Урок по формированию умений речевого этикета "Характеристика речи. Тембр голоса".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Комарчук Ольга Александровна

Урок по формированию умений речевого этикета "Характеристика речи. Тембр голоса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tembr_golosa_komarchuk.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по курсу Т.А. Ладыженской «Детская риторика»

1 класс

Тема: «Тембр голоса»

Составлен: учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 851

Комарчук Ольгой Александровной

Оборудование: 

учебник Т.А. Ладыженской  «Детская риторика» 1 класс,                         мультимедийный проектор, презентация по теме урока, диск с записью голосов детей данного класса, диск с мультипликационным фильмом  «Волк и семеро козлят».

 

Цели:

  1. познакомить детей с понятием – тембр голоса, повторить такие особенности устной речи как громкость и темп речи.
  2. воспитывать культуру речи, любовь к родному языку.
  3. развивать речь, память, внимание, мышление, дикцию, навыки правильного логического ударения.

Ход урока:


  1. Организационный момент.
  2. Дыхательные и артикуляционные упражнения.
  1. «Хоботок» (сложить губы трубочкой, вытянуть вперед и обратно). Повторить 8-10 раз.
  2. «Солнышко» (вращательные движения языка во рту, рот закрыт). Повторить 3-4 раза.
  3. «Дровосек» (дети поднимают руки вверх, как при взмахе топором, одновременно вдыхая воздух, затем резко опускают руки, как при ударе топором, одновременно выдыхая воздух со словами: «У-у-ух!».) Повторить 5-7 раз!
  4. «Пушинка» (дети поднимают руку и сгибают ее в локте.)Воображая, что рука покрыта пушинками, сдувают их, делая частые вдохи и выдохи). Повторить 2-3 раза.
  5. «Костер» (вдыхание и выдыхание воздуха как при тушении костра). Повторить 6-8 раз.
  6. «Пульверизатор (дети быстро и резко выдыхают воздух толчками). Повторить 3-4 раза.
  7. Знакомство с новым упражнением: «Роза» (дети стоят прямо, опустив руки вниз, делают глубокие вдохи и выдохи как будто нюхают розу). Повторить 3-4 раза.
  1. Речевая разминка. Работа над логическим ударением.

На доске:   ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ

  1. Дети произносят слоги, записанные на доске последовательно, четко, в быстром темпе.
  2. Произнесение этих слогов, один, из которых произносится с ударением:

            ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ… ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ…ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ...  ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ


На доске:

Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

  1. Прочитайте.
  2. Как называется это выражение?
  3. Чем отличается скороговорка от чистоговорки?
  4. Для чего мы их проговариваем?
  5. Дети произносят эту фразу, делая акцент на одно из слов, «дирижируют». При прочтении слова, на которое ставится акцент, рука поднимается вверх, на остальных словах идет ровно.

             Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

             Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

             Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

             Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

  1. Актуализация знаний.
  1. Что такое речь?
  2. Какие виды речи знаете?
  3. В чем отличие письменной речи и устной?
  4. Для чего нужно изучать разные виды речи?
  5. Какие особенности устной речи знаете?
  6. Приведите примеры! ( Дети демонстрируют творческие работы, выполненные дома).  
  7. Все ли мы знаем об особенностях устной речи?
  8. Почему на схеме пустой блок?
  1. «Открытие нового».
  1. Сейчас мы послушаем запись, на которой некоторые дети нашего класса читают стихи. Попробуйте угадать, кто это?
  2. После прослушивания и отгадывания:

Голоса одинаковые?

Чем они разные? Может они прочитаны в разном темпе или с разной громкостью? Так чем же они отличаются?

  1. Выслушивание предположений детей.
  2. Вывод: Все голоса звучат по разному. Речь каждого человека отличается своей собственной, особой окраской!
  3. Как называется эта особенность голоса каждого человека? (если никто из детей не назовет «тембр голоса», учитель подсказывает. На экран выводится слайд с определением понятия «тембр голоса».


  1. Закрепление.
  1.  Игра «Узнай голос!»

Один ученик водит. Он стоит спиной к классу. Учитель читает стихи, последнее слово договаривает ученик, на которого укажет учитель, не называя его имени. Ведущий должен отгадать голос своего одноклассника. Затем ведущий меняется.


          И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

А все же называются

Они – морские…(свинки)

          Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,

Потому что это …(рысь).

          На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его - …(скворец).

          В реке – большая драка:

Поссорились два …(рака).

          Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая …(собака).


Как вы узнавали голоса одноклассников? (по тембру голоса)


  1. О ком были эти загадки? Каких еще животных знаете?

Какие знаете сказки о животных, в которых герои изменяют свой голос, чтобы кого-то обмануть? («Волк и семеро козлят»)

Просмотр отрывка из мультфильма «Волк и семеро козлят».

Как волк хотел перехитрить наивных козлят?

Почему козлята сначала не впустили волка?

А потом?

Что он изменил? (тембр голоса)

Чьим голосом он говорил?


  1. В какой еще сказке волк обманывает, изменив голос? («Красная Шапочка»)

Кого обманул волк? Чьим голосом говорил? Что изменял в голосе? (тембр).


  1. Давайте и мы попробуем изменять тембр своего голоса. Вспомните сказку «Три медведя».

(Работа в учебнике)

  1.  Какие события происходят в сказке? У медведей одинаковые голоса? Почему? (разный тембр).
  2. Дети говорят фразу: «Кто пил из моей чашки?» от лица медведя, медведицы и медвежонка.


  1. Итог урока.
  1. Какие новые знания «открыли» для себя?
  2. С какими особенностями устной речи теперь знакомы?


  1. Домашнее задание.

Оформить творческую работу: «Тембр голоса».




Слайд №1.

Слайд №2.

(Данный слайд отрегулиро-

ван в автомати-

ческом

режиме. На каждое упражнение

отводится 10 секунд.)














Слайд №3.










Слайд №4.











Слайд №5.

Слайд №6.

Слайд №7.

Слайд №8.


Слайд №9.

Слайд №10.







Слайд №11.



Слайд №12.















Слайд №13.





Слайд №14.








Слайд №15.



Слайд №16.




Слайд №17.



Слайд №18.



Слайд №19.

































Слайд №20.




Слайд №21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Тембр голоса"

Презентация к уроку "Тембр голоса"...

Презентация "Формирование умений речевого этикета у младших школьников"

Презентация "Формирование умений речевого этикета у младших школьников...

Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи

Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа  в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...

Летние каникулы (Формирование умений в монологической речи при описании картинки.)

Предлагаю материалы открытого урока по теме "Летние каникулы" для 4 класса. Формирование умений в монологической речи при описании картинки....

Формирование интеллектуально-речевых умений на уроках чтения

Перед каждым учителем стоит проблема формирования умений учебного труда. Эта проблема тесно связана с проблемой успеваемости  не только в начальной школе. Но одна из задач начальной школы состоит...

Мастер – класс: Формирование коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка в форме педагогической мастерской

      Коммуникативно-речевые умения – умения использовать языковой материал в процессе речевой деятельности с целью общения. Это такие умения, которые  влияют  на...

Формирование коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка

Важнейшей задачей обучения русскому языку в начальных классах является развитие связной речи учащихся. Развитая связная речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что важно ...