Методическая разработка "Свидание с любимым городом. Работа над двухголосием в вокальном ансамбле"
методическая разработка по музыке (3 класс)
Пояснительная записка
Тема занятия: «Свидание с любимым городом. Работа над двухголосием в вокальном ансамбле»
Это занятие в образовательной общеразвивающей программе Вокального ансамбля «Вдохновение» занимает место в разделе «Пение произведений под аккомпанемент (одноголосие, двухголосие)». Занятие предназначено для 2 и 3 года обучения, возраст обучающихся 8-10 лет.
Тип занятия: Совершенствование и закрепление навыка двухголосного пения в вокальном ансамбле.
Вид занятия – обучающий
Продолжительность занятия – 100 мин. (с учетом перерыва - 10 минут).
Цель занятия: Совершенствование и закрепление навыка двухголосного пения на основе исполнения двух фрагментов из цикла « Четыре мелодии о любимом городе» - «Песня о моем городе» и «Мой любимый город» (аранжировка для вокального ансамбля Матвеевой А.П.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Директор лицея
Протокол № ____________ _________М.Ю. Кунц
«___»_______ ___________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Свиданием с любимым городом. Работа над двухголосием в вокальном ансамбле»
Автор разработки: Матвеева Анна Петровна
педагог дополнительного образования
2020 год
Пояснительная записка
Тема занятия: «Свидание с любимым городом. Работа над двухголосием в вокальном ансамбле»
Это занятие в образовательной общеразвивающей программе Вокального ансамбля «Вдохновение» занимает место в разделе «Пение произведений под аккомпанемент (одноголосие, двухголосие)». Занятие предназначено для 2 и 3 года обучения, возраст обучающихся 8-10 лет.
Тип занятия: Совершенствование и закрепление навыка двухголосного пения в вокальном ансамбле.
Вид занятия – обучающий
Продолжительность занятия – 100 мин. (с учетом перерыва - 10 минут).
Цель занятия: Совершенствование и закрепление навыка двухголосного пения на основе исполнения двух фрагментов из цикла « Четыре мелодии о любимом городе» - «Песня о моем городе» и «Мой любимый город» (аранжировка для вокального ансамбля Матвеевой А.П.)
Задачи:
Обучающие:
- Формирование чистого унисона в одноголосных фрагментах произведений
- Формирование гармонического слуха как основы для пения одноголосия и двухголосия
- Создание условий для умения вести свою партию при одновременном звучании другой партии
- Формирование правильного дыхания в вокальных фразах
- Создание правильного произношения слов на распевах, замыкании окончаний слов.
Развивающие:
- Развитие вокально – хорового слуха – интонационного и гармонического
- Развитие музыкальной восприимчивости – умения слышать и слушать; анализа и сопоставления
- Развитие музыкального кругозора обучающихся через разнообразие репертуара
Воспитательные:
- Воспитание любви к городу, в котором мы живем
- Воспитание интереса к теме войны, периода блокады Ленинграда
- Воспитание патриотизма, любви к родине
- Воспитание активной и эмоциональной отзывчивости у обучающихся
Форма проведения занятия – практическая
Форма работы с обучающимися – коллективная.
Методическое обеспечение занятия
Методы обучения:
- Наглядный (слуховой и зрительный)
- Словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения)
- Проблемно – поисковой
- Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом педагога и воспроизведение услышанного обучающимися)
Технологии:
- Выстраивание чистой интонации путем задержки звучания на отдельных звуках по руке педагога
- Побуждение обучающихся к самоконтролю и самооценке в процессе пения
- Представление « в уме» начала вокальной фразы
- Представление « в уме» правильного вступления
Оборудование для педагога:
- Рояль
- Пульт для нот
- Нотный материал
- Текстовый материал
- Компьютер
- DVD
Оборудование для обучающихся:
- Нотный материал
- Текстовый материал
Использованные информационные источники: Нотный сборник - Яков Дубравин Женский хор поет о любви. Аранжировки Сергея Екимова. Приложение на DVD — запись авторского концерта в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. СПб.,: Композитор, 2015 http://www.mosconsv.ru/mobile/ru/concert.aspx?id=166452 https://compozitor.spb.ru/catalog/khor/dubravin-ya-zhenskiy-khor-poet-o-lyubvi-aranzhirovki-s-ekimova-dvd/
План занятия:
- Организационный момент (5 мин.)
- Упражнения на развитие и укрепление певческого дыхания (10 мин.)
- Упражнения для распевания, развития интонационного слуха, певческого аппарата (15 мин.)
- Повторение и закрепление изученного ранее музыкального и текстового материала (10 мин.)
- Просмотр видеозаписи исполнения изучаемых произведений профессиональным коллективом для повышения мастерства вокального ансамбля
- Перерыв (10 мин.)
- Работа с песней «Песня о моем городе» (Я. Дубравин / Я. Голяков) (15 мин.)
- Работа с песней «Мой любимый город» (Я. Дубравин / А. Чепуров) ( 20 мин.)
- Итог занятия. ( 10 мин.)
Ход занятия:
- Организационный момент. Приветствие.
Задачи:
- Настроить обучающихся на работу, сконцентрировать внимание
- Создать положительный настрой на занятие вокальным ансамблем
- Упражнения на развитие и укрепление певческого дыхания
Подготовка голосового аппарата к пению
- Дорогие ребята, сегодня нас ждет настоящая музыкальная прогулка. Для того, чтобы наша прогулка получилась успешной и продуктивной, нам нужно к ней хорошо подготовиться. Начнем, встаем на ноги, держим их на ширине плеч, чувствуем опору; руки кладем на ребра. Начинаем дыхательную гимнастику:
Упражнения:
- Глубокий вдох носом (следим за тем, чтобы плечи оставались внизу, а ребра немного раздвигались в стороны), медленный выдох ртом на согласную «С».
- «Насос» (интенсивные вдох носом и выдох ртом на согласную «С» с легкими наклонами вниз – вверх)
- Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Упражнение «Гарью пахнет» ( повороты головы в разные стороны; на поворот шумный вдох носом, прямое положение головы – бесшумный выдох ртом
- А теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Переложим руки на мыщцу диафрагму и будем следить за ее активной работой. Для пробуждения диафрагмы подышим, как собачки.
Упражнения:
- «Собачка» (интенсивное дыхание с особым внианием к работе диафрагмы)
- Чередование согласных букв: с,ц; ч,ш,щ; п,т; к,г; ж,з
- «Забивание гвоздей» (чередование слогов: гбда, гбдэ, гбду,гбдо, гбды)
- «Топот коней» (чередование слогов : птка, пткэ, птку, птко, пткы. Начиная говорить слоги шепотом, делаем динамическое развитие до громкого звучания, и обратно до тихого звучания).
- Молодцы, ребята! Теперь начнем распеваться. Пожалуйста, следите за голосоведением.
- Упражнения для распевания, развития интонационного слуха, певческого аппарата
Задачи:
- Развитие однородного звучания
- Уметь слышать себя и других участников коллектива
- Анализировать свое звучание
Упражнения – распевки:
- Пение на слоги: ма-мэ-ми-мо-му (пение поступенного звукоряда в нисходящем движении)
- «Мы перебегали берега – берега» (пение поступенного звукоряда в восходящем, а затем нисходящем движении, в конце ход на интервал – чистую квинту вверх. Сначала исполняем в унисон, затем делим последнее слово «Берега» на два голоса, где первый совершает ход на интервал вверх, а второй голос остается на месте.)
- «По дороге Петя шёл…» (Песня – распевка на развитие диапазона)
- «Ехал Грека» (песня – распевка на основе скороговорки на внимательность и развитие артикуляции)
- Сегодня вы прекрасно звучите, дорогие ребята! Мы хорошо подготовлены к началу музыкальной прогулки. Предлагаю вам сесть и взять текстовые материалы.
- Повторение и закрепление изученного ранее музыкального и текстового материала
- Ребята, на прошлых занятиях мы изучали с вами новые произведения советского и российского композитора, народного артиста Российской Федерации, профессора Якова Дубравина, который так же, как и мы, живет в Санкт – Петербурге и пишет практически всю жизнь песни для детей. Именно он сегодня поведет нас на музыкальную прогулку. Давайте вспомним слова песен «Песня о моем городе» и « Мой любимый город».
Задачи:
- Вспомнить важные элементы произнесения текстов песен – вступление, окончание, замыкание окончания слов.
- Активное проговаривание с последующим пропеванием небольшими фразами для продуктивной работы в дальнейшем времени
- Внимательность и анализ, сопоставление услышанного
- Просмотр видеозаписи исполнения изучаемых произведений профессиональным коллективом для повышения мастерства вокального ансамбля
- Ребята, начинаем музыкальную прогулку по нашему любимому городу Санкт – Петербургу или как его называли раньше Ленинграду. Ведь именно о нем идет речь в изучаемых нами песнях. Наш город уникален, проживает очень насыщенную жизнь. Поэтому тема нашего занятия «Свидание с любимым городом». Сейчас мы перенесемся в большой зал московской консерватории, где посетим концерт, посвященный победе в Великой отечественной войне и услышим знакомые произведения в исполнении женского хора. Внимание на экран.
Просмотр. После просмотра беседа о хоре, исполнении.
- Перерыв
- Работа с песней «Песня о моем городе» (Я. Дубравин / Я. Голяков)
-Музыкальная прогулка по нашему любимому городу начинается с рассказа о видах и красотах не только города, но и его окрестностей – Ладожского озера, Балтийского моря.
Беседа с обучающимися о городе и окрестностях с целью повышения уровня знаний о Санкт – Петербурге и его истории.
Исполнение песни «Песня о моем городе» (Я. Дубравин / Я. Голяков).
-Итак, начнем работу над этой песней.
- Пропевание песни по коротким фразам (одноголосные фрагменты)
- Пропевание фраз разными составами: дуэтами, трио, квартетами.
- Объединение фраз в периоды и исполнение их малыми составами, затем всем составом.
- Разбор двухголосных фрагментов. Сначала отдельно каждым голосом, затем вместе, выстраивая интервалы по коротким фразам и в медленном темпе.
- Исполнение всей песни малыми составами, затем всем коллективом.
- Работа над интонационными трудностями.
- Закрепление нового материала
- Работа с песней « Мой любимый город» (Я. Дубравин / А. Чепуров)
Продолжая прогулку нашу музыкальную прогулку мы попадаем на улицы города, наблюдаем бесконечные мосты, времена года и их особенности (белые ночи); вспоминаем великих деятелей , творивших в нашем городе. Анализируя все это, приходим к выводу, что нет лучше места и города, чем тот в котором родились и выросли.
-Итак, начнем работу над этой песней.
- Пропевание песни по коротким фразам (одноголосные фрагменты)
- Пропевание фраз разными составами: дуэтами, трио, квартетами.
- Объединение фраз в периоды и исполнение их малыми составами, затем всем составом.
- Разбор двухголосных фрагментов. Сначала отдельно каждым голосом, затем вместе, выстраивая интервалы по коротким фразам и в медленном темпе.
- Исполнение всей песни малыми составами, затем всем коллективом.
- Работа над интонационными трудностями.
- Закрепление нового материала
- Итог
Беседа о новых знаниях, полученных на занятии. Исполнение двух песен как в едином цикле.
- Вот и подошло к концу наше свидание с любимым городом. Ребята, вам было интересно узнать новое о Санкт – Петербурге? (да). А петь песни о городе в двухголосном изложении? (да, интересно и увлекательно). Я очень рада и благодарю вас за работу. Наше занятие подошло к концу. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-82104-1359298755.jpg)
Методическая разработка занятия по вокальному ансамблю «Вокальные навыки: эмоционально-выразительное исполнение музыкальных произведений»
Цель занятия: воспитание личности ребенка средствами вокально-хорового искусства; развитие детского голоса и слуха младших школьников, развитие навыка эмоциональной выразительности при исполнении музы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/17/picture-832789-1476724555.jpg)
Программа вокального кружка "Вокальный ансамбль и сольное пение"
Программа работы с ансамблем "Чудесенка" 1 класс "Вокальный ансамбль и сольное пение"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/14/picture-1046863-1531583693.png)
Методическая разработка сценария Концерта вокального ансамбля Ореховой С.Г. "Вместе дружно мы поём"
Данный сценарий ,является примером, как можно организовать подбор репертуара для начинающих обучающихся и для более старших воспитанников театрального отделения музыкальной секции. Пример возмож...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/27/picture-1272692-1601232960.jpg)
План-конспект открытого занятия кружкового объединения «Вокальный ансамбль» Тема: Введение в программу. «Ансамбль- мы вместе» (для детей 7-9 лет)
Первое занятие кружкового объединения "Вокальный ансамбль". Тема: «Ансамбль- мы вместе» (для детей 7-9 лет). Цель данного занятия вызвать у детей интерес к занятиям в вокал...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/26/picture-1286727-1619446770.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вокальный ансамбль "Вдохновение"
I. Пояснительная записка Данная образовательная программа имеет художественную направленность, является модифицированной, имеет базовый уровень освоения.Новизна, актуальность, педагогическая целе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/14/picture-1046863-1531583693.png)
Статья - «Размышления о воспитании младших школьников с помощью репертуара на занятиях вокального ансамбля в детском музыкальном театре».
Статья о выборе репертуара, который учит, воспитывает, впечатляет и направляет чувства учащихся творить «Светлое, доброе, вечное»....