Конспект урока музыка "Детская тема в произведениях м. П. Мусоргского" (УМК Школа России 3 класс)
материал по музыке (3 класс)

Пяткова Кристина Геннадьевна

Цели

Познакомить с новым произведением и предложить стать участниками прогулки по выставке картин; создать условия для развития умений находить верные ответы на вопросы, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений, приводить примеры известных музыкальных жанров, форм

Тип урока

Закрепление нового материала; экскурсия в картинную галерею

Планируемые результаты
(предметные)

Узнают понятия сюита, музыкальная живопись.

Научатся: называть музыкальные картины; находить ответы на поставленные вопросы; размышлять о музыкальных образах; определять средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор для создания музыкальных иллюстраций на примере музыки «Тюильрийский сад» и «Лиможский рынок» М. П. Мусоргского

Личностные результаты

Понимают чувства других людей и сопереживают им

 

Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; выполняют музыкально-творческие задания;

Коммуникативные: обсуждают вопросы перед принятием решения; участвуют в коллективном обсуждении; высказывают собственное суждение о музыке; выслушивают мнения друг друга

Образовательные ресурсы

Учебник, с. 34–35; портрет М. П. Мусоргского, портрет В. А. Гартмана

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

15 ноября, пятница                                                                                Учитель начальных классов:

МБОУ «СОШ № 11»                                                                                          Ивченко Елена Ивановна

Класс 3 «А»                                                                                                         Руководитель практики

Урок 2                                                                                                        Колотухина Яна Александровна

Время: 08:50-09:30                                                                                Студент ЧПК №1:

Кабинет 110                                                                                                Пяткова Кристина Геннадьевна

Детская тема в произведениях м. П. Мусоргского

Цели

Познакомить с новым произведением и предложить стать участниками прогулки по выставке картин; создать условия для развития умений находить верные ответы на вопросы, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений, приводить примеры известных музыкальных жанров, форм

Тип урока

Закрепление нового материала; экскурсия в картинную галерею

Планируемые результаты
(предметные)

Узнают понятия сюита, музыкальная живопись.

Научатся: называть музыкальные картины; находить ответы на поставленные вопросы; размышлять о музыкальных образах; определять средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор для создания музыкальных иллюстраций на примере музыки «Тюильрийский сад» и «Лиможский рынок» М. П. Мусоргского

Личностные результаты

Понимают чувства других людей и сопереживают им

Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; выполняют музыкально-творческие задания;

Коммуникативные: обсуждают вопросы перед принятием решения; участвуют в коллективном обсуждении; высказывают собственное суждение о музыке; выслушивают мнения друг друга

Образовательные ресурсы

Учебник, с. 34–35; портрет М. П. Мусоргского, портрет В. А. Гартмана

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Организационный этап

Приветствие обучающихся.

Каждый новый наш урок

Даст нам много знаний впрок.

Руки дружно поднимаем,

На вопросы отвечаем.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Проявляют эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятельности

Фронтальная. Наблюдение

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение опорных знаний учащихся

– Кто помнит тему прошлого урока?

– С какими произведениями мы познакомились?

– Прочитайте свои рассказы и покажите иллюстрации.

– Можно ли при помощи музыки «нарисовать картину»?

– Какие должны быть музыкальные интонации, чтобы изобразить сказку?

Отвечают на вопросы учителя, показывают выполненное домашнее задание.

Высказывают свое мнение, рассуждают, обосновывают свой ответ

Проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения. Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Фронтальная. Устный опрос

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний

– Кто из вас ходил на выставку картин?

– Расскажите о своем походе.

– Мы продолжаем с вами изучать тему «День, полный событий», и сегодня у нас с вами большое событие – посещение выставки. Только выставка будет не обычная, а музыкальная.

– Если на выставке картин можно увидеть разные художественные полотна, то что мы увидим на музыкальной выставке?

– Как же мы сможем почувствовать или «увидеть» музыку?

– Услышать музыку в картинах смог уже известный вам композитор Модест Мусоргский (показ портрета).

– Что вы знаете о нем?

1839-1881( Работал в различных жанрах: в его творческом наследии оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры.)

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Рассуждают, обосновывают свое мнение.

Смотрят на портрет.

Рассказывают о композиторе

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Активизируют имевшиеся ранее знания, активно погружаются в тему, высказывают предположения, строят различные варианты решения.

Проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся

Фронтальная. Устный опрос

IV. Первичное закрепление

– Вы уже знаете, что однажды Модест Мусоргский прогуливался по  выставке работ русского художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана (показ портрета). Ему так понравились картины, что в скором времени он выбрал 10 картин и написал фортепианные пьесы, объединив их в прекрасную сюиту «Картинки с выставки». 

– С какой музыкальной картиной вы уже знакомы?

– Неподвижные картины и макеты ожили в звуках.

– Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы представляем работы художника, хотя и не видели их.

– Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Эта музыка звучит между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника. 

– Давайте послушаем эту пьесу.

Слушание «Прогулки» М. П. Мусоргского.

– Расскажите о характере этой пьесы

Слушают учителя.

Рассматривают портрет
В. А. Гартмана.

– «Балет невылупившихся птенцов».

Слушают учителя.

Слушают произведение.

Отвечают на вопрос

Применяют на практике полученные знания; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности.

Осуществляют взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность

Фронтальная. Устный опрос, слушание

V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

– Представьте, что мы прогуливаемся по залам и останавливаемся возле картины «Тюильри». 

– Давайте прочитаем текст на странице 35 учебника.

У пьесы есть второе название «ссора детей после игры»

– Послушайте музыку и подумайте, почему у пьесы есть второе название?

– Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Мелодия становится выразительной, как человеческая речь, словно кто-то из детей жалуется старшим на товарища, который его обидел.

– А вот еще одна картина.

 Я не буду говорить ее название. Закройте глаза и попробуйте представить себе, что может быть на картине.

Слушание пьесы «Лиможский рынок».

– Расскажите, что вы себе нарисовали.

– Пьеса называется «Лиможский рынок». У нее есть подзаголовок: «Большая новость». Многолюдно, весело, шумно на Лиможском рынке. Оживленно болтают любопытные  посетительницы, обсуждая события городской жизни. 

– Мы с вами еще не раз будем возвращаться к творчеству Модеста Мусоргского, а теперь я предлагаю перейти от слушания к исполнительству.

– Давайте подготовим наш голос для пения.

Исполнение знакомых попевок.

– Сегодня мы начнем разучивать новую песню о школе, уроках, заданиях а главное –
о самом, пожалуй, любимом времени –
перемене.

Разучивание исполнение песни «

Слушают учителя.

Работают с учебником.

Слушают произведение.

Слушают учителя.

Слушают произведение.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение, обосновывают его.

Слушают учителя.

Распеваются, исполняют попевки.

Разучивают и исполняют песню

Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.).

Развивают музыкально-эстетические чувства, проявляющие себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладевают навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Фронтальная, индивидуальная.

Устный опрос, работа с учебником, слушание

VI. Информация о домашнем задании

– Ответьте на вопросы учебника на странице 35.

– Нарисуйте любую сценку из школьной жизни и опишите словами, какую бы вы музыку к ней сочинили, если бы были композиторами

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Фронтальная, индивидуальная.

Слушание, работа с дневниками

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

– Где мы сегодня с вами побывали?

– Можно ли увидеть музыку?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Продолжите предложение:

– На следующем уроке я хотел бы….

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха или неуспеха

Фронтальная. Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс

Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс...

3 класс. Конспект урока по теме: "Единственное и множественное число имён существительных" Школа России

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имён существительных. Цели деятельности учителя: создать условия для развития умений определять число имен существительных; ...

Конспект урока по теме «Роль имен прилагательных в тексте» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: знакомство с текстом-описанием; развитие умения употреблять имена прилагательные в тексте.Планируемые результаты:Предметные:уметь употреблять имена прилагательные в тексте;уметь распознава...

Конспект урока по теме "М.М. Пришвин «Моя Родина»" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели урока: знакомство с творчеством и произведением М.М.Пришвина; развитие навыков выразительного чтения, умения выделять смысловые части, составлять план.Планируемые результаты:-предметные: уметь...

Конспект урока по теме "Деление с остатком методом подбора" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели урока: знакомство и умение выполнять деление с остатком методом подбора; закрепление умения решать задачи на деление с остатком; закрепление приема деления с остатком.Планируемые результаты:Предм...

Конспект урока по теме "Путешествие по Франции и Великобритании" (УМК "Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Франция и Великобритания.Планируемые результатыПредметные:знать:страны, их столицы, достопримечательнос...