2 кл. 19 ур. "Куда ведет нас танец?"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Ярковская Юлия Николаевна

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Куда ведет нас танец?

Цели: 1. Создать условия для знакомства  с балетным жанром;    

           2. Ввести ребят в мир большой музыки; познакомить с балетом;        

           3. Воспитание интереса к предмету.

Ход урока

I.

II.

III.

IV.

Организационный момент.

Новый материал, слушание.

- О каких танцах мы с вами говорили в первом полугодии? (полька, вальс, танец зверей – молодой бегемот).

- Танцы разные. Чем они отличаются? (ритмичный, медленны, есть задорный, у них разный характер; характер определяется ритмом).

- Мы с вами танцевали вальс. В вальсе не только внешний, исключительно танцевальный характер, но есть и образное его содержание. Например, «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьева. Звучит фрагмент «Вальса» С. Прокофьева.

- Какой у него характер, какой музыкальный образ он рисует? (рисует Золушку, которая очень хочет попасть во дворец короля и впервые в жизни отправляется на бал. Слышна ее тревога, растерянность, испуг от того, что ее узнают, от того, что попала в необычную для нее атмосферу, о которой до сих пор только мечтала. В этом вальсе счастье и воздушность, нежность. Вальс рисует Золушку чистой и простодушной, очень доброй. Одета в красивое пышное платье розового цвета с большим количеством оборок и цветов…)

- Давайте с вами вспомним сказку. Вальс звучит, когда бал во дворце в самом разгаре. Пока не прозвучит бой часов, музыка какая? (прозрачная, волшебная, но тревожная, так как Золушка все время смотрит на часы).

- Но это не часы, это злой рок, который мешал Золушке, и музыка это рисует, изображает. При помощи каких музыкальных средств композитор рисует колдовство? (контрастное настроение, «часы» портят общую картину волшебности, нежности и мечтательности. Звуки настораживающие, безжалостные, напоминают, что все-таки последнее слово за черными чарами). Прослушивание фрагмента еще раз. Звучит фрагмент «Вальса» С. Прокофьева.

- Что новое вы услышали в музыке? («злые» часы прервали волшебную сказку Золушки, и мелодия превратилась в печальную и нежную. Золушка вернулась к своей тяжелой, грустной жизни, где злая мачеха и непосильная работа по дому. Музыка это изображает унылым звучанием, небыстрым темпом, нет в музыке полета и легкости).

- Вот как музыка рассказала в танце-вальсе о Золушке и привела нас в большое произведение – балет.

- Кто смотрел балет?

- Раскроем томик Пушкина:

Театр уж полон, ложи блещут,

Партер и кресла – все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она

Одной ногой касаясь пола,

Другой медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет.

И быстрой ножкой ножку бьет.

- Как во времена Пушкина и 100 лет спустя, в наше время русский балет славится во всем мире. Что же такое балет? Французское слово произошло от итальянского «balleto» - танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.

   Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в Италии. Издавна там любили танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные спектакли.

   Во Франции расцвел придворный балет – пышное и торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и придворные.

   В России балет распространился в XVIII  веке. В придворных и крепостных театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых взыскательных ценителей. А в XIX-XX веках ни одна страна не могла превзойти Россию в искусстве балета. Выдающиеся мастера создавали специальный «хореографический язык», которым классический балет пользуется до сих пор. Существуют хореографические училища.

  В России много балетов П. Чайковского, А Глазунова, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, И. Стравинского, Р. Щедрина и др.

   Балет – это мир выразительных танцевальных движений, жестов, мимики. В балете одинаково важны все три составные части – классический танец, характерный танец и пантомима. Танец-вальс Золушки - характерный или классический танец? (характерный).

   Классический танец – тот, который сложился еще во Франции, очень красив, грациозен. Все его движения изящны. Часто главные действующие лица танцуют вдвоем. Это называется па-де-де.

   Сольные танцы в балете называются в балете вариациям. Подобно оперной арии, балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его характер.

   Кроме солистов, в балете принимает участие и большая группа артистов, которых называют кордебалетом. Оль его такая же, как роль хора в опере.

   Танцы кордебалета делают спектакль интереснее, разнообразнее. Некоторые танцы воспроизводят движения народных танцев. Такие танцы тоже будут характерными (так как отражают характер какого-нибудь народа).

   Еще одна важная составная часть балета – пантомима. Греческое слово означает «воспроизводящий подражанием». Это движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. При помощи пантомимы передается содержание спектакля, развитие его сюжета. И танцы, и пантомиму нужно видеть, их не услышишь, поэтому говорят: «Смотреть балет», но «Слушать оперу». Оперу модно слушать с закрытыми глазами, а балет нужно смотреть.

Творческое задание.

- Станьте на цыпочки и так побегайте и попрыгайте ритмично, ловко. А теперь сделайте то же самое, но на всей ступне. Чувствуете разницу? В чем она?

- Вспомним песню «Калинку» и, пританцовывая, понаблюдайте за собой: как хочется танцевать – на всей ступне или на кончиках пальцев?

- А теперь вспомните звучание «Танца маленьких лебедей» и выберите стиль движения. Какой?

- Одними жестами, без слов, покажите:

1) кругом просторно и красиво;

2) небеса над головой, хочется взлететь;

3) печально, сердце горюет;

4) рады дорогому другу, маните его и ведете за собой;

5) испуганы, в ужасе, не хотите ничего видеть.

   Самое главное – это нужно делать не только понятно, выразительно, но и очень красиво.

Итоги урока. 

- Что на сегодняшнем уроке было новым для вас? Какой характер и содержание у танца? (балет – это красочный музыкальный спектакль, в котором действующие лица не говорят, а выражают свои мысли и чувства движениями, танцами).

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайды

4 – 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куда ведет нас танец?

Слайд 7

Балет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 1 классе "Куда ведет нас танец"

урок музыки по системе Кабалевского...

Урок по музыке "Куда ведет нас танец"

"Музыка не только доставляет нам удовольствие.  Она многому учит.  Она, как книга, делает     лучше, умнее, добрее".Д. Б. КабалевскийРасширить представление учащихся о том, ку...

2 кл. 17 ур. "Куда ведет нас песня?"

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...

2 кл. 22 ур. "Куда ведет нас марш?"

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...

2 кл. 23 ур. "Куда ведет нас марш?"

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...