конспект урока по музыке в 4 классе " Приют сияньем муз одетый.."
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Конспект к открытому уроку по музыке для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_4_klass.docx | 18.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Критская. Музыка, 4 класс
«Приют, сияньем муз одетый…»
Цели и задачи:
- раскрыть для учащихся мир дружеского общения А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей;
- знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль;
- познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.
Оборудование: Фотографии имения Тригорское; портреты: А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, А.П. Керн.
Музыкальный материал: М.И. Глинка. Романс «Венецианская ночь»; Дж. Россини. «Тарантелла»; русская народная песня на ст. И. Козлова «Вечерний звон».
ХОД УРОКА
Организационный момент. Музыкальное приветствие
Под ПОЛОНЕЗ заходят дети, приветствуют гостей - садятся на места
Везде, везде в душе моей
Благосовлю моих друзей…..
- Уважаемые ребята! Сегодня подходит к концу наше с вами необычное путешествие...
Скажите мне ,пожалуйста, о творчестве какого русского поэта мы с Вами говорили на протяжении всех этих уроков?
- Ответы детей
И сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить не просто очередной нашей встрече с поэтом, но и познакомить вас с некоторыми традициями во времена А.С. Пушкина….
Ребята, а как Вы считаете: чему традиционно обучали детей в дворянских семьях ХIХ века, и как было принято проводить вечера?
- ????
Тогда откройте уч на стр 56 и найдите мне ответы на этот вопросы
- Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели...
- Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, - обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения и танца... В дворянских семьях музыке обучали абсолютно всех детей и часто устраивали вечера домашнего музицирования.
Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф - Тригорское. ( ПОКАЗ СЛАЙДОВ)
Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие вечера домашнего музицирования были не редкостью у соседей А. Пушкина по имению в Тригорском. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса... В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.
Вот строки А. Пушкина:
«Приду под липовые своды
На скат Тригорского холма..
Поклонник дружеской свободы
Веселья, граций и ума…..
И его прихода неизменно ждали, - Александр Сергеевич сразу становился центром внимания!
Кто - то брал в руки гитару, кто-нибудь садился к роялю, перебирая ноты, выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим...
-= Ребята, а кто из вас знает,что такое романс? О чем может идти речь в романсе?
------------ Ответы детей
Так вот ребята романс- это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии. А лирическая поэзия о чем?
( ПОКАЗ СЛАЙДА)
И всё Тригорское распевало на итальянскую мелодию песню «Ночь весенняя дышала». В то время в Тригорском был особенно популярен этот романс.
- Загляните в учебник на стр. 56 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?
- Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.
- Да, ребята, М. Глинка сочинил романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова.
ПОКАЗ СЛАЙДОВ С ПОРТРЕТАМИ
Козлов стихи написал под впечатлением города Венеции.
ПОКАЗ СЛАЙДОВ
Перед тем, как Вы будете слушать романс Венецианская Ночь давайте мы с вами познакомимся со значением некоторых слов, которые Вы возможно услышите впервые
БРЕНТА,ТОРКВАТА,БАРКАРОЛА,ГОНДОЛА
Прослушайте замечательный романс М. Глинки. Попробуйте поразмышлять над вопросом – какие картины он «рисует»?
Прослушивание романса «Венецианская ночь» М. Глинки.
Обсуждение.
Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы выполнили творческое задание по группам,
Изобразите на листе бумаги, какие цвета вы бы использовали,если бы рисовали картину под звучание этого великолепного романса Что вас впечатлило ?И почему ?
Работы детей
А.С. Пушкин был знаком с автором этих красивейших поэтических строк - Иваном Козловым. Своему другу - поэту А. Плетнёву - он писал: «Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поёт его «Венецианскую ночь»
.А «прелесть» была Анной Петровной Керн, ( ПОКАЗ СЛАЙДА С ПОРТРЕТОМ)именно ей А.С. Пушкин посвятил известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье...».
Недаром многие из его творений легли в основу многочисленных музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы…
Много поэтических строк А. Пушкин посвятил музе: «…являться муза стала мне», «…и муза вечная со мной, хвала тебе, богиня!» и др.
- Рассмотрите внимательно портрет А. Пушкина работы русского художника О. Кипренского. Давайте поразмышляем:
- Каким изображён Александр Сергеевич?
- Только ли поэт изображён на нём? Кого мы ещё видим на портрете вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращался поэт?
- Александр Сергеевич здесь какой-то задумчивый, но не грустный. Может быть, он что-нибудь еще придумывает?..
- А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках у неё - лира...
- И к музе Александр Сергеевич очень часто в своих стихах обращается, благодарит её...
- А мы сейчас с Вами прослушаем романс М.Глинки на стихи Пушкина
Я помню чудное мгновенье
Прослушивание романса … обсуждение
- Ребята, так же хочется отметить,что На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна… А еще
Александру Сергеевичу очень нравилась музыка итальянского композитора Джоакино Россини.
- Послушайте знаменитую «Тарантеллу» Россини.
Слушание «Тарантелла» Дж. Россини.
В центре таких вечеров в Тригорском была музыка и, конечно же, А. Пушкин, который читает стихи. В его чтении, в его стихах столько музыкальности, что все присутствующие испытывали наслаждение и с нетерпением ждали новых творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.
- Про Александра Сергеевича Пушкина слышали и наши соотечественники, и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про великолепное время года – осень,не только переносят нас в необычайную красоту природы, но и очень легко запоминаются.
СТИХ Унылая пора
Читая поэму А. Пушкина «Евгений Онегин», мы также встречаем описания зимы. Вот один из таких фрагментов поэмы:
Отрывок МОРОЗ И СОЛНЦЕ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия
Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего необычного альбома – путешествия... Понравилось ли вам так путешествовать?
- Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?
- Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера?
-Назовите, какие романсы мы слушали?
- С какими композиторами сегодня на уроке встретились?
- Чем отличается народная песня от авторской?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
- Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка?
Ответы учащихся, обсуждение.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера.
Итог
Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы Людмилы Орловой. Это её посвящение А. Пушкину:
Пушкинский свет добра,
Ты нам необходим,
Шум тригорских дубрав,
Сороти белый дым...
Пущин – лицейский друг,
Мчится в снежную глушь.
Трудно без дружеских рук
И единения душ.
Клин журавлей вдали,
Болдинский ясный свет...
Где – то грустит Натали,
Ждет твоих писем в ответ.
Дружбы, любви торжество
Через преграды лет,
Музыку слов - божество,
Даришь нам, лучший поэт!
- Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина...
А на наших уроках мы, конечно еще не раз встретимся с теми музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка» Конспект урока по музыке. 1 класс
Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и...
Конспект урока по музыке 3 класс
Урок музыки в 3 классе по теме :"«Лирические песни – душа русского народа»."...
План конспект урока по музыке 4 класс
План конспект урока по музыке 4 класс. Тема "Сказка о царе Салтене" Римский-Корсаков...
Конспект урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка"
На моейм сайте можно найти презентацию к этому уроку....
Презентаццию к конспекту урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков.
Презентация к опере "Снегурочка" Н.А. Римский-Корсаков. Презентация идет по конспекту урока,который представлен на сайте....
Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных
Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...
Конспект урока по музыка (2 класс) Тема урока: «Сергии Радонежский. Молитва»
Конспект урока по музыка...