Организационный момент. Новый материал, слушание. На сегодняшнем уроке мы подробно разберем строение музыкального произведения. На уроках прошлой четверти мы слушали пьесу Л. Бетховена «Веселая. Грустная». Почему так называется пьеса? (рассказывается о двух разных настроениях) - То есть у него две разные части. Если мы будем играть «Веселая. Грустная», остается грустное настроение, если сыграть «Грустная-Веселая», остается веселое настроение. Там, где «Веселая», какой характер у музыки – песенный или танцевальный? Что лучше делать под эту музыку? (танцевать) - А под «Грустную» (петь, песенный характер) - Они чередуются. Как? (сначала медленное движение, потом быстрое движение музыки; характер из песенного переходит в танцевальный, узкий диапазон звуков (тесное расположение звуков) переходит в более широкие и более певучие верхние звуки) - Если бы мы в таком виде сыграли пьесу, сколько частей вы в ней услышали? (две) - Значит, это двухчастная форма. А если я сыграю только «Грустную»? (одночастная) - А если только «Веселую»? (тоже одночастная) - А если сыграть так: «Веселая-Грустная-Веселая»? (трехчастная; три разные части, хотя первая и третья части одинаковые, но игрались через «грустную», то есть повторялись, с переходом на другую часть) Пение. - Распевка «Скок-поскок»: Скок, скок, поскок, Молодой дроздок По водичку пошел Молодичку нашел. | Молодиченька невеличенька, Сама с вершок, Голова с горшок.
|
- Разучим песню «Крокодил и Чебурашка»: Правила пения: 1) во время пения сиди прямо; 2) перед началом пения спокойно бери дыхание; не поднимай плечи; 3) не прерывай слово дыханием; 4) при пении правильно произноси гласные и четко согласные, чтобы были понятны все слова; 5) тяни звук; пой выразительно; 6) начинай и заканчивай песню по знаку учителя. - Какие здесь «киты»? (песня, танец) Разучивание песни в исполнении в форме песни, вальса, польки. - Видите, из одной и той же песни можно сделать и песню, и вальс, и польку. - Исполнение в одночастной форме (песня); в двухчастной форме (вальс и полька); в трехчастной форме (песня, вальс, полька) Закрепление. - А вот композитор П.И. Чайковский, применяя двухчастную форму, изобразил Кота в сапогах и Белую кошечку в балете «Спящая красавица». Звучат фрагменты «Кот в сапогах» и «Белая кошечка» из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. - Расскажите о персонажах балета-сказки, как вам подсказала о них музыка, как она их выразила («Кот в сапогах» - он важный, надушенный, пышный, с большими усами, кот-воображала; характер музыки напыщенный, но это все-таки кот, поэтому звучание мягкое; «Белая кошечка» - еще мягче звучание, характер ласковый, нежный; кошечка пушистая, красивая, с бантиком на шее; вместе они мяукают, но Белая кошечка может и оцарапать, если кот ее обидит; это звучит в музыке – мягкость, но решительность, готовность к отпору) - Какая форма произведения? (двухчастная) - А теперь послушаем пьесу «Это лиса» Косенко. Звучит «Это лиса» Косенко. Дети рисуют образ лисы по музыке – хитрая, вкрадчивая и мягко ступает. Музыка легка, изменчива. Полька – грациозная, быстрый темп, преобладают короткие, отрывистые звуки, мелодия строится на высоких тонах. Сила звучания меняется: негромко – громко – тихо. - Какое строение пьесы? (трехчастная) - Воспроизведите движения лисы (выбрать лучшие импровизации). - А теперь послушаем пьесу «Котик и козлик» Тиличеева. Звучит «Котик и козлик». Разные характеры. Кот ласковый, козлик – упрямый, непослушный, сердитый. - Как эти характеры отражаются в музыке? (котик – музыка нежная, ласковая, напевная, звучит негромко, вкрадчиво, звуки средней высоты; козлик – музыка резкая, громкая, решительная; низкие звуки придают зловещую окраску пьесе) - Обратите внимание на чередование музыкальных характеров в песне. Какая форма? (двухчастная) - А теперь послушаем песню «Кавалеристская» Д. Кабалевского. Звучит песня «Кавалеристская» Д. Кабалевского (отрывистые звуки, топот копыт, лад мажорный, темп быстрый, мелодия отрывистая) На заре советской власти молодые бойцы мужественно защищали свою Родину от врагов. Были созданы отряды кавалеристов. Как в бою, лихой погоне Раздается дробь копыт. Это кони, кони, кони… Наша конница летит. - Обратите внимание на то, как изменяется музыка в середине пьесы, вслушайтесь в песенную мелодию средней части. Какая форма? (трехчастная). Можно изобразить: в первой и последней частях изображают скачущих всадников, в средней части подражают игре на трубе. - Мы научились говорить не только о изобразительности музыки, но и определять форму, слушать произведение по частям. Мы стали грамотнее музыкально. Итоги урока. - С чем мы сегодня познакомились? (с построением музыки; одно-, двух-, трехчастная формы) - Что такое форма произведения? (количество частей, составляющих произведение) |