (песня, танец, марш), ритмично двигаться;
- различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы);
- инсценировать (совместно с педагогом) песни, хороводы;
- проявлять активность, самостоятельность и творчество в разных видах музыкальной деятельности
- чисто интонировать, петь на дыхании;
- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
- работать с техническими средствами (микрофоном и т.д.).
У них будет развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
Формы промежуточной аттестации (исполнение сольных номеров с использованием музыкальных фонограмм и микрофонов; концерт, музыкальная викторина. творческий отчет, фестиваль, конкурсы.
Способы определения результативности:
- повседневное систематическое наблюдение за обучающимися и собеседование;
- участие в концертных программах;
- участие в конкурсах различного уровня;
- демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей и педагогов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия учащихся вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Общие критерии оценивания результатов
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Способы контроля результатов
Используются следующие виды контроля: текущий и тематический. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов по теме проводится на открытых занятиях по окончании модулей (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 час (понедельник, пятница)
- Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы организац. занятий | Формы аттестации контроля | |||
всего | теория | практика | Индив. занят. и консул | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | - занятие-прослушивание | прослушивание | |
2 | Голос –музыкальный инструмент | 62 | 27 | 35 | - | - занятие-прослушивание- занятие-игра | -прослушивание; |
3 | Музыкальная грамота | 28 | 14 | 14 | - | - занятие-прослушивание - занятие-игра | -прослушивание; - музыкальный диктант; - тесты |
4 | Слушаем музыку | 18 | 4 | 14 | - | - занятие-прослушивание -игра | -прослушивание; - музыкальный диктант; - тесты; - опрос; - игра «Угадай мелодию»; -музыкальная викторина |
5 | Импровизация | 16 | - | 16 | - | - занятие-прослушивание | - сольное исполнение |
6 | Концертно-исполнительс-кая деятельность | 12 | 2 | 10 | - | - репетиции; - концерт | - репетиции; - выступления; - сольное исполнение; - концерты |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | - отчетный концерт для родителей | - сольное исполнение; - концерт «Для вас, любимые, родные» | |
Итого | 140 | 49 | 91 |
- Календарно –тематический план
№ темы/ занятия | Дата проведения занятия | Теоретическая часть | Ча сы | Практическая часть | Ча сы |
Вводное занятие 2ч. | |||||
1.1 | 18.09.20
| Правила обращения с техническими средствами обучения, гигиена голоса, санитарно-гигиенические требования, режим занятий, поведение на занятии, инструктажи по ТБ. | 1 | Игра: «Музыкальный ручеек» (прослушивание учащихся) | 1 |
Голос – музыкальный инструмент 62 ч. | |||||
2.2 | 21.09.20 | Выявление музыкальных способностей. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки». | 1 |
2.3 | 25.09.20
| Выявление музыкальных способностей. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики» | 1 |
2.4 | 28.09.20 | Выявление музыкальных способностей. | 1 | Просмотр видеоролика - прослушивание и обсуждение музыки: «В гостях у Маэстро». | 1 |
2.5 | 02.10.20 | Выявление музыкальных способностей. | 1 | Просмотр мультфильма, прослушивание и обсуждение музыки: «Волшебные звуки». | 1 |
2.6 | 05.10.20 | Выявление музыкальных способностей. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник». | 1 |
2.7 | 09.10.20 | Выявление музыкальных способностей. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка». | 1 |
2.8 | 12.10.20 | Правильная певческая установка. | 1 | Творческое занятие: «В гостях у музыки», прослушивание и анализ произведений. | 1 |
2.9 | 16.10.20 | Правильная певческая установка. | 1 | Творческое занятие: «В гостях у музыки», прослушивание и анализ произведений. | 1 |
2.10 | 19.10.20
| Правильная певческая установка. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». | 1 |
2.11 | 23.10.20
| Правильная певческая установка. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». | 1 |
2.12 | 26.10.20
| Правильная певческая установка. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». | 1 |
2.13 | 30.10.20
| Музыкальные игры, инсценировки. | 1 | Интернет-занятие- «Песенка за песенкой», | 1 |
2.14 | 02.11.20
| Музыкальные игры, инсценировки. | 1 | Игра-путешествие: «Приключения Скрипичного Ключа». | 1 |
2.15 | 06.11.20
| Музыкальные игры, инсценировки. | 1 | Музыкальная игра: «Песенка за песенкой». | 1 |
2.16 | 09.11.20
| Музыкальные игры, инсценировки. | 1 | Занятие – фантазия: «Домисолька». | 1 |
2.17 | 13.11.20 | Музыкальные игры, инсценировки. | 1 | Музыкальный ринг, игра: «Веселое путешествие по стране Нот». | 1 |
2.18 | 16.11.20
| Музыкальный слух, память. | 1 | Творческое задание: «Вместе с друзьями». | 1 |
2.19 | 20.11.20
| Музыкальный слух, память. | 1 | Творческое задание: «Музыкальное лото». | 1 |
2.20 | 23.11.20 | Музыкальный слух, память. | 1 | Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). | 1 |
2.21 | 27.11.20
| Музыкальный слух, память. | 1 | Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). | 1 |
2.22 | 30.11.20 | Музыкальный слух, память. | 1 | Речевые игры и упражнения - развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. | 1 |
2.23 | 04.12.20 | Певческое дыхание. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». | 1 |
2.24 | 07.12.20 | Певческое дыхание. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». | 1 |
2.25 | 11.12.20
| Певческое дыхание. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». | 1 |
2.26 | 14.12.20
| Певческое дыхание. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». | 1 |
2.27 | 18.12.20
| Певческое дыхание. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». | 1 |
2.28 | 21.12.20
| Певческое дыхание. | 1 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». | 1 |
2.29 | 25.12.20
| Артикуляция. | 1 | Речевые игры и упражнения - развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. | 1 |
2.30 | 28.12.20
| Артикуляция. | 1 | Речевые игры и упражнения - развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. | 1 |
2.31 | 01.01.21
| Артикуляция. | 1 | Речевые игры и упражнения - развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. | 1 |
2.32 | 04.01.21
| Артикуляция. | 1 | Речевые игры и упражнения - развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. | 1 |
Музыкальная грамота 28 ч. | |||||
3.33 | 08.01.21
| Звуки шумовые, музыкальные. | 1 | Музыкально-дидактическая игра «Бубенчики» | 1 |
3.34 | 11.01.21 | Звуки шумовые, музыкальные. | 1 | Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото» | 1 |
3.35 | 15.01.21
| Звуки шумовые, музыкальные. | 1 | Музыкально-дидактическая игра «Кто самый внимательный?» | 1 |
3.36 | 18.01.21
| Высота звука. | 1 | Музыкально-дидактическая игра «Буратино» | 1 |
3.37 | 22.01.21
| Высота звука. | 1 | Музыкально-дидактическая игра «Озорное эхо» | 1 |
3.38 | 25.01.21
| Высота звука. | 1 | Музыкально-дидактическая игра «Игра с платочком» | 1 |
3.39 | 29.01.21
| Динамика. | 1 | Сюжетная музыкально-дидактическая игра «Музыкальная дорожка» | 1 |
3.40 | 01.02.21 | Динамика. | 1 | Сюжетная музыкально-дидактическая игра «Смелый капитан» | 1 |
3.41 | 05.02.21 | Структура музыкальных произведений. | 1 | Сюжетная музыкально-дидактическая игра «Кто приехал в зоопарк?» | 1 |
3.42 | 08.02.21 | Структура музыкальных произведений. | 1 | Сюжетная музыкально-дидактическая игра «Любимый герой» | 1 |
3.43 | 12.02.21 | Длительности. | 1 | Музыкально-дидактическая игра «Воротики» | 1 |
3.44 | 15.02.21
| Длительности. | 1 | Сюжетная музыкально-дидактическая игра «Узнай гостя» | 1 |
3.45 | 19.02.21
| Темп. | 1 | Музыкально-дидактическая игра «Жмурка» | 1 |
3.46 | 22.02.21
| Ритм. | 1 | Музыкально-дидактическая игра «Змейка» | 1 |
Слушаем музыку 18 ч. | |||||
4.47 | 26.02.21 | «Как рассказывает музыка». | 1 | Творческое задание «Создание звуковых картин» | 1 |
4.48 | 01.03.21
| Творческое задание. | 1 | Иллюстрации к музыкальным произведениям. | 1 |
4.49 | 05.03.21 | «Как рассказывает музыка». | 1 | Творческое задание «Создание звуковых картин - Ярмарка» | 1 |
4.50 | 08.03.21 | Творческое задание. | 1 | Графическое цветовое моделирование музыки. | 1 |
4.51 | 12.03.21
| «Как рассказывает музыка». | 1 | Сочинение мелодии на заданный текст. | 1 |
4.52 | 15.03.21
| Творческое задание. | 1 | Мимически, пластически создавать образ героя данного музыкального произведения. | 1 |
4.53 | 19.03.21
| «Как рассказывает музыка». | 1 | Творческое задание «Создание голосом или на инструменте движение звука». | 1 |
4.54 | 22.03.21
| Творческое задание. | 1 | Сочинение-миниатюра. | 1 |
4.55 | 26.03.21
| «Как рассказывает музыка». | 1 | Творческое задание «Выражение своих мыслей и чувств звуками». | 1 |
Импровизация 16 ч. | |||||
5.56 | 29.03.21 | Импровизация. | 1 | Творческое задание «Вокальная импровизация». | 1 |
5.57 | 02.04.21
| Простейшие импровизации. | 1 | Творческое задание «Пластическая импровизация». | 1 |
5.58 | 05.04.21 | Импровизация. | 1 | Творческое задание «Перевод на язык другого вида искусства». | 1 |
5.59 | 09.04.21
| Простейшие импровизации. | 1 | Творческое задание «Ассоциативный ряд» | 1 |
5.60 | 12.04.21 | Импровизация. | 1 | Творческое задание «Дорисуй музыкальные инструменты по точкам». | 1 |
5.61 | 16.04.21
| Простейшие импровизации. | 1 | Творческое задание «Шифровка-словесное рисование». | 1 |
5.62 | 19.04.21 | Импровизация. | 1 | Творческое задание «Песни-распевки». | 1 |
5.63 | 23.04.21
| Простейшие импровизации. | 1 | Творческое задание «Играй, сверчок». | 1 |
Концертно-исполнительская деятельность 12 ч. | |||||
6.64 | 26.04.21 | Дикция: свободная работа артикуляционного аппарата детей, работа над округлением гласных и правильное произношение согласных в процессе пения. | 1 | Разучивание хореографических элементов при пении репертуарной песни, раскрытие понятия «пластическое пение». | 1 |
6.65 | 30.04.21
| Воспитание навыков понимания дирижерских жестов, слушание певцов в ансамбле в процессе исполнения музыкальных произведений. | 1 | Костюм и его роль для создания сценического образа. Эмоциональное состояние певца. Знакомство с микрофоном. Раскрытие темы «Что такое «имидж», формирование сценической культуры. | 1 |
6.66 | 03.05.21
| Воспитание навыков понимания дирижерских жестов, слушание певцов в ансамбле в процессе исполнения музыкальных произведений. | 1 | Отработка голосоведения, динамических оттенков и цезур. Разбор динамических оттенков и смысловых ударений в песне. Разучивание, анализ построения музыкального произведения, его формы. | 1 |
6.67 | 07.05.21 | Выработка ритмичной устойчивости при исполнении произведений, определения сильной доли. | 1 | Пение под фонограмму с движениями, отработка постановки корпуса и рук при пении в микрофон. Умение двигаться на сцене, работа с микрофоном. | 1 |
6.68 | 10.05.21 | Закрепление основных навыков певческой установки: свободное положение корпуса головы и спины. | 1 | Пение под фонограмму с движениями, отработка постановки корпуса и рук при пении в микрофон. Умение двигаться на сцене, работа с микрофоном. | 1 |
6.69 | 10.05.21 | Закрепление основных навыков певческой установки: свободное положение корпуса головы и спины. | 1 | Грим как инструмент подчеркивающий образ исполнителя, правила нанесение грима, пение в характере с разученными хореографическими движениями. | 1 |
Итоговое занятие 2ч. | |||||
7.70 | 14.05.21 | Подведение итогов работы за год. Награждение учащихся. | 1 | Отчётный концерт «Для вас, любимые, родные» | 1 |
- Лист изменений и дополнений к рабочей программе
№ п/п | Тема занятия | Дата изменения | Причина | Подпись |
1 | Объединить занятия № 3.34 с 2.31 | 11.01.20 | Праздничный день 01.01.21 | |
2 | Объединить занятия № 3.35 с 2.32 | 15.01.21 | Праздничный день 04.01.21 | |
3 | Объединить занятия № 3.36 с 3.33 | 18.01.21 | Праздничный день 08.01.21 | |
4 | Объединить занятия № 4.50 с 4.51 | 12.03.21 | Праздничный день 08.03.21 | |
5 | Объединить занятия № 6.65 с 6.66 | 30.04.21 | Праздничный день 03.05.21 | |
6 | Объединить занятия № 6.67 с 6.68 | 07.05.21 | Праздничный день 10.05.21 | |
7 | Объединить занятия № 6.69 с 6.70 | 14.05.21 | Не входит в учебный период |
Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов
- Апраксина О. А. Из истории музыкального воспитания/ О.А.Апраксина.- М.: Изд-во Просвещение, 2001. -207 с.
- Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса/ В.А. Багадуров, Н.Д. Орлова. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 2007. - 44 с.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию /Л.А. Баренбойм. – М.: Изд-во Советский композитор, 1998. -352 с.
- Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов/М. Вайнкоп.-М.: Изд-во Музыка, 2004 . - 200 с.
- Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Выпуск I «Движение и речь» / Е. Забурдяева, Н. Перунова. - СПб: Невская Нота, 2009.
- Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Выпуск V «Ритм: просто о сложном» / Е. Забурдяева, Н. Перунова. - СПб: Невская Нота, 2012.
- Никитин Ю.З Музыка/ Ю. З. Никитин. - Смоленск: Изд-во Русич, 2000. -240 с.
- Андрей, Певцов Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой / Певцов Андрей. - М.: АСТ, 2012. - 856 c.
- Радынова О. П. Слушаем музыку/О. П. Радынова. -М.: Изд-во Просвещение,1990. -160 с.
- Способин И.В. Элементарная теория музыки/И.В. Способин. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1987, - 302 с.
- Струве Г.А. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром/Г. А. Струве. – С-П.: Изд-во Композитор СПБ, 1997. -198 с.
- Попова М. В. Психология растущего человека/М. В. Попова. - М.: Изд-во ТЦ Сфера,2002. -128 с
.
Интернет ресурсы
- Детский портал «Солнышко» [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://solnet. ee. (дата обращения 28.05.2020)
- Музыкальный портал «Песни маленьких зверят» [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://possum.ru. (дата обращения 22.04.2020)
- Музыкальный портал «Минусовки песен – в любой тональности» [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://X-minus.me . (дата обращения 14.05.2020)
Список литературы, рекомендованной для детей
- Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика/Е.С. Анищенкова. - М.: Изд-во АСТ: Астрель, 2009. -63 с
- Григоровский, В.Б. Слово о музыке/ В. Б. Григоровский. - М.: Изд-во Просвещение, 2007. - 304 с
- Журавленко, Н.И. Правила вокального пения/ Н.И. Журавленко. – Минск: Изд-во Полиграф маркет, 2002. -170 с
- Кленов, А.С. Там, где музыка живет/ А.С. Кленов. – М.: Изд-во Педагогика, 1986. - 152 с
- Коробка, В.И. Вокал в популярной музыке/В.И. Коробка. - М.: Изд-во Рекорд, 1989. - 270 с.
- Романовский, Н.В. Хоровой словарь/Н.В. Романовский. — М.: Изд-во Музыка, 2000. -230 с.
- Хоуп, Дэниэл. Когда можно аплодировать/Дэниэл Хоуп. – М.: Изд-во АСТ: Астрель, 2010. -240 с.
- Юдина, Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/Е. И. Юдина. - М.: Изд-во Аквариум,1997. -272 с
Возрастные особенности детей.
Младший школьный возраст (8-10 лет).
Особенности голосового аппарата. В младшем школьном возрасте формируется собственно певческий аппарат гортани, и голос приобретает новые, но пока ещё скромные возможности. Всё более чистым и устойчивым становится интонирование мелодии голосом. Дети способны воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии. Ведётся работа по постановке голоса, многие дети начинают петь звонко, легко.
Более ярко проявляется присущий ребёнку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и достигнутый младшим школьником уровень общего и музыкального развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен. Младшие школьники уверенно чувствуют себя в музыкальном движении, откликаются на музыку разного характера выразительными, естественными движениями всего тела и могут воспроизвести в них динамику развития музыкального образа; в этюдах использует язык жестов и мимики.
При работе с детьми младшей группы учитывается, что в данном возрасте преобладает верхний резонатор, голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача педагога – добиваться, возможно, более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.
Психологические особенности. Время бурного роста сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях, поэтому занятия с младшей группой проходят очень динамично.
На вокальных занятиях активно используется наглядный материал, т.к. память младших школьников в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер и восприятие отличается «созерцательной любознательностью». Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. На занятиях подача материала сопровождается видео-, аудиоматериалами, т.к. в этом возрасте безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.
В программе учитывается, что у детей от 7 до 11 лет есть уже «не правильные привычки» в пении и надо стараться предупреждать и искоренять их. Один из примеров «неправильной привычки» - форсирование звука и неправильная артикуляция.
Теоретическая часть:
1.Зачеркните один лишний элемент. В состав артикуляционного аппарата входят: щёки, губы, зубы, язык, челюсти, нёбо, уши, глотка, гортань.
2.Как называется чёткое, ясное, разборчивое произношение слов. (выбери правильный ответ) а) модуляция б) дикция в) терция
3. Что помогает работать над дикцией. (выбери правильный ответ) а) сказки б) пословицы в) скороговорки
4. Самый распространённый жанр в вокале. (выбери правильный ответ) а) танец б) песня в) марш
5.Как правильно брать вдох перед началом пения? (выбери правильный ответ)а)жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку; б)бесшумно взять вдох в живот, плечи и грудную клетку не поднимать; в)набрать немного воздуха, подняв плечи;
Практическая часть: Выступление на новогоднем концерте.
1. Звуковые возможности певческого голоса, объём между самыми высокими и низкими звуками голоса.
(выбери правильный ответ)
а) интервал
б) гамма
в) диапазон
2. Специфическое качество. характерная окраска звука голоса.
(выбери правильный ответ)
а) жанр
б) тембр
в) мелодия
3. Логичный интонационный переход в другую тональность.
(выбери правильный ответ)
а) модуляция
б) импровизация
в) дикция
4.Звонкость, полётность, разборчивость, ровность по тембру, пение с вибрато – это
(выбери правильный ответ)
а) средства музыкальной выразительности
б) свойства певческого голоса при правильном звучании
5. Чистое» интонирование это -
(выбери правильный ответ)
a) когда голос «сливается» с заданной нотой
б) когда поют без сопровождения инструментов
в) пение повторяющейся ноты
Практическая часть: Выступление на новогоднем концерте.
Теоретическая часть:
(выбери правильный ответ)
1. Разминка, упражнение для голосовых связок
а) артикуляция
б) распевка
в) ритмика
2. Скорость исполнения музыки
а) темп
б) ритм
в) доля
3. Установи соответствие:
художник сочинит мелодию
композитор сочинит текст
поэт нарисует иллюстрацию к песне
4. Во время пения необходимо учитывать следующие правила:
(отметь правильные утверждения)
а) Не пытайтесь петь громче, чем вам надо.
б) Не злоупотребляйте слишком долгим использованием голоса.
в) Даже при абсолютном, правильном пении связки устают.
г) Громко звучащую фонограмму старайтесь перекричать
5. Дикция в пении нужна для чёткости произношения слов.
а) правильно
б) неправильно
в) не знаю
Практическая часть: выступление на отчётном концерте
1. Строение голосового аппарата (лишнее зачеркнуть) а) дыхательный аппарат б) мышцы живота в) резонаторная область г) брюшной пресс д) артикуляционный аппарат е) гортань и голосовые связки ж) позвоночник
2. Средства музыкальной выразительности:
(лишнее зачеркнуть)
а) мелодия б) лад в) гармония г) темп д) ритм е) динамика ж) тембр з) регистры
к) гамма
3.Как называется один исполнитель?
(выбери правильный ответ)
а) квартет;
б) хор;
в) солист;
4.Что происходит в результате вибрации голосовых связок?
(выбери правильный ответ)
а) возникает улыбка
б) звучит голос
в) поднимаются плечи
5. Осмысленно-выразительная одноголосная последовательность звуков, объединённых посредством ритма и лада.
(выбери правильный ответ)
а) мелодия
б) звук
в) громкость
Практическая часть: Выступление на отчётном концерте.
1.Женский голос
(выбери правильный ответ)
а) бас
б) сопрано
в) тенор
2.Коллектив из пяти исполнителей
(выбери правильный ответ)
а) квартет
б) дуэт
в) квинтет
3. Репетиция
(Выбери несколько вариантов)
а) отработка навыков вокального исполнения
б) многократное повторение сложных фрагментов песни
в) исполнение произведения на концерте
4. Что нужно для подготовки выступления
(выбери правильный ответ)
а) артикуляционная работа
б) вживание в образ исполняемого произведения
в) комплекс вокальных упражнений
г) всё вышеперечисленное
5. Сила звучания в музыке
(выбери правильный ответ)
а) динамика
б) мощность
в) громкость
Практическая часть: Выступление на отчётном концерте.
Критерии оценки
Теоретическая часть:
Усвоили материал- высокий уровень – 5 правильных ответов.
Усвоили материал –средний уровень – 3-4 правильных ответа.
Усвоили материал –низкий уровень - 2 правильных ответа.
Практическая часть:
Высокий уровень - обучающийся владеет техникой исполнения, подвижностью голоса, развит навык работы с микрофоном. Исполняет песню выразительно, чисто, слаженно в ансамбле. Красиво и ритмично двигается.
Средний уровень - в процессе исполнения песни обучающийся контролирует чистоту пения, строй, ансамбль, но допускает незначительные ошибки. Красиво и ритмично двигается, но с небольшими недочётами.
Низкий уровень - обучающийся в процессе исполнения песни не может контролировать чистоту пения (фальшивая интонация, отсутствие ансамбля, строя). Навык сценического выступления отсутствует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Живая планета" ( Растительный мир Кубани)
Предлагаемая программа направлена на формирование и усвоение детьми системы знаний о жизни растений. К сожалению, в школьном курсе ботаники практически нет места познанию флористического богатства род...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» МБУДО «Дом детского тво...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей естественнонаучной направленности «Природа и мы»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе («От 1 до 10»)
Задачи:Обучающие:• обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;• учить правильно п...