Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вокальный ансамбль "Вдохновение"
рабочая программа по музыке (1 класс)

Матвеева Анна Петровна

I. Пояснительная записка

 

Данная образовательная программа имеет художественную направленность, является модифицированной, имеет базовый уровень освоения.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Обучение детей в вокальном ансамбле занимает важное место в деле художественного воспитания.

Пение является художественным коллективным творчеством, которое вобрало в себя жизненный многовековой опыт и знания. Песня заключает в себе большое воспитательное значение. Разнообразие ее видов дает возможность участникам ансамбля почувствовать через художественный образ и понять прошлое, настоящее и будущее русского народа, других народов, их думы и чаяния. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство. Эстетические идеалы, заложенные в песне, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. Благодаря исключительной задушевности, искренности песня глубоко эмоционально воздействует на всех, кто с ней соприкасается. Она учит любить родной край, природу, народ, развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Вот почему песня в наши дни не только не утратила, но и наоборот, приобрела свое значение. Важно прививать любовь к песне в школьном возрасте.

Новизна программы состоит в том, что она составлена с учётом современных требований Министерства образования России и направлена на осуществление дополнительного образования детей. Программа адаптирована к различным уровням данных обучающихся. Осуществляется дифференцированный подход к каждому ребёнку. При составлении программы предусмотрены такие важные педагогические принципы, как последовательность и постепенность в усложнении учебного материала, возрастная психология детей.  Содержание программы, формы организации и проведения  занятий, методы и  приемы, используемые педагогом в работе с детьми, сама атмосфера – всё направлено на создание благоприятных условий раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, его самореализацию.

Актуальность заключается в том, что она направлена на воспитание человека-творца, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь любых высот. Детское творчество является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Творчество детей и подростков – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражения и самоутверждения, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Это сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому.

Воспитанники, привыкшие петь хорошие, настоящие (умные и красивые) песни, создают вокруг себя эстетическое, нравственное поле притяжения сверстников. Участие ребёнка в сохранении и развитии культурных  образцов повышает его статус  в школе и семье, благотворно сказывается на проживании им жизненных стадий детства и отрочества.

В программе учитываются  все факторы, способствующие созданию условий для оптимального развития музыкально-творческих способностей детей, формирования их общей культуры, художественного  и эстетического вкуса.

В программу заложено решение и таких важных вопросов, как организация содержательного досуга подрастающего поколения, их социальная адаптация в условиях современной жизни.  

Вокальный ансамбль становится организацией культурно-музыкальной среды, в которой воспитанники находят альтернативу пустому времяпрепровождению.

Занятия в творческом коллективе способствуют развитию у воспитанников ответственности за свою деятельность и результаты этой деятельности, что является основой саморазвития личности, способствует формированию активной жизненной позиции.

Это делает данную программу актуальной в современных условиях.

Адресат программы- данная программа рассчитана на учащихся (начальной и средней школы), имеющих хорошие музыкальные данные, предрасположенность к творческому процессу, положительное отношение к работе в вокально-хоровом коллективе, любви к концертным мероприятиям.

 

Целью данной программы является формирование и воспитание духовно богатой, высоконравственной личности, способной к творческому самовыражению через приобщение к вокальному и хоровому искусству.

 

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование правильного певческого дыхания (диафрагмального, нижне- рёберного).
  • Формирование музыкально-ритмических навыков
  • Создание понимания правильной работы артикуляции и дикции в пении
  • Изучение истоков и характера произведений разных направлений и временных отрезков.
  • Изучение творчества профессиональных коллективов, композиторов;

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»

                            Красногвардейского района Санкт-Петербурга

        

РАССМОТРЕНО                                                                      УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете                                                      Директор лицея

Протокол № ____________                                         _________М. Ю. Кунц

«___»_______  ___________                                                    

                                                                                      Приказ №____________

                                                                                            «___»_____________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Вокальный ансамбль «Вдохновение»

возраст обучающихся 6 – 15 лет

срок реализации: 4 года

Разработчик: Матвеева Анна Петровна

педагог дополнительного образования

I. Пояснительная записка

Данная образовательная программа имеет художественную направленность, является модифицированной, имеет базовый уровень освоения.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Обучение детей в вокальном ансамбле занимает важное место в деле художественного воспитания.

Пение является художественным коллективным творчеством, которое вобрало в себя жизненный многовековой опыт и знания. Песня заключает в себе большое воспитательное значение. Разнообразие ее видов дает возможность участникам ансамбля почувствовать через художественный образ и понять прошлое, настоящее и будущее русского народа, других народов, их думы и чаяния. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство. Эстетические идеалы, заложенные в песне, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. Благодаря исключительной задушевности, искренности песня глубоко эмоционально воздействует на всех, кто с ней соприкасается. Она учит любить родной край, природу, народ, развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Вот почему песня в наши дни не только не утратила, но и наоборот, приобрела свое значение. Важно прививать любовь к песне в школьном возрасте.

Новизна программы состоит в том, что она составлена с учётом современных требований Министерства образования России и направлена на осуществление дополнительного образования детей. Программа адаптирована к различным уровням данных обучающихся. Осуществляется дифференцированный подход к каждому ребёнку. При составлении программы предусмотрены такие важные педагогические принципы, как последовательность и постепенность в усложнении учебного материала, возрастная психология детей.  Содержание программы, формы организации и проведения  занятий, методы и  приемы, используемые педагогом в работе с детьми, сама атмосфера – всё направлено на создание благоприятных условий раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, его самореализацию.

Актуальность заключается в том, что она направлена на воспитание человека-творца, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь любых высот. Детское творчество является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Творчество детей и подростков – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражения и самоутверждения, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Это сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому.

Воспитанники, привыкшие петь хорошие, настоящие (умные и красивые) песни, создают вокруг себя эстетическое, нравственное поле притяжения сверстников. Участие ребёнка в сохранении и развитии культурных  образцов повышает его статус  в школе и семье, благотворно сказывается на проживании им жизненных стадий детства и отрочества.

В программе учитываются  все факторы, способствующие созданию условий для оптимального развития музыкально-творческих способностей детей, формирования их общей культуры, художественного  и эстетического вкуса.

В программу заложено решение и таких важных вопросов, как организация содержательного досуга подрастающего поколения, их социальная адаптация в условиях современной жизни.  

Вокальный ансамбль становится организацией культурно-музыкальной среды, в которой воспитанники находят альтернативу пустому времяпрепровождению.

Занятия в творческом коллективе способствуют развитию у воспитанников ответственности за свою деятельность и результаты этой деятельности, что является основой саморазвития личности, способствует формированию активной жизненной позиции.

Это делает данную программу актуальной в современных условиях.

Адресат программы- данная программа рассчитана на учащихся (начальной и средней школы), имеющих хорошие музыкальные данные, предрасположенность к творческому процессу, положительное отношение к работе в вокально-хоровом коллективе, любви к концертным мероприятиям.

Целью данной программы является формирование и воспитание духовно богатой, высоконравственной личности, способной к творческому самовыражению через приобщение к вокальному и хоровому искусству.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование правильного певческого дыхания (диафрагмального, нижне- рёберного).
  • Формирование музыкально-ритмических навыков
  • Создание понимания правильной работы артикуляции и дикции в пении
  • Изучение истоков и характера произведений разных направлений и временных отрезков.
  • Изучение творчества профессиональных коллективов, композиторов;

Развивающие:

  • Развитие музыкального слуха, навыков чистой интонации;
  • Развитие навыков певческой установки, певческого голоса, вокальной дикции и артикуляции;
  • Развитие диапазона голоса;
  • Развитие музыкальной памяти
  • Развитие артистических способностей, умения держать себя на сцене.

Воспитательные:

  • Воспитание гражданских, патриотических и нравственных качеств;
  • Формирование чувства личной ответственности за общее дело, самодисциплины, активной жизненной позиции.
  • Обогащение духовного мира детей: воспитание музыкальной культуры, художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически её оценивать;
  • Формирование высокой коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;
  • Привитие правильных ориентиров в оценке явлений музыкальной жизни.

Условия и срок реализации

Данная программа предназначена для работы с детьми школьного возраста (6-15 лет). Ансамбль формируется, по возможности, из участников одной возрастной группы и уровня подготовки.

В данное объединение принимаются учащиеся при наличии у них хорошего музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, намечающейся художественной выразительности. На второй и последующие годы обучения ребенок может быть принят по результатам прослушивания и собеседования.

Режим организации учебных занятий:

Объединение имеет следующий режим работы:

  • программа первого года обучения рассчитана на 216 часов в год, 3 раза в неделю по 2 часа; всего 6 часа в неделю;
  • Программа второго года обучения рассчитана на 216 часов в год, 3 раза в неделю по 2 часа всего; 6 часов в неделю;
  • программа третьего года обучения рассчитана на 216 часов в год, 3 раза в неделю по 2 часа; всего 6 часов в неделю.
  • программа четвертого года обучения рассчитана на 216 часов в год, 3 раза в неделю по 2 часа; всего 6 часов в неделю.

Срок реализации данной программы – 4 года.

Особенности года обучения:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа может быть частично или полностью реализована с применением дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов, с использованием сайтов, порталов и платформ, рекомендованных Министерством образования и Комитетом образования Санкт-Петербурга

Отличительные особенности:

В ходе реализации программы в образовательном процессе используются разнообразные педагогические практические методы и приемы взаимодействия педагога с обучающимися: наблюдение, демонстрация музыкального материала, репродуктивные методы. В рамках формирования опыта вокального исполнительства в ансамбле организуются концертные выступления, открытые занятия, проводится подготовка к участию в конкурсной и фестивальной деятельности. В структуре занятия, сочетаются индивидуальные, индивидуально – групповые, групповые формы организации учебной и репетиционной работы с обучающимися. Индивидуальные упражнения необходимы для вокальной настройки, совершенствование отдельных параметров вокального исполнительства, в том числе физиологических характеристик речевого дыхания, голосоведения, интонирования. Групповые занятия формируют навыки совместного вокального исполнения и максимальной единения, включающей выявление общих тембровых красок, общих принципов фразировки, вокального интонирования, дикции и штрихов.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

  • групповая;
  • индивидуально-групповая;
  • индивидуальная;
  • ансамблевая.

Формы проведения занятий:

  • беседа;
  • репетиция;
  • концерт;
  • посиделки;
  • праздник
  • открытое занятие;
  • конкурс;
  • фестиваль.

 Методы обучения:

По способу организации занятия:

Словесные:

  • беседа (о содержании и характере разучиваемой песни, о сценической интерпретации на сцене в соответствии с характером исполняемой песни);
  • анализ (поэтического текста, объяснение значения непонятных слов, структуры музыкального произведения).

Наглядные:

  • показ (элементов певческой установки, упражнений-распевок, разучиваемых песен педагогом, элементов сценического движения).

Практические:

  • отработка элементов певческой установки, разучиваемых песен, элементов сценического движения;
  • вокально-тренировочные упражнения.
  • Исполнение вокально- хорового репертуара.

Программа предусматривает совмещенный вариант теоретических и практических занятий.

На занятиях активно используются игровые задании. Они вносят в процесс обучения дополнительное разнообразие, вызывают интерес у воспитанников, способствуют развитию творческой активности и творческой свободы.

По уровню деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративные методы обучения (прослушивание песенного материала с комментариями, объяснение и показ педагогом какого-либо упражнения);
  • репродуктивные методы обучения (учащиеся исполняют упражнения - распевки, разученные песни, ритмические рисунки, сценические движения);
  • частично-поисковые методы обучения (поиск выразительных возможностей голоса, сценического образа в соответствии с характером и содержанием исполняемого произведения).

Ожидаемые результаты

Личностные:

 

  • Умение владеть голосовым аппаратом
  • Умение правильно пользоваться вокальным дыханием
  • Умение осуществлять контроль над координацией голоса и слуха
  • Показать умение взаимодействовать с коллективом, работать в команде
  • Умение держать себя на сцене
  • Показать закрепление и совершенствование навыков, полученных в период обучения

           

Метапредметные:

  • Сопоставление музыки и литературного текста
  • Знание об авторах, чьи стихи положены на музыку
  • Умение распознавать изобразительность в музыке
  • Знание об исторических событиях, связанных с музыкальными произведениями
  • Знание истории создания произведений в программе вокального коллектива

Предметные:

Показывают знания:

  • Понимание и знание основных музыкальных понятий
  • Знание музыкальной и вокально- хоровой терминологии
  • Распознавание характера музыки, и, как следствие, правильного звукоизвлечения.
  • Понимать и использовать приемы игры на музыкальных инструментах
  • Умение показать выразительность произведения с помощью артистичности, соответственно характеру произведения

Показывают умения:

  • Соблюдение правильной певческой установки, пение мягким и ровным звуком;
  •  Развитие музыкального слуха – мелодического, гармонического и вокального, чувства ритма, навыков чистой интонации;
  • Пение в академической манере
  • Пение упражнений на развитие вокального слуха, певческого голоса, дикции, артикуляции;
  • Владение диафрагмальным дыханием, единой манерой звукообразования;
  • Владение навыками пения с возможными элементами двухголосия.

КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 2020/2021 учебный год

педагог: Матвеева Анна Петровна

Вокальный ансамбль «Вдохновение»

Год обучения - 1                                                  

РЕЗУЛЬТАТЫ обучения по программе (5 бальная система)

РЕЗУЛЬТАТЫ личностного развития детей
в процессе освоения программы (5 бальная система)

№ п/п

Фамилия Имя обучающегося

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Вокально – хоровые навыки

Вокальные достижения ребенка

Учебно-коммуникативные умения

Участие в конкурсах и концертах

Итого, %

Организационно-волевые качества

Ориентационные качества

Педагогические качества

Итого, %

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

Богаченко Арина

3

4

3

4

4

4

3

4

4

2

Валова Мирослава

3

4

4

4

4

4

4

4

4

3

Звягинцева Анастасия

3

4

4

4

4

4

3

4

4

4

Илларионова Мила

3

4

4

4

4

4

3

4

4

5

Исакова Софья

3

4

3

4

4

4

3

4

4

6

Кузова Маргарита

4

4

4

4

4

4

3

4

4

7

Леленас Ева

3

4

4

4

4

4

3

4

4

8

Маулини Алиса

2

4

3

4

4

4

4

4

4

9

Мовтян Маргарита

3

4

3

4

4

4

4

4

4

10

Панагушин Андрей

4

4

4

4

4

4

3

4

4

11

Расюк Егор

3

4

3

4

4

4

3

4

4

12

Рублёв Артемий

4

4

4

4

4

4

4

4

4

13

Титович Никита

4

4

4

4

4

4

4

4

4

14

Павлова Ярослава

2

4

3

4

4

4

4

4

4

15

Эйвазова Екатерина

4

4

4

4

4

4

5

4

4

ИТОГО

КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 2020/2021 учебный год

педагог: Матвеева Анна Петровна

Вокальный ансамбль «Вдохновение»

Год обучения - 2                                                

РЕЗУЛЬТАТЫ обучения по программе (5 бальная система)

РЕЗУЛЬТАТЫ личностного развития детей
в процессе освоения программы (5 бальная система)

№ п/п

Фамилия Имя обучающегося

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Вокально – хоровые навыки

Вокальные достижения ребенка

Учебно-коммуникативные умения

Участие в конкурсах и концертах

Итого, %

Организационно-волевые качества

Ориентационные качества

Педагогические качества

Итого, %

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

Ванидовский Николай

3

3

3

4

4

3

4

4

4

2

Воронова Александра

4

3

4

4

4

3

4

4

4

3

Гонтарь Иветта

4

4

4

4

5

4

4

4

4

4

Гусева Софья

3

4

3

4

4

3

5

4

4

5

Дубицкая Антония

4

5

5

5

5

5

5

4

4

6

Кириллова Елизавета

4

5

4

5

5

5

4

4

4

7

Маштанов Даниил

3

4

4

4

5

4

4

4

4

8

Никитина Алла

3

4

4

4

4

4

5

4

4

9

Тришкина Елизавета

4

5

5

5

5

5

5

4

4

10

Федорова Алиса

4

5

4

4

5

5

4

4

4

11

Фофлина Мария

4

4

4

4

4

4

4

4

4

12

Черепнёв Александр

3

4

3

3

4

5

4

4

4

ИТОГО

КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 2020/2021 учебный год

педагог: Матвеева Анна Петровна

Вокальный ансамбль «Вдохновение»

Год обучения - 3                                                  

РЕЗУЛЬТАТЫ обучения по программе

РЕЗУЛЬТАТЫ личностного развития детей
в процессе освоения программы

№ п/п

Фамилия Имя обучающегося

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Учебно-интеллектуальные умения

Учебно-коммуникативные умения

Учебно-организационные умения и навыки

Предметные достижения ребенка

Итого, %

Организационно-волевые качества

Ориентационные качества

Педагогические качества

Итого, %

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

Бондарь София

4

4

4

5

5

4

4

4

4

2

Вишнякова Таисия

4

4

4

5

5

5

4

4

4

3

Завгородняя Алиса

4

5

5

5

5

5

4

5

4

4

Звонова Ника

4

5

5

5

5

5

4

5

4

5

Золотарев Кирилл

4

5

5

5

5

5

4

5

4

6

Лучиновская Дарья

4

5

5

5

5

5

4

5

4

7

Неклюдова Александра

4

4

5

5

5

5

4

5

5

8

Сироткина Василиса

4

5

5

5

5

5

4

4

5

9

Соколова Александра

4

4

5

5

5

4

4

4

5

10

Сумцова Елизавета

4

4

5

5

5

4

4

4

5

ИТОГО

КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 2020/2021 учебный год

педагог: Матвеева Анна Петровна

Вокальный ансамбль «Вдохновение»

Год обучения - 4                                                  

РЕЗУЛЬТАТЫ обучения по программе

РЕЗУЛЬТАТЫ личностного развития детей
в процессе освоения программы

№ п/п

Фамилия Имя обучающегося

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Учебно-интеллектуальные умения

Учебно-коммуникативные умения

Учебно-организационные умения и навыки

Предметные достижения ребенка

Итого, %

Организационно-волевые качества

Ориентационные качества

Педагогические качества

Итого, %

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

Атауллина Амина

4

4

4

5

5

4

4

4

5

2

Бурковская Альбина

5

4

5

5

5

4

5

5

5

3

Зайцева Ксения

5

4

4

5

5

4

5

4

5

4

Золотухина Ольга

5

4

5

5

5

5

5

4

5

5

Колесников Дмитрий

5

4

4

5

5

5

5

5

5

6

Курышев Артём

5

4

5

5

5

5

5

4

5

7

Кузова Дарья

5

4

5

5

5

5

5

4

5

8

Табукова Раисат

5

4

5

5

5

5

5

5

5

9

Трегубова Елизавета

5

4

4

5

5

5

5

5

5

10

Тузова Надежда

5

4

4

5

5

5

5

5

5

ИТОГО

САМООЦЕНКА

Ф.И. обучающегося_____________________________ год обучения____________

Образовательная программа____________________ полугодие_________________

Педагог__________________________________________________________________

Тема, раздел программы

Освоил тему

Замечания

Очень хорошо

Хорошо

Не достаточно хорошо

II. Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

Формы контроля

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

Наблюдение

2.

Выполнение упражнений, пение учебно-тренировочного материала

20

2

18

Наблюдение; разбор, индивидуальное и совместное  исполнение)

3.

Работа с репертуаром

78

4

74

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

4.

Пение произведений под аккомпанемент (одноголосие)

44

2

42

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

5.

Развитие двухголосия  и пения a`cappella

18

2

16

Наблюдение

6.

Работа над сценическим оформлением изучаемых произведений

10

2

8

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

7.

Вокально - хоровые игры

12

2

10

Наблюдение

8.

Слушание современной детской хоровой музыки

12

2

10

Наблюдение

9.

Зачётные занятия

8

-

8

Практическая (индивидуальное исполнение)

10.

Концертные выступления

10

-

10

Практическая. Участие в концерте

11.

Итоговое занятие

2

-

2

Устное

Итого:

216

18

198

Учебно-тематический план

 2 год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

Формы контроля

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

Наблюдение

2.

Выполнение упражнений, пение учебно-тренировочного материала

20

2

18

Наблюдение

3.

Работа с репертуаром

78

4

74

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

4.

Пение произведений под аккомпанемент (одноголосие, двухголосие)

44

2

42

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

5.

Развитие двухголосия  и пения a`cappella

18

2

16

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

6.

Работа над сценическим оформлением изучаемых произведений

10

2

8

Практическая (индивидуальное исполнение)

7.

Вокально- хоровые игры

12

2

10

Наблюдение

8.

Слушание современной детской хоровой музыки

12

2

10

Наблюдение

9.

Зачётные (контрольные) занятия

8

-

8

Практическая (индивидуальное исполнение)

10.

Концертные выступления

10

-

10

Практическая. Участие в концерте

11.

Итоговое занятие

2

-

2

Устное

Итого:

216

18

198

                                 Учебно-тематический план

                                                       3 года обучения

п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

Формы контроля

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

Наблюдение

2.

Выполнение упражнений, пение учебно-тренировочного материала

20

2

18

Наблюдение

3.

Работа с репертуаром

78

4

74

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

4.

Пение произведений под аккомпанемент (одноголосие, двухголосие)

44

2

42

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

5.

Развитие многоголосия  и пения a`cappella

18

2

16

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

6.

Работа над сценическим оформлением изучаемых произведений

10

2

8

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

7.

Вокально – хоровые  игры

12

2

10

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

8.

Слушание современной детской хоровой музыки

12

2

10

Наблюдение

9.

Зачётные (контрольные) занятия

8

-

8

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

10.

Концертные выступления

10

-

10

Практическая. Участие в концерте

11.

Итоговое занятие

2

-

2

Устное

Итого:

216

18

198

                                 Учебно-тематический план

                                                       4 года обучения

п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

Формы контроля

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

Наблюдение

2.

Выполнение упражнений, пение учебно-тренировочного материала

20

2

18

Наблюдение

3.

Работа с репертуаром

78

4

74

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

4.

Пение произведений под аккомпанемент( одноголосие, двухголосие, фрагментарное трехголосие)

44

2

42

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

5.

Развитие многоголосия  и пения a`cappella

18

2

16

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

6.

Работа над сценическим оформлением изучаемых произведений

10

2

8

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

7.

Вокально – хоровые игры

12

2

10

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

8.

Слушание современной детской хоровой музыки

12

2

10

Наблюдение

9.

Зачётные (контрольные) занятия

8

-

8

Практическая (индивидуальное и совместное исполнение)

10.

Концертные выступления

10

-

10

Практическая. Участие в концерте

11.

Итоговое занятие

2

-

2

Устное

Итого:

216

18

198

III. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

14 сентября

28 мая

36

216

3 раза в неделю по 2 часа

2 год

 7 сентября

25 мая

36

216

3 раза в неделю по 2 часа

3 год

7 сентября

24 мая

36

216

3 раза в неделю по 2 часа

4 год

8 сентября

24 мая

36

216

3 раза в неделю по 2 часа

IV. Рабочая программа

Год обучения

Задачи

Особенности года обучения

Ожидаемые результаты

1-й

  • Знать основные музыкальные и вокальные понятия;
  • Знать музыкальную и вокально – хоровую терминологию;
  • Понимать работу дыхательного аппарата; голосового аппарата
  • Развить координацию слуха и голоса
  • Развить  вокальную память
  • Понимать характер, строение произведений;
  • Освоить основы сценического движения;

- Получение знаний о строении голосового аппарата;

- Получение знаний о правильной постановке корпуса при пении;

-Получение знаний о правильном ощущение гортани при пении (нижняя челюсть свободна);

-Получение знаний о правильном певческом формирование гласных в сочетании с согласными звуками, чёткое произношение согласных звуков;

-Получение знаний о слуховом осознании чистой интонации.

- Получение навыков пения в унисон, как основы для развития гармонического слуха;

  • Овладеют элементарными вокально-хоровыми навыками
  • точно повторяют заданный звук;
  • правильно дышат, не поднимая плечи;
  • ясно выговаривают слова песни;
  • поют правильным певческим звуком (мягкая атака) – естественным, легким и звонким, не допуская резкого и зажатого звучания;
  • поют в унисон, образуя единую манеру пения;
  • поют упражнения - распевки;
  • выразительно исполняют разученные песни, удерживая общий темп;
  • исполняют элементарные ритмические рисунки;
  • умеют держать правильную осанку, легко двигаться во время пения.

2-й

  • Знать основные музыкальные и вокальные понятия
  • Знать  музыкальную и вокально – хоровую терминологию;
  • Развить устойчивое пение одноголосия и двухголосия
  • Укрепить вокально- хоровую память
  • Уметь определять характер, строение произведений;
  • Освоить основы сценического движения;
  • Освоить теоретические основы элементов певческой установки.

- Развитие певческого дыхания (развитие навыка «пение на опоре»);

- Развитие навыков артикуляции (отнесение внутри слова согласных к последующему слогу);

- Закрепление навыка интонационно чистого пения в ансамбле;

- Работа над высокой певческой позицией;

- Сглаживание переходных звуков;

- Формирование ощущения головного и грудного резонирования;

- Развитие навыков звуковедения: пение легато, стаккато, нон легато;

- Развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсированию звука;

  • показывают закрепление и совершенствование навыков, полученных в период первого года обучения;
  • показывают развитие творческих способностей: музыкального слуха, голосовых данных, чувства ритма, навыков чистой интонации;
  • поют в академической манере открытым, легким и звонким звуком, окрашенным речевой интонацией и естественным по природному голосу;
  • овладели диафрагмальным дыханием, единой манерой звукообразования;
  • поют упражнения на развитие певческого голоса, вокального слуха,
  • показывают навыки двухголосного пения,
  • владеют элементами дикции и дыхания;
  • умеют петь свою хоровую партию;
  • умеют удерживать заданный темп исполняемой песни;
  • исполняют заданные ритмические рисунки на народных шумовых инструментах в соответствии с характером и темпом исполняемой песни (отдельным учащимся);
  • владеют элементами сценического движения, навыками артистичности во время пения.

3-й

  • Знать музыкальные и вокальные основные понятия;
  • Знать музыкальную и вокально – хоровую  терминологию;
  • Развить устойчивое пение одноголосия, двухголосия
  • Развить хоровую память
  • Уметь определять характер, строение произведений;
  • Освоить основы сценического движения;
  • Знать теоретические основы элементов певческой установки.

- Развитие навыков певческого дыхания

- Развитие навыков артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);

- Развитие тембровых и динамических возможностей голоса;

- Работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

- Работа над стилистическими особенностями произведений;

- Работа над 2-х голосными произведениями;

  • показывают закрепление и совершенствование навыков, полученных в период второго года обучения;
  • соблюдают правильную певческую установку, петь мягким и ровным звуком;
  • показывают развитие музыкального слуха – мелодического, гармонического и вокального, чувства ритма, навыков чистой интонации;
  • поют в академической  манере легким, звонким звуком, осмысленным по содержанию исполняемого текста и естественным по природному голосу;
  • поют упражнения на развитие вокального слуха, певческого голоса и дикции;
  • владеют навыками пения с возможными элементами двухголосия, диафрагмальным дыханием, единой манерой звукообразования;
  • исполняют на народных шумовых инструментах ритмические рисунки, соответствующие характеру песни и темпу песни (отдельным учащимся);
  • владеют основными элементами сценического движения и артистичности.

4-й

  • Знать  музыкальные и вокальные основные понятия;
  • Знать вокально – хоровую терминологию;
  • Развитить устойчивое пение одноголосия, двухголосия, фрагментарного трехголосия
  • Укрепить хоровую память
  • Уметь определять характер, строение произведений;
  • Освоить основы сценического движения;
  • Знать теоретические основы элементов певческой установки.
  • Владеть певческим аппаратом

- Развитие навыков певческого дыхания

- Развитие навыков артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);

- Развитие тембровых и динамических возможностей голоса; диапазоном голоса.

- Работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

- Работа над стилистическими особенностями произведений;

- Работа над 2-х голосными произведениями и фрагментарным 3-х голосием.

  • показывают закрепление и совершенствование навыков, полученных в период третьего года обучения;
  • соблюдают правильную певческую установку, петь мягким и ровным звуком;
  • показывают развитие музыкального слуха – мелодического, гармонического и вокального, чувства ритма, навыков чистой интонации;
  • поют в академической манере легким, звонким звуком, осмысленным по содержанию исполняемого текста и естественным по природному голосу;
  • поют упражнения на развитие вокального слуха, певческого голоса и дикции;
  • владеют навыками пения с элементами двухголосия и фрагментарного трехголосия , диафрагмальным дыханием, единой манерой звукообразования;
  • исполняют на народных шумовых инструментах ритмические рисунки, соответствующие характеру песни и темпу песни (отдельным учащимся);
  • владеют основными элементами сценического движения и артистичности.

Содержание программы

1 год обучения

1. Вводное занятие

Теория: Знакомство педагога с учащимися. Программа объединения, режим и характер занятий. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения обучающегося на занятиях вокального ансамбля.

2. Певческая установка. Пение учебно-тренировочного материала

2.1 Положение головы, корпуса, рук, ног во время пения

Теория: вокально-хоровые навыки пения в академической манере. Демонстрация правильного положения головы, корпуса, рук, ног во время пения.

Практика: отработка правильного положения головы, корпуса, рук, ног во время пения.

  1. Типы певческого дыхания, диафрагмальное дыхание

Теория: понятие «Певческое дыхание», типы певческого дыхания. Показ техники певческого дыхания.

Практика: выполнение упражнений на дыхание, отработка диафрагмального дыхания.

2.3 Звукообразование – атака, опора и позиция звука

Теория: природа звукообразования, показ и объяснение приемов звукообразования.

Практика: выполнение упражнений, отработка правильной атаки, опоры и позиции звука.

2.4 Артикуляция, дикция

Теория: инструменты и техника правильной артикуляции. Показ упражнений по отработке певческой артикуляции и дикции.

Практика: выполнение упражнений на развитие правильной певческой артикуляции и дикции.

2.5 Распевание гласных, произношение согласных в середине и конце слова

Теория: приемы распевании я гласных, произношения глухих согласных в середине и конце слова, огласовки глухих согласных.

Практика: выполнение упражнений на распевание гласных и произношение согласных в середине и в конце слова.

2.6 Пение учебно-тренировочного материала (упражнений – распевок)

Теория: различные виды упражнений – распевок, их назначение.

Практика: выполнение упражнений на развитие:

  • певческого голоса и расширение его диапазона;
  • музыкального слуха;
  • единой манеры звукообразования, навыков чистой интонации;
  • чувства ритма;
  • дикции.

3. Работа с репертуаром

3.1 Характер, содержание и структура песни

Теория:    характер, содержание и структура разучиваемых песен. История возникновения, создания. Пропевание песен педагогом.

3.2 Проговаривание текста песни

Теория:     значение проговаривания текста песни. Объяснение непонятных слов.

Практика:    работа над дикцией, артикуляцией, проговаривание текстов песен, огласовка глухих согласных.

3.3 Определение нужной тональности

Теория:    понятие тональности песни, значимость правильно выбранной тональности.

Практика:     пропевание куплета песни в различных тональностях. Определение оптимальной тональности в соответствии с диапазоном голоса данной группы.

3.4 Исполнение песен

Теория:    мелодические особенности песен, фразировка, атака звука.

Практика:     разучивание мелодии песен по куплетам, работа над дикцией, фразировкой и выразительностью. Исполнение песен. 

4. Развитие двухголосия  и пения a`cappella

4.1 Знакомство с двухголосным пением

Теория: Беседа о разных видах двухголосия.

Практика: упражнения на освоение элементов двухголосия. Сопровождение исполняемых песен – упражнений на фортепиано.

4.2 Освоение приемов пения двухголосия a`cappella

Теория: демонстрация  приемов  двухголосия без сопровождений путем прослушивания.

Практика:     освоение приемов пения двухголосия a`cappella.

5. Сценическое движение

5.1 Знакомство с элементами сценического движения

Теория:    понятие сценического движения. Роль сценического движения. Элементы сценического движения.

5.2 Освоение навыков сценического движения

Теория:    демонстрация элементов сценического движения в соответствии с характером исполняемых песен.

Практика:     отработка элементов сценического движения в соответствии с характером и темпом исполняемой песни. Выработка правильной осанки, умения держать спину.

6. Слушание современной хоровой детской музыки

Теория:    прослушивание записей произведений ведущих ротечественных вокальных ансамблей и хоров с комментариями с целью развития представлений музыкально-исполнительского мастерства.

Практика:обсуждение, анализ.

7. Концертные выступления

Практика:подготовка и выступление в мероприятиях различного уровня.

8. Вокально – хоровые  игры.

Теория: объяснение правил творческого задания – игры.

Практика: выполнение творческого задания в игровой форме, согласно объясненным правилам.

Содержание программы

2 год обучения

1. Вводное занятие

Теория: рассказ о режиме и характере занятий на предстоящий учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения обучающегося на занятиях вокального ансамбля 

2. Певческая установка. Пение учебно-тренировочного материала

2.1 Положение головы, корпуса, рук, ног во время пения

Теория: повторение. Вокально-хоровые навыки пения в академической манере. Демонстрация правильного положения головы, корпуса, рук, ног во время пения.

Практика: отработка правильного положения головы, корпуса, рук, ног во время пения.

2.2  Типы певческого дыхания, диафрагмальное дыхание

Теория: повторение, типы певческого дыхания. Показ техники певческого дыхания.

Практика: выполнение упражнений на дыхание, отработка диафрагмального дыхания.

2.3 Звукообразование - атака, опора и позиция звука

Теория: повторение, природа звукообразования, показ и объяснение приемов звукообразования.

Практика: выполнение упражнений, отработка правильной атаки, опоры и позиции звука, закрепление навыков звукообразования.

2.4 Артикуляция, дикция

Теория: повторение. Показ упражнений по отработке певческой артикуляции и дикции.

Практика: выполнение упражнений на развитие правильной певческой артикуляции и дикции.

2.5 Распевание гласных, произношение согласных в середине и конце слова

Теория: приемы распевания гласных, произношение глухих согласных в середине и конце слова, огласовки глухих согласных.

Практика: выполнение упражнений на распевание гласных и произношение согласных в середине и в конце слова.

2.6 Пение учебно-тренировочного материала

Теория: различные виды упражнений - распевок, их назначение.

Практика: выполнение упражнений на развитие:

  • певческого голоса и расширение его диапазона;
  • музыкального слуха;
  • единой манеры звукообразования, навыков чистой интонации;
  • чувства ритма;
  • дикции;
  • закрепление и дальнейшее совершенствование навыков, полученных в  группе первого года обучения;
  • совершенствование народно-певческой манеры: пение открытое, легкое и звонкое, окрашенное речевой интонацией, осмысленное и естественное по природному голосу;
  • владение диафрагмальным дыханием, единой манерой звукообразования;
  • пение упражнений на развитие вокального слуха и певческого голоса, навыков двухголосного пения, интонации правильного звукообразования и четкой дикции.

3. Работа с репертуаром

3.1 Характер, содержание и структура песни

Теория:    характер, содержание и структура разучиваемых песен. История возникновения, создания. Пропевание песен педагогом.

3.2 Проговаривание текста песни

Теория:. Особенности текстов изучаемого репертуара. Проговаривание текстов песен педагогом.

Практика: Проговаривание текстов песен, работа над отдельными словами, дикцией, артикуляцией.

4. Работа над исполняемым произведением.

4.1 Работа над фразировкой и характером произведений.

Теория:  значение фразировки для выразительного исполнения песни.

Практика: работа над фразировкой и характером при исполнении произведений с элементами двухголосия.

4.2 Исполнение песен

Теория: настройка на тональность, характер, темп исполняемой песни.

Практика:  исполнение песен, в соответствии с их характером

5. Развитие двухголосия  и пения a`cappella

5.1 Освоение новых приемов пения двухголосия

Теория:  повторение пройденного материала. Демонстрация новых приемов пения двухголосия.

Практика: совершенствование навыков пения двухголосия в сопровождении фортепиано.

5.2 Элементы двухголосия в произведениях a`cappella

Теория: ансамблевый принцип пения двухголосия  в произведенияхa`cappella малой формы.

Практика: отработка навыков пения двухголосия  в произведенияхa`cappella малой формы.

6. Сценическое движение

6.1 Освоение новых элементов сценического движения  в соответствии с характером исполняемых произведений

Теория: повторение. Демонстрация новых элементов сценического движения.

Практика: разучивание новых элементов сценического движения в соответствии с характером исполняемых произведений.

6.2 Исполнение произведений с использованием элементов сценического движения

Теория: сочетание пения с элементами сценического движения.

Практика: Совершенствование навыков сценического движения в сочетании с пением. Работа над артистичностью во время исполнения песни.

7. Слушание современной хоровой детской музыки

Теория: творчество современных композиторов, создающих произведения для детского вокального ансамбля и хора. Характер, содержание, сложность произведений. Обсуждение прослушанного материала.

Практика: прослушивание и просмотр записей лучших самодеятельных и профессиональных  вокальных ансамблей и хоров, исполняющих творчество современных детских композиторов с комментариями с целью развития представлений музыкально-исполнительского мастерства.

8. Концертные выступления

Практика:     подготовка и выступление на мероприятиях различного уровня.

 9. Мероприятия  ознакомительно-познавательного характера

Теория: последующий обмен впечатлениями.

Практика: посещение концертов, конкурсов, фестивалей.

10. Вокально - хоровые игры.

Теория: объяснение правил творческого задания – игры.

Практика: выполнение творческого задания в игровой форме, согласно объясненным правилам.

                                                                Содержание программы

3 год обучения

1. Вводное занятие

Теория: рассказ о режиме и характере занятий на предстоящий учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения учащегося в учебном заведении.

2. Певческая установка. Пение учебно-тренировочного материала

2.1 Положение головы, корпуса, рук, ног во время пения

Теория: повторение. Вокально-хоровые навыки пения в академической манере. Демонстрация правильного положения головы, корпуса, рук, ног во время пения.

Практика: отработка правильного положения головы, корпуса, рук, ног во время пения.

2.2 Типы певческого дыхания, диафрагмальное, цепное дыхание

Теория: повторение, типы певческого дыхания. Совершенствование техники певческого дыхания.

Практика: выполнение упражнений на дыхание, отработка диафрагмального, цепного дыхания.

2.3 Звукообразование - атака, опора и позиция звука

Теория: повторение, показ и объяснение приемов звукообразования.

Практика: выполнение упражнений, отработка правильной атаки, опоры и позиции звука, закрепление и совершенствование навыков звукообразования.

2.4 Артикуляция, дикция

Теория: повторение. Показ упражнений по отработке певческой артикуляции и дикции.

Практика: совершенствование певческой артикуляции и дикции.

2.5 Распевание гласных, произношение согласных в середине и конце слова

Теория: приемы распевания гласных, произношения глухих согласных в середине и конце слова, огласовки глухих согласных.

Практика: выполнение упражнений на распевание гласных и произношение согласных в середине и в конце слова.

2.6 Пение учебно-тренировочного материала

Теория: различные виды упражнений - распевок. Демонстрация новых видов упражнений - распевок, их назначение.

Практика: выполнение упражнений на развитие:

  • певческого голоса и расширение его диапазона;
  • музыкального слуха;
  • единой манеры звукообразования, навыков чистой интонации;
  • чувства ритма;
  • дикции;
  • закрепление и дальнейшее совершенствование навыков, полученных в  группе первого года обучения;
  • совершенствование академической манеры: пение прикрытое, легкое и звонкое, окрашенное речевой интонацией, осмысленное и естественное по природному голосу;
  • владение диафрагмальным дыханием, единой манерой звукообразования;
  • пение упражнений на развитие вокального слуха и певческого голоса, навыков двухголосного пения, интонации правильного звукообразования и четкой дикции.

3. Работа с репертуаром

  • 3.1 Характер, содержание и структура произведений
  • Теория:    характер, содержание и структура разучиваемых песен. История возникновения, создания. Пропевание песен педагогом.
  • 3.2 Проговаривание текста песни
  • Теория:. Особенности текстов изучаемого репертуара. Проговаривание текстов песен педагогом.
  • Практика: Проговаривание текстов песен, работа над отдельными словами, дикцией, артикуляцией.
  • 4. Работа над исполняемым произведением.
  • 4.1 Работа над фразировкой и характером произведений.
  • Теория:  значение фразировки для выразительного исполнения произведний.
  • Практика: работа над фразировкой и характером при исполнении произведения с элементами двухголосия.
  • 4.2 Исполнение произведений
  • Теория: настройка на тональность, характер, темп исполняемой песни.
  • Практика:  исполнение песен, в соответствии с их характером.

5. Развитие многоголосия  и пения a`cappella

5.1 Освоение приемов пения двухголосия и фрагментарного трехголосия

Теория: повторение пройденного материала. Демонстрация новых приемов пения двухголосия и фрагментарного трехголосия.

Практика: совершенствование навыков пения двухголосия и фрагментарного трехголосия  в сопровождении фортепиано.

5.2 Пение  двухголосия с фрагментарным трехголосием в произведениях a`cappella

Теория: ансамблевый принцип пения двухголосия  в произведенияхa`cappella малой формы.

Практика: отработка навыков пения двухголосия с фрагментарным трехголосием  в произведенияхa`cappella малой формы.

6. Сценическое движение

6.1 Освоение новых элементов сценического движения  в соответствии с характером исполняемых произведений

Теория: повторение. Демонстрация новых элементов сценического движения.

Практика: разучивание новых элементов сценического движения в соответствии с характером исполняемых песен.

6.2 Исполнение песен с использованием элементов сценического движения

Теория: сочетание пения с элементами сценического движения.

Практика: совершенствование навыков сценического движения в сочетании с пением. Работа над артистичностью во время исполнения песни.

7. Слушание современной хоровой детской музыки

Теория: творчество современных композиторов, создающих произведения для детского вокального ансамбля и хора. Характер, содержание, сложность произведений. Обсуждение прослушанного материала.

Практика: прослушивание и просмотр записей лучших самодеятельных и профессиональных  вокальных ансамблей и хоров, исполняющих творчество современных детских композиторов с комментариями с целью развития представлений музыкально-исполнительского мастерства..

8. Концертные выступления

Практика: подготовка и выступление на мероприятиях различного уровня.

9. Мероприятия  ознакомительно-познавательного характера

Теория: последующий обмен впечатлениями.

Практика: посещение концертов, конкурсов, фестивалей.

10. Вокально- хоровые игры.

Теория: объяснение правил творческого задания – игры.

Практика: выполнение творческого задания в игровой форме, согласно объясненным правилам.

                                                              Содержание программы

4 год обучения

1. Вводное занятие

Теория: рассказ о режиме и характере занятий на предстоящий учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения учащегося в учебном заведении.

2. Певческая установка. Пение учебно-тренировочного материала

2.1 Положение головы, корпуса, рук, ног во время пения

Теория: повторение. Вокально-хоровые навыки пения в академической манере. Демонстрация правильного положения головы, корпуса, рук, ног во время пения.

Практика: отработка правильного положения головы, корпуса, рук, ног во время пения.

2.2 Типы певческого дыхания, диафрагмальное, цепное дыхание

Теория: повторение, типы певческого дыхания. Совершенствование техники певческого дыхания.

Практика: выполнение упражнений на дыхание, отработка диафрагмального, цепного дыхания.

2.3 Звукообразование - атака, опора и позиция звука

Теория: повторение, показ и объяснение приемов звукообразования.

Практика: выполнение упражнений, отработка правильной атаки, опоры и позиции звука, закрепление и совершенствование навыков звукообразования.

2.4 Артикуляция, дикция

Теория: повторение. Показ упражнений по отработке певческой артикуляции и дикции.

Практика: совершенствование певческой артикуляции и дикции.

2.5 Распевание гласных, произношение согласных в середине и конце слова

Теория: приемы распевания гласных, произношения глухих согласных в середине и конце слова, огласовки глухих согласных.

Практика: выполнение упражнений на распевание гласных и произношение согласных в середине и в конце слова.

2.6 Пение учебно-тренировочного материала

Теория: различные виды упражнений - распевок. Демонстрация новых видов упражнений - распевок, их назначение.

Практика: выполнение упражнений на развитие:

  • певческого голоса и расширение его диапазона;
  • музыкального слуха;
  • единой манеры звукообразования, навыков чистой интонации;
  • чувства ритма;
  • дикции;
  • закрепление и дальнейшее совершенствование навыков, полученных в  группе первого года обучения;
  • совершенствование академической манеры: пение прикрытое, легкое и звонкое, окрашенное речевой интонацией, осмысленное и естественное по природному голосу;
  • владение диафрагмальным дыханием, единой манерой звукообразования;
  • пение упражнений на развитие вокального слуха и певческого голоса, навыков двухголосного пения, интонации правильного звукообразования и четкой дикции.

3. Работа с репертуаром

  • 3.1 Характер, содержание и структура песни
  • Теория:    характер, содержание и структура разучиваемых песен. История возникновения, создания. Пропевание песен педагогом.
  • 3.2 Проговаривание текста песни
  • Теория:. Особенности текстов изучаемого репертуара. Проговаривание текстов песен педагогом.
  • Практика: Проговаривание текстов песен, работа над отдельными словами, дикцией, артикуляцией.
  • 4. Работа над исполняемым произведением.
  • 4.1 Работа над фразировкой и характером песен, запевом, припевом
  • Теория:  значение фразировки для выразительного исполнения песни.
  • Практика: работа над фразировкой и характером при исполнении песен в двухголосии.
  • 4.2 Исполнение песен
  • Теория: настройка на тональность, характер, темп исполняемой песни.
  • Практика:  исполнение песен, в соответствии с их характером.

5. Развитие многоголосия  и пения a`cappella

5.1 Освоение приемов пения двухголосия и фрагментарного трехголосия

Теория повторение пройденного материала. Демонстрация новых приемов пения двухголосия и фрагментарного трехголосия.

Практика:. совершенствование навыков пения двухголосия и фрагментарного трехголосия  в сопровождении фортепиано

5.2 Пение  двухголосия с фрагментарным трехголосием в произведениях a`cappella

Теория: ансамблевый принцип пения двухголосия  в произведенияхa`cappella малой формы.

Практика: отработка навыков пения двухголосия с фрагментарным трехголосием  в произведенияхa`cappella малой формы..

6. Сценическое движение

6.1 Освоение новых элементов сценического движения  в соответствии с характером исполняемых произведений.

Теория: повторение. Демонстрация новых элементов сценического движения.

Практика: разучивание новых элементов сценического движения в соответствии с характером исполняемых песен.

6.2 Исполнение песен с использованием элементов сценического движения

Теория: сочетание пения с элементами сценического движения.

Практика: совершенствование навыков сценического движения в сочетании с пением. Работа над артистичностью во время исполнения песни.

7. Слушание современной хоровой детской музыки

Теория: творчество современных композиторов, создающих произведения для детского вокального ансамбля и хора. Характер, содержание, сложность произведений. Обсуждение прослушанного материала

Практика: прослушивание и просмотр записей лучших самодеятельных и профессиональных  вокальных ансамблей и хоров, исполняющих творчество современных детских композиторов с комментариями с целью развития представлений музыкально-исполнительского мастерства...

8. Концертные выступления

Практика: подготовка и выступление на мероприятиях различного уровня.

9. Мероприятия  ознакомительно-познавательного характера

Теория: последующий обмен впечатлениями.

Практика: посещение концертов, конкурсов, фестивалей.

10. Вокально - хоровые игры.

Теория: объяснение правил творческого задания – игры.

Практика: выполнение творческого задания в игровой форме, согласно объясненным правилам.

V Оценочные и методические  материалы.

1. Диагностическая таблица результативности

Таб.1

Диагностика результативности обучающихся вокального ансамбля

«Вдохновение»

2020/ 2021 учебный год

   

Вид диагностики

Вводная (нулевая)

Промежуточная

Итоговая

Цель диагностики

Сроки проведения диагностики

Формы диагностики

Параметры оценки

Критерии оценки

Система оценки

Формы фиксации результатов

Направления анализа

Таб.2

Карта входящей диагностики

Наименование коллектива Вокальный ансамбль «Вдохновение»

ФИО педагога Матвеева Анна Петровна

Форма диагностики начальная

Критерий и система оценки:

- способность выполнять легкие задания соответствует среднему уровню подготовки;

- при затруднении в выполнении легких заданий уровень определяется как низкий;

- быстрое и правильное выполнения задания, а также успех при выполнении дополнительных заданий (при ответе на дополнительные вопросы), говорит о высоком уровне подготовки.

Дата заполнения:

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Параметры оценки

Уровень подготовки

Ритм

Интонирование

Музыкальная память

1

2

3

4

5

Список методической литературы

  1. Асафьев Б., О хоровом пении. - Л.: 1980.
  2. Абелян Л., Гербицкая Е., «Детский хор». - М.: 1979.
  3. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 1. - М.: «Музыка» 1962.
  4. Виноградов Г. И., Страна детей. Избранные труды по этнографии детства. - Спб.:1999.
  5. Виноградов К. П., Работа над дикцией в хоре. - М.: «Музыка» 1967..
  6. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 6. - М.: «Музыка» 1982.
  7. Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики. - М.: «Музыка».1968.
  8. Емельянов В. В., Развитие голоса. Координация и тренаж. С – П.: 1999
  9. Луканин В., «Обучение и воспитание молодого певца». - Л.: 1977.
  10. Малинина Е., Вокальное воспитание детей. - Л.: 1967.
  11. Менабени А. Г., Методика обучения сольному пению. Учебное пособие для студентов педагогических институтов - М.: «Просвещение» 1968.
  12. Морозов В. П., Вокальный слух и голос. - М.: «Музыка» 1965.
  13. Назаренко И. К., Искусство пения - М.: «Музыка» 1968.
  14. Попов Т., Русские народные песни в детском хоре. - М.: 1985.
  15. Ровнер В.Е. Вокальный ансамбль : Методика работы с самодеят. коллективом. Учеб. пособие Л. : ЛГИК, 1984
  16. Стулова Г. П., Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: «Прометей» 1992.
  17. Чабанный В.Ф. Методология управления любительским хоровым коллективом. СПбГУК, 1999.
  18. Шамина Л.  В., Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М.: 1983.

Репертуарные сборники

  1. Роганова И.В. Младший хор. Одноголосие. Хрестоматия. Часть 1 СПб.,  «Композитор» :2010
  2. Роганова И.В Младший хор. Двухголосие. Хрестоматия. Часть 1 СПб., «Композитор»: 2010
  3. Роганова И.В Младший хор. Двухголосие. Хрестоматия. Часть 2 СПб., «Композитор»: 2010
  4. Роганова И. Песни современных композиторов для младшего школьного хора. Программа «Музыка. I–IV классы» СПб., «Композитор» 2015
  5. Дмитриева Н., Азарьева Т., Богословская Г., Кубасов А. « Интонация и ритм» Учебное пособие по классу хора, сольного пения, вокального ансамбля. Детская музыкальная школа, учреждения дополнительного образования, общеобразовательная школа СПб. «Композитор» : 2013
  6. Дубравин Я. Брысь! Или истории кота Филофея. Мюзикл для детей СПб., «Композитор» : 2007
  7. Дубравин Я. Музыка для детского хора СПб., «Композитор» : 2008
  8. Дубравин Я. Страна Читалия, или Песни героев любимых книг. Вокально-поэтический цикл на слова Вольта Суслова. Для голоса в сопровождении фортепиано СПб., «Композитор» :2005
  9. Плешак В.В. «Желаем Вам!» детские песни для исполнения соло, ансамблем или детским хором СПб., «Композитор»: 2000
  10. Родник. Русские народные песни для детей младшего и среднего возраста. / Сост. В. Попов. М.: 1996.
  11. Родные просторы. Русские народные песни для детского хора. / Сост. Л. Куприянова. - М.: 1979.
  12. Русские народные песни для детского или женского хора без сопровождения. / Сост. Н. В. Калугина и В. С. Попов.- М.: 1991..
  13. Аренский А., Ребиков В. Детские песни.  - М.: 1996
  14. Басок М. Произведения для детского хора. Выпуск 1-2. – Екатеринбург: 1992
  15. Блантер М. Песни., - М.: «Советский композитор». 1993
  16. Браз С., Русская народная песня. Хрестоматия. - М.: 1975
  17. В старых ритмах. Выпуск 1. Составитель Модель В. - Л.: «Советский композитор». 1990
  18. Лядов А. Детские песни в сопровождении фортепиано. - М.: 1988
  19. Крылатов Е. Крылатые качели. - М.: 2001
  20. Любуюсь родина тобой. Составитель Горлов Н. М. «Музыка» 1979г
  21. Музыка в школе. Выпуск 1. Сост. Сергеева Г. М., 2000г.
  22. Марченко Л. Мир нужен всем. Песни для детей среднего и старшего школьного возраста. М.1988г.
  23. Наши любимые песни. Выпуск 1-4., М.2001г.
  24. Пахмутова А. Песни для детского хора.М.1983г.
  25. Петров А. «Синяя птица» М. 1985г.
  26. Песни радио, кино и телевидения. Выпуск 46. М. «Музыка» 1982г.
  27. Песни в танцевальных ритмах. Выпуск 1., М. «Музыка» 1994г.
  28. Ровнер В.Е. «Вокально-джазовые упражнения»
  29. Русские народные песни. Выпуск 6. Составитель Зацарный Ю. М. «Советский композитор» 1995г.
  30. Русские народные песни. Из репертуара С. Лемешева. М. «Музыка» 1964г.
  31. Славкин М. Песни и хоры для детей.,М. 1999г.
  32. С песней по жизни. Выпуск 3. Составитель Модель В., Л. «Советский композитор» 1985г.
  33. Школа хорового пения. Выпуск 1.сост. Бандина А., Попов В. М 1996г.

Диагностические материалы

  • диагностическая таблица результативности;
  • карта педагогического мониторинга.

Материально-техническое обеспечение

  • просторное, достаточно освещённое и проветриваемое помещение для занятий;
  • фортепиано;
  • пульт для нот;
  • сценические хоровые костюмы для девочек и мальчиков;
  • аудио - аппаратура.

Примерный репертуар вокального ансамбля

  1. «Ах вы сени, мои сени» - русская народная песня.
  2. «Выходили красны девицы» русская народная песня
  3. «Плетень» - казачья плясовая.
  4. «А я по лугу» - русская народная песня.
  5. «Песня о матери»- муз. Е. Кузнецова, сл. В. Герасимова.
  6. «Динь - динь - динь». Б.Юрьев.
  7. «Старая яблоня»- муз. Г.Пономаренко, сл. А. Очкина.
  8. «Россия, Русь!»- муз. А. Костюка.
  9. «Песня о Ладоге» - муз. Л.Шенберга и П. Краубнера, сл. П.Богданова.
  10. «На горе-то калина» - русская народная песня
  11. Андерсон Б. Счастливого нового года.
  12. Айвазян А. Тбилиси
  13. Баневич С. «Солнышко проснется»
  14. Гайдн Й. Вот опять уходит лето. Переложение Попова В.
  15. Гречанинов А. Пришла весна, Дон – Дон (прибаутка). Переложение Тененбаум И.
  16. Глиэр Р. Здравствуй, гостья зима. Вечер.
  17. Глинка М. Ты, соловушко умолкни. Переложение Букреевой О.
  18. Гладков Ген. Прощальная песня из телефильма “ Обыкновенное чудо”, Синема из кинофильма “Человек с бульвара Капуцинов”.
  19. Гладков , сл. Кима « Песня волшебника»
  20. Гладков , сл. Лугового « Проснись и пой!»
  21. Гуцелев Б. Про театр. Из кантаты “Вредные советы”  
  22. Дубравин Я. « Песня о моем городе», « Мой любимый город», « Песни наших отцов» в переложении для женского (детского хора С.Екимова)
  23. Дубравин Я. « О чем мечтают дети на планете»
  24. Дубравин Я. «Джаз»
  25. Дунаевский И. “Веселые ребята” фантазия на тему музыки из к/ф. Под луной золотой, Не забывай, Пути – дороги, Ой, цветет калина, Летите голуби, Скворцы прилетели.
  26. Дунаевский М. Ветер перемен, Полгода плохая погода.
  27. Десмонд П. Играем на пять.
  28. Ермолов А. «Новый день»
  29. Ермолов А. «Вереница легких нот»
  30. Ермолов А. « Мир, который нужен мне»
  31. Жарковский Е. Непогода пройдет.
  32. Кожухин В. Жили – были
  33. Конвенан сл. И.Конвенан с цитатами из русских народных песен: Самовар, Небылицы, Бабушка, Ой – ли – ли, Во лузях, Балалайка.
  34. Крылатов Е. Песня о колоколах.
  35. Кельми К. Замыкая круг.
  36. Литовская народная песня. Солнышко вставало. Обработка Шимкуса С.
  37. Листов К. Землянка.
  38. Минков М. Дельфины, Катерок. Переложение Пятаевой Е. Дорога добра. переложение Полищук Л.
  39. Марченко Л. Кискин блюз, Рождество.
  40. Милославский А. Весна в январе.
  41. Мокроусов Б. Дорожка фронтовая. Переложение Пятаевой Е. и Тененбаум И.
  42. Мусоргский М. Вечерняя песня. Переложение Ждановой Т.
  43. Народная итальянская песня Четыре таракана и сверчок. Обработка Пятаевой Е.
  44. Озолинь  Лес раскинулся дремучий.
  45. Осокина Н. Мама. Переложение Тененбаум И.
  46. Петров А.  Зов синевы,  Я иду, шагаю по Москве. Переложение Храмовой Н.
  47. Песков Н. Кадриль.
  48. Подгайц Е. Эхо.
  49. Преториус  Viva la musika. Канон.
  50. Ребиков В. Встреча зимы. Отцвела уже фиалка.
  51. Соловьев – Седой В. Давно мы дома не были, Вечер на рейде, Соловьи.
  52. Славкин М. цикл “ Земля”
  53. Семенов В.  Акварель. Звездная река.
  54. Саульский Ю. сл. Л. Завальнюка “Счастья тебе, Земля”
  55. Смирнов С. Наши учителя. Мой лучший друг. Семь веселых нот.
  56. Струве Г. Матерям погибших героев. Музыка. Моя Россия.
  57. Тухманов Д. Там, только там, Песенка про сапожника.
  58. Уоррен Г. Поезд на Чаттаногу.
  59. Ушкарев А. Лесная колыбельная. Переложение Букреевой О.
  60. Французская народная песня. Все хорошо, прекрасная маркиза. Обработка Безыменского А.
  61. Хромушин О. «Что такое лужа?»
  62. Чичков , сл. Пляцковского« Детство – это я и ты, Наша школьная страна»

Список литературы для педагога

  1. Асафьев Б. О хоровом пении. - Л.: 1980.
  2. Абелян Л., Гербицкая Е. Детский хор. - М.: 1979.
  3. Агафонников В. Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы. - М.: 1977.
  4. Браз С. Русская народная песня. Хрестоматия. - М.: 1975.
  5. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. - М.: 1974.
  6. Виноградов Г. И. Страна детей: Избранные труды по этнографии детства. - СПб.: 1999.
  7. Владыкина-Бачинская Н. Музыкальный стиль русских хороводных песен. - М.: 1976.
  8. Куприянова А. Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом. - М.: 1981.
  9. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. - Л.: 1977.
  10. Малинина Е. Вокальное воспитание детей. - Л.,:1967.
  11. Попов Т. Русские народные песни в детском хоре. - М., 1985.
  12. Пушкина С., Григоренко В.  Приокские народные песни.- М., 1970..
  13. .Шамина Л.  В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М., 1983.

Список используемой литературы.

1. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПиН 2.4.2.1178-02).

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273.

3. Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 «Об образовании  в Санкт-Петербурге».

4. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Конвенция о правах ребенка.

6. Национальная  образовательная инициатива  «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 04.02.2010 года, приказ № 271.

7. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. - 2003. - №2

8. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005

9. Хрестоматия по возрастной психологии.- М.1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"

Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"

Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".

Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём" для детей младшего школьного возраста школы-интернат 5 вида...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...