Формирование чувства музыкальной формы у обучающихся посредством практики аккомпанирования на элементарных музыкальных инструментах.
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Хочу поделиться своим опытом создания шумового оркестра в классе, показать возможность методами вовлечения в музыкально-исполнительскую деятельность формировать у младших школьников чувство музыкальной формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_orkestr_v_klasse.docx | 15.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование чувства музыкальной формы у обучающихся посредством практики аккомпанирования на элементарных музыкальных инструментах.
Работая более 7 лет учителем музыки в общеобразовательной школе, я считаю необходимым включать в содержание уроков элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах. В программах по музыке обязательно есть темы, связанные с особенностями музыкальной формы. Авторы предлагают познакомить учащихся с основными исторически сложившимися формами – двухчастной, трёхчастной, вариационной, формой рондо. Наиболее продуктивным способом понять, что такое музыкальная форма, является практическое музицирование. Как пример формы рондо, я предлагаю детям «Турецкое рондо» из сонаты ля мажор В. А. Моцарта. Я считаю удачным пример инструментовки этого произведения с целью на практике дать почувствовать детям, как музыкальная ткань делится на фразы, предложения, периоды , как закономерно и контрастно сменяются части произведения и, наконец, дать целостное представление о музыкальной форме рондо.
Итак, моя основная задача активными методами, методами вовлечения в музыкально-исполнительскую деятельность, формировать у младших школьников чувство музыкальной формы.
Начинаю я знакомить детей с «Турецким рондо» Моцарта со слушания музыки сначала в фортепианном исполнении. Дети определяют характер музыки, придумывают образы, которые представляются их воображению. Высказывают предположения старинная это музыка или современная, русская или зарубежная. Затем, называю композитора (находим его портрет) и произведение.
Я предлагаю познакомиться с переложением этой музыки для ансамбля ударных инструментов. Дети знакомятся с новым звучанием, говорят, что изменилось. Далее я предлагаю ребятам самим стать исполнителями оркестра, говорю, что инструментов у меня в шкафу достаточно, а что ещё нужно подсказывают ребята. Они вспоминают, что нужен дирижёр и ноты.
Предлагаю самим создать партитуру и записать её на доске. Вместе с детьми мы определяем сколько разных эпизодов было в произведении, выявляя характер каждого. На доске появляется схема:
A | B | C | B | A | Завершение(B+) |
a+a+k+a1 | b+b | c+c1+c2 | b+b | a+a+k+a1 |
Дети высказывают предположения какие тембры инструментов, созвучные музыке, подошли бы к различным эпизодам.
Наш вариант распределения инструментов по группам, как в настоящем оркестре:
А – трубочки с определённой высотой звучания ля до ми ля си
K - ксилофоны
В – металлофоны и ксилофоны
С – треугольники и бубны
Завершение – все
Далее я выстраиваю аккомпанемент в этом произведении и работаю с каждой партией.
В звучании трубочек «собираем аккорд» от нижнего звука к верхнему, слушаем звучание двойной доминанты си и завершение ми, и «убираем аккорд» от развёрнутого трезвучия к тонике ля.
В соло ксилофонов обращаю внимание, что выделяются разные звуки. 2 раза до-соль, 2 раза ля-ми. (1 и 5 ступень)
На металлофонах и ксилофонах осваиваем приём глиссандо, который соответствует арпеджато в партии фортепиано.
При игре на треугольниках пытаюсь добиться чистого мелкого звона, при игре на бубнах добавляю движение «солнышко», работаю над слаженностью при игре в ансамбле. Постоянно прошу прислушиваться к музыке.
В трактовке завершения было 2 варианта. На записи вариант, когда начинают играть все инструменты вместе и по очереди партиями перестают, пока не остаются одни треугольники.
2 вариант, когда до конца играют все вместе. Получается громко, но не очень музыкально. Не строится гармония, хотя по динамике более верно.
Когда партии выучены, задача, стоящая перед детьми усложняется. Я перестаю показывать вступления партиям, им предстоит самим вступать, ориентируясь на буквенную запись на доске и звучание музыки.
Таким образом реализуется учебная задача при слушании музыки, подключая аккомпанемент на элементарных музыкальных инструментах, способствовать формированию у учащихся чувства музыкальной формы.
Моя практика занятий показывает, что чувство музыкальной формы на практике наиболее активно формируется у детей в инструментальном творчестве. Инструментальное исполнительство, даже на элементарном уровне, несёт в себе богатейшие, разнообразнейшие возможности для развития музыкальности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления и формы по приобщению младших школьников к ценностям народной музыкальной культуры
В статье рассматриваются основные пути (направления) по приобщению младших школьников к народной музыкальной культуре и основные формы работы с детьми в рамках работы этих направлений....
Музыкальные формы
познакомить с новой музыкальной формой, с термином «рондо», с концертной формой работы на уроке....
Урок музыки по теме "Музыкальная форма:рондо"
Представленный материал предназначен для использования на уроках музыки в 3 классе общеобразовательной школы в рамках изучения темы "Формы и жанры музыки"...
музыкальная форма
презентация музыкальная форма...
2 кл. 28 ур. "Музыкальные формы"
К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...
2 кл 29 ур. "Музыкальные формы. 2"
К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...
243 Думай музыкой. Музыкальные формы
Знакомство с музыкальными формами: 2-ч.,3-ч.,вариации на примере музыки Э.Грига и П.И.Чайковского...