Конспект урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка"
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме
На моейм сайте можно найти презентацию к этому уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_muzyke.docx | 25.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Целевой компонент урока
Тема урока: «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»
Цель: развитие интереса к музыкальному искусству, творчеству русского композитора Н. А. Римского-Корсакова на примере оперы «Снегурочка».
Задачи:
Воспитательные:
- Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Николая Андреевича Римского-Корсакова;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 2 «б» класса через знакомство с фрагментами оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;
- Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки.
Образовательная:
- Формирование знаний о жизни и творчестве основоположника русской классической музыки Н.А.Римского-Корсакова;
- Формирование умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к фрагментам из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»;
Развивающие:
- Развитие ассоциативного мышления школьников;
- Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность.
Планируемые результаты:
Формирование Универсальных учебных действий:
Личностные результаты:
Ученик научится:
- проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова;
- проявлять личностное отношение при восприятии музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова ;
- проявлять интерес к творчеству Николая Андреевича Римского-Корсакова;
- получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;
- продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- определять и формулировать тему и цель урока;
- определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова;
- в процессе рефлексии проводить самооценку.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные, групповые;
УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): «Школа России». Музыка, В.В. Алеев, Т.Н, Кичак. Рабочая тетрадь: В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.
Оборудование и оформление:
Учебник: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Школа России»).
Рабочая тетрадь: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Школа России»).
Музыкальный материал: Фрагменты Оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.
Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Музыкально-слушательская: слушание фрагменты из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
- Анализ УМК «Классическая начальная школа»;
- Анализ программы по музыке «Школа России»;
- Определение цели и задач урока;
- Определение структуры урока;
- Подбор методической литературы и музыкального материала;
- Оформление доски;
- Подготовка учебников, рабочих тетрадей «Школа России»;
- Подготовка презентации;
- Подготовка музыкальных произведений;
- Подготовка материала для творчества;
- Подготовка наглядного материала.
ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:
- Организация начала урока: 3 мин
- Приветствие: 1 мин
- Проверка готовности: 1 мин.
- Мотивация к учебной деятельности:1 мин.
- Актуализация знаний: 2 мин.
- Открытие новых знаний:28 мин.
- Слушание:11 мин.
- Беседа по слушанию:8 мин.
- Музыкально-исполнительская: 2 мин.
- Творческое задание:5 мин.
- Рефлексия: 3 мин.
- Итог урока:1 мин.
- Домашнее задание:1 мин.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
ХОД УРОКА:
I. Организация начала урока:
1.Приветствие:
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки вести у вас буду я. Зовут меня Сания Рустамовна. Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками 3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь
2.Проверка готовности:
У: Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте (учебник, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.
3.Мотивация к учебной деятельности:
У: Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
II. Актуализация знаний:
У: Итак,
Конец зиме, пропели петухи,
Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку Леший
Отсторожил,-ныряй в дупло и спи!
(Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», появляется картина В.Васнецова «Снегурочка»)
«Ты погляди диковина какая! Боярышня. Живая ли? живая! в тулупчике, в сапожках, в рукавичках. Дозволь спросить: далеко ль держишь путь и как зовут тебя и величают? Снегурочка. Куда идти не знаю. Коли будите добры - меня с собой возьмите.» (Музыка затихает.)
У: В какую же весеннюю сказку мы попали?
Д: Сказка «Снегурочка»
У: Посмотрите, как художник изобразил красками образ Снегурочки. Какие краски использовал художник? Васнецов " Снегурочка "
Д: Белые, синие, холодные,
У: Не только художники изображали образ Снегурочки, но и русский композитор Н.А.Римский-Корсаков написал музыку на сюжет сказки «Снегурочка» и получилась настоящая весенняя сказка-опера. Ребята как вы думаете, что такое опера?
Д: Музыкальное произведение.
У: Давайте запишем, что же такое «опера». Опера – это жанр музыкального искусства, в котором главные действующие лица поют.
У: Как вы думаете, какова будет цель сегодняшнего урока?
Д: Послушать и проанализировать оперу Римского-Корсакова «Снегурочка».
III. Открытие новых знаний.
У: Давайте посмотрим иллюстрации к этой опере:
2 слайд: Cнегурочка, это холодное дитя Мороза и Весны. С тех пор, как родилась Снегурочка у Мороза и Весны, разгневанный Ярило-Солнце даёт мало света и тепла. Лето стало коротким, зима долгой и суровой.
3 слайд : А здесь изображён лес из больших сосен и елей, ветки прогнулись под тяжестью мокрого лежащего на них снега. Природа ждёт Весну, которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить.
А сейчас я немного расскажу вам про великого композитора Николае Андреевиче Римском-Корсакове. Он родился 18 марта 1844 г. в городе Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. (Слайд 4)
А сейчас вернёмся к теме нашего урока.
Вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Снегурочка». Однако опера «Снегурочка» написана Н.А.Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы Александра Николаевича Островского.
Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны-Красны, стремится из глухого леса к людям – нравятся ей их песни.
Давайте послушаем арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»
О чём поёт девушка?
Д: Снегурочка хочет почувствовать что такое любовь.
У: Какое настроение передано в музыке?
Д: Весёлое, радостное.
У: Близки ли интонации арии народным песням?
Д: Да, здесь много распевов.
У: Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки?
Д: Скрипка- она изображает человеческий голос
У: Какую Снегурочку нам рисует музыка?
Д: Веселую, беззаботную, Снегурочка - сказочный персонаж и в ее музыке тоже что-то сказочное. Музыка волшебная, зимняя.
У: Есть ли признаки того, что она причина людских несчастий?
Д: Никаких причин нет. Красивая, милая, беззаботная, радостная.
У: Но Снегурочка оказалась невольной виновницей того, что Берендеевом царстве лето холодное, и зима длинее, и люди уж не так относятся к друг к другу. Так получается, что Снегурочка причина зла, а может быть и само зло…Как вы думаете?
Д: Нет, она милая, беззаботная.
У: Что же получается, с одной стороны, образ привлекательный, красивый, с другой стороны, что-то нас в ней настораживает, сдерживает. И как показывает развитие сюжета сказки Островского не только нас отталкивает холодность Снегурочки. Может кто знает, кто отказался от дружбы с ней?
Д: Купава, Лель.
У: Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной –Красной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Но… под лучами Ярилы-Солнца тает Снегурочка, волшебное дитя природы. Как звучит музыка в сцене таяния?
У: Прислушайтесь к голосу Снегурочки. Каково её душевное состояние?
Д: Страстно, взволнованно, треперно, восторженно, игриво, мечтательно, безмятежно.
У: И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять. Мы подошли к кульминационной сцене развития образа Снегурочки. Как вы думаете, какие чувства переживает она в момент таяния?
Д: Печаль, прощание со всеми.
У: Должен ли измениться ее музыкальный портрет?
Д: Да.
У: От прежней Снегурочки не осталось и следа! Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, ее душа. Можно ли здесь поставить точку. Можно ли гибель Снегурочки считать финалом оперы?
Д: Да и нет.
У: Композитор заканчивает оперу хором «Ярило-Солнцем», праздником, прославлением Ярило-Солнца.
Работа с учебником.
У: А теперь откройте страницу 42 учебника и прочтите биографию Римского-Корсакова.
У: Почему композитор захотел писать оперу именно к этой сказке?
Д: Потому что Николай Андреевич сильно впечатлился от прочтения сказки А.Островского и сразу приступил к созданию оперы.
У: А какие произведения Римского-Корсакова вы слышали?
Д: Сказка о царе Салтане.
III. Рефлексия.
У: Итак, ребята, чего вы нового узнали на уроке?
Д: Узнали что такое опера, разобрали оперу «Снегурочка».
У: С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал?
Д: С оперой «Снегурочка» Римского-Корсакова.
У: А сейчас мы посмотрим кто набрал большее количество волшебных ноток?
Д: (Считают нотки)
У: Молодцы, я поставлю вам пятерки.
У: Мудрость А.Н.Островского и Н. А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше- светлого или темного.
IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):
У: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!
V. Домашнее задание:
У: Ребята, а дома я вам предлагаю нарисовать костюмы для любимых персонажей оперы.
У: Ребята спасибо, урок окончен!
Используемая литература:
1. УМК «Школа России»: учебник, рабочая тетрадь: В.В.Алеев и Т.Н.Кичак.
2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия»
Приложение:
1. План-конспект урока музыки;
2. Н.А.Римский-Корсаков «Вступление», формат mp3;
3. Н.А.Римский-Корсаков «Ария Снегурочки», формат mp3;
4. Н.А.Римский-Корсаков «Сцена таяния» ,формат mp3;
5. Презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс
Конспект урока по музыке в 1 «А» классеУчреждение: КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...
Презентация к уроку музыки (3 класс). Н. А. Римский - Корсаков опера "Снегурочка"
Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "Н.А.Римский-Корсаков опера "Снегурочка"...
Презентаццию к конспекту урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков.
Презентация к опере "Снегурочка" Н.А. Римский-Корсаков. Презентация идет по конспекту урока,который представлен на сайте....
КОНСПЕКТ урока по музыке Тема: Характер музыки. Элементарная теория музыки. 2 класс
Конспект урока по музыке 2 класс...
Сценарий урока по теме опера Н.А. Римского-Корсакого "Снегурочка"
Разработка сценария урока опера Римского -Корсакого "Снегурочка"...
презентация к уроку по теме опера Н.А. Римского-Корсакого "Снегурочка"
Презентация опера "Снегурочка"...
Конспект урока по музыке "Н. А. Римский-Корсаков"
Этот конспект урока поможет многим....