Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №220»

                                                                                 

                   

Конспект открытого урока по музыке

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ В РЕЧИ И МУЗЫКЕ,

3 класс, 2 четверть, 2 урок.

Составила: учитель музыки

Вишникина С.С.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет музыка

Урок №2, 2 четверть, 3 класс

Тема урока: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

  • Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
  • Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД ( универсальные учебные действия):

  • Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
  • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
  • Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
  • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этапы урока,

конспект урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Оргмомент. 

Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося

2. Постановка целей и определение темы уроков

-У меня на доске написано предложение. Попробуйте прочитать его, чтобы получился разный смысл(На доске: Мы сегодня идем в кино).

-Как вам удалось изменить смысл предложения?

-Что вы делали, чтобы передать разную интонацию?

Как вы его меняли?

-Я думаю, вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке. Кто сможет сформулировать нашу тему-Молодцы! Сегодня на уроке мы будем говорить о интонации в речи и музыке(Тема на доске)

Дети читают предложение с разными выражениями.

-Мы использовали разную интонацию.

-Мы изменяли свой голос.

-Делали ударение в разных местах, изменяли громкость, высоту звука…

-Интонация.

Познавательные: общеучебные умения структурировать знания,

извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов  учителя.

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

3. Подготовка к работе на основном этапе

-На прошлом уроке мы говорили о интонации. Кто сможет объяснить, что это такое?

-Да, даже одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать разный смысл. В начале урока мы читали предложение с разной интонацией. Как изменялся наш голос?

( на доске делается запись:

     Речь

Громко-тихо

Быстро-медленно

Высоко-низко

Плавно-отрывисто)

-Изменение нашего голоса помогает слушателю более точно и правильно понять, что мы говорим( «Андрей, ну ты и молодец!»  - сказать два раза с похвалой и иронией.)

-Интонация- это изменение голоса, которое помогает сделать нашу речь более выразительной.

Дети должны различить разную интонацию.

 Познавательные: общеучебные умения структурировать знания. Анализ, сравнение, синтез.

4. Усвоение новых знаний  и способов действия

-Как вы думаете, а в музыке есть интонация? А зачем она там нужна?

-В речи мы можем изменить наш голос. А что мы можем поменять в музыке?

-Как мы можем поменять музыкальные звуки?

( на доске делается запись:

     Музыка

Громко-тихо

Быстро-медленно

Высоко-низко

Плавно-отрывисто)

-Меняя музыкальные звуки, композиторы делают музыку более понятной нам, обыкновенным слушателям.

-Посмотрите на доску. К какому выводу мы можем прийти?

-Действительно,  чтобы наша  речь была более выразительной и понятной, мы ее постоянно меняем. То же происходит и с музыкой.

-Да, чтобы сделать музыку более понятной.

-Звуки.

-Музыка и речь очень похожи.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя.

Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

5. Закрепление

-Я сейчас сыграю отрывок из попевки «Кузнец». Догадайтесь, сколько человек встретились вместе.

-Почему вы так решили?

-Молодцы. Давайте проверим, правы вы или нет. Послушайте эту попевку со словами.(поет).

-Действительно, здесь рассказывается о кузнеце и всаднике, у которого расковался жеребец.(Учитель отдельно поет слова всадника и кузнеца).

-А что изобразилкомпозитор во второй половине попевки?(поет)

-Правильно, молот кузнеца, которым он работает. А зачем здесь менялась высота звука?

-Молодцы, давайте разучим мелодию попевки.

-Правильно подобранная композитором интонация помогла нам понять, что речь идет о двух героях , и что молоточки у кузнеца разного размера, хотя повторялась одна и та же мелодия, толь ко на разной высоте.

-В прошлом году мы с вами говорили о том, что музыка может рассказать нам обо всем на свете6 о природе(О лесе, о дожде ,солнце, животных и т.д.), о человеке(его внешности, и характере, о его поступках). Как вы думаете, что помогает нам правильно понять музыку?

- Мы с вами знакомились с музыкальными портретами трех девочек. Давайте вспомним эти мелодии и имена девочек.( слушание Кабалевский «Три подружки»)

(повторное слушание)

Что за шум? Что за ев?

То не стадо ли коров?

Это не коровушка, это Таня ревушка

Плачет, заливается, платьем вытирается.

В кране прячется вода,

Холод- в холодильнике.

Напряженье- в проводах,

 Тиканье- в будильнике.

В телефоне-голоса,

Музыка- на диске,

А во мне , сама я знаю,

Спрятаны смешинки.

Эта девочка драчунья.

В школе, дома, во дворе

Нет нам от нее спасенья,

Нас найдет она везде.

Отобрала мяч у Тани,

 Колю стукнула она.

«Злюка! –говорят ребята,-

-Нам не нравится она!»

-Догадайтесь , мелодию какой песни я вам сейчас наиграю.

-Давайте вспомним куплеты, которые разучили на предыдущих уроках.

(работа над мелодией, интонацией)

-Давным –давно в Италии жил удивительный человек, скрипач. Он так хорошо чувствовал музыкальные интонации, что люди считали его служителем дьявола. Ведь его скрипка не просто пела- она практически разговаривала, как человек, плакала и смеялась. Этого музыканта звали Николо Паганини. Он так хорошо умел играть на скрипке, что слушатели понимали все без слов.( Продемонстрировать портреты музыканта, обсудить с учащимися выразительное лицо, руки музыканта, представить музыку.)

-Николо Паганини оставил много замечательных произведений для скрипки. Многие из них носят название «Каприс», что значит «причудливый, каризный». Послушаем один из Каприсов Паганини, который носит название «Разговор» и подумаем, кто с кем разговаривает?

Прослушивание Каприса №19(только первый раздел).

-Сколько человек ведут разговор?

-Что за персонажи? Дайте им характеристику.

-Они говорят по очереди или одновременно?

-О чем мог быть их разговор?

 После каждого вопроса можно послушать еще раз.

Обратить  внимание учащихся на «говорящие» интонации, на характер каждого персонажа.

-Слова не нужны- итак все понятно. 

-Два.

-Звуки сначала высокие а потом низкие.

-Показывается, что молоточков два- боьшой и маленький.

Разучивают мелодию, исполняют по групам.

-Интонация.

Ребята в тетрадь записывают имя девочки и какая музыка.

-Песня «Про жука».

Дети поют стоя.

Эту работу дети могут выполнять по группам и отвечать на вопросы письменно. Затем необходимо обменяться листочками ил пересесть на место другой группы, обсудить написанное, дописать, если чего-то не хватает. Написанное- зачитываем, приходим к единому мнению(или не приходим-это тоже результат).

Познавательные:извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя;  построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно оценивают оценку учителя, осуществляют поисковый контроль своим действиями

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания.

6. Подведение итогов занятия

-Как бы вы назвали урок?

-Что было самым важным на уроке?

-Зачем мы сегодня на уроке…?

-Какова тема сегодняшнего урока?

-Какова цель урока?

-Чему посвятим следующий урок?

-Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

 Познавательные:

- умение структурировать знания;

- оценка процессов и результатов деятельности.

 Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

7.Рефлексия

-Продолжить фразу:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

8.Прощание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка» Конспект урока по музыке. 1 класс

Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и...

Конспект урока по музыке 3 класс

Урок музыки в 3 классе по теме :"«Лирические песни – душа русского народа»."...

План конспект урока по музыке 4 класс

План конспект урока по музыке 4 класс. Тема "Сказка о царе Салтене" Римский-Корсаков...

Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»

Цели:- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;- продолжить работу по формированию у учащихся разгов...

Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных

Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...

Конспект урока по музыке. Сходства и различия музыкальной и разговорной речи

Тип урока:Урок открытия нового знания.Цели:Уметь различать сходства и различия музыкальной и разговорной речиУУД:Личностные:1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.2.Фор...