I. II.
III.
IV. | Организационный момент. Новый материал, слушание. - Что такое маршировать? (ходить) Музыка всех маршей передает шаг идущего человека, его поступь, его движения. Марши бывают разные, поэтому поступь разная (убыстренное движение – спортивные марши; траурные – замедленный шаг; обычный марш – шаг спокойный; игрушечный, детский – игрушечный шаг, потому что игрушки изображают людей, это тоже шаг, но маленький и т.д.). Маршевая поступь есть всюду, где есть человек, где о нем рассказывается. Без маршей нет ни одной оперы и ни одного балета, но только они бывают разного характера. Вот об этом мы и поговорим. Звучат марш из оперы «Кармен» и из балета «Щелкунчик». - Где, какой и почему? (первый – из оперы, песенный характер; второй – из балета, танцевальный характер). - Правильно. Первый – марш тореадора из оперы Ж. Бизе «Кармен». Это опера о любви цыганки и солдата, а тореадор – участник боя быков. В Испании до сих пор существует бой быков, и многие туристы, да и местные жители, обязательно посещают это зрелище. Быков долго готовят, не дают есть, злят, а потом выпускают на арену, где их ждут тореадоры – специально обученные мужчины. В руках у них плащ черно-красного цвета и копья. Тореадор дразнит быка красным цветом, поворачивая плащ (быка этот цвет раздражает, он думает, что это огонь, не любит красный цвет), а сам при удобном повороте вонзает ему в кожу острую пику, злит зверя еще больше. Представление длится до тех пор, пока бык не издохнет, но тореадор тоже сильно рискует своей жизнью, ведь может получиться так, что разъяренный бык окажется более ловким. Профессия тореадора очень сложная, требует усиленной тренировки, смелости, силы, ловкости, внимания, а также знания натуры быков, обучения метанию копья и многого другого. Иногда разъяренные быки бросаются на кричащую толпу зрителей и смертельно ранят их тоже. Но в Испании очень любят острые ощущения. Коррида – бой быков – любимое национальное зрелище. - Сейчас послушаем запись марша тореадора, в нем вы услышите слова «тореадор, смелей в бой» - это подбадривает юношу-смельчака, напоминает ему о силе воли, храбрости, призывает к воинственности, готовит тореадора морально к бою: «Покажи себя и победи!» Слушание марша. - Что вы услышали в этой музыке? (шаги тореадора за сценой и на сцене, его решительное настроение – иначе бык поймет, что сильнее он, его боятся, и будет нападать агрессивно, а ведь в бою чаще тот победу одерживает, кто более собран, умен и умеет владеть своими эмоциями). - Какая по характеру эта мелодия? (торжественная, победная, бодрая, энергичная, величественная и т.д.) - Музыка звучит призывно, громко, четко, отрывисто, на низких и средних тонах. - А теперь послушаем марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. О чем эта сказка? (о добре и зле) Слушание марша. - Какой характер у него? (танцевальный, звучит он звонко, ярко, легко и т.д.) - Кто марширует? (маленькие дети, игрушки; музыка звучит ритмично, в среднем регистре, высота звука средняя, не низкая и не высокая, негромко, не быстро; мелодия плавная; хотя это и марш, но он как танец, нет такой четкости, как в первом марше, где музыка очень воинственная, твердая, решительная). - Вот и сравните оба марша. Что вы можете сказать о них? (оба марша, но разные по характеру; марш тореадора – военный, а марш из балета «Щелкунчик» - кукольный, сказочный). - Давайте расставим значки для каждого марша:
| «Марш тореадора» | «Щелкунчик» | Сила звучания |
|
| Быстрота |
|
| Звуки |
низкие |
легкие | Характер | 😐 серьезный | ☺ шутливый |
- Охарактеризовали оба марша? (да) Молодцы. Пение. - У кого служили в армии папа, дедушка, брат? Кто скоро будет провожать своих родных на службу? У кого родственники служили на границе? Какими качествами должен обладать пограничник? (быть храбрым, смелым, сильным, знать повадки животных, различать следы зверей, приметы леса и природы и т.д.) - Пограничник должен быть стойким, выдержанным. А какая будет музыка, если она будет о пограничнике? (твердая, бодрая, бойкая, чеканная, волевая, отважная, уверенная) Какой «кит» подходит пограничнику? (марш) - Послушайте песню «Песня о пограничнике». - Соответствует ли песня всему, что мы сказали о пограничнике? (да) - Понравилась вам она? Это маршевая песня. Мы славим пограничников, которые охраняют нашу Родину. - Распевание: 1) ми-ма-мо-мэ-му 2) у-уа-у 3) ри-хо-ха ри-хо-ха ри-хо-ри-хо-ри-хо-ха - «Песня о пограничнике»: 1. Лес дремучий снегами покрыт, На посту пограничник стоит. Ночь темна и кругом тишина, Спит советская наша страна. 2. Возле самой границы овраг. Может, в чаще скрывается враг? Но каких бы ни встретил врагов, Дать отпор пограничник готов! | 3. Чтоб всегда был спокоен народ, Наша армия нас бережет. Лес дремучий снегами покрыт, На посту пограничник стоит...
|
- I куплет петь отрывисто, четко, рассказывать, не кричать. II куплет – поем чуть громче. III куплет – самый громкий. Итоги урока. - О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? (о разных характерах маршей; характер зависит от персонажа, который музыка выражает) |
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11 |