I. II.
III.
IV. | Организационный момент. Новый материал, слушание. В предыдущей четверти мы с вами говорили о выразительности и изобразительности в музыке (выразительность – настроение, чувства; изобразительность – движение в музыке, создание образа), но это не значит, что в любом музыкальном произведении существует выразительность и изобразительность. Если в таких сочинениях, как «Полюшко» или «Попутная песня» ясно слышится изобразительное добавление (цокот копыт, стук колес) к выразительным песенным мелодиям и мы можем даже спеть отдельно без сопровождения, а сопровождение сыграть без мелодии. То во многих случаях эти две стороны музыки нельзя отличить одну от другой даже условно. К таким сочинениям относится «Резвушка», где один голос, из которого состоит эта пьеса, и выражает веселое настроение девочки, и изображает ее непрерывную, резкую, подпрыгивающую походку, почти танец. - Прослушивание пьесы «Упрямый братишка» Д. Кабалевского (как будто-то упрямец повторяет одно и то же, хотя и по-разному; плаксивый мотив выражает характер человека, изображает его нытье). - Хочет настоять на своем, не поддается никаким уговорам. Хотя в музыке и нет совсем слов, нам понятна она через свою изобразительность. Можно представить двоих: один уговаривает, другой упрямится. Изображаем оба образа рукой. В этом произведении солист передает и выразительность, и изобразительность песни. Тоже можно сказать и о заключительном хоре из оперы «Волк и семеро козлят» Коваля. Звучит хор из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» (стр. 76). - Какие жанры здесь встречаются? (и марш, и танец, и песня) - Музыка здесь одновременно и выражает беспечно веселый нрав козлят, и изображает их веселый танец с подпрыгиванием и притопыванием. Дети рисуют героев оперы, придумают элементы для костюмов героев. Бодайка – сломанный рог, взъерошенная шерсть, острые копыта. Топтушка – большие ноги, на них огромные тапки, на лбу бант, глаза круглые, пестрая юбочка, носки в полосочку. Болтушка – круглоголовая, маленькие рожки, крупные губы. - Все, кто научился слышать в музыке песня, танец и марш, может войти в любую область музыки. Песня, танец и марш – три основных жанра, которые, развиваясь, перерастают в более серьезные и большие произведения – в оперу, балет, симфонию, в музыку, написанную для любых артистов, оркестров, хоров, театральных спектаклей и кинофильмов. - Мы с вами немножко познакомимся с оперой «Волк и семеро козлят», которую написал М. Коваль по одноименной сказке. - Какие «киты», или жанры, вы встречаете в этой опере? (песня, танец, марш) - А какой жанр привел нас в оперу? (песня) Прослушивание русской народной песни «Уж как по мосточку» и хора из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». - Слышите песню? (да) - Что такое опера? Погас свет в зрительном зале, к дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки – и в затихшем зале полились увертюры. Что такое увертюра? Это вступление к большому спектаклю, где звучат темы всех героев, (например, сказки «Волк и семеро козлят») или какого-нибудь другого произведения. Это как бы краткое содержание будущего представления. Увертюра рассказывает слушателю, о чем будет спектакль, о каких героях слушатель узнает, вводит его в мир представления. После увертюры начинается сам спектакль. Опера – это и пение, и симфоническая музыка, в ней есть и драматическое действие и немного балета. Но больше всего пения. Опера обычно имеет очень серьезное содержание. Но есть еще маленькие оперы – оперетты. Все они легче, веселее. Содержание их часто пародийное, а музыка – веселая и увлекательная, легкая. Жизнерадостная. В опереттах часто встречаются небольшие песенки, марши, танцы (менуэты, полонезы, кадрили, галопы, вальсы и др.) В оперетте герои не только поют, но говорят. В опере бывает плохой конец, а в опереттах – всегда хороший, счастливый и веселый. В наши дни распространены мюзиклы, которые являются разновидностью оперетты. Кто слышал о таких спектаклях? («Нотр-Дам де Пари») - А кто когда-нибудь был в театре и слушал оперу («слушал» говорят, так как в опере больше поют) или смотрел балет (а в балете танцуют и маршируют, но никогда не говорят и не поют, поэтому говорят, что балет смотрят)? - А кто был в филармонии на симфоническом концерте? Пение. Разучивание песни «Песня о папе»: 1. Много песен мы с вами вместе Спели маме своей родной. А про папу до этой песни Песни не было ни одной. Припев: Папа может, все что угодно. Плавать брасом, спорить басом, Дрова рубить. Папа может быть кем угодно, Только мамой не может быть. | 2. Папа в доме – и дом справный, Газ горит и не гаснет свет. Папа в доме, конечно, главный, Если мамы, конечно, нет Припев. 3. И с задачкою трудной самой Папа справится, дайте срок. Мы потом уж решаем с мамой Все, что папа решить не смог. Припев. |
- О ком и о чем эта песня? - Распевание: пропевание звуков о, а, у, э, и через «о» (ми-ме-мо-мэ-му). Итоги урока. - О чем мы узнали на уроке? (что песня, танец и марш перерастают в большие произведения: симфонию, оперу, балет). - Мы узнали, что такое опера, оперетта, мюзикл, чем они отличаются (опера – серьезный спектакль, где только поют, изредка разговаривают, конец бывает хороший, а чаще печальный, а оперетта и мюзикл - веселые жанры, конец счастливый, много песен и танцев, разговорной речи).
|
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 6
Слайд 7
|