Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Патетическая соната" Людвиг ванн Бетховен"
план-конспект урока по музыке (4 класс)
В данном конспекте урока содержатся планируемые результаты к уроку, а также деятельность учителя и обучающихся во время урока в 4 классе по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по музыке 4 класс Патетическая соната | 37.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК») Технологическая карта урока по музыке
Выполнила: студентка группы ПНК – 3.2 Сдобникова Р. В. Проверил: Учитель: Шароварченко Е. А. _______________ (подпись) Преподаватель: Шароварченко Е.А. _______________ (подпись) Отметка:________ Волгодонск, 2021 |
Технологическая карта урока
Дата проведения: 18.03.2021
Класс: 3 «А»
Образовательная программа: «Музыка» (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)
Тема: «Патетическая соната»
Тип урока: комбинированный
Планируемые предметные результаты:
1. Уметь эмоционально и эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах творческой деятельности
2. Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов
3. Владение знаниями и представлениями о творчестве Людвига ванн Бетховена
Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представления о содержании «Патетической сонаты» 1 части Людвига ванн Бетховена
Задачи:
- создать условия для умения различать сонату как музыкальную форму;
- продолжать развивать умение сопоставлять музыкальные образы, ассоциативное мышление, творческое воображение, речь, музыкальное восприятие, вокально – хоровые навыки (слух, певческий голос);
- продолжать воспитывать культуру слушания у учащихся, интерес и любовь к классической музыке, художественный вкус.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями
Регулятивные: понимать смысл исполнительских и творческих заданий, воспринимать мнение сверстников о музыкальном произведении, действовать в коллективе при решении проблемно – творческих ситуаций в учебной деятельности
Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы; проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, хорового пения, коллективной творческой деятельности
Планируемые личностные результаты:
1. Формировать основу для самовыражения в музыкальном творчестве
2. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений
3. Уметь реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке
Методы обучения: деятельно - слуховой; метод эмоциональной драматизации; метод размышления; метод сопоставления по принципу сходства и различия; поиск выразительных средств исполнения; вокально-хоровая работа.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фортепиано
Музыкальный материал: «Патетическая соната» 1 часть Л. ванн Бетховена (фрагмент), видеофрагмент мультфильма, песня «Детство»
А. Петряшевой
№ п/п | Этап урока | Деятельность | Формируемые УУД | |
Учителя | Обучающихся | |||
1. | Орг. момент | - Здравствуйте, ребята! Я буду произносить некоторые фразы, а Вы будете повторять и отвечать можете мне только с помощью хлопков (добрый день, замечательное утро, прекрасный день и т.д.) - Меня зовут Руфь Витальевна, этот урок музыки у Вас проведу я и начну его с вопроса: «Зачем нужна профессия психолога?» - Представьте, что Вы – психологи. Попытайтесь, понять, какое настроение было у композитора, и что он хотел передать людям, когда сочинял эту музыку. Звучит Патетическая соната 1 часть (отрывок) | Приветствие (прохлопывают ритм приветствия учителя) Ответы обучающихся Прослушивают произведение | Личностные: - положительное отношение и интерес к музыке. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация опорных знаний | - Ребята, сейчас Вы прослушали фрагмент из очень серьезного и сложного произведения. Какой образ возник? - Ответьте, пожалуйста, на вопрос, заданный Вам перед слушаньем. - Какие динамические оттенки присутствовали во фрагменте музыкального произведения? Как меняется характер музыки? | Ответы обучающихся | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: - использовать речевые средства в соответствии с ситуацией |
3. | Освоение нового знания | - Ребята, в муз. произведении всегда присутствует либо один рассказчик, либо несколько действующих лиц. Как Вы думаете, в прослушанном произведении роль выполняет кто - то один? А сколько? Как Вы это определили? - А где присутствуют два действующих лица? Да, верно. Перед нами произведение – диалог, но диалог непростой, ведь здесь происходит очень интересный разговор! - Кто – нибудь догадался, чье произведение мы слушали? Об этом человеке было сказано так: «Он заставит заговорить о себе весь мир!» - Этим человеком был Людвиг ванн Бетховен. Сейчас я предлагаю Вам просмотреть видеофрагмент из мультфильма о жизни этого композитора и после этого ответить на вопрос: «Какое препятствие было между композитором и остальными людьми?» (6 мин) - Верно, этим препятствием была глухота. - Есть ли среди Вас те, кто ведет личный дневник? Для Бетховена сочинение сонат было своеобразным ведением такого дневника. - Запишите, пожалуйста, определение понятию «соната» - В своих сонатах Людвиг Бетховен пытался отразить то, что наболело. Соната – это своеобразное зеркало души композитора. - Что же можно увидеть в этом «зеркале» Бетховена? - Человек, написавший такую музыку, в тот момент чувствовал и страдание, и торжество. Самые яркие и возвышенные чувства переполняли композитора, поэтому эта соната названа Патетической (запишем). | - Нет, двое - Звучат две разные по характеру мелодии - В диалоге Просматривают видеофрагмент - Глухота - Соната – это музыкальное произведение, состоящее из трёх или четырёх частей различного темпа и характера. Ответы обучающихся | Познавательные: - формирование устойчивого интереса к уроку через взаимосвязь учебных предметов - сравнивать объекты по заданным критериям Регулятивные: - оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации Коммуникативные: - умение аргументировать свою позицию - умение принимать точку зрения, отличную от собственной |
Физ. минутка (тренировка слухового внимания) | - Ребята, благодаря чему мы слышим разную музыку? Хорошо, но неужели все ноты одинаковые? - При показе целой ноты – шагаете на месте, половинной ноты – прыжок, четвертной ноты – приседание, восьмой ноты – киваете головой три раза. - Молодцы, присаживайтесь. | - Благодаря нотам - Нет, есть разные длительности нот Выполняют физ.минутку в соответствии с указаниями учителя | Регулятивные: - умение контролировать свои действия | |
4. | Слушание музыки | - Вы сказали, что в сонате различается 2 характера, какие именно? Да, всё верно - Давайте ещё раз прослушаем Патетическую сонату, уже понимая, что здесь присутствуют две стороны… При смене «рассказчика» - поднимите обе руки - Итак, ответьте, пожалуйста, с чем можно сравнить этих «участников диалога?» (судьба и человек) - Этот композитор всю жизнь боролся с чем то: со страхами, с глухотой и с окружающими, поэтому в этом произведении отражено его видение своей жизни. - Какие части можно выделить в этом фрагменте произведения? - Какие чувства вызвало оно у Вас? Что услышали и представили? | - Есть партия мрачная, а есть оживленная Прослушивают произведение Ответы обучающихся - Вступление, главная и побочная темы Ответы обучающихся | Познавательные: - умение сравнивать объекты по заданным критериям Коммуникативные: - умение грамотно высказать свою точку зрения |
5. | Закрепление полученного знания | Работа в группах (10 минут) - Ребята, я хочу предложить Вам объединить всё то, что мы с Вами выяснили сегодня на уроке в небольшие творческие работы: 1 группа подготовит рисунок, передающий настроение и всё, что вызывает у Вас прослушивание этого произведения 2 группа подберёт ряд слов, которыми можно было бы охарактеризовать прослушанный Вами фрагмент Патетической сонаты Проверка выполненной работы | Работают в группах в соответствии с полученными заданиями Представление своих творческих работ | Личностные: - реализация творческого потенциала через групповые задания |
6. | Вокально - хоровая работа | - Ребята, сейчас Вы услышите несколько нот, после этого скажете, куда пошла мелодия и после мы пропоем эту мелодию (движения мелодии вверх и вниз через различное количество ступеней) - Произнеси, (имя ребенка), слово любое, связанное с музыкой. Прохлопаем его ритм, споем гамму на этом слове. - А сейчас 1 ряд возьмет ноту «до», 2 ряд – ноту «ми», 3 третий ряд – ноту «соль». Теперь все вместе поем свои ноты! Повторение 1 куплета песни, разучивание 2 куплета Повтор 1 куплета – прочитать слова, под фонограмму пропеть с ними куплет и припев Разучивание 2 куплета по строчкам (пропела, проговорила) | Выполняют задание учителя Прохлопывают ритм и поют гамму Выполняют звуковое построение трезвучия Повторяют 1 куплет, разучивают 2 куплет | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Личностные: - наличие эмоционального отношения к произведениям разного характера |
7. | Рефлексия | - Почему соната Людвига ванн Бетховена названа «Патетической»? - Чем являлись сонаты для Бетховена? - Молодцы ребята, все работали хорошо. Оцените свою работу самостоятельно. На ваших листочках изображен нотный стан и ноты. Определите, на какой ступени нотного стана вы находитесь – «до» - 3, «ми» - 4, «соль» - 5 (закрасить ноту). - Сдайте, пожалуйста, листочки мне. | - Она передает самые возвышенные эмоции композитора - Дневником, в котором он выражал своё внутреннее состояние Оценивают собственную деятельность на уроке | Познавательные: - анализ изученного материала с целью выявления формирования смыслового понимания |
8. | Итог | - Что Вы можете рассказать своим родственникам об уроке? - Что было трудно? Почему? - За что можете похвалить себя и своего соседа? - Урок окончен! Спасибо за внимание! | Отвечают на вопросы, объясняют затруднения. Анализируют собственную деятельность и деятельность соседа | Регулятивные: - умение адекватно оценивать собственную и чью – либо деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс
Конспект урока по музыке в 1 «А» классеУчреждение: КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...
Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.
Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти....
Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных
Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...
конспект урока по музыке в 3 классе "Природа и музыка"
Конспект урока по музыке для 3 класса "Природа и музыка" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....
Конспект урока по музыке "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы
Конспект урока музыки. Тема: "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы.Слушание произведения Римского-Корсакова "Океан-море синее". Использование дидактического пособия - к...
КОНСПЕКТ урока по музыке Тема: Характер музыки. Элементарная теория музыки. 2 класс
Конспект урока по музыке 2 класс...