Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные и метапредметные УУД |
I. Мотивации к учебной деятельности Цели: - формирование готовности к выполнению учебной деятельности;
- актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
-уточнение типа урока
(1 мин) | 1.Организационный момент. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» -Доброе утро солнцу и птицам! -Доброе утро улыбчивым птицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. -Я вам желаю всем, чтобы доброе солнечное настроение сопровождало вас в течении всего урока. -Сегодня будем работать под девизом: "Учимся слушать, думать и творить!" - Наш урок посвящён открытию новых знаний.
-На партах у вас оценочные листы, в которых в первой колонке будем фиксировать оценку своей работы на этапах урока, во второй вас будут вас оценивать ваши товарищи. (Зелёный– всё получается, я доволен работой; синий – спокоен, но допускаю ошибки, и сам исправляю; красный – допускаю ошибки, не могу исправить, нужна помощь, мне некомфортно)
- Обозначьте свой настрой в начале урока соответствующим цветом под цифрой 1. |
Настраиваются на активную работу на уроке.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
Дети в листах фиксируют цветом свой настрой на урок. |
| Личностные: -проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению. Коммуникативные: -уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. Регулятивные: -организовывать свою деятельность, оценивать ее результаты.
|
II. Актуализация знаний Цели: -актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала (5 мин)
| 1.Повторение раннее изученного материала, необходимого для изучения нового. -Отгадайте загадки: 1.Он пишет музыку для нас, Мелодии играет, Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет? (Композитор) 2. Нужен музыке не только «сочинитель», Нужен тот, кто будет петь. Он... (Исполнитель) 3. Тот, кто песни не поет, а слушает, Называется, ребята, ... (Слушатель) 4. Коллектив музыкантов, что вместе играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр) 6. Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, Он в оркестре - президент! (Дирижёр.) 7. В кинотеатре – широкий экран, В цирке – манеж иль арена. Ну, а в театре, существует, Площадка особая - …(Сцена) 8.Чтоб смотрелось представленье интереснее В благодарность слышались овации, Надобно на сцене оформление: Дом, деревья и другие… (Декорации) Мир не мил всегда без них 10. Коль спектакль завершился – Слышно «Браво!», комплименты; А актёрам, в благодарность, Дарим мы… (Аплодисменты)
Догадываетесь ли вы, о чём будем говорить на уроке? Хорошо, молодцы. |
Отгадывают загадки.
Ответы учащихся. Отвечают на вопрос учителя.
|
Рассказывать о составных элементах оперы
Объяснять, что такое музыкальный театр, приводить примеры театров. | Личностные: -проводить сравнение по заданным критериям. Познавательные: - предъявлять результаты работы; - анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне); -находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - оценивать собственную успешность в выполнении заданий; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: -соблюдать простейшие нормы школьного этикета; - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения; - критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого; -высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
|
3. Формулирование темы и цели урока Цели: - организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии;
- формулирование темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися
(6 мин)
Слайд.
| 1.Создание проблемной ситуации А теперь посмотрим подтверждение вашего предположения (показываю афишу нарис.) Перед входом в театр всегда висит афиша. А кто знает, что такое афиша? Афиша – это красочное объявление о спектакле. Предлагаю выполнить работу в парах и ответить на вопросы, представленные на слайде, у вас же для удобства есть карточки
Какую информацию мы сможем узнать из афиши – обвести в кружочек.
Взаимопроверка (меняются карточками, проверяют по слайду)
Ещё раз посмотрите на афишу, для кого же сегодня будет спектакль?
Значит тема сегодняшнего урока…:
Оперы для детей.
- Кто играет в детских спектаклях? - Кто был первым руководителем детского музыкального театра?
Сегодня на уроке, опираясь на ваши знания, постараемся узнать как можно больше о детской опере.
А для этого давайте войдём в театр. Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.
|
Ответы детей
Выполняют задание в парах
Какую информацию мы сможем узнать из афиши (обвести в кружочек)
1.Название спектакля 2. Имя композитора, написавшего музыку к спектаклю. 3. Сколько инструментов играет в оркестре. 4. Во что одет дирижёр. 5. Дата показа. 6. Цена билета 7. Имена актёров, исполняющих главные роли. 8. Когда обедает директор театра. 9.Для каких зрителей опера.
Для детей
Отвечают на вопросы учителя: Анализируют ответы. Взрослые и дети Не знаем
Оценивают и аргументируют своё мнение. Дети цветными карандашами отмечают результат своей деятельности.
|
| Личностные: -проводить сравнение по заданным критериям; -проявлять активность при изучении нового материала; - выполнять самооценку собственной учебной деятельности;
Познавательные: -прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания; - отбирать необходимые источники информации среди словарей; Регулятивные: -высказывать своё предположение (версию); -осуществлять самоконтроль; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: -читать вслух и про себя тексты книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое; -слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. .
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель: -проанализировать возникшую ситуацию, выявить место и причину затруднения;
-наглядно продемонстрировать вокальную способность
-организовать обсуждение характера героев
(10 мин)
| Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят». (мама Коза, козлята и Волк). Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Сначала мы познакомимся с мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза. - Слушание музыки.
Прослушивание Колыбельной мамы Козы. Скажите, какую песню поет коза? Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной Кто услышал имена козлят?
Слайд. Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш. Прослушивание темы Малыша и Военного марша. Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? |
Наблюдают, слушают, анализируют.
Колыбельную
Она добрая, нежная, любит своих козлят. Называют имена козлят: Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.
О характере козлят.
Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде, и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша
Дети цветными карандашами отмечают результат своей деятельности, деятельности своего товарища. | -уметь слушать музыку и анализировать
Рассказывать о характере героев оперы
Уметь слушать музыку и анализировать
| Личностные: -проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме; - проводить сравнение по заданным критериям; -применять правила делового сотрудничества;
-выполнять самооценку; -проявлять познавательный интерес Познавательные: -извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, модель), использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот; - -самостоятельно использовать модели при решении учебных задач; -анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне); - активно участвовать в обсуждении учебных заданий; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные: -осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; -оценивать сложившуюся учебную ситуацию. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; -слушать и понимать речь других; -учиться слушать мнение других --учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); -высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
|
Физминутка | Я хочу попросить подняться мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром. А теперь девочки – топотушки Теперь все вместе. Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Военного марша. Молодцы!
|
|
|
|
| Прием «Ассоциации». Сейчас мы проведём работу в группах. Каждая группа получает картинку с изображением козленка. Ваша задача: дать козленку имя, сбоку написать по три слова-ассоциации к данному образу и предметы, которые, по вашему мнению, могут принадлежать этому герою. (Дети работают в группах.) Результаты работы: лидер группы представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка. - Вокальная работа
Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором. Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят» да на новый лад Исполнение песни. Учитель называет детей, которые исполняют роли козлят, все остальные ученики – хор. Начинает и заканчивает пение хор, солисты исполняют фразы, соответствующие их героям. Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты. Под цифрой 4 оцените свою работу на данном этапе урока.
| Работа в группах
Оценивание |
|
|
V. Обобщение полученных знаний Цель: - закрепить полученные знания о детском театре
(2 мин) | В каком музыкальном театре мы сегодня побывали? Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомились? В каком жанре представлен спектакль? А кто назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали откуда? А ещё хочу задать один волнующий вопрос: что лежит в основе детской оперы?
Руководителем первого в мире Детского музыкального театра стала Наталия Ильинична Сац
| Театр оперы или детском
«Волк и семеро козлят»
Опера
Мариан Коваль
из афиши
сказка
Дети цветными карандашами отмечают результат своей деятельности |
| Познавательные: - анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне); -ориентироватьсяв учебнике; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Личностные: -проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала; -проводить сравнение по заданным критериям; -сравнивать разные точки зрения; -умение выполнять самооценку Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - оценивать собственную успешность в выполнения заданий Коммуникативные: -учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); -слушать и понимать речь других; -использовать речевые средства для аргументации своей позиции; -высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. |
Домашнее задание. | Нарисовать афишу к детской опере А.Зарубы «Репка» |
|
|
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
(1 мин)
| И вот закончился спектакль Погасли лампы в зрительном зале, Опущены кулисы, актёры отдыхают.
Но окошки искусства никогда не погаснут
- Давайте зажжём огоньки в музыкальном театре. Оцените каждый свою работу на уроке: - если вы считаете, что вам на уроке было легко выполнять все задания – выберите окошко жёлтого цвета - если во время урока вы справлялись с заданиями, но допускали неточности – выберите окошко фиолетового цвета - Вот и у нас в классе засияли огоньками окна. Посмотрите, сколько жёлтых огоньков! А если у кого-то пока не все получается, не расстраивайтесь, ведь мы ещё не раз вспомним про музыкальное искусство, имя которому опера! - Благодарю всех за работу! |
Прикрепляют к театру окна.
|
| Личностные: -осуществлять самооценку. Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|