Конспект урока "Героические образы в музыке русских композиторов"
план-конспект урока по музыке на тему
Конспект урока "Героические образы в музыке русских композиторов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_2.docx | 206.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Героические образы в музыке русских композиторов
Цели:
Образовательная: закрепить полученные знания о творчестве русских композиторов, закрепить понятие «жанр», отработать навыки хорового и сольного пения, отработать навыки построения ритмических рисунков с помощью магнитных нот – длительностей на магнитном нотном стане, отработать навык исследовательской деятельности в процессе сбора и обработки новой информации.
Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.
Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, любви к родине, гордости за великих защитников нашей родины через слушание симфонических произведений героико-патриотического характера; воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.
Музыкальный материал:
- Аудиозапись хора «Славься!» из оперы «Жизнь за Царя» М.И.Глинки
- Аудиозапись хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева
- Аудиозапись (минус) песни «Не отнимайте солнце у детей!» (Е.Лучников – Е.Бондаренко - В.Попков)
Дополнительное оборудование:
- Компьютеры
- Музыкальный центр
- Нотный стан (магнитный) и набор магнитных длительностей (целые, половинные, четвертные и восьмые)
- Портреты великих русских полководцев, народных героев и героев ВОВ
Ход урока
1. Организационный момент.
(Учащиеся входят в класс под сопровождение хора «Вставайте, люди русские!»)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Прежде чем поговорить о музыке, которая вас встретила сегодня, мне хочется обратить ваше внимание на доску. Что же необычного вы видите?
Дети: Отсутствует тема урока.
Учитель: Действительно, тему урока мы постараемся вывести вместе, опираясь на ваши рассуждения во время обсуждения музыкальных произведений.
2. Введение в тему урока.
Учитель: Ребята, вы прослушали знакомую вам музыку. Постарайтесь вспомнить кто автор этого произведения, название произведения. Воспользуйтесь памятками музыкальных характеров и опишите характер музыки.
Дети: Это хор, так как звучало много голосов.
Учитель: Вы правы – это хор. Какие голоса вы услышали в хоре - мужские или женские?
Дети: Это был смешанный хор.
Учитель: Как он называется, для чего композитор включил хор в большое произведение?
Дети: «Вставайте, люди русские!». Этот хор призывает всех защищать родину от врагов. Имеет торжественный, призывный и героический характер, рисуя нам образы героев.
Учитель: Это действительно так. Хор, который вы прослушали, является частью большого произведения – кантаты, вспомните ее название. В этом вам помогут портреты, расположенные по всему классу.
(учащиеся перечисляют знакомых полководцев)
Дети: Кантата названа именем полководца «Александр Невский». В 1242 году он с русским войском победил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище.
Учитель: Все верно, но вы не назвали композитора, создавшего кантату «Александр Невский»...
Дети: Это русский композитор – С.С. Прокофьев.
Учитель: Время создания и содержание кантаты мы вспомним чуть позже, а сейчас скажите, пожалуйста, неужели только полководцы могли быть защитниками родины?
Дети: Нет, мы знаем народных героев, которые не были полководцами, например русский крестьянин Иван Сусанин. В опере «Жизнь за Царя» композитор М.И.Глинка показывает нам героический подвиг героя.
Учитель: Скажите, ребята, чем похожи эти два произведения?
Дети: В обоих произведениях композиторы рассказывают о героях русской земли и их подвигах.
Учитель: Прекрасно, мы вплотную подошли к раскрытию темы сегодняшнего урока. Озвучьте свои предположения.
Дети: Герои в музыкальных произведениях.
Учитель: Верно. В музыке каких композиторов?
Дети: Русских композиторов.
Учитель: Итак, тема урока раскрыта - «Героические образы в музыке русских композиторов»
Учитель: Вернемся к опере «Жизнь за Царя». Кто вспомнил название хора? Если затрудняетесь, то обратите внимание на повторяющиеся слова в тексте.
(читаем хором слова хора на доске)
Дети: Повторяется слово «Славься!». Так и называется хор.
Учитель: Я предлагаю сегодня вам самим побывать в роли композиторов и составить ритмический рисунок хора с помощью нотных длительностей. Чтобы вам было легче, давайте прохлопаем этот ритмический рисунок.
(учащиеся делятся на группы и составляют ритмический рисунок для слов хора)
Славься, славься ты Русь моя!
Славься русская наша земля!
Да будет вовеки веков сильна,
Любимая наша родная страна!
Учитель: Пожалуйста, прикрепите ваши ритмические рисунки к нотному стану на доске. Каждая группа вывешивает свой такт. Всего тактов четыре.
(группы проверяют правильность ритмического рисунка у своих товарищей)
Учитель: Вы отлично справились с заданием. Предлагаю вам исполнить заключительный хор из оперы «Жизнь за Царя».
(стоя учащиеся исполняют хор)
Учитель: Спасибо за исполнение с сохранением характера, духа героического подвига и торжественности. Присаживайтесь. Сегодня я предлагаю вам самим составить рассказы о жизни и творчестве двух великих русских композиторов – М.И. Глинке и С.С. Прокофьеве опираясь на сведения в электронной Энциклопедии Классической Музыки. Работать вы будете в парах. Выберете задания и приступайте к его выполнению.
(учащиеся вписывают пропущенные слова из биографии композиторов в заранее подготовленные учителем карточки-задания, после чего читают рассказ классу и задают по одному, два вопроса)
Учитель: Спасибо за работу. Последним этапом сегодняшнего урока-закрепления будет решение теста в программе Конструктор тестов. На бумажном носителе .
(после выполнения тестового задания учащиеся озвучивают количество верных и неверных ответов, а также оценка)
Учитель: Ребята, давайте подведем итог урока. О чем мы говорили, какую важную и интересную тему затрагивали сегодня?
Дети: Мы говорили о подвигах русских героев, запечатленных в музыкальных произведениях русских композиторов.
Учитель: Умницы! Скажите, пожалуйста, а в наше время вы встречали и слышали о героях? Может ли каждый из вас стать героем? Что нужно для этого сделать?
Дети: Быть добрым, отзывчивым, смелым.
Учитель: Это так. Я думаю, что каждый из вас уже совершил и в будущем совершит не один благородный поступок, ведь только доброта спасет наш мир. Вы со мной согласны? В заключении я хочу пожелать, чтобы вас окружали отзывчивые, добрые люди. Над вами светило яркое солнце, и небо было чистым и ясным. Предлагаю разделиться на солистов и хор для исполнения песни «Не отнимайте солнце у детей!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку 3 класс "Образы природы в музыке русских и зарубежных композиторов"
Данная презентация поможет сделать урок ярким и запоминающим....
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.
Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...
«Фольклор в музыке русских композиторов»
Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.1. Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментально...
Фрагмент урока по теме "Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов"
Фрагмент урока по музыке на теме "Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов"...
"Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"
Конспект урока мцзыки во 2 классе на тему: "Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"....
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Музыка» авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»
Класс: 4 Предмет: «Музыка»Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»Тип урока: ОНЗЦели урока:Воспитание музыкальной культуры ка...