Тема урока: «Народная колыбельная песня»
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Класс:2
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический
Цель: познакомить с малым жанром музыкального детского фольклора
Задачи:
- образовательная: дать образное представление об истоках
колыбельной песни;
- воспитательная: приобщать к традициям народной культуры; учить видеть красоту и многообразие слова;
- отрабатывать навыки выразительного чтения, формировать исполнительские навыки воспроизведения напевов этих песен
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 19.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Народная колыбельная песня»
Класс:2
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический
Цель: познакомить с малым жанром музыкального детского фольклора
Задачи:
- образовательная: дать образное представление об истоках
колыбельной песни;
- воспитательная: приобщать к традициям народной культуры; учить видеть красоту и многообразие слова;
- отрабатывать навыки выразительного чтения, формировать исполнительские навыки воспроизведения напевов этих песен
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
ХОД УРОКА:
Вступительное слово. Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Попрошу вас обратить внимание на слова, размещённые на слайде.
- Целеполагание.
На слайде 1 слова:
СПАЛЬНЯ
ТЕПЛАЯ КРОВАТКА
СЛАДКИЙ СОН
МАМА
ПЕСНЯ
МЯГКИЙ И НЕЖНЫЙ ГОЛОС
– Какую картину вы представили, читая их?
- Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?
- Какова тема его?
- Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.
(Исполняется учителем колыбельная песня про котика)
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- Что вы сейчас прослушали?
2. Вступление к теме урока. Беседа.
- Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?
(Пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)
– Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?
– Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.
3.Из истории колыбельных песен. Слово учителя.
- Колыбельные песни передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы. Давно, очень давно родились колыбельные песни. Представьте себе старинную обстановку крестьянской избы, никакого в ней убранства: печь посреди дома, стол , лавки. На печи горшки глиняные, в которых щи да каша готовились хозяюшкой. (накинуть платок Целый день она по хозяйству управляется, присесть времени нет, а тут ещё малыш неугомонный плачет. Положит она его в колыбельку ( на слайде), время от времени качает да свои дела делает. Качает, качает и убаюкает. Долго спит он, сладко.
- Как вы думаете, деточки мои, почему колыбельную песню так называют?
- Подберите синонимы к слову «колыбель» (на слайде появляются эти слова) ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА
4.Проблемная ситуация.
- Послушайте сказку, ребята:
«Жили-были Иван да Марья. Было у них 11 детей. Шесть дочек, пять сыновей. И чтобы прокормить эту ораву да одеть, родителям приходилось на работу ходить. Старшие по хозяйству помогали, а за младшенькими нянюшка приглядывала.
Вот однажды ушли родители на работу, а нянюшка захворала. Делать нечего, надо старшенькой, Машеньке, за младшими приглядывать. Потешками развлекать, да колыбельными убаюкивать. Стала Машенька вспоминать, как её мама в детстве баюкала, да ни одной песенки что-то и не припомнит. Сидела Машенька, думала-думала, пригорюнилась – не слушаются её братики-сестренки. Решила она меня на помощь позвать. Жила я тогда по соседству. Не могла я Машеньке отказать. Научила её деток забавлять, спать их укладывать. Вот я вижу, и тут красны девицы сидят. Садитесь-ка на лавки, я вам покажу, как я Машеньку учила.
Покажу, как дело было, заодно и вас научу.
- А вот так она выглядела (слайд).
- У вас на партах есть карточки с текстами колыбельных песен, внимательно прочитайте их (выразительно читают)
- О чем в них поется?
Баю – баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток
Ой, баю,баю, баю,
Живёт котик на краю.
Он ни беден, ни богат,
У него много ребят,
У него трое ребят,
Все по лавочкам сидят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят.
Байки-побайки,
Прискакали зайки.
Стали в скрипочку играть
И сыночка забавлять.
Стали люльку качать,
Стал сыночек засыпать.
- К кому и зачем обращается мама в колыбельной песне? ( к разным животным: зайкам, котику, чтобы защитили от невзгод её малыша, пока он спит
- Какие слова обязательны в такой песне? (те, которые напоминают движение укачивания: баю, баюшки, байки; слова уменьшительно-ласкательные: сыночек, скрипочка, лавочки, котик, волчок, кусток)
- Какие чувства помогают матери передать своему дитя такие выразительные средства? (любовь, заботу, ласку, нежность)
- Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней.
Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.
- Каким тоном и какой интонацией должна исполнятся
колыбельная,чтобы передать чувства доброй ласковой матери?
(учитель исполняет песню, дети слушают и отвечают: нежно, спокойно, неторопливо и выразительно)
- Думаю, вот теперь деточки, вы уже готовы помочь Машеньке спеть колыбельную песню для младших сестрёнок-братишек.
Но для того, чтобы пение наше получилось красивым, нужно правильно сидеть и научиться правильно дышать. Потому перед началом убаюкивания распевка:
- Дыхательное упражнение «свеча», «аромат розы»
- Распевка о-о-о-о-о-о-о Звук поется на одной ноте, монотонно, слитно.
3. Распевка «Ли-ли-я, бе-е-ла-а-я»
- Думаю, теперь за дело. Вот малец, который плачет. (Магнитофонная запись детского плача).Успокоим мальца, убаюкаем. Вручается кукла, дети по очереди исполняют колыбельные:
Баю – баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок,
Отнесёт за кустик
И назад не пустит.
А баю, баю, баю,
Не ложися на краю.
Придёт к тебе бирючок,
И ухватит за бочок,
За бочок за правенький,
Мой сынок кудрявенький.
- Спасибо вам, ребятушки, приглядели вы за дитяткой, убаюкали. Спит он теперь сладко. Хорошими помощниками будете своим мамам и бабушкам воспитывать малышей. И колыбельные выучили.
5. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
-Что вы узнали сегодня на уроке?
-Кому из вас мама или бабушка пела колыбельную на ночь?
– Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, когда вы вспомните о своей маленькой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню.
Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека. Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ИЗО 4 класс по УМК "Планета знаний". Тема урока "Народный костюм. Ансамбль женского костюма.Головные уборы"
В презентации размещены сведения о национальном русском женском костюме(его разновидностях: севрном и южном), сарафанном комплексе, кокошнике....
"Народные колыбельные песни", УМК "Школа-2100"
Урок "Народные колыбельные песни" составлен по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой литературное чтение 2 класс, УМК "Школа-2100". Во время урока дети знакомятся с народными колыбельными песнями, ищут о...
Тема урока: «Народный календарь»
Сформировать представление о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые дают на...
Тема урока: «Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше.»
Изделие: Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше. Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше.Цели урока: научить выполнять работу в технике папье-маше; ...
Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).
Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основн...
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" по теме: "Русские народные песни. Колыбельные"
Цуканова Е.А,учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиТема: Русские народные песни. КолыбельныеЦели:сформировать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного наро...