I. II.
III.
IV. V. | Организационный момент. Новый материал, слушание. На этом уроке мы переходим к важному выразительному средству музыки – «тембр». Это слово произошло от французского слова, означает «колокольчик», а также «отличительный знак». Другими словами, тембр и является отличительным знаком каждого инструмента. Это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента (огромный контрабас и небольшая скрипка сделаны из одного материала, и звук на них извлекается одинаково, но есть разница не только в высоте, но и в тембре звучания). Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений (в выборе инструментов). Сочиняя оркестровое произведение, композитор представляет его себе Вов сем богатстве разнообразных тембров. Но записывает музыку только мелодией в виде так называемого клавира, помечая около той или иной ноты: это играет гобой, здесь вступают скрипки. Далеко не случайно поручает автор те или иные эпизоды своей музыки одному или другому инструменту (эпизод – часть музыки). Совсем не все равно, какой инструмент будет играть мелодию, сопровождение к ней, какой-то подголосок или длинные выдержанные аккорды. Можно ли, например, поручить тяжеловесной и неповоротливой трубе быстрые пассажи? А нежную поэтическую мелодию фаготу в низком регистре? Конечно, с этой ролью лучше справятся скрипки, флейты или гобои. Зато труба необходима для того, чтобы создать в звучании басовую опору, а несколько тромбонов блестяще исполняют торжественные аккорды. Композитор всегда точно учитывает характер звучания особенности тембра и силу звука различных инструментов. После того как музыка сочинена, композитор пишет для каждого инструмента партию - партитуру. Процесс создания оркестровой партитуры называется инструментовкой. Инструментовка – очень важное выразительное средство музыки, которое глубоко индивидуально у каждого композитора. Н.А. Римский-Корсаков, выдающийся русский композитор, определил ее как «одну из сторон души самого сочинения». Инструментовка – это инструментирование музыки. Есть особенности у каждого инструмента, есть законы сочетания инструментов. У некоторых инструментов тембры хорошо сливаются, сочетаются друг с другом, а некоторые соединять не рекомендуется – это учат студенты, когда готовятся стать композиторами. Они учат, как распределить между инструментами звучность, чтобы все хорошо прослушивалось, чтобы одни инструменты не заглушали другие. Русский композитор М.И. Глинка в своей опере «Руслан и Людмила» изобразил сцену похищения Людмилы. Злым волшебником Черномором со свадебного пира похищена красавица Людмила. Гремит гром, сцена во мраке… (появление Черномора) Постепенно гром утихает. Все действующие лица замерли в оцепенении… Звучит сцена из оперы. Сравните сцену похищения Людмилы в «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина и М.И. Глинки. Гром грянул, свет блеснул в тумане. Лампада гаснет, дым бежит, Кругом все смеркло, все дрожит, И замерла душа в Руслане. А.С. Пушкин - Как вы думаете, можно ли выразить все эти чувства в тембре гармошки, трещотки, рожков, балалайки? (нет) - Какие инструменты вы смогли услышать в этой музыкальной сцене? (инструменты симфонического оркестра, но не оркестра народных инструментов) - И композитор выбрал симфонический оркестр (трубы, литавры и т.д.) - Какие тембры вы можете вспомнить (голоса или инструменты) (медведь – низкий голос, густой бас; «Монтер» - густые звуки, певучие, протяжные, когда не получилось у мишки; «Перепелочка» - ласковый, нежный тембр; «Уж как шла лиса» - тембр бархатный, мягкий); тембр рисует музыкальный образ. - Сейчас я загадаю вам загадку. Посмотрите на доску. У нас два рисунка; один черно-белый, другой – цветной (солнечный пейзаж). - Что вы можете сказать на это. Я даже не буду задавать наводящие вопросы. Ответьте, сравнивая, сами (рисунок остался тем же, но изменился цвет, окраска). - Одна и та же мелодия в музыке может звучать по-разному на разных инструментах. Звучит «Во поле береза стояла» на ф-но, баяне, металлофоне. - Что меняется, а что нет? (мелодия одна и та же – меняется окраска, тембр в зависимости от инструмента) - А изменится ли с изменением тембра характер музыки? - Давайте проследим это на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». С. Прокофьев один из замечательных русских композиторов. Его сказку «Петя и волк» уже много лет во всем мире с одинаковым интересом и удовольствием слушают и дети и взрослые. В сказке вы встретите различные инструменты, послушаете тембр их звучания и научитесь определять по слуху героя, партию которого исполняет какой-либо инструмент. Флейта – высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу. Далеким предком флейты была дудочка из тростника. Делают флейту главным образом из дерева. Звук возникает оттого, что в находящиеся сбоку отверстия вдувают воздух. Поэтому и называют флейту духовым инструментом, а музыканта, играющего на флейте, флейтистом. Звучит флейта. Скрипка – сделана из дерева, играют на ней смычком. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку зовут «царицей музыки». В глубокой древности человек заметил, что натянутая тетива охотничьего лука может приятно звучать. Постепенно люди начали делать музыкальные инструменты с одной, двумя или несколькими струнами. Они-то и были предками нашей скрипки. Немало потрудились скрипичные мастера, прежде чем скрипка стала первой певуньей в оркестре; они подбирали специальные сорта дерева, пробовали натягивать разные струны. Сейчас скрипка выглядит так: у нее четыре струны, которые натянуты на деревянный корпус. Звуки получаются от соприкосновения струны и смычка. Но для того, чтобы заставить скрипку петь, надо быть, хорошим музыкантом. Звучит скрипка. Физкультминутка. 1. У меня сосед – скрипач. Утомительный – хоть плачь. Весь день он пилит от зари: Тили-пили, тили-пили. - Что это за инструмент? 2. У какого инструмента есть и «струны» и «педаль»? - Что же это? Несомненно, это звонкий наш… (рояль) 3. Приложил к губам я трубку – Полилась по лесу трель, Инструмент тот очень хрупкий, Называется… (свирель) 4. Громче флейты, громче скрипок, Громче труб наш великан. Он ритмичен, он отличен, наш веселый… (барабан) | 5. Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны. Мотив звучит издалека, Поет про вечер лунный. Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив. Я называюсь… (скрипка) 6. Струн дано мне очень мало, Но пока что мне хватало! Струны ты мои задень И услышишь: длень, длень, длень! Ну-ка, кто я? Отгадай-ка! Озорная… (балалайка) 7. Он по виду – брат баяну, Где веселье, там и он. Я подсказывать не стану, Всем знаком… (аккордеон) |
Труба – инструмент сделан из меди и очень похож на знакомый всем горн. Мощный красивый звук трубы можно услышать издалека. В старинные времена труба предупреждала об опасности, о наступлении врагов, собирала войска. Остались изображения древних музыкальных инструментов и среди них – труба. Трубу называют медным духовым инструментом (от слова «дух», дыхание). На трубе можно играть не только торжественные, маршевые, но и напевные, лирические мелодии. Музыканта, играющего на трубе, называют трубачом. Звучит труба. Фортепиано – инструмент клавишный. Палец ударяет по клавише, клавиша поднимает молоточек, а молоточек ударяет по струне. Молоточки и струны скрыты внутри корпуса. Есть два вида фортепиано: пианино – на нем играют дома, в классе, и рояль, который обычно стоит в концертном зале. Если поднять крышку рояля, инструмент звучит ярче, громче. Слово «фортепиано» происходит от сочетания двух слов: «форте» - громко, «пиано» - тихо, так обозначают силу звучания. Музыканта, играющего на фортепиано, называют пианистом. Баян – в очень давние времена при дворе русского князя жил певец. Он сам складывал (сочинял) свои песни и так хорошо их пел, что слава о нем пошла по всей русской земле. Звали певца Баяном. В честь него и назвали русский народный инструмент – баян. Музыканта, который играет на баяне, называют баянистом. Гармонь и баян – похожие друг на друга инструменты. Гармонь - более простой инструмент, баян – более усовершенственный вид гармони (больше клавишных кнопочек в левой и правой руках). Балалайка появилась на Руси давно. Сделана балалайка из дерева. Музыкант кистью руки ударяет по струнам, и мы слышим звонкий и певучий голос балалайки. Называют этот инструмент струнным щипковым, а музыканта – балалаечником. В деревнях и селах балалайки делали народные музыканты-самоучки. Хорошо пели деревенские парни и девушки, но еще лучше звучала песня, если ей подыгрывали на балалайке. Редкая песня обходилась без пляски. А когда начинались у деревенской молодежи пляски, без балалайки, гармони или баяна вовсе обойтись было нельзя. Издавна люди объединялись и исполняли музыку вместе на разных инструментах. Так стали постепенно возникать оркестры. В оркестре народных инструментов музыканты играют на балалайках, баянах, рожках, гуслях, домрах и других инструментах. - Давайте исполним пьесу В. Калиникова «Тень-тень» вместе с оркестром народных инструментов. Звучит пьеса «Тень-тень» (дети подыгрывают на сильную долю на ложках, бубнах, треугольниках). Прослушивание. Сказка «Петя и волк». Итоги урока. - Что вы узнали на уроке? (что такое тембр – окраска звука; о некоторых инструментах симфонического оркестра и оркестра народных инструментов; послушали сказку) |
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайды 5 – 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
|