Конспект урока по музыка (2 класс) Тема урока: «Сергии Радонежский. Молитва»
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Сапожников Евгений Васильевич

Конспект урока по музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.0.docx32.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка (2 класс)

Тема урока: «Сергии Радонежский. Молитва»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цели: познакомить учащихся с жизнью Сергия Радонежского, раскрыть его образ, выраженный в разных видах искусства; познакомить с молитвой как жанром музыкального искусства

Задачи:

1. Формировать приобщение к историческому прошлому, воплощенному в художественных образах разных видов искусства – литературы, музыки, живописи; формирование культуры ребенка по средствам молитвы

2. Развитие вокально-хоровых навыков, певческой культуры школьников; эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

3. Воспитывать любознательность к урокам музыки

УУД:         

1. Познавательные:

-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания;

-  развивать слух, речь, внимание.

- Обобщать знания об изученном материале.

- умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

2. Коммуникативные:

-участвовать в диалоге на уроке;

-отвечать на вопросы учителя;

-сотрудничать в паре в совместном решении проблемы.

- учить формулировать собственное мнение и позицию;

- развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.

- воспитывать вежливость

3. Регулятивные:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место;

-определять цель выполнения заданий;

-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем;

-оценивать выполненное задание по предложенным параметрам.

- формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.

- Анализировать и оценивать результаты своей деятельности

4. Личностные:

- воспитывать вежливость

-освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться;

-восприятие ценности музыки

Оборудование: презентация, учебник «Музыка. 2 класс» (авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская), музыкальные фрагменты пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»; портрет П.И.Чайковского

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

I.Организационный момент

- (Приветствие). Сегодня урок буду проводить я. Меня зовут Евгений Васильевич

Внимание! Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ли правильно глядят?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

-Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение.

- Здравствуйте

Р

Л

II.Актуализация знаний

Повторение прошлой темы (Колокольный звон) Что за звон? Какие бывают? Где? Что есть в храме?

- Для чего люди идут в храм? (Молится, Молитва)

-А кому люди молятся?

- С каким святым мы познакомились на прошлом уроке?

 

III. Определение темы урока.

А Вы знаете еще каких-нибудь святых?

В 14 веке жил святой Сергии Радонежский. А вы знаете что-нибуть о нем? Значит тема нашего урока.

Что такое молитва ?

Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.

Вы хотите узнать больше о молитве?

Значит тема нашего урока?

 

IV.Открытие новых знаний

Значит, главное в молитве – СЛОВО. Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.

Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы?

Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», в закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие - Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.

Главное отличие заклички от молитвы, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу.

О чем может человек разговаривать с Богом ? Человек обычно в молитвах благодарит Бога, просит у Него что-то важное для человека и так же просит прощения у Бога за грехи свои, если обидел кого-то, пожадничал, возгордился и т.д.

Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.

«Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она  переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек».

Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.

Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.

Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?(покаянные)

Попробуйте определить, какие интонации звучат в молитве «Отче наш» (читаю, краткое объяснение молитвы) (благодарственной)

 А любой ли человек может писать молитвы? (Нет)

 А какой?

 Тот, который причастен Божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.

 

V. Физкультминутка

-Засиделись не на шутку проведем физкультминутку.

Красный свет нам «Стой!» — кричит,

Ждать зеленого велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперед. (Наклоны.)

Влево, вправо поворот.

(Повороты туловища.)

Вот и желтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем,

(Рывки руками перед грудью.)

Начинаем, детвора!

(Ходьба на месте.)

Вверх поднимем,

Вниз опустим,

Пролетим как самолет.

Вот зеленый загорелся,

Можно нам идти вперед.

К Проводить психическую и физическую разгрузку вместе с товарищами

VI. Закрепление  новых знаний

 

Послушайте: «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».

Эти строчки написал на французском языке, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

А с чего начинается ваш день?  (с завтрака)

А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.

Звучит пьеса «Утренняя молитва».( Дети сами дают ей название)

Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. В пьесе есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.

Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?  (просьба-обращение, благодарение, предупреждение)

 А заканчивается «Детский альбом» вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают).

– Здесь более строгое звучание, сосредоточенное, даже покаянное. В фортепианном изложении   словно целый хор поет самую краткую. Но значимую молитву «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, помилуй мя.»

– Это домашняя молитва?

Это, церковная, она больше похожа на покаянную, её можно назвать повседневной. Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски.

VII. Рефлексия

Оцените себя, как вы сегодня на уроке работали? Если хорошо, то хлопните в ладоши, плохо топните.  

С каким настроением вы работали?

Вам понравился урок?

Может ли кто-нибудь сказать, что доволен собой?

Кто испытывал затруднения на уроке?  

 Р 

К 

П

VIII. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики во 2 классе. Тема урока: "Метр"

Урок составлен в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по математике. 4 класс. Тема урока: свойства диагоналей прямоугольника.

Тип урока: изучение нового материала. конспект урока разработан по учебнику "Математика", 4 класс, М.И. Моро....

Конспект урока по музыке 1 класс тема: "К нам приходит Новый год"

Урок: МузыкаТема: "К нам приходит Новый год"Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: Познакомить учащихся с историей и  традициями Нового года, повторить новогодние песни.За...

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа".

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа"....

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дерижёра"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....