Тема урока: «Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше.»
план-конспект урока по технологии на тему

Куклева (Гулакова) Ирина Александровна

Изделие: Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.

Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше.

Цели урока:

 научить выполнять работу в технике папье-маше; учить составлять из элементов хохломской  росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке труда изделие, формировать практические умения и навыки рисования с образца; развивать самостоятельность, развивать умение работать по плану, навыки работы с газетой, ножницами, клеем.

Планируемые результаты:

  • Личностные: эстетическое развитие, художественное развитие, воспитывать любовь к народному искусству, формирование положительного личностного и эмоционального отношения к окружающему миру, умение оценивать свои возможности, свою работу;

  • Предметные: научить изготавливать изделие в технике папье-маше;

  • Метапредметные: с помощью учителя определять тему урока, высказывать собственное мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.10_tehnologiya.odt30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 07.10.2016 г.                                                                                                        Школа: №148                                

Студентка: Гулакова Ирина, 46 группа                                                                                      Учитель: Поспелова Е.Н. 

Кабинет: 104                                                                                                         Методист: Жир Н.А.

№ урока: 4 урок

Тема урока: «Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше.»

Изделие: Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше. 

Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше.

Цели урока:

 научить выполнять работу в технике папье-маше; учить составлять из элементов хохломской  росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке труда изделие, формировать практические умения и навыки рисования с образца; развивать самостоятельность, развивать умение работать по плану, навыки работы с газетой, ножницами, клеем.

Планируемые результаты:

  • Личностные: эстетическое развитие, художественное развитие, воспитывать любовь к народному искусству, формирование положительного личностного и эмоционального отношения к окружающему миру, умение оценивать свои возможности, свою работу;
  • Предметные: научить изготавливать изделие в технике папье-маше;
  • Метапредметные: с помощью учителя определять тему урока, высказывать собственное мнение.

Оборудование для учителя: изделие, компьютер, проектор, презентация.

Оборудование для учеников:газета, стакан с водой, тарелочка, гуашь,  кисточка,   подкладная доска,   клей, белая бумага.

Схема доски:

Презентация

Образец изделия

№:

п/п

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

0.

Подготовка к уроку

перемена

Осуществление контроля подготовки рабочих мест, материалов и инструментов.

Подготовка рабочего места к работе

Самоконтроль

Р. Умение настроиться на работу

1.

Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Александровна и сегодня я проведу у вас урок технологии. Давайте проверим, всё ли готово к уроку: посмотрите на свои парты, проверьте, все ли материалы и инструменты у Вас есть, которые пригодятся нам на уроке. Это газета, тарелка, станак для воды, доска, клей, кисть, краски, лист А4. Теперь на свои места сядут девочки, а теперь мальчики.  (слайд 1)

Приветствуют учителя.

Р. Организовывать рабочее место;

Л. Действия смыслообразования.

2.

Формулировка темы и цели урока,

актуализация знаний.

7 мин

стихотворение П. Синявского «Хохлома» (видео)

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

 Отголоски лета в золоте травы

 Рощи-перелески, шелковые всплески

 Солнечно-медовой золотой листвы.

 За окошком метели и морозы трещат,

 А в избе за палитрой мастерицы сидят.

 Ни цветка, ни травинки

 В сером зимнем лесу,

 Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

 Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

 Словно летом, полянка

 В их глазах расцвела.

 Кисть купается в краске,

 Здесь прижалась разок,

 И блеснул на посуде золотой завиток.

 Звонко тренькнет синичка

 За промерзлым стеклом,

 Кисть рисует реснички

 Рядом с тем завитком.

 А сухие былинки под веселым мазком

 Превратились в травинки,

 Усик вьется ползком.

 Блещут краски так ярко

 Золотой хохломы,

 Что в лучах ее теплых

 Согреваемся мы.

 -Ребята, Вы сейчас прослушали два стихотворения, о чем в них говорится? (дается описание природы, деятельности мастериц).

-Что в них общего, что их объединяет. (В обоих стихотворениях описывается хохломская роспись).

-Кто понял, в какой технике работали мастерицы из второго стихотворения? (Хохлома) (слайд 2)

-Как автор говорит о хохломе, какой цвет он называет неоднократно в стихотворении? (золотой)Почему? (является основным цветом хохломской росписи).

-Как вы думаете, так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О хохломской росписи).

Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Золотая хохлома.) (слайд 3)

-Ребята, что объединяет эти слова: гжель, хохлома, дымковская игрушка? (Народные промыслы). (слайд 4)

-Значит как более точно мы можем сформулировать тему урока?

Действительно тема урока: Народные промыслы: «Золотая хохлома». (слайд 5)

-Какие цели на урок вы сформулируете? 

(Научиться изготавливать издение; узнать новые элементы живописи; познакомиться с хохломской росписью). (слайд 6)

-Откройте учебники на с.24 и рассмотрите изображенную посуду. (слайд 7)

-Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи»? (черный, золотой, красный).

Мастер украшает посуду орнаментом. Кто знает что означает это слово? (Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов ) . (слайд 8).Верно.

Итак, хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому или чёрному фону. (слайд 9)

В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду. (слайд 10)

Свои изделия мастера делали похожими на драгоценные золотые и расписывали их орнаментом. Хохлома - это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда она расходилась по крупнейшим ярмаркам всей России. (слайд 11)

Изделия, выполненные с помощью техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали называть Хохломой. Постепенно хохломской стиль росписи стали применять и для оформления книг, шкатулок, мебели, а иногда — и целых помещений.

В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно! (слайд 12)

Слушают учителя.

Смотрят видео.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Обращаются к ранее полученным знаниям, отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и цели  урока..

Слушают учителя.

Работают с учебником и учебной презентацией.

Дают определение словарному слову.

Слушают историю хохломской росписи.

Л. Проявлять интерес к предметам декоративно-прикладного искусства;

П. Анализировать изображение орнамента; выделять особенности оформления изделий с хохломской росписью;

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

П. Принимать и сохранять учебные задачи;

Р.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

К. Формулировать собственное мнение;

Р. Наблюдать и выделять особенности различных росписей.

3.

Объяснение нового материала: анализ образца.

2 мин

Сегодня вы попробуете себя в роли хохломских мастеров, но сначала нам нужно сделать посуду, которую мы будем расписывать. А изготовим мы ее из папье-маше. Знаете ли вы, что это?

Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и в основном использовали для изготовления кукол. (слайд 13)

«Папье-маше» в переводе с французского языка обозначает «рваная бумага». И действительно, для поделки из «папье-маше» нужно нарвать много кусочков бумаги. А затем этими кусочками с помощью клея выложить многослойную форму. Это один из способов изготовления папье–маше. 

Отвечают на вопросы, анализируют изделие.

Смотрят на готовое изделие.

П.Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Планирование предстоящей деятельности.

5 мин

-Прежде чем выполнить изделие, разберем план нашей работы.

-Откройте учебник на странице 25. Или посмотрите на экран (слайд 14). Рассмотрите изображения.

Кто может назвать первый этап работы?

(Организуй свое рабочее место).

Кто может назвать второй этап работы?

(На подкладную доску положи тарелку. Вспомни приемы работы с бумагой. Облепи тарелку в два слоя кусочками бумаги, смоченными в воде).

Кто может назвать третий этап работы?

(Оклей форму 6-10 слоями бумаги, смоченными в клее ПВА).

Кто может назвать четвертый этап работы?

(Оставьте изделие на просушку до следующего урока).

Кто может назвать пятый этап работы?

(Снимите бумажную форму с миски. Загрунтуй изделие. Обрежь края).

Кто может назвать шестой этап работы?

(Распиши изделие под хохлому).

Кто может еще раз назвать все этапы нашей работы? (слайды 15-20 )

Кто знает значение слова Загрунтуй?( Наложить первый, нижний слой краски, закрасить что-л. Предварительно.)

Кто может нам сказать, до какого этапа мы дойдем на сегодня на уроке? (до 4 этапа).

Материалы.

Какие материалы нам понадобятся? (газета, тарелка, станак для воды, доска).

Какие инструменты понадобятся нам для изготовления изделия? ( клей) .

Какие правила техники безопасности существуют при работе с клеем? (Использовать по назначению. Намазывать клей тонким слоем. Излишки клея убирать салфеткой или кусочком бумаги).

Разметка.

А теперь приступаем к самому процессу изготовления блюдца из папье-маше.

1.Накрываем рабочую поверхность стола дощечкой. Кладем блюдце на стол донышком вверх.

2.Отрываем от газеты небольшие кусочки с неровными краями и, смачивая в воде, равномерно прикладываем к внешней поверхности блюдца. 

3. После этого  наклеиваем еще пять слоев из кусочков газеты. Технология та же, только с помощью клея. 

4. После нанесения всех слоев бумаги изделие надо просушить.

5. Последний, а можно и предпоследний слой папье-маше делаем из кусочков белой бумаги. (слайд 21)

Учащиеся читают план работы в учебнике на стр. 25 и рассматривают изображения к нему, разбирают этапы работы, их последовательность.

Составляют этапы работы, отвечают на вопросы учителя.

Запоминают и повторяют этапы работы.

 

П. Выделять особенности оформления изделий с хохломской росписью;

Р. Выполнять учебное действие в соответствии с планом  и по алгоритму.

Р.Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Р.  Анализировать  с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломская роспись, выделять этапы работы;

Р. Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше».

4.

Физминутка

1 мин

Прежде чем приступить к изготовлению изделия, сделаем с вами зарядку :

(Закрыть глаза. расслабится, помассировать веки, 
слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё) 

( Поморгать глазами) 

( Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки.) 

( Руки согнуты в стороны - выдох) 

( Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.)  

Делают зарядку, повторяют движения.

5.

Самостоятельная работа

20 мин

Думаю, у вас не возникнет серьезных трудностей при выполнении папье-маше.

Еще раз убедитесь, что на ваших столах есть все необходимые материалы. В случае затруднения, не стесняйтесь обратиться ко мне или к своему товарищу. Если у вас есть все необходимое, приступайте к работе.

Оказание индивидуальной помощи, организация взаимопомощи, контроль выполнения задания, конструктивная критика, поощрение.

Самостоятельное выполнение работы.

П.Преобразованиеучебного материала, действия;

Л. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

6.

Объяснение нового материала: анализ образца.

1 мин

Оформление. (Слайды 22-25)

-Ребята, пока изделие сохнет, мы должны придумать узор (орнамент) в стиле хохломы, которым будем украшать изделие. 

Хохломская роспись состоит из нескольких элементов:

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.

-Давайте попробуем изобразить орнамент на листе бумаги и определим, к какому типу относится полученный узор.

Рассматривают элементы орнамента, которые можно использовать в своей работе, слушают объяснения учителя. 

Изображают орнамент на чистом листе бумаги, определяют к какому типу он относится.

Л. Проявлять: интерес к предметам декоративно-прикладного искусства; осознанное желание создавать и оформлять образцы изделий с хохломской росписью и рассказывать о них; проявлять творческое отношение к процессу создания изделий.

П.Преобразованиеучебного материала, действия;

Л. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

7.

Итог урока

2 мин

Вот и завершается наш урок.

Вспомните цели урока, которые мы поставили с вами в самом начале. Удалось ли нам достичь всех целей урока? Какой техникой работы мы пользовались на уроке? Трудно ли вам было выполнять работу?

Кто доволен своей работой? Поднимите руки. Молодцы. Вы отлично потрудились сегодня. Спасибо за урок. (Слайды 26-27)

Демонстрируют свои работы

Анализируют проделанную работу, высказывают свое мнение.

К. Допускать возможность различных точек зрения;

П. Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Л. Участие в подведении итогов урока.

8.

Домашнее задание

1 мин

Вашим домашним заданием будет закончить выполнение работы. Запишите задание в свой дневник.

Запись домашнего задания.

Р. Контроль и сотрудничество.

9.

Уборка рабочих мест

перемена

Контроль за уборкой рабочих мест

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы. Хохлома. Изготовление миски в технике папье-маше. Роспись.

План-коспект урока технологии 2 класс УМК "Перспектива".  Тема "Народные промыслы. Хохлома. Работа по изготовлению папье-маше. Коспект урока с использованием ЭОР....

Конспект открытого урока по технологии 2 класс (Роговцева Н.И.) Тема: «Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами. Аплицирование.»

Цель урока: Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.) Задачи урока:- закрепить знания об изученных народных промыслах ,- познакомить учащихся с истор...

Конспект урока технологии по теме "Народные промыслы. Городец.Работа с бумагой.Аппликационные работы"

Данный материал представляет собой конспект урока технологии  по теме: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ГОРОДЕЦ. РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ». Данный урок проводится по программе "Школа России" во...

Презентация к уроку технологии по теме: "Народные промыслы.Городец.Работа с бумагой.Аппликационные работы".

Данный материал представляет собой  презентацию к уроку технологии по теме: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ГОРОДЕЦ. РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ». Данный урок проводится по программе "Школа Росси...

Конспект урока технологии. Изготовление миски в технике папье-маше. Роспись-хохлома.

Изготовление миски в технике папье-маше. Роспись-хохлома....

Конспект урока "Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликация" ("Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство учащихся с особенностями городецкой росписи и её историей;закрепить умения работы с шаблонами;выполнить изделие кухонная доска на основе аппликации с элементами &l...

Технологическая карта урока по технологии "Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше"

Цель: формирование у обучающихся умения росписи изделия жлементами орнамента хохломской росписи.Дидактические:1. Познакомить обучающихся с особенностями хохломской росписи;2. Закрепить навыки росписи ...