Конспект урока по музыке. Тема: "Изобразительность и выразительность в музыке" 2 класс
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Цуркан Екатерина Сергеевна

                                                                                                                                                                                                                                        Конспект урока по музыке

Тема: «Изобразительность и выразительность в музыке»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 15.11.2019 г.

                        ФИО учителя: Ильина Наталья Владимировна

Школа: МБОУ «Нагорненская СОШ»

                        ФИ студента: Цуркан Екатерина

Класс: 2

                        ФИО методиста: Колотухина Яна Александровна

Кабинет: 12

Время занятия:

                                                                         

                                                   

                                                                                    Конспект урока по музыке

Тема: «Изобразительность и выразительность в музыке»

Цель деятельности учителя: создание благоприятных условий для закрепления у обучающихся представления о целостности восприятия музыкального произведения (в том числе, взаимосвязи изобразительности и выразительности), о связи музыки с повседневной жизнью и внутренним миром человека.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- уметь анализировать музыкальное произведение;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению

- уметь извлекать информацию из иллюстраций.

Личностные: 

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

 

Этапы урока, методы и приёмы

Время

(мин.)

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Самоопределение к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Желаю вам удачи на уроке.

-Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку, чтобы все необходимое лежало на парте, а не нужно убрали в портфель.

Демонстрируют готовность к уроку.

Демонстрируют готовность к уроку.

2

Актуализация знаний и мотивация

3 мин

-На предыдущем занятии вы проходили одно из музыкальных средств выразительности - интонацию. Так что же это такое?

-Молодцы. А напомните мне, какое произведение вы слушали, какого композитора?

- Правильно!  

- Ребята! А теперь постарайтесь показать мне мимикой какое у вас сейчас настроение.

- Спасибо. Я вижу, что настроения у всех разные: кто-то грустный, кто-то радостный, кто-то спокоен, кто-то встревожен, кто-то злится. Но я надеюсь, что к концу урока ваше настроение измениться в лучшую сторону.

-интонация - это выразительное отражение происходящего с помощью музыкальных звуков.

- «Болтунья», С. Прокофьева.

-Показывают свое настроение

Л: Моральная готовность к получению и усвоению новых знаний

3

Постановка учебной задачи

6 мин

- Но ведь я не показала вам какое у меня настроение! А давайте я вам дам прослушать несколько произведений, а вы угадаете, какое оно!

- И так: сейчас у меня такое настроение (Антонио Вивальди «Времена года. Весна»)

- А вот вчера вечером было такое (Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»).

- Вы молодцы! Полностью угадали мое настроение.

- Ребята, а может ли музыка выражать характер и чувства человека?

- А изобразить движение?

- Действительно! Вы правильно все говорите. И так мы потихоньку подошли к нашей теме урока, а звучит она так: «Что выражает и изображает музыка». Слайд

- Радостное!

- Грустное, спокойное!

- Да, может!

- да!

П: Умение пользоваться изученной терминологией

К: Умение формулировать и доказывать своё мнение; умение слушать других и принимать мнение окружающих

4

Открытие нового знания

10 мин

- Выразить музыка может очень многое: широчайшую гамму настроений (веселье и спокойствие, тревогу и сосредоточенность, возбуждение и глубокую печаль), бесконечное разнообразие человеческих характеров (суровый и шаловливый, капризный и волевой). Музыка выражает внутренний мир человека то, что он переживает внутри себя, но это мы не можем увидеть, потрогать и ощутить.

- И чтобы подтвердить это, к нам сегодня пришли три девочки: «Резвушка», «Плакса», «Злюка». Это музыкальные фрагменты из произведения советского композитора, дирижёра и пианиста Дмитрия Кабалевского. Слайд

-Каждая из них будет приходить к нам по очереди, а слушая музыку, мы должны будем понять, какая девочка к нам пришла.

-Итак, сели ровно и внимательно слушаем. Вот первая:

Слушание: («Резвушка»).

У.: - Дети, покажите мне мимикой, какая девочка к нам пришла? (показывают)

- Правильно, это была резвушка. Слайд

- А как вы поняли это?

-Действительно! Музыка была энергичной, веселой, яркой. Этим самым мы можем сказать, что музыка выразила характер и настроение «Резвушки».

- А на подходе у нас вторая подружка, которой уже не терпится ворваться к нам: («Злюка»).

 - А это, что за девочка к нам пришла, покажите мимикой?

- Верно! Это была «Злюка»! Слайд

- А какая музыка была, как вы определили, что это «Злюка»?

- Молодцы, все верно! И наконец, третья подружка: («Плакса»).

- И это была ...

- Верно! Слайд

- Я, думаю, что каждый из вас прочувствовал всю грусть и печаль нашей девочки. Как же звучала музыка?

- Верно! Вы все правильно угадали.

внимательно слушают учителя

анализируют

Улыбаются, смеются, радуются.

-Музыка звучала, бодро, весело.

Слушают

Нахмурились, злые.

- Музыка была, серой, злой, не приятной.

Слушают

- Плакса!

-Одиноко,медленно, тоскливо.

Физкультминутка

2 мин

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

-Повторение движений за учителем

Р.: умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Первичное закрепление

8 мин

- А сейчас сделаем небольшое задание. Все внимание на доску. Вы видите слова, которые характеризуют каждую из девочек. Нам необходимо зачеркнуть то, что не принадлежит данной подружке. Слайд

-Итак, начнем.

- Молодцы!

- Ребята, музыка также может изображать наш внешний мир: мир природы и животных. Она изображает движение. И докажем мы это, на примере наших трех подружек.

- Вот «Злюка». Что музыка изображает в этом образе, какое движение?

 - Действительно, слушая этот фрагмент мы можем прочувствовать всю злость и жестокость и при этом представить образ девочки, которая вбегает, мечется, мотает головой и размахивает руками.

-А на примере «Резвушки»?

-А «Плакса»?

-Правильно! А как вы думаете, выразительность и изобразительность могут существовать друг без друга или это одно целое?

- Мешают ли они друг другу?

- Конечно же, выразительность и изобразительность существуют вместе! Они как две половинки одного яблока. И если мы разделим их, то музыка станет пустой, скучной, не интересной. Например, если мы уберем выразительность, будет ли нам интересно слушать музыку. Мы же не сможем ничего почувствовать. Конечно же, выразительность и изобразительность существуют вместе, но все же выразительность гораздо на первом месте. А изобразительность уже на втором плане, оно как украшение.

отвечают, характеризуют каждую девочку

-Стоит злится, нахмурилась.

- Она наоборот, прыгает и веселится.

-Одиноко сидит и плачет.

- Нет, они не могут существовать друг без друга.

- Нет! Они помогают друг другу.

5

Самостоятельная работа

6 мин

- Хорошо. А теперь постарайтесь изобразить этих девочек у себя в рисунке такими, каких вы услышали в произведении.

- Ребята, давай те посмотрим какие рисунки у вас получились.

- Ребята, а теперь мы должны с вами закрепить ранее изученную песню «Вместе мы». Сейчас встаньте все свободно у своих парт и приготовьтесь исполнять песню. Вы так же можете выполнять какие-то ритмические движения под музыку. Слайд.

Исполнение песни под музыку.

«Вместе мы»

На ладошках неба пляшут облака,

В доме запах хлеба и парного молока.

Как она прекрасна - милая земля,

Льётся наша песня,

Мы одна семья!

О-а-о, только вместе мы большая сила,

О-а-о, не разлей вода,

О-а-о, чтобы радость в сердце не остыла,

О-а-о, рядом ты и я!

Мир такой красивый, радужны цвета,

Быть всегда счастливым есть у каждого мечта.

Тонкими ручьями широка река,

Будем же друзьями -

Вот моя рука!

О-а-о, только вместе мы большая сила,

О-а-о, не разлей вода,

О-а-о, чтобы радость в сердце не остыла,

О-а-о, рядом ты и я!

Мы многое сможем, когда будем вместе!

Давайте умножим и смех, и улыбки, и песни!

О-а-о, только вместе мы большая сила,

О-а-о, не разлей вода,

О-а-о, чтобы радость в сердце не остыла,

О-а-о, рядом ты и я!

Рисуют

Исполнение песни под музыку

П: структурирование знаний

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

Домашнее задание

1 мин

- Ребята, дома вам нужно нарисовать на отдельном листе, формата А4, одну из девочек и подписать.

Записывают домашнее задание

Р: контроль цели

6

Рефлексия деятельности

3 мин

- Ну что, ребята, улучшилось ли ваше настроение?

- Отлично, я очень рада! Итак, давайте подведем итоги нашего урока: с каким произведением вы сегодня познакомились, и кто его автор?

- Что выражает музыка?

- Что изображает музыка?

 - Молодцы!

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Спасибо, урок окончен!

- Да!

- «Три подружки. Злюка. Резвушка. Плакса», Дмитрий Кабалевский

- Внутренний мир человека, его характер, настроение и чувства

- Внешний мир, его движение.

П: осознанное произвольное построение речевого высказывания

Р: контроль цели

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Р: самоанализ, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ «МУЗЫКАЛЬНОСТЬ СТИХОВ ПУШКИНА. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ».

Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недо...

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.

Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти....

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс...