Высота звуков и тембр музыкальных инструментов на основе лексической темы «Дикие животные».
план-конспект занятия по музыке (2 класс) на тему

Конспект интегрированного урока музыки и логопедического занятия

учителя музыки Дубровиной Л.А.и учителя-логопеда Кравченко В.Е.

Высота звуков и тембр музыкальных инструментов на основе лексической темы «Дикие животные».

Цель: Различать музыкальные звуки по высоте, музыкальные инструменты по тембру на основе лексической темы «Дикие животные».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока музыки и логопедического занятия

учителя музыки Дубровиной Л.А.и учителя-логопеда Кравченко В.Е.

Высота звуков и тембр музыкальных инструментов на основе лексической темы «Дикие животные».

Цель: Различать музыкальные звуки по высоте, музыкальные инструменты по тембру на основе лексической темы «Дикие животные».

Задачи:

Образовательные

  • Способствовать развитию умения различать высоту и тембр музыкальных звуков путем слушания и анализа фрагментов музыкальных произведений, исполнения песен, имитации игры на музыкальных инструментах и движений животных.
  • Способствовать развитию умения анализировать слово по слоговому составу, подбирать слова - признаки при описании животных, образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие

  • Способствовать коррекции и развитию связной речи:  

Обогащение словарного запаса, развитие диалогической и монологической речи через описание диких животных, анализ слов по структуре, через подбор притяжательных прилагательных.

  • Способствовать развитию мелкой моторики, развитию ритмичности, плавности, соразмерности движений.
  • Способствовать коррекции и развитию личностных качеств:

навыков самоконтроля, усидчивости, умения выражать свои чувства.

Воспитательные

  • Способствовать воспитанию нравственных качеств, заботливого отношения к животным, чувства сопереживания, умения работать в команде.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, магнитофон, музыкальные инструменты: баян, туба, флейта; картинки инструментов.

Картинки с изображением животных (волк, медведь, лиса, заяц, рысь), паровоз с вагончиками – кармашками. Раздаточный материал с изображением животных и хвостов.

Музыкальный материал: Э.Григ «Утро», Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты); К. Сен-Санс «Птичник»; песни: муз.и сл. Г. Эрнесакса «Едет, едет паровоз», «Хомячок», Муз. А. Филиппенко «Весёлый музыкант»; игра-песня «У животных»; видео фрагмент «Паровоз».

Ход урока

Орг. момент.

Музыкальное приветствие.

Логопед: Вы любите путешествовать?

Я предлагаю отправиться в  необычное путешествие. Сегодня мы с вами одновременно побываем на уроке музыки и логопедическом занятии.

- На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

- Давайте на поезде.

Учитель музыки:   Сейчас мы попробуем собрать все  свои знания, полученные на уроках музыки  и логопедических занятиях, и отправимся в путь. Вы должны быть очень внимательными и останавливаться мы будем только на тех станциях, которые нам нужны. Вы готовы, ребята? Тогда в путь! Занимайте места в вагонах.

Видео фрагмент «Паровоз».

Дети садятся на стулья (вагончики), смотрят и слушают видео клип песни «Едет, едет паровоз».

Основная часть.

Станция «Загадочная».

Логопед:   Ребята, мы прибыли на станцию «Загадочная». Давайте выйдем из вагонов и отправимся в волшебный лес.

(звучит музыка Э. Григ «Утро»)

Учитель: Ребята, скажите,  что  вы   сейчас  слышали?

Дети:  Музыку

Учитель: Из чего состоит музыка?

Дети: Из музыкальных звуков.

Учитель: Как можно  записать музыкальные звуки?

Ученики:  При помощи нот .( на доску прикрепляется нота)

Учитель: Ребята, скажите, какими бывают музыкальные звуки?

Дети: Звуки бывают  разные: высокие, средние и низкие.  

Учитель: Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о высоте звука, а помогут нам в этом наши верные помощники – музыкальные инструменты.

Высокие звуки поются тонким голосом, легко, звонко. А низкие – густые, более басовитые.

Игровой тренинг «Угадай-ка»

Сейчас мы с вами проведем игру «Угадай высоту звука». Я буду на баяне играть звук, а вы должны определить, какой это звук, высокий или низкий.

(если звучит высокий звук – дети поднимают руки вверх, если низкий  - руки опускают вниз)

А теперь – второе задание на эту же тему, только труднее. Сейчас вы должны будете узнать обитателей леса. Прослушайте музыку и подумайте, кого из животных «нарисовал» композитор.

(Звучат пьесы). (Школьники слушают начало пьес, сочиненных в низком и высоком регистрах: К.Сен-Санс «Птичник», «Зайчик» М. Иванова, «Медведь» В. Ребикова, Прокофьев «Петя и волк» (фрагмент) и др.)

После того, как дети отгадывают, выставляется картинка с изображением животного. ( Птичка, медведь, заяц ,волк, лиса,)

На доске находятся ступеньки, на которые логопед располагает животных. Учитель музыки поясняет, почему животные расположились на той или иной ступеньке. Птичку расположили на верхней ступеньке, потому, что звучали высокие звуки, медведь – на низкой ступеньке.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

Логопед: Ребята, отгадайте загадки.

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть.

На овцу готов напасть. (волк)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

В сарай попала,

Кур пересчитала. (лиса)

- А как можно назвать этих животных одним словом? (дикие) Где они живут? Кто их кормит? Кто им жилище строит? (ответы детей)

Вывод: Они сами о себе заботятся.

Затем дети описывают животных. (волк – серый, лохматый, злой, хищный, умный; лиса – рыжая, пушистая, хитрая; медведь – большой, толстый, косолапый, неуклюжий, бурый; заяц – маленький, серый, пушистый, трусливый).

- Ребята, мы с вами путешествуем на поезде. А давайте и наших зверей  покатаем. В паровозе поедут животные, в названии которых один слог, а в вагоне – животные из двух слогов. (Картинки: волк, лиса, заяц, рысь + поезд с кармашками)

- Теперь мы можем отправиться дальше.

Дыхательная гимнастика «Паровоз». (Под баян)

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колёса стучат,

А колёса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»

«Пых»

Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег.(повторяем 3 раза)

Станция «Песенная».

Логопед: Мы прибыли на станцию «Песенную». Для того чтобы спеть песню красиво, нужно размять губы, язык, т.е. сделать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для щёк и губ.

«Толстощёкий хомячок». Хомячок несёт за щеками зерно. Надувание обеих щёк. Высыпал зерно. Втянуть щёки.

«Норка хомяка». Широкая трубочка с открытым ртом.

«Заборчик». На пути хомяка встретился вот такой заборчик. Улыбнись, сомкни  и покажи все зубки.

Чередование широкой трубочки с оскалом.

Упражнения для языка.

«Язычок смотрит, какая сегодня погода». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на верхнюю губу.

«Веточки деревьев качаются». Широкий кончик языка сначала поднимается к носу, а затем опускается к подбородку.

«Поедем на лошадке в лес». Щёлканье языком. Остановим лошадку. Вибрация губ: пррр.

«Приехали в лес, пробираемся сквозь бурелом». Просовывание языка между зубами.

«Дятел стучит по дереву». В лесу увидели дятла. Послушай, как он стучит. Открой широко рот, подними язык  к бугоркам, произносим:т-т-т, д-д-д. Дятел здоровается с нами: да-да-да-дак, да-да-да-дык.

Учитель: Ребята, вы знаете песню про хомячка? Хотите спеть её? Сядьте, пожалуйста, красиво, вспомните, как нужно сидеть при пении. Приготовились?

Песня «Хомячок» После песни дети садятся на стулья – вагоны.

Учитель: А мы отправляемся дальше. Занимайте, ребята, места в вагонах.

(дети поют песню «Едет, едет паровоз»).

Учитель: Мы прибыли на станцию «Лентяйка». Остановимся?

Дети: Нет!

Учитель: Отправляемся дальше. - 2 куплет песни «Едет, едет…»

 Станция «Помогай-ка». -

Логопед: Однажды, проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что это проделки злого волшебника,  он разнес хвосты по лесу. Пошли звери по лесу свои  хвосты искать, но  никак не смогли их разделить. Давайте поможем  животным.

На «поляне» картинки животных без хвостов, и отдельно нарисованные хвосты. Нужно каждому животному найти его хвост:

 логопед - лисе, дети – лисий,

 - медведю, - медвежий,

 - зайцу, - заячий,

 - белке, - беличий,

 - волку, - волчий,

 - мыши, - мышиный.

Логопед проводит игру Дикие животные и их детёныши

- Ребята, а вы знаете о том, что у диких животных весной появляются детёныши? Давайте вспомним, как они называются.

Как-то узкою тропой звери шли на водопой.

За мамой зайчихой прыгал… зайчонок.

За мамой волчицей топал… волчонок.

За мамой лисицей крался … лисёнок.

За мамой медведицей шёл … медвежонок.

За мамой ежихой плёлся … ежонок.

Учитель: Ребята, а сейчас помогите музыкальным инструментам найти своего животного. Давайте вспомним, как по высоте звучат голоса животных.

(У птички высокий голос, медведь ревёт низким голосом)

Показать инструменты (туба, флейта)

На ступеньки, расположенные на доске, логопед располагает инструменты в соответствии с высотой звука. (Птичка – флейта, медведь – туба, зайчик- скрипка)

Учитель: Ребята, мы славно потрудились и сейчас отдохнём.

Игра-песня «У животных».

Логопед: Садимся в вагоны, поём песню «Едет, едет паровоз».

Станция «Танцевальная».

Логопед: Ребята, мы приехали на лесную полянку, на которой танцуют и поют зайки. Давайте веселиться вместе с ними!

Песня «Я на скрипочке играю»(под баян)

Сначала поём, потом инсценируем, имитируя игру на инструментах.

- Как играла скрипка? (высоким  звуком)

- Почему зайки разбежались от игры на барабане? (испугались)

Релаксация.

- Наше путешествие подходит к концу. У нас с вами было так много приключений, что надо немного отдохнуть. Занимайте места в поезде, садитесь удобнее, опустите руки и голову, закройте глаза и послушайте звуки леса. Вспомните самые приятные моменты нашего путешествия.

 (Аудиозапись со звуками леса)

Итог.

Логопед: Чем мы сегодня занимались на уроке? Кого мы встретили на пути?

Учитель: Какими музыкальными  инструментами были озвучены животные? Какими звуки бывают по высоте?

Учитель: Наше путешествие прошло успешно. Вы научились различать музыкальные звуки по высоте, узнавали голоса инструментов. Озвучьте инструменты нотками. Если вам было интересно и всё понятно – красного цвета, а если ничего не понятно – жёлтого.

Дети размещают нотки на доске рядом с инструментом и получают нотку в подарок  за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект занятия-викторины на основе лексической темы "Дикие животные нашей страны".

Данное занятие проводилось 20 апреля 2016 года в ЦССВ "Южный" с детьми разного возраста (бывший детский дом 8 вида № 9).Занятие подготовлено и проведено учителем-логопедом Скворцовой Т.В. и ...

презентация по лексической теме "Дикие животные зимой"

Систематизация знаний по изучаемой лексичесой теме...

Тема занятия: «Парные согласные глухие и звонкие звуки» в рамках лексической темы: «Дикие животные».

Конспект занятия по развитию речи учащихся с ОВЗ по теме: «Парные согласные глухие и звонкие звуки» в рамках лексической темы: «Дикие животные». В занятие включены задания корр...

Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка младшего школьного возраста на основе лексической темы «Дикие животные».

Коррекционно-образовательные задачи:- развивать фонематический строй речи;-формировать ритмическую сторону речи;- развивать мышление на материале описательных загадок...