Конспект урока музыка «Музыкальный сказочник» "(4 класс)
материал по музыке (4 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель: знакомство с композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «опера», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка».
Личностные: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;
Оборудование: Проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентации, фортепиано, компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока музыка «Музыкальный сказочник» "(4 класс) | 30.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата: 16.11.2019 ФИО учителя: Сафонова Луиза Фуатовна
Школа: МОУ «Береговская СОШ» ФИО студента: Останина Алена Юрьевна
Класс: 4А ФИО методиста: Шелепова Н.А.
Кабинет: 9
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ
Тема: М.Мусоргский опера «Хованщина», «Исходила младёшенька»
Цель: сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов
Тип: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера «Хованщина», песня – ария Марфы;
- Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока; развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать; развивать внимание, память.
Метапредметные:
- Учить детей анализировать музыку на уроке.
Личностные:
- проявлять уважение к истории и культурным традициям своей страны;
- познавать окружающий мир, историю своего народа через произведения искусства.
.
Оборудование: компьютер, презентация, фонохрестоматия: Вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргский. «Рассвет на Москве реке», Песня Марфы «Исходила младёшенька» из оперы «Хованщина»;песня «Я люблю тебя Россия».
Этап урока Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. А ну-ка, дети, встаньте в ряд! Я – командир, вы – мой отряд! Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи! На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Коммуникативные УУД: использовать простые речевые средства. |
II. Актуализация знаний и мотивация | 3 мин | Давайте вспомним, что мы слушали на прошлом уроке. Я предлагаю вам послушать фрагмент. (ария Ивана Сусанина) Кто этот герой? Как называется эта опера? Кто автор этой оперы? Ребята скажите, а какой подвиг совершил Иван Сусанин? Мы прослушали фрагмент арии. Кто мне скажет, что такое ария? Композиторы довольно часто используют в своих произведениях русские народные песни или пишут произведения в духе народных песен. Что означает сочинять «в духе народных песен»? Ария Ивана Сусанина написана в духе русской народной песни. Как вы думаете, почему Глинка написал арию Сусанина в духе русской народной песни? | Слушают отрывок из оперы Иван Сусанин. Иван Сусанин Иван Сусанин М.И.Глинка Стал проводником поляков. Он завел захватчиков в глухой лес, погубил себя и поляков, тем самым спас свою Родину. АРИЯ - законченный по построению эпизод в опере, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. Очень похожи на русскую народную песню Потому что, хотел показать что Сусанин представитель русского народа. | Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД: формулировать учебную проблему Познавательные УУД: наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
III. Постановка учебной задачи | 2 мин | Мы подходим к теме нашего урока. А называется она «Исходила младёшенька». (слайд 2) Сегодня мы познакомимся с оперой «Хованщина» и с героиней этой оперы Марфой. Какие цели поставим на уроке? | Слушают | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные УУД: целеполагание |
IV. Открытие нового знания | 10 мин | (слайд 3) Оперу «Хованщина» написал Модест Петрович Мусоргский. Он является одним из величайших русских композиторов 19 столетия . Модест Петрович родился в семье помещика. В семье, до его рождения уже были дети. Модест был младшим, поэтому мать его особенно горячо любила, уделяла ему много внимания и отдавала ему все свое материнское тепло. Мать начала обучать его в раннем возрасте игре на пианино. В семье никто не предполагал, что он станет музыкантом. Он хорошо пел, хоть и не учился этому. Он пробовал сочинять уже в раннем возрасте. Согласно семейной традиции, в 10лет. его отвезли в Петербург: вначале в немецкую Петропавловскую школу, затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков, по окончанию которой был зачислен в Преображенский полк. Духовное созревание Мусоргского в этой обстановке протекало весьма противоречиво. Он преуспевал в военных науках, за что был удостоен особенно любезным вниманием императора, но в тоже время был желанным участником вечеринок, где играл польки и кадрили, брал уроки фортепианной игры у известного педагога, посещал оперные спектакли, вопреки недовольству военного начальства. Знакомство с известными русскими композиторами , беседы с ними повлияло на то, что Мусоргский подал прошение об отставке. Невзирая на уговоры друзей и родных, он порвал с военной службой, чтобы ничто не отвлекало его от музыкальных занятий. Он написал множество замечательных произведений, но успех ему принесли оперы: «Борис Годунов», «Хованщина». Кто мне скажет, что такое опера? А кто-нибудь догадывается, почему оперу «Хованщина» так назвали? (слайд 4) Опера Хованщина названа в честь князя Хованского. Князь Хованский и Петр 1 были двумя известными и важными людьми на Руси, между ними шла вражда. Петр 1 хотел ввести реформы, изменить жизнь людей на Руси в лучшую сторону, поменять многое на Руси. А Хованский не хотел этих изменений. Он хотел, чтобы все оставалось по-старому. У князя Хованского был сын, его звали Андрей. В опере есть героиня Марфа. Она была влюблена в сына Хованского Андрея. Но они были разного происхождения. Она спела в песни- арии обо всех своих страданиях, о своей любви к Андрею. (слайд 5) Давайте посмотрим отрывок из оперы «Хованщина» песню-арию Марфы, которая называется «Исходила младешенька». - Как бы вы охарактеризовали характер Марфы? (видео песня-ария Марфы) А какая она на самом деле, как вы думаете? В ней сочеталось мужество, решительность, а так же нежность и ранимость. Кто мне может сказать, почему этот отрывок называется песня-ария? Отрывок называется песней- арией, потому что герои оперы поют о своих чувствах в арии, но здесь композитор использовал подлинную русскую народную песню «Исходила младешенька». Почему Мусоргский обратился в своем произведении к русской народной песне? Мы познакомились с одним фрагментам из оперы. (слайд 6) А сейчас мы познакомимся с вступлением к опере «Хованщина», где Модест Петрович Мусоргский очень интересно, своеобразно изобразил в музыке утро. Это вступление он назвал «Рассвет на Москве-реке». Это пример изумительной «музыкальной живописи» - изображения в музыке просыпающейся русской природы. Слышатся крики петухов, видится восход солнца. Звон колоколов, с которых начиналось раньше утро, сзывает людей в церковь. Послушайте внимательно Вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» и скажите, как меняется характер музыки, сколько частей в этом произведении? (Звучит вступление.) (слайд7) | Слушают Опера–это спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра. В честь князя Хованского Смотрят отрывок из оперы Сильная, мужественная. Ранимая, нежная. Высказывают свои предположения. Чтобы показать женский русский характер Марфы. Прослушивание. Сначала музыка нежная, светлая, прозрачная, а в середине, когда слышны колокола,- громкая, сильная, мощная, суровая, могучая. Потом всё затихает, и опять музыка звучит спокойно, светло. В произведении три части. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Личностные УУД: формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру. Познавательные УУД: способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; поиск и выделение необходимой информации Личностные УУД: использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий Познавательные УУД: структурирование знаний Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения отвечать на поставленный вопрос |
Физминутка | 1 мин | Предлагаю вам немного отдохнуть! Это – правая рука, (поднимают руку вверх) Это – левая рука, (поднимают руку вверх) Справа – шумная дубрава ,(правая рука в сторону) Слева – быстрая рука. (левая рука в сторону) Обернулись мы, и вот - Стало всё наоборот: (повернуться на 1800) Слева шумная дубрава, (рука в сторону) Справа быстрая река (рука в сторону) Неужели стала правой (рука вверх) Моя левая рука? (рука вверх) (руки опустить) | дети стоя, выполняют движения руками | |
V. Первичное закрепление во внешней речи | 5 мин | (слайд 8) Сейчас мы прослушаем повторно, для того что бы каждой части дать название. (Звучит вступление.) Давайте выполним это задание в своих рабочих тетрадях в виде таблицы. № Название Характерный цвет 1 2 3 Молодцы! Мы выполнили это задание. (слайд 9) В этом отрывке композитор использует тему, похожую на русскую народную мелодию. Она повторяется неоднократно. Как она звучит одинаково или же с изменениями? Правильно! Такое явление в музыке называется-вариации. Это дает возможность музыке развиваться. Показать рассвет, восход солнца, пробуждение природы. Мы познакомились с еще одним фрагментам из оперы «Хованщина». Модест Петрович всегда переживал за свой народ, свою страну, за Россию. | 1 часть- 2 часть- 3 часть- Тема в этом отрывке повторяется неоднократно с изменениями. | |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 15 мин | Мы тоже любим свою страну- Россию! Я предлагаю разучить песню, а вот как она называете вы скажете после прослушивания. (слайд 10) «Я люблю тебя Россия» 1 куплет Я люблю тебя Россия. Край мне с детства дорогой, Где звенит под небом синим Колокольчик луговой. Припев Ой, тили-тилили-люли, Ой, тили-тилили-лю , Ой, тили-тилили-люли, Ой, я тебя люблю. Ой, да я тебя люблю! 2 куплет Я люблю тебя Россия. Здесь такой народ живет. И знакомая тропинка Быстро к дому приведет. И знакомая тропинка Быстро к дому приведет. Припев 3 куплет Я люблю тебя Россия и березок хоровод. Ты всегда гостей встречаешь у раскрытых у ворот. Ты всегда гостей встречаешь у раскрытых у ворот. Припев- 2 раза | «Россия», «Я люблю тебя Россия» Слушают Исполняют 1к Читают, слушают Исполняют 2к Читают Исполняют 3к Исполняют песню | Регулятивные УУД: понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; Коммуникативные УУД: выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми |
VII. Включение в систему знаний VIII. Рефлексия деятельности (по продукту | 2 мин 3 мин | Кто написал оперу Хованщина? Кто такая Марфа? Что сделал композитор, чтобы показать русский характер Марфы, что она представительница русского народа? Какое произведение мы сегодня слушали, которое является примером «музыкальной живописи»? Почему это произведение относят к музыкальной живописи? В основе этого произведения лежит подлинная народная песня? Мне очень понравилось с вами работать, я думаю, что вам тоже очень понравилось и вы многое для себя узнали из этого урока. Предлагаю вам заполнить карточку, которая лежит у вас на парте. «Для меня сегодняшний урок…» нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок Я на уроке Итог интересно работал понял материал скучно отдыхал узнал больше, чем знал безразлично помогал другим не понял | М.Мусоргский Главная героиня оперы. Он использовал подлинную русскую народную песню «Исходила младешенька». «Рассвет на Москве- реке» Потому что она звуками рисует картину просыпающейся природы. Нет. Мелодия похожая на русскую народную песню. | Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо».
Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо»....
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Конспект урока музыки во 2-ом классе на тему "Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края!"
Общедидактическая цель: Использование ИКТ при ознакомлении с музыкальной грамотой на уроках музыки во 2-ом классе.Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.Вид урока: комбинир...
План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса на тему «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»
План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»...
конспект урока музыки: Музыкальные инструменты "скрипка".
Конспект урока музыки в 3 классе программа Критская....
Конспект урока музыки Музыкальные инструменты флейта и скрипка
Конспект урока музыки 3классе Музыкальные инструменты флейта и скрипка...
Урок музыки: "музыкальные инструменты" 1 класс
Музыкальные инструменты, урок-игра....