Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В стране Знаек» Возрастная категория 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Кружок "В стране Знаек"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение Королевская
средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТО Протокол педагогического совета от 29.08. 2016 № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Королевской СОШ _________ А. Н. Полухин 01.09. 2016 |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«В стране Знаек»
Возрастная категория 1-4 классы
Составитель:
Лисицына Л.В., учитель
начальных классов, высшая
квалификационная категория
пос. Королёвский 2016
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В стране Знаек» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казенного образовательного учреждения Королёвская средняя общеобразовательная школа, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Программа внеурочной деятельности «В стране Знаек» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Актуальность программы позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.
Участники программы: учащиеся 1 – 4 класса.
Место курса в учебном плане
Срок реализации 1год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 135 часов, в 1 классе –33 часа, во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе, по 40 мин во 2-4 классах.
Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы:
- способствовать расширению кругозора
- развивать мотивацию к познанию и творчеству
- формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
- обучать младших школьников работе с различными источниками информации
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.
Основу программы составляют развивающие упражнения:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Формы и методы работы:
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания.
Планируемые результаты освоения программы
- Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие.
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения.
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Обучающиеся научатся
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результатами занятий программы «В сране Знаек» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
марафон.
Формы учета знаний и умений
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги; турниры и т.д.)
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Содержание программы
Название темы | Кол-во часов |
Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный» | 1 |
Страна «Почитай - ка» | 1 |
Математический КВН | 1 |
Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина». | 1 |
Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт» и т.д. | 1 |
Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла - с буквы заглавной я написала». | 1 |
Буквенные головоломки. | 1 |
КВН «Времена года». | 1 |
Интеллектуальная игра «Обо всём на свете» | 1 |
Игра «Цветик – семицветик» | 1 |
Тест «Сравнение», «Алгоритм» | 1 |
Звуковые схемы слова. | 1 |
Причинно-следственные цепочки | 1 |
КВН «Мы друзья природы» | 1 |
«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам». | 1 |
Анаграммы, шарады. | 1 |
«Рисуй, как я». | 1 |
Игра «что из чего получается» | 1 |
КВН «Пословицы и поговорки» | 1 |
Расшифруй сообщение. | 1 |
Симметрия. Симметричные фигуры. | 1 |
Игра «что из чего получается?» | 1 |
Тема и главная мысль текста. | 2 |
Необычные задачки. | 1 |
Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером» | 1 |
Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 |
Игра «Незнайкин бенефис» | 1 |
Игра «Художник» | 1 |
Тест «Отношения». | 1 |
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | 1 |
Составление загадок, чайнвордов. | 1 |
Конкурс Эрудитов. | 1 |
Итоговый тест. | 1 |
Учебно-тематическое планирование
№№п/п | Тема занятия | Ко-во часов | Описание примерного содержания занятий | Примечания | |
1. | Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный» | 1 | Выполнение входного теста, задания на развитие внимания, памяти и мышления. | ||
2. | Страна «Почитай - ка» | 1 | Учащиеся работают с текстом: читают, отвечают на вопросы, выполняют задания к тексту. | ||
3. | Математический КВН | 1 | Конкурсы, эстафеты по математике. | ||
4. | Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина». | 1 | Игра «Узнай сказку», кроссворд, ребусы и т.д. | ||
5. | Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт» и т.д. | 1 | Игры на развитие внимания, памяти, мышления. | ||
6. | Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла - с буквы заглавной я написала». | 1 | Игровые и развлекательные задания | ||
7. | Буквенные головоломки. | 1 | Игры с буквами: «составь слово», «Отгадай», «Буква потерялась» и т.д. | ||
8. | КВН «Времена года». | 1 | Игры «Назови художника», «Кто больше», «Бывает – не бывает». | ||
9. | Интеллектуальная игра «Обо всём на свете» | 1 | Игры и задания на развитие внимания, памяти, воображения. | ||
10. | Игра «Цветик – семицветик» | 1 | Интеллектуальная игра – путешествие. | ||
11. | Тест «Сравнение», «Алгоритм» | 1 | Работа с тестами. | Тест №2 | |
12. | Звуковые схемы слова. | 1 | Игры на развитие умения делить слова на слоги, выделять звуки в разных позициях в слове, давать характеристику звукам слова. | ||
13. | Причинно-следственные цепочки | 1 | Учимся устанавливать причинно-следственные связи через различные игры и задания. | ||
14. | КВН «Мы друзья природы» | 1 | Закрепление знаний о природе, её особенностях, загадки, конкурсы, викторины. | ||
15. | «Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам». | 1 | Игры на развитие мышления, внимания, памяти. | ||
16. | Анаграммы, шарады. | 1 | Отгадывание анаграмм, шарад. Прямое и переносное значение слов. | ||
17. | «Рисуй, как я». | 1 | Графические диктанты, самостоятельное составление подобных диктантов. | ||
18. | Игра «что из чего получается» | 1 | Учимся расуждать. | ||
19. | КВН «Пословицы и поговорки» | 1 | Учимся составлять пословицы, объяснять их значение, по началу пословицы, находить её продолжение. | ||
20. | Расшифруй сообщение. | 1 | Учимся строить текст. | ||
21. | Симметрия. Симметричные фигуры. | 1 | Понятие «Симметрия», учимся строить симметричные фигуры. | ||
22 | Игра «что из чего получается?» | 1 | Учимся рассуждать. | ||
23 24. | Тема и главная мысль текста. | 2 | Чтение сказок. Учимся выделять тему и главную мысль текста сказок. | ||
25. | Необычные задачки. | 1 | Решение логических задачек | ||
26. | Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером» | 1 | Игра на развитие памяти, мышления, обогащение знаний учащихся в разных направлениях. | ||
27. | Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 | Интеллектуальная игра с заданиями из разных предметных областей | ||
28. | Игра «Незнайкин бенефис» | 1 | Интеллектуальная игра с заданиями из разных предметных областей. | ||
29. | Игра «Художник» | 1 | Работаем с геометрическими фигурами. Развиваем воображение, мышление. | ||
30. | Тест «Отношения». | 1 | Работа с тестом. | ||
31. | Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | Игры, викторины и задания на развитие логического мышления. Решение логических задач – шуток. | |||
32. | Составление загадок, чайнвордов. | 1 | Развитие творческого мышления, фантазии. | ||
33. | Конкурс Эрудитов. | 1 | Игры на развитие логики, мышления, внимания. | ||
34. | Итоговый тест. | 1 |
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Книгопечатная продукция | |
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). 3. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
|
Лист корректировки рабочей программы
Тема занятия по тематическому планированию | Тема занятия после корректировки | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Приложение
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс
Входной тест
- Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я Т 1 С Ъ И 4
П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8
- Реши задачу.
Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
- Нарисуй недостающую фигуру.
? | ||
- Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.
НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАД
- Продолжи ряд.
1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...
- Реши задачу.
Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня? _____________
1 класс
Промежуточный тест
- Допиши слова, подходящие по смыслу.
Холод – зима, тепло - … .
Помидор – красный, огурец - … .
Человек – ребенок, собака - … .
Морковь – огород, яблоня - … .
- Реши задачу.
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
_______________
- Зачеркни «лишнее» слово:
- Окунь, щука, кит, карась;
- Ель, липа, сирень, береза;
- Сын, друг, бабушка, папа.
- Разгадай закономерность и дорисуй.
- Учись рассуждать.
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
________________
- Назови обобщающим словом.
- Пчела, бабочка - … .
- Пила, отвертка - … .
- Франция, Россия - … .
- Дождь, снег - … .
1 класс
Итоговый тест
- Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
- Зачеркни «лишнее» слово:
- Окно, волк, коза, бежать, берег;
- Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
- Составь по три слова из букв каждой строки.
- Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
- О, С, А, К _____________, _________________, _______________
- Напиши по аналогии.
- Птица – крылья, рыба - … .
- Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
- Завод – цех, школа - … .
- Альпинист – горы, пловец - … .
2 класс
Тест «Алгоритм»
- Выполни действия. Впиши результаты.
- Задумай однозначное число;
- Прибавь 5;
- Сложи результаты действий 1 и 2 ;
- Вычти 4 ;
- Прибавь 10;
- Вычти удвоенное задуманное число;
- У тебя получилось 11?
Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.
- Нарисуй рамку. Выполни действия:
- Отметь внутри рамки две точки;
- Обозначь эти точки буквами А и В;
- Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
- Обозначь эту точку буквой С;
- Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.
Какая фигура у тебя получилась?
- Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?
Перечисли эти действия в нужном порядке:
- _________________;
- _________________;
- _________________;
- _________________;
- _________________ .
2 класс
Тест «Сравнение»
- Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
- Деревянный, удобный, письменный … .
- Летний, солнечный, праздничный … .
- Узкий, длинный, кожаный … .
- Черная, рыхлая, влажная … .
- Большие, сине, грустные … .
- Душный, сухой, пыльный … .
- Подбери близкие по значению слова.
- Друг – товарищ.
- Храбрый - … .
- Скоро - … .
- Разломать - … .
- Думать - … .
- Редко - … .
- Сравни самолет и автобус.
Сходство | Различие | |
Самолет | Автобус |
- Какой признак отличия лежит в основе деления:
- Перелетных и зимующих птиц;
- Хвойные и лиственные деревья.
- Выдели признаки сходства.
- Песок, крупа - … .
- Глина, снег - … .
- Книга, телевизор - … .
- Чайник, утюг - … .
- Напиши красивое сравнение.
Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.
- Красногрудые снегири похожи на … .
- Волосы мягкие, как … .
- Голос звучал нежно, как … .
- Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.
Например: друг ( старый) шкаф.
- Настроение ( … ) утро.
- Обида ( … ) таблетка.
- Торт ( … ) загар.
Дополнительное задание.
а) Пропали гласные:
Н … В … Д … Н … Н
К … Р … С … Л
Р … С … Н … К
б) Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
2 класс
Тест « Отношения».
- Определи тип отношений, запиши рядом.
- Телевизор – экран Воробей – утка
- Брюки – одежда Горький – сладкий
- Почтальон – письмо Сегодня – завтра
- Гололед – перелом руки Карман – кнопка
- Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.
а) Вид – род
лето - …
столяр - …
поезд - …
б) Целое – часть
растение - …
рыба - …
воздух - …
в) Противоположности
аккуратный - …
прямой - …
бросил - …
г) Рядоположности
люстра - …
Буратино - …
сердце - …
д) Функциональные
уши - …
гитара - …
корова - …
е) Последовательности
седьмой - …
завтра - …
молния - …
ж) Причина – следствие
игра со спичками - …
долго был летом на солнце - …
погибло много птиц - …
- Составить самостоятельно пару понятий:
- род – вид;
- рядоположности;
- целое – часть;
- причины – следствия.
- Зачеркни неверные пары.
Род – вид: звери – животные.
Противоположные: жара – засуха.
Причина – следствие: утро – вечер.
Последовательные: последний этаж – чердак.
Функциональные: медведь – берлога.
Целое – часть: озеро – глубина.
Рядоположности: река – рыба.
- Напиши противоположные понятия:
- свежая газета - …
- свежая рубашка - …
- свежий хлеб - …
- Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
- Спортивная обувь, кеды, обувь.
- Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
- Построй сам такую цепочку.
Роза - … - … - … .
Расшифруй слова.
а) М З К - … б) Ц Е Л С Н Т И А
К Р К Д Л - … И Ч Т О Н К И Л
З М Л Т Р С Н - …
2 класс
Итоговый тест
- Впишите слово, которое является понятием данного определения.
- Мера длины, равная 100 см, - … .
- Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … .
- Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … .
- Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … .
- Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .
- Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … .
- Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … .
- Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
- Дополни определение.
- Час – это единица времени.
- Гроза – это явление природы.
- Корень – это часть растения.
- Самостоятельно составь определение.
- Дневник – это … .
- Делитель – это … .
- Береза – это … .
- Справедливость – это … .
- Вычеркни определения с ошибками.
- Враг – это человек, который желает тебе зла.
- Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
- Чай – это кипяченая вода чайнике.
- Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
- Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
- Корова – животное, которое дает молоко.
- Ствол – это древесный стебель.
- Объясни своими словами крылатые выражения.
- Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
- Глаза – зеркало души.
3 класс
Входной тест
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
- мальчик, девочка, бабушка - … .
- сметана, кефир, майонез - … .
- Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
- дуб, баобаб, береза, осина - … .
- предательство, доброта, честность - … .
б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
г) Аналогия.
- Вверх – вниз
- Говорил - …
- Думать – размышлять
- Ломать - …
- Брюки – штанина
- Рубашка - …
- 1 2 3 – 2 3 4
- 3 4 5 - …
- 3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У Я М Л О Н И У А К Т Р К
3 класс
Тест «Классификация»
- Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
- Коза, корова, лось, лошадь - … .
- в, з, ш, д - … .
- Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
- Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
- Добрый, жадный, честный, голодный - … .
- Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
- Ель ромашка шиповник
- Клен ландыш смородина
- Береза колокольчик сирень
- Раздели на группы. Дай группам название.
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
- Произведи классификацию по основанию: материал изделия.
Посуда |
- Произведи классификацию самостоятельно.
Геометрические фигуры |
- Исправь ошибки в классификации.
- Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
- Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
- Водоемы делятся на океаны и моря.
- Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
- Люди делятся на детей и взрослых.
- Машины делятся на грузовые и легковые.
- Год делится на зиму, лето, осень, весну.
- Горы делятся на старые и молодые.
- Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
- Час состоит из минут и секунд.
3 класс
Тест «Сравнение»
- Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.
Впиши ответы:
_____________;
_____________;
_____________.
- Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.
Впиши ответ: ________________________________________________ .
- Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
Ответ: _________________________________ .
- Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?
Ответы впиши в таблицу:
Сходство: Различие:
_а)_________________ a)_________________
_b)_________________ b)_________________
_c)_________________ c)__________________
_d)_________________ d)__________________ .
- Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?
Ответ подчерки и объясни.
- Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.
Ответы:
- __________;
- __________;
- __________ .
* Разгадай загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет,
На все садится,
Тепла боится.
Ответ: ______________ .
3 класс
Тест «Отношения»
- Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.
Ответ: ________________ .
- Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
- Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
- 8, 17, 24, 32, 2;
- Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.
Ответы:
- _____________;
- _____________;
- _____________ .
- Укажи родовое понятие:
- Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
- Пятиугольник, круг, квадрат;
- Пчела, муха, бабочка;
- Ель, береза, сосна, клен.
Ответы:
- ______________
- ______________
- ______________
- ______________ .
- Заполни таблицу.
Род | Виды | ||
Птица | Ворона | 2) | 3) |
Металл | 1) | 2) | 3) |
Нечетное число | 1) | 2) | 3) |
Глагол | 1) | 2) | 3) |
Имя собственное | 1) | 2) | 3) |
Итоговый тест за курс 3 класса
- Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
- быстрая, бурная, горная, … .
- крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
- летняя, теплая, звездная, … .
- меткая, поучительная, мудрая, … .
- Вычеркни неверные сравнения.
- У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
- Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
- В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
- Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
- Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.
Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.
1 | 2 | 3 |
- Произведи классификацию по любому основанию.
а) Все экосистемы делятся на … .
б) Всех зверей можно разделить на … .
- Дай группе слов родовое понятие.
- Яблоко, желудь, шишка - … .
- Тополь, кошка, мухомор - … .
- Шелк, ситец, вельвет - … .
- Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.
Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.
- Что это?
… - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.
… - одна сторона листа.
… - знаки, с помощью которых записываются числа.
- Составь определение.
Чемодан – это … .
- Напиши противоположное понятие.
- Замерз - … .
- Огорчить - … .
- Напиши следствие указанной причины.
Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … .
- Напиши причину указанного следствия.
Автобус не приехал вовремя, потому что … .
- Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.
Входной тест
4 класс
- Логика – это наука о том, как нужно …, …, … .
- Назови одним словом, исключив лишнее.
- Злость, радость, восторг - … .
- Пингвин, журавль, верблюд - … .
- Тюмень, Киев, Москва - … .
- Желудок, позвоночник, череп - … .
- Сравнение.
Сравнить – это значит найти признаки … и … .
- Классификация.
Сходство | Различие | |
Книга | Тетрадь | |
- Аналогия.
- Продолжи по аналогии:
- Побежал, подарок, походка;
- 701, 6002, 50003, … .
- Маленький, умненький, кисленький, … .
- Расшифруй слова:
А Г И К Л О - … Е М А В И Н И Н - …
П Т А Я М Ь - … Ш Л Ы М Е Е Н И - …
4 класс
Тест «Отношения между понятиями»
- Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.
____________
Дятел – птица
Учитель – …
Часы – …
_____________
Улыбнулся – нахмурился
Упрямый – …
Заболел – …
______________
Книга – страница
Здание – …
Рассказ – …
________________
Чай – кофе
Ручка – …
Землетрясение – …
_________________
Кровь – кислород
Яблоко - …
Овца - …
__________________
Ноябрь – декабрь
Утро - …
1/7 - …
__________________
Грубость – обида
Шутка - …
Дождь - …
- Напиши аналогичную пару:
Стол – мебель
Китай - …
Машина – кузов
Паровоз - …
Глаза – картина
Уши - …
Широкий – бескрайний
Безымянный - …
Лето – июль
Рубашка - …
- Выполни аналогичное задание.
А) Лук – связка лука.
сыр - … чай - …
бензин - … песок - …
суп - … клей - …
молоко - …
Б) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.
Ель - … - … - … - … .
Апельсин - … - … - … - … .
В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.
- Вымыть посуду.
- Передохнуть.
- Справиться с напряжением.
- Находиться в отпуске.
- Тянуть лямку.
- Гнуть спину.
- Испытывать судьбу.
- Потерять почву под ногами.
4 класс
Тест «Язык и логика»
- Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.
- Старые лебеди склонила над ним горые шеи.
- Зимой в саду расцвели яблони.
- Внизу над ними расстилалась пустыня.
- В ответ я киваю ему рукой.
- Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.
- Сорняки шипучи и плодовиты.
- Настоле лежала карта нашего города.
- Самолет сюда, чтобы помочь людям.
- Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.
- Дети страдали от недоедания пищи.
- Закончи фразеологизмы:
- Ни к селу, … .
- В час по … .
- Как снег … .
- Совать нос … .
- … из мухи … .
- Продолжи пословицы.
- Январь – году начало, зиме … .
- … всякий молод.
- Красна птица пером, а человек … .
- Крепкую дружбу … .
- Мал золотник, да … .
- Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
- Вести честную игру.
- Играть со смертью.
- Быть хозяином своей судьбы.
- Играть по правилам.
- Объясни смысл следующих фразеологизмов:
- с минуты на минуту;
- утереть нос;
- перемывать кости;
- говорить в глаза.
- Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :
- полной темноте;
- том, кто сам не пользуется т и другим не дает;
- делах, которые идут успешно, удачно;
- том, что одно плохое портит много хорошего.
- У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.
Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.
- Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:
- Я под синим пулогом
- На холме полугом.
- Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:
- На двери замка ни … .
- Живет щегол здесь – первый … .
- И утром белка из …
- Ему готовит гоголь-моголь.
4 класс
Тест «Языковая логика»
- Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:
- дом бабочка
- книга лекарство
- класс дорога
- аппетит взгляд
- лето кресло
- Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.
Хлеб – ручка.
а) …
б) …
- Вымыть посуду. В мгновение ока.
- Передохнуть. Пока еще не поздно.
- Справиться с напряжением. Лучше поздно, чем никогда.
- Находиться в отпуске. В два счета.
- Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.
Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.
- Объясни смысл следующих сравнений:
- Медвежья услуга - … .
- Заячья душа - … .
- Волчьи законы - … .
- Найди синонимы и подчеркни их.
- Больной, необычный, усталый, странный, далекий.
- Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.
- Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.
- Угадай многозначное слово.
- Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
- Часть книги ( … ) часть дерева.
- Древнее оружие ( … ) овощ.
- Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.
- Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.
- Подбери антонимы к данным словосочетаниям:
- Свежая газета - …
- Свежая рубашка - …
- Свежий воздух - …
- Свежие новости - …
- К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
- ____________________________ хвост, холод.
- ____________________________ характер, перстень.
- ____________________________ нервы, труба.
- ____________________________ жизнь, конфета.
- Реши анаграммы и исключи лишнее слово.
К О Х Й Е К
СНИНЕТ
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т
4 класс
Конкурс эрудитов
- Закончи фразеологизмы.
- Ни в зуб … .
- Как снег … .
- Ждать у моря … .
- Язык … .
- Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.
Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.
- ГОР ( … ) ОЛАД.
- КАБ ( … ) ОШКО.
- ЗА ( … ) ЕЦ.
- За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
- В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.
Какие эпитеты употребляются со словами:
- Ночь Сокол
- Вода Леса
- Горы Поле
- Солнышко Реки
- Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий7 Ответ поясни.
- Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
- Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:
… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.
- В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.
Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят.
И радостен для глаза
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы (заря)
Я наблюдать за ней.
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
- Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.
Ю К И Л Т
Л Ю Т А Н Ь П
ОЗАР
А Л И Ф К А
- Вставь пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой:
Квадрат – куб; d) Жара – зной;
Треугольник - …; Смелый - …;
Дуб – дерево; e) Дерево – ствол;
Стакан - …; Человек - …;
Река – озеро; f) Молоко – сыр;
Яблоко - …; … - печенье.
- Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
- Куй железо, пока горячо.
- Один в поле не воин.
- Лес рубят – щепки летят.
- Не все золото, что блестит.
- Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс
Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г
Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г
Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...
Занятие кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В стране Знаек», 1-3 класс
Интеллектуальная игра "Цветик - семицветик"...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» 1 класс
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государст...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...