Фрагмент урока по теме "Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов"
план-конспект урока по музыке

Паничкина Дарья Владимировна

Фрагмент урока по  музыке на теме "Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по теме "Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов"

1)Организационный момент

Музыкальное приветствие. -Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок веселый, мы начать урок готовы. Приглашаю  вновь, друзья, в мир музыки и счастья я. Сегодня, ребята, я приглашаю вас вместе со мной  в очередное путешествие в прошлое, в старину, где мы с вами  познакомимся  с народными традициями и обрядами . музыкальными инструментами. Вы готовы?(да)

2) Актуализация знаний

-Ребята, а какой теме был посвящен прошлый урок?( Оркестр русских народных инструментов)

-А вспомните, какие инструменты присутствуют в этом виде оркестра(баян, ложки, бубенцы, домра , гусли и т.д.)А кто обычно играл на гуслях(былинные сказители)

-Верно.Ребята ,а давайте вспомним старинные народные гулянья нашей необъятной  Родины . (Масленица,  Колядование ,Красная горка , Иван Купала и т.д)

-А как вы думаете, чем обычно сопровождались народные гулянья ( песнями, плясками играми и  т.д)

-А как вы считаете ,чему будет посвящена тема сегодняшнего урока(народные традиции в музыке)

3)Открытие новых знаний

- Верно, а если быть точнее  Народным традициям и обрядам в музыке русских композиторов. А сейчас вы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Но как же нам туда попасть (построить машину времени) Хорошо, присаживаемся по удобнее ,экипаж к полету готов?(готов) Отправляемся в полет во времени .( Песня Бояна из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки)

-Мы с вами попадаем в период становления Русского государства.Князьям с дружиной приходилось сражаться с захватчиками. Боян Вещий — певец и сказитель. Было принято, что сказитель,игравший на гуслях повествует о военных событиях и походах русских князей.Это и есть одна из традиций , которая широко использовалась русскими композиторами.(повторное прослушивание)

-Ребята, какой инструмент звучал? (Гусли) Верно.(показ изображения гуслей) Они являются наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

–  А как вы думаете из чего они были сделаны? (дерева.)

-Отлично. Вы с вами отправляемся дальше. И попадаем на народное гулянье -масленица. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был поистине всеобщий праздник окончания зимы и начала весны, а также начала Великого поста. В опере « Снегурочка» Н. А. Римского Корсакова есть эпизод, который посвящён Масленице.

-Вы обратили внимание, как много разных мелодий в сцене масленичного гулянья, какая из них повторяется чаще всего?

-Как вы думаете, почему для слов « Веселенько тебя встречать, привечать»

композитор использовал не мажорную, а минорную ладовую окраску?

-Издавна на Руси принято было встречать, а особенно провожать этот праздник достойно, чтобы потом не жить весь год в горькой беде. Русская пословица гласит:  « Хоть с себя что заложи, а Масленицу проводи!»

-Ачто принято печь на масленицу(блины).Верно, молодцы. А в конце масленичного гуляния что принято сжигать( чучело)-Верно . А еще что принято просить у всех родственников и друзей в Прощенное Воскресение (прощение)Это еще два обычая русского народа !

-А теперь мы с вами возвращаемся обратно в наше время.

4)Рефлексия.

Подведем итоги:

-Чему был посвящен наш сегоднешний урок?

-Какие традиции русского народа вам сегодня удалось узнать? А с какими вы уже были знакомы?

-. Вы сегодня потрудились на славу. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...

«Фольклор в музыке русских композиторов»

Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.1. Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментально...

Конспект урока "Героические образы в музыке русских композиторов"

Конспект урока "Героические образы в музыке русских композиторов"...

учебный проект "Традиции, обряды и обычаи русского народа"

Проект проводится в рамках учебного предмета ОРКСЭЦели:·Формирование этической и экологической культуры школьников через приобщение учащихся к народным, природным праздникам прошлого.·Фо...

"Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"

Конспект урока мцзыки во 2 классе на тему: "Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"....

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Музыка» авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»

Класс: 4 Предмет: «Музыка»Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»Тип урока: ОНЗЦели урока:Воспитание музыкальной культуры ка...

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа".

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа"....