Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 62.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №220»
Конспект открытого урока по музыке
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ В РЕЧИ И МУЗЫКЕ,
3 класс, 2 четверть, 2 урок.
Составила: учитель музыки
Вишникина С.С.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет музыка
Урок №2, 2 четверть, 3 класс
Тема урока: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
- Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
- Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД ( универсальные учебные действия):
- Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
- Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
- Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
- Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Этапы урока, конспект урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Оргмомент. Приветствие. - Добрый день, ребята! | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося | |
2. Постановка целей и определение темы уроков -У меня на доске написано предложение. Попробуйте прочитать его, чтобы получился разный смысл(На доске: Мы сегодня идем в кино). -Как вам удалось изменить смысл предложения? -Что вы делали, чтобы передать разную интонацию? Как вы его меняли? -Я думаю, вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке. Кто сможет сформулировать нашу тему-Молодцы! Сегодня на уроке мы будем говорить о интонации в речи и музыке(Тема на доске) | Дети читают предложение с разными выражениями. -Мы использовали разную интонацию. -Мы изменяли свой голос. -Делали ударение в разных местах, изменяли громкость, высоту звука… -Интонация. | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
3. Подготовка к работе на основном этапе -На прошлом уроке мы говорили о интонации. Кто сможет объяснить, что это такое? -Да, даже одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать разный смысл. В начале урока мы читали предложение с разной интонацией. Как изменялся наш голос? ( на доске делается запись: Речь Громко-тихо Быстро-медленно Высоко-низко Плавно-отрывисто) -Изменение нашего голоса помогает слушателю более точно и правильно понять, что мы говорим( «Андрей, ну ты и молодец!» - сказать два раза с похвалой и иронией.) | -Интонация- это изменение голоса, которое помогает сделать нашу речь более выразительной. Дети должны различить разную интонацию. | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания. Анализ, сравнение, синтез. |
4. Усвоение новых знаний и способов действия -Как вы думаете, а в музыке есть интонация? А зачем она там нужна? -В речи мы можем изменить наш голос. А что мы можем поменять в музыке? -Как мы можем поменять музыкальные звуки? ( на доске делается запись: Музыка Громко-тихо Быстро-медленно Высоко-низко Плавно-отрывисто) -Меняя музыкальные звуки, композиторы делают музыку более понятной нам, обыкновенным слушателям. -Посмотрите на доску. К какому выводу мы можем прийти? -Действительно, чтобы наша речь была более выразительной и понятной, мы ее постоянно меняем. То же происходит и с музыкой. | -Да, чтобы сделать музыку более понятной. -Звуки. -Музыка и речь очень похожи. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя. Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
5. Закрепление -Я сейчас сыграю отрывок из попевки «Кузнец». Догадайтесь, сколько человек встретились вместе. -Почему вы так решили? -Молодцы. Давайте проверим, правы вы или нет. Послушайте эту попевку со словами.(поет). -Действительно, здесь рассказывается о кузнеце и всаднике, у которого расковался жеребец.(Учитель отдельно поет слова всадника и кузнеца). -А что изобразилкомпозитор во второй половине попевки?(поет) -Правильно, молот кузнеца, которым он работает. А зачем здесь менялась высота звука? -Молодцы, давайте разучим мелодию попевки. -Правильно подобранная композитором интонация помогла нам понять, что речь идет о двух героях , и что молоточки у кузнеца разного размера, хотя повторялась одна и та же мелодия, толь ко на разной высоте. -В прошлом году мы с вами говорили о том, что музыка может рассказать нам обо всем на свете6 о природе(О лесе, о дожде ,солнце, животных и т.д.), о человеке(его внешности, и характере, о его поступках). Как вы думаете, что помогает нам правильно понять музыку? - Мы с вами знакомились с музыкальными портретами трех девочек. Давайте вспомним эти мелодии и имена девочек.( слушание Кабалевский «Три подружки») (повторное слушание) Что за шум? Что за ев? То не стадо ли коров? Это не коровушка, это Таня ревушка Плачет, заливается, платьем вытирается. В кране прячется вода, Холод- в холодильнике. Напряженье- в проводах, Тиканье- в будильнике. В телефоне-голоса, Музыка- на диске, А во мне , сама я знаю, Спрятаны смешинки. Эта девочка драчунья. В школе, дома, во дворе Нет нам от нее спасенья, Нас найдет она везде. Отобрала мяч у Тани, Колю стукнула она. «Злюка! –говорят ребята,- -Нам не нравится она!» -Догадайтесь , мелодию какой песни я вам сейчас наиграю. -Давайте вспомним куплеты, которые разучили на предыдущих уроках. (работа над мелодией, интонацией) -Давным –давно в Италии жил удивительный человек, скрипач. Он так хорошо чувствовал музыкальные интонации, что люди считали его служителем дьявола. Ведь его скрипка не просто пела- она практически разговаривала, как человек, плакала и смеялась. Этого музыканта звали Николо Паганини. Он так хорошо умел играть на скрипке, что слушатели понимали все без слов.( Продемонстрировать портреты музыканта, обсудить с учащимися выразительное лицо, руки музыканта, представить музыку.) -Николо Паганини оставил много замечательных произведений для скрипки. Многие из них носят название «Каприс», что значит «причудливый, каризный». Послушаем один из Каприсов Паганини, который носит название «Разговор» и подумаем, кто с кем разговаривает? Прослушивание Каприса №19(только первый раздел). -Сколько человек ведут разговор? -Что за персонажи? Дайте им характеристику. -Они говорят по очереди или одновременно? -О чем мог быть их разговор? После каждого вопроса можно послушать еще раз. Обратить внимание учащихся на «говорящие» интонации, на характер каждого персонажа. -Слова не нужны- итак все понятно. | -Два. -Звуки сначала высокие а потом низкие. -Показывается, что молоточков два- боьшой и маленький. Разучивают мелодию, исполняют по групам. -Интонация. Ребята в тетрадь записывают имя девочки и какая музыка. -Песня «Про жука». Дети поют стоя. Эту работу дети могут выполнять по группам и отвечать на вопросы письменно. Затем необходимо обменяться листочками ил пересесть на место другой группы, обсудить написанное, дописать, если чего-то не хватает. Написанное- зачитываем, приходим к единому мнению(или не приходим-это тоже результат). | Познавательные:извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя; построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно оценивают оценку учителя, осуществляют поисковый контроль своим действиями Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
6. Подведение итогов занятия -Как бы вы назвали урок? -Что было самым важным на уроке? -Зачем мы сегодня на уроке…? -Какова тема сегодняшнего урока? -Какова цель урока? -Чему посвятим следующий урок? -Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? | Познавательные: - умение структурировать знания; - оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: - волевая саморегуляция; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | |
7.Рефлексия -Продолжить фразу:
| Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - оценивание качества своей и общей учебной деятельности. | |
8.Прощание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка» Конспект урока по музыке. 1 класс
Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и...
Конспект урока по музыке 3 класс
Урок музыки в 3 классе по теме :"«Лирические песни – душа русского народа»."...
План конспект урока по музыке 4 класс
План конспект урока по музыке 4 класс. Тема "Сказка о царе Салтене" Римский-Корсаков...
Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»
Цели:- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;- продолжить работу по формированию у учащихся разгов...
Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных
Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...
Конспект урока по музыка (2 класс) Тема урока: «Сергии Радонежский. Молитва»
Конспект урока по музыка...
Конспект урока по музыке. Сходства и различия музыкальной и разговорной речи
Тип урока:Урок открытия нового знания.Цели:Уметь различать сходства и различия музыкальной и разговорной речиУУД:Личностные:1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.2.Фор...