РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме
Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти, внимания и мышления. Занятия проходят в групповой, игровой форме со сменой видов деятельности, что учит детей находиться в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dinamich_pauza_zueva_o.v.docx | 68.92 КБ |
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_zueva_o.v.docx | 32.2 КБ |
razrabotka_zanyatiya.docx | 14.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол № 1
от 31 августа 2011 года
председатель педсовета
________С.Н. Задорожняя
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическая образовательная программа
Динамическая пауза
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Учитель Зуева О.В.
Заявка
на краевой конкурс программ внеурочной деятельности
Ф.И.О. (полностью) участника (-ов) конкурса | Зуева Оксана Владимировна |
Город (район) | Абинский район ст. Холмская |
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ № 43 |
Контактный телефон, e-mail: | 8(86150)3-11-86; sosh43@mail.ru |
Краткая аннотация программы | Программа внеурочной деятельности «Динамическая пауза» для учащихся первых классов начальной школы разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, на основе практического пособия «Организация переменок и динамических пауз в начальной школе». С.А Исаева. Целью учебной программы «Динамические паузы» является снятие у учащихся первых классов утомляемости, повышение умственной работоспособности, формирование основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием предмета дисциплины «Динамические паузы», в качестве которого выступает двигательная деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений. |
____________________________________ Зуева О.В.
(подпись)
Пояснительная записка
«Добыть и сохранить здоровье
Может только сам человек.»
Н.А Асмолов
Ни для кого не секрет, что от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие их успеваемости. Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми, хорошо физически развитыми. При организации обучения школьников необходимо учитывать многие факторы, но прежде всего , необходимо стремиться к созданию учебной среды, способствующей сохранению здоровья учащихся.Малоподвижный образ жизни ведет к увеличению риска сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройства эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата.
Нельзя не обратить внимание на повышенную возбудимость многих школьников во время урока. Ее причины не столько в «педагогической запущенности», сколько в нейрофизиологических проблемах. Такие дети не могут сидеть на одном месте, их поведенческие реакции часто парадоксальны. Они испытывают недостаток движения, который невольно пытаются компенсировать.
Ребенок длительное время находится в статическом положении, происходит снижение двигательной активности, уменьшается способность эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям и головному мозгу, а потому замедляются процессы восстановления и падает работоспособность.
Вывод: для снятия перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников необходимы нормализация образовательного процесса и занятия активно-двигательного характера. Это могут быть динамические паузы, уроки физкультуры, спортивные занятия.
Различные формы, виды и частота занятий играют большую роль в сбалансированном развитии ребенка 6–10 лет. Так как дети большую часть своего времени проводят в образовательном учреждении, перед преподавателями стоит задача сохранения и укрепления их здоровья, ведь именно в этот возрастной период повышается психологическая и физическая нагрузка на организм.
Для снятия утомления и восстановления работоспособности учащихся в нашей школе используются динамические перемены. Они помогают обеспечить необходимую для растущего организма двигательную активность, позволяют ребятам активно отдохнуть после умственного труда, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках. Такие перемены предназначены не для решения задач физического совершенствования, они носят главным образом релаксационный, оздоровительный и игровой характер. Игра остается ведущей деятельностью детей младшего возраста, через нее ребенок познает мир, открывает себя, учится строить отношения с другими детьми. Замечено, что если после урока ученики начальной школы гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. У большинства возбуждение преобладает над торможением, и такие дети не могут себя контролировать. Ребятам трудно сконцентрироваться на учебе, они не чувствуют своей причастности к школьной жизни. Такие дети часто испытывают повышенную потребность в движении. Поэтому динамические перемены дают им возможность освободиться от излишнего напряжения в ситуации, четко организованной учителем, развивают у ребят конструктивные способы взаимодействия друг с другом, формируют произвольную регуляцию поведения, привносят в жизнь школьников много новых впечатлений и положительных эмоций. Важно отметить, что совместные игры педагога с учениками способствуют укреплению их взаимоотношений. Ребенок, пришедший в школу уже отличается достаточным развитием речи (он может объяснить содержание знакомой игры, построить рассказ по картинкам, выразительно прочитать стихотворение), его мышление носит образный характер (он думает образами, а не абстрактными понятиями), но он в состоянии понять и отвлеченные суждения. Его внимание, память и мышление в основном непроизвольны (он легко переключает внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление, нравится; мышление, и воображение его тоже зависит от случайных впечатлений). Однако при этом уже наблюдаются тенденции к возникновению произвольности внимания, наблюдательности, памяти и мышления. И при поступлении в начальную школу нужен не только толчок, но и постоянная работа по развитию памяти, внимания и мышления, которая организует целенаправленное воздействие на развитие данных психологических качеств ребенка. Кроме того, как показали исследования, 85% времени школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье.
В школах учителя сталкиваются с проблемой организацией динамических пауз.
Автором разработана программа внеурочной деятельности «Динамическая пауза» для учащихся первых классов начальной школы разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, на основе практического пособия «Организация переменок и динамических пауз в начальной школе». С.А Исаева. При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации.
Курс «Динамические паузы» осваивается на принципах:
- реализации потребности детей в двигательной активности,
- учета специфики двигательных занятий,
- комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся,
- постепенном усилении физической и мышечной нагрузки,
- разнообразной физической деятельности учащихся,
- преемственности урочных и внеурочных работ
Целью учебной программы «Динамическая пауза» является: снятие у учащихся первых классов утомляемости, повышение умственной работоспособности, формирование основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
- комфортная адаптация первоклассников в школе;
- устранение мышечной скованности;
- снятие физической и умственной усталости;
- удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
- формирование установок здорового образа жизни;
- ведение закаливающих процедур;
- укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям;
- формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья;
- воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Реализация данной цели обеспечивается содержанием предмета дисциплины «Динамические паузы», в качестве которого выступает двигательная деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.
Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти, внимания и мышления. Занятия проходят в групповой, игровой форме со сменой видов деятельности, что учит детей находиться в коллективе.
Базовым результатом освоения предмета «Динамические паузы» является не только активное развитие физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета «Динамические паузы» с общеразвивающей направленностью, входят:
– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Место учебного предмета в учебном плане:
- рабочая программа основного начального образования по предмету «Динамические паузы» составлена в соответствии с количеством 165 часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования. «Динамические паузы» изучается в первом классе начальной школы в объеме 40мин в день.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- содержание учебного предмета «Динамические паузы» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих различные формы двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
По окончании изучения курса «Динамические паузы» в первом классе начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении двигательной активности для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Данная рабочая программа составлена на основе методического пособия
«Организация переменок и динамических пауз в начальной школе»
С.А Исаева. Издательство «Айрис Пресс», Москва 2004.
Таблица тематического распределения часов
№ п\п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Двигательная активность | 81 |
2 | Рисование | 21 |
3 | Просмотр мультфильмов | 5 |
4 | Лепка | 47 |
5 | Работа с оригами | 6 |
6 | Прослушивание музыки. | 5 |
Итого | 165ч |
Содержание обучения
Раздел №1. Двигательная активность (81 час)
Общие развивающие упражнения. Подвижные игры «Паутинка», «Дракон кусает свой хвост», «Поймал рыбку», «Кто позвал?», «Карлики-великаны», «Пчелкины шалости», «Гулливеры-лиллипуты», «Паровозик»
Раздел №2.Рисование. (21 час)
Рисование цветов, рисование растений, рисование осеннего леса, рисование «наши краски и настроение»,рисование облаков, рисование зимы, рисование снежинок, рисование своей семьи, рисование зимних узоров, рисование осенних листьев, рисование луга, рисование «Моя семья», рисование любимой игрушки, рисование цветов ,машинок, рисование «Здравствуй, лето!».
Чтение сказок: «Колобок», «Теремок», «Мужик и медведь», «Кот и лиса»,
«Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Царевна- лягушка», «Репка».
Раздел № 3. Просмотр мультфильмов. (5часов)
«Сборник сказок», «38 попугаев», мультфильмы про Лунтика.
Раздел №4. Лепка (47 часов)
Лепка ягод, лепка овощей, лепка грибов, лепка улитки, лепка котенка, лепка фруктов, лепка вазочки, лепка сказочных героев, корзина с пирожками, лепка домашних животных, лепка любимого животного, лепка героев из сказки «Колобок», лепка цветов.
Раздел №5.Работа с оригами.(6 часов)
Выполнение цветов, бабочек, собачек, лягушек. Коллективная работа «На лугу».
Раздел №6. Прослушивание музыки.(5 часов)
Прослушивание детских песен.
Методические рекомендации:
Динамические паузы во время ненастной погоды проводятся в классных комнатах, в спортивном зале, в библиотеке. В классной комнате расположена игровая зона – ковер, вдоль стен стоят шкафы, открытые стеллажи, внутри которых и на которых расположены различные игры, большие пазлы для сборки домов, конструктор «Лего», «палитра», математические пирамидки и.т.д. Вдоль окон установлены столы для работы с настольными играми. На этих занятиях использую подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики рук (LEGO, большие пазлы), математические викторины, дидактические игры по русскому языку, литературные викторины в игровой форме, а также игры на развитие памяти, внимания и мышления.
Данные игры приводят к расширению кругозора у детей, повторению пройденного материала (материал подбирается на основе тем, которые учителя указывают в планировании), обобщению и закреплению пройденного материала в игровой форме. Все занятия динамической паузы проходят под специально подобранную музыку и выстроены тематически. Занятие длится от 35-45 минут.
Каждая динамическая перемена включает в себя три фазы:
1-я подготовительная (разминка)
2-я – активная, коммуникативная;
3-я – этап малой подвижности, помогающий развивать произвольную деятельность учащихся.
Занятия начинаются с разминки (5-7 минут)- которая может включать гимнастические упражнения, танцевальные комплексы с небольшим объемом движения и невысокой интенсивностью, но обязательно в соответствии с возрастными особенностями детей. В комплекс должны входить упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, пояса. Каждому комплексу или упражнению лучше давать название.
Основная часть (15 минут) – желательно использовать игровые приёмы. На занятии разучиваются игры.
Подвижные коммуникативные игры повышают энергетический ресурс группы, формируют эмоционально-положительный настрой на продолжение занятий, а также способствуют развитию познавательных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Завершают игры малой подвижности. Они способствуют развитию произвольной регуляции поведения, формируют умение ориентироваться на цель, выполнять действия по образцу; помогают детям настроиться на рабочий лад, быть более организованными и сосредоточенными.
В заключительной части обучающиеся в соответствии с планом: лепят, рисуют, читают книги, смотрят мультфильмы.
Автор широко использует общеразвивающие и игровые упражнения, элементы ритмики, подвижные и спортивные игры.
Проходят динамические перемены после 2-го урока. Место проведения – спортивные площадки, библиотека, Продолжительность – 40 минут. Динамические перемены часто сопровождаются музыкой, помогающей создавать хорошее настроение. В начале каждой недели меняют композицию и под нее разучивают новый комплекс упражнений.
Динамическая перемена проводится в непринужденной форме. В зависимости от сути игры при делении детей на группы учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого. Чтобы ребята играли сознательно и активно, необходимо создать у них правильное представление об игре, доходчиво объяснить ее правила. Кроме этого, в программу включены упражнения и игры, хорошо знакомые школьникам из уроков физкультуры. Динамические перемены играют большую роль в воспитании и развитии. Они способствуют усвоению социальных норм и правил, позволяют проиграть различные модели поведения, в которых учащиеся могут творчески использовать полученные знания. Важные моменты при проведении динамической паузы:
1. Учить детей соблюдению правил.
- Играть честно и дружно. Правила – закон.
- Проявлять побольше выдумки, смекалки.
- Обязательно слушать руководителя. Подчиняться капитану команды, в игре он главный.
- Победив, не зазнаваться (ведь можно играть еще лучше). Не смеяться над проигравшими.
- Не сердиться на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
2. Следует стараться незаметно держать под контролем самостоятельную игровую деятельность детей, так как у них еще недостаточно развиты навыки организации, самоконтроля, общения и др.
3. К организации динамических перемен привлекать, когда есть возможность, старших ребят.
4. Не забывайте об оптимальности двигательной нагрузки, чередовании видов игровой деятельности, чтобы дети не уставали, а перемена была им в радость.
Планируемые результаты
По окончании первого класса начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
–характеризовать роль и значение двигательной активности в жизни человека;
– использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство под руководством учителя;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
–применять технические действия из базовых видов спорта в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | |
1.Библиотечный фонд | |||
1. | 1.Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000 .
| ||
2. Технические средства обучения | |||
Магнитофон. Аудио,видеозаписи. | 1 1 | ||
3. Оборудование кабинета | |||
Мяч Скакалка Лента Гимнастическая палка Обруч | 15 15 15 15 15 |
Приложение 1
Тема занятия : ОРУ( общеразвивающие упражнения). Игровые упражнения с прыжками .Игра «Кузнечики» Рисование «Мой дом».
Цель: предупреждение утомляемости учащихся, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.
Задачи : 1) создание атмосферы эмоционального комфорта, непринужденной обстановки, творчества 2) развивать чувство ритма, пластику, грацию, умения владеть своим телом , совершенствование движений.
1.Организационная часть.
Разминка.
Ходьба с носка, руки на поясе.
«Кошечка» - ходьба с перекатом с носка на пятку(кошечка крадётся)
«Кошечка путает следы»- скрестные движения ног
« Кошечка спряталась» - присесть , сгруппироваться.
Ускоренная ходьба, быстрый бег, бег- полёт (поднимая вперед прямые ноги)
Упражнения на дыхание.
«Любопытная кошка»
Движения головой
- Вниз/вверх – на 2 счета
- Влево/вправо – на 2 счета
Упражнение повторить 4 раза
«Плечо с ухом говорит»
Движения плечами:
- Поднять правое плечо, коснуться правого уха – на 2 счета
- Поднять левое плечо, коснуться левого уха на - 2 счёта
Упражнение повторить 4 раза
« Кошачьи повадки»
Растягивание тела, позвоночника:
- Правую ногу отставить. Коснуться правой ступни, вернуться в исходное положение;
- Левую ногу отставить. Коснуться левой ступни, вернуться в исходное положение;
Упражнение повторить 4 раза.
Прыжки.
Ноги в стороны, руки вверх – ноги вместе ,руки вниз – 4 раза;
Поворот вправо- 2 хлопка; Поворот влево – 2 хлопка.
Разучивание игры «Кузнечики» Игра пришла к нам из Белоруссии. В середине площадки чертят круг такого размера, чтобы в нём могли поместиться все «кузнечики». Затем по считалке или по договоренности выбирают «скворца» (водящего). «Скворец» встает в круг, а «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает ловить «кузнечиков», передвигаясь при этом любым способом: на одной ноге, на двух скрещенных ногах, шагая «гусиным шагом» и т.д.Все «кузнечики» должны перемещаться так же, как и водящий.Когда «ск5ворецу» поймает «кузнечика», то ведет его в круг и сам остается там же. «Кузнечик « становится «скворцом», но передвигаются уже по –иному. Игра оканчивается, когда все игроки окажутся в круге.
Игра малой подвижности « Кот и мыши» (повторение игры )
- Заключительная часть.
Ребятам предлагается нарисовать «Свой дом». Учащиеся рисуют в альбомах. Если погода хорошая детям предлагаются цветные мелки и они рисуют на асфальте.
Приложение 2
Тема: ОРУ. Игра «Уголки». Лепка сказочных героев.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
2.Разминка. Примерные комплексы общеразвивающих упражнений
Комплекс № 1 (без предметов)
I.. И. п. — о. с., на счет 1 — 2 — 3 — 4 руки в стороны, вверх, вперед, вниз. 4 раза.
II. И. п. — ноги врозь, руки в стороны. 1 — наклон вперед, хлопок ладонями за левым коленом, выдох; 2 — и. п., вдох;
III. И. п. — ноги врозь, руки в стороны 1 — 2 — 3.— наклон вперед, хлопок за правым коленом, выдох; 4 — и. п., вдох. 4 раза.
IV. И. п. — то же. 1— руки на пояс, поворот направо; 2 — и. п.; 3 — 4 — то же налево. 4 раза.
V. И. п. — о. с., 1 — присесть, руки на колени, выдох; 2 — и. п.; 3 — присесть, обхватить колени руками, выдох; 4 — и. п., вдох - 4 раза.
VI. И. п. — ноги врозь руки па пояс, 1 — наклон влево, руки вверх, 2 — и. п.; 3—4 — то же вправо. 4 раза.
VII. И/. п. — о. с., руки на пояс, поднять правую ногу, согнутую в колене; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 4 раза.
VIII. И. п. — о. с. 1 — наклон вперед, расслабить мышцы рук; 2 — выпрямиться, руки вверх; 3 — наклон вперед, расслабляя мышцы, «уронить» руки, дать им свободно покачаться; 4 — и. п. 4 раза.
- Разучивание игры «Уголки» Игра может проводиться в разных условиях: в помещении, на воздухе- детьми всех возрастов..
Если играют в помещении , то участвуют 5 человек, при игре на улице-до 15 человек.
Играющие становятся по углам комнаты, водящий - в середине. Если играющих более 5 человек, о для остальных чертятся кружки - «домики».Все находящиеся по углам- «мышки».Одна из них водящая «мышка»- находится в середине комнаты .Она подходит к какой –нибудь норке и говорит «Мышка, мышка продай свой уголок!». Та отказывается. Тогда водящий идет к другой «мышке». В это время «мышка», отказавшаяся продать свой «уголок», вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом. Находящийся в середине стремится занять кого-нибудь из перебегающих. Если ему это удается, то оставшийся без места идет в середину и игра продолжается. Если водящий скажет «Кошка идет!» - тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-нибудь «уголок».
4. Заключительная часть. Лепка сказочных героев.
(Во время лепки развивается мелкая моторика рук.)
Дети делятся на группы и лепят сказочных героев. Заканчивается занятие выставкой поделок.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
занятия по динамической паузе
в 1»Б» классе МБОУСОШ №43
Учитель начальных классов Зуева Оксана Владимировна
Тема: ОРУ .Игры с мячами.( учить детей бросать мяч на дальность) Игра «Жмурки». Игра «Метко в цель»
Лепка олимпийских талисманов из пластилина.
Цели деятельности учителя | - формировать знания об истории возникновения Олимпийских игр; - учить работать с мячами: ведение, переброс; броски на дальность. - повторить подвижную игру «Жмурки». |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: - излагать факты истории развития физической культуры и истории Олимпийских игр; - характеризовать роль физической культуры и её значение в жизни человека; - играть в подвижную игру «Жмурки» получат возможность: - технически правильно выполнять работу с мячом Метапредметные познавательные: - овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные: - выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; - овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение. Умением пользоваться учебником; регулятивные: - овладеют способностью понимать учебную задачу и стремятся её выполнить Личностные - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи сопереживания в подвижной игре «Жмурки»; - проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; - дисциплинированность и упорство в достижении целей; - оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. |
Методы и формы обучения | Объяснительно - иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | Мячи по числу учеников, повязка на глаза, секундомер. |
Организационная структура урока
Этапы занятия | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
1.Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит построение в одну шеренгу Проверяет готовность учащихся к уроку Озвучивает тему и цель урока Создаёт эмоциональный настрой на изучение нового материала | Выполняют построение на спортивной площадке Слушают и обсуждают тему урока | фронтальная | Личностные: - понимают значение знаний для человека и принимают его; - имеют желание учиться; - положительно отзываются о школе; - стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; - правильно идентифицируют себя с позицией школьника | устный опрос |
2. Актуализация знаний | Повторить понятия «право» и «лево» Выполнить повороты «направо» и «налево» Бег с соблюдением дистанции Разминка в движении Приложение № 1 | Даёт команду: «В одну шеренгу становись!» Повторяет с учащимися «право» и «лево» с помощью команд: «Правую руку вверх!», «Левую руку вверх!», «Правую руку вниз!», «Левую руку вниз!», Даёт команду: «Бегом марш!» Проводит разминку в движении, обеспечивает эмоциональный настрой | Повторяют несколько раз упражнения Поворачивают направо Выполняют бег 1,5- 2 мин. Выполняют движения разминки | фронтальная индивидуальная фронтальная фронтальная | Личностные: - активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками; - проявляет дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей Регулятивные: - осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем | выполнение действий по инструкции осуществление самоконтроля по образцу |
3. Изучение нового материала | Беседа по теме «История зарождения древних Олимпийских игр» Приложение № 2 Общеразвивающие упражнения с мешочками Приложение № 3 Обучение технике метания предмета на дальность Выполнение метания предмета | Проводит беседу. Наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что физическая культура имеет большое значение в жизни человека Проводит комплекс общеразвивающих упражнений с мешочками Раздаёт мячи для метания Показывает правильное положение ног и рук при выполнении метания. Вместе с учащимися выполняет метание Формирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль | Слушают и отвечают на вопросы Выполняют комплекс ОРУ с мешочками Выстраиваются в одну шеренгу Слушают, задают вопросы Броски выполняют по очереди, по команде учителя Собирают мячи | индивидуальная индивидуальная индивидуальная фронтальная индивидуальная | Познавательные: общеучебные - осознанно высказываются в устной форме об истории олимпийского движения; - самостоятельно выделяют и формируют цели и способы их осуществления; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: - обмениваются мнениями; - слушают друг друга; - строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: - действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; - адекватно воспринимают оценку учителя; принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; - принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей. | устные ответы осуществление самоконтроля по образцу осуществление самоконтроля по образцу выполнение действий по инструкции |
4. Первичное осмысление и закрепление | Подвижная игра «Жмурки» Приложение № 4 Упражнение на релаксацию «Путешествие на облаке» Приложение № 5 | Проводит подвижную игру «Жмурки» Даёт сыграть 2-4 раза в зависимости от быстроты ловли игроков Объясняет упражнение | В процессе игры самостоятельно воспроизводят речевое сопровождение Выполнение упражнения с закрытыми глазами | индивидуальная фронтальная | Регулятивные: - принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и в процессе участия в игре; - принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей. Коммуникативные: - умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; - контролировать действия партнёра | выполнение действий по инструкции |
5.Лепка олимпийскихталисманов из пластилина. Рефлексия 6. Итог занятия | Обобщить полученные на уроке сведения Домашнее задание Придумать и нарисовать талисман XXII зимних Олимпийских игр в Сочи Выставка Олимпийских талисманов.. | Проводит беседу по вопросам: - Как и когда зародились Олимпийские игры? - Как часто проводятся олимпийские игры? - Как звучит девиз Олимпийских игр? - Где и когда будут проходить XXII зимние Олимпийские игры? - Назовите талисманы зимней олимпиады в Сочи? Объясняет выполнение домашнего задания | Отвечают на вопросы Определяют своё эмоциональное состояние на уроке Слушают, задают вопросы Коллективное обсуждение. | фронтальная | Личностные: - понимают значение знаний для человека и принимают его Регулятивные: - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Приложение № 1
Разминка в движении
Упражнения | дозировка | Организационно - методические указания |
1) И. п.- руки в стороны Круговые движения предплечьями внутрь. | каждое упражнение выполнять по 15-20 сек в зависимости от правильности выполнения | выполнение упражнения одновременно и по очереди следить за осанкой |
2) И.п.- руки в стороны Повороты рук ладонями вверх, ладонями вниз. | соблюдение дистанции следить за осанкой | |
3) И.п.- руки вниз Поднять правое плечо; поднять левое плечо; опустить правое плечо; опустить левое плечо. | выполнение упражнения на каждый шаг | |
4) И.п.- руки на плечах Круговые движения плечами вперед и назад. | соблюдение дистанции следить за осанкой | |
5) И.п.- руки вниз Круговые движения руками вперёд – назад. | соблюдение дистанции следить за осанкой | |
6) И.п.- руки на поясе Поднять ногу, согнутую в колене, захватить её руками и подтянуть к груди. | выполнение упражнения на каждый шаг (сначала с правой ноги, затем с левой) не наклоняться | |
7) И.п.- руки на поясе Выпады вперёд. | выполнение упражнения на каждый шаг не наклоняться, спина прямая | |
8) И.п.- руки на поясе Движения спиной вперёд, выпады назад. | выполнение упражнения на каждый шаг | |
9) И.п.- руки на поясе Подскоки с правой и левой ноги | выполнение упражнения по очереди |
Приложение № 2
Беседа « История зарождения древних Олимпийских игр»
Содержание | Вопросы |
Миф о Геракле Существует несколько мифов о зарождении Олимпийских игр. Один из них рассказывает о сильном и смелом Геракле – герое Древней Греции, сыне бога – громовержца Зевса. О подвигах Геракла, а их было двенадцать, слагались легенды. В честь одного из его подвигов стали проводить военные игры. У горы Олимп воины соревновались в силе, быстроте, выносливости. Чтобы воины не враждовали между собой во время игр, Геракл установил два правила. Первое правило – главное в играх не победа, а участие. И второе – выигравший в соревнованиях должен был посвящать свою победу Зевсу. Прошло много времени. В Греции началась жестокая война между населявшими её народами. Один из греческих царей вспомнил миф о Геракле и предложил вместо военных сражений провести игры. Воевавшие народы заключили мирный договор, и лучшие воины прибыли к подножию горы Олимп для участия в соревнованиях. По названию горы игры стали называться Олимпийскими. По правилам Олимпийские игры должны были проводиться регулярно, один раз в четыре года. Во время Олимпийских игр все сражения должны были прекращаться, а воины принимать участие в соревнованиях. Олимпийские игры стали поводом для примирения народов разных стран. В наше время Олимпийские игры являются самыми крупными спортивными соревнованиями. Как и раньше они проводятся один раз в четыре года. Для участия в олимпийских играх съезжаются спортсмены со всего мира. Однако из стран, которые воюют, спортсмены не приглашаются. Так, Олимпийские игры, как и в далёкие времена, помогают, воюющим странам примириться, а всем людям – сохранить мир на Земле.
| 1. В чью честь стали проводить игры в Древней Греции? 2. Какие правила установил Геракл? 3. Как часто сейчас проводятся Олимпийские игры? 4. Какие правила установлены для участия в олимпийских играх? 5. Проводились ли Олимпийские игры в нашей стране? 6. Когда и где пройдут XXII зимние Олимпийские игры? 7. Что вы о них знаете? |
Приложение № 3
Комплекс общеразвивающих упражнений с мешочками
Упражнения | дозировка | Организационно - методические указания |
1. И.п.- о.с., мешочек зажат между грудью двумя ладонями, пальцы смотрят вверх 1-4- круговые движения руками перед собой. 5-8- то же в другую сторону | по 4 раза в каждую сторону | Начинать в правую сторону, ладони не разжимать |
2. И.п.- о.с., руки вперёд, мешочек лежит на тыльной стороне правой руки 1-8- упражнение «Ножницы» То же с левой руки | по 2 раза каждой рукой | Следить за осанкой |
3. И.п.- о.с., мешочек положить перед собой 1-4 – круговые движения прямыми руками вперёд 5-8- круговые движения руками, согнутыми в локтях вперёд То же самое назад | 4 раза | Следить за осанкой |
4. И.п.-о.с, мешочек лежит на голове 1- поворот головы вправо 2- и.п. 3- поворот головы влево 4- и.п. | 4 раза | Следить за осанкой |
5. И.п.- о.с., мешочек на голове Повороты туловища направо – налево | по 4 раза в каждую сторону | Выполнение без счёта, без определённой последовательности. Учитываются падения мешочка и поправление его |
6. И.п.- о.с., мешочек на голове 1- упор присев 2- и.п. | 8 раз | Голову держать прямо |
7.И.п. – о.с, мешочек на руках 1- наклон, положить мешочек перед собой на землю 2- выпрямиться 3- наклон, взять мешочек 4- и.п. | 8 раз | Ноги в коленях не сгибать |
8.И.п.- стойка ноги врозь, мешочек в руках Перебрасывание мешочка из руки в руку | по 10 раз каждой рукой без счёта | Правая рука подбрасывает, левая ловит на тыльную сторону кисти, потом тыльной стороной бросает обратно правой руке. Руки меняются: левая бросает, правая ловит на тыльную сторону кисти. |
Приложение № 4
Подвижная игра «Жмурки»
1 вариант | 2 вариант |
Выбирается и становится в центре игровой площадки водящий – «жмурка», которому завязывают глаза. По сигналу он начинает ловить остальных игроков, разбежавшихся по всей площадке. Если игра проходит в зале, то учителю необходимо внимательно следить за тем, чтобы «жмурка» ни обо что не стукнулся. Чтобы предостеречь водящего, то необходимо кричать: «Огонь!» «Жмурка» услышав это слово, сразу поймёт, что находится на краю игровой площадки и ему надо быть аккуратнее. Если кто-то кричит: «Огонь!», когда реальной опасности не существует, он выбывает из игры. Игроки тоже должны следить за игровой зоной и не выбегать за ограничительные линии. Кого «жмурка» поймает, тот становится водящим. Если же ничего не получается и «жмурка» никого поймать не может, то нового водящего можно выбрать по желанию или считалкой. | Одному из играющих – « жмурке» - завязывают глаза, отводят его на середину зала и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают: - Кот на чём стоишь? - На квашне. - Что в квашне? - Квас. - Лови мышей, а не нас. После этих слов участники игры разбегаются, а « жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой». Правила игры: - Если « жмурка» подойдёт близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь «жмурку» от игрока, который не может убежать от него. - Играющим не разрешается прятаться за какие- - либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увёртываться от «жмурки», приседать, проходить на четвереньках. - Пойманного игрока «жмурка» должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки |
Приложение № 5
Упражнение на релаксацию (аутотренинг)
«Путешествие на облаке»
Содержание | Новые понятия |
Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и закройте глаза… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, голова удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… (Пауза 30 секунд). Теперь вы снова на своём облаке, оно везёт вас обратно назад, на своё место в спортивном зале. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало… Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе… Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Отройте глаза. | Релаксация - ослабление 1) соединение ума и тела (мышц) 2) расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры. Аутотренинг – система упражнений с целью выработки максимальной работоспособности. Умение не только расслабляться, но и собраться. |
Предварительный просмотр:
Тема занятия : ОРУ( общеразвивающие упражнения). Игровые упражнения с прыжками .Игра «Кузнечики» Рисование «Мой дом».
Цель: предупреждение утомляемости учащихся, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.
Задачи : 1) создание атмосферы эмоционального комфорта, непринужденной обстановки, творчества 2) развивать чувство ритма, пластику, грацию, умения владеть своим телом , совершенствование движений.
1.Организационная часть.
Разминка.
Ходьба с носка, руки на поясе.
«Кошечка» - ходьба с перекатом с носка на пятку(кошечка крадётся)
«Кошечка путает следы»- скрестные движения ног
« Кошечка спряталась» - присесть , сгруппироваться.
Ускоренная ходьба, быстрый бег, бег- полёт (поднимая вперед прямые ноги)
Упражнения на дыхание.
«Любопытная кошка»
Движения головой
- Вниз/вверх – на 2 счета
- Влево/вправо – на 2 счета
Упражнение повторить 4 раза
«Плечо с ухом говорит»
Движения плечами:
- Поднять правое плечо, коснуться правого уха – на 2 счета
- Поднять левое плечо, коснуться левого уха на - 2 счёта
Упражнение повторить 4 раза
« Кошачьи повадки»
Растягивание тела, позвоночника:
- Правую ногу отставить. Коснуться правой ступни, вернуться в исходное положение;
- Левую ногу отставить. Коснуться левой ступни, вернуться в исходное положение;
Упражнение повторить 4 раза.
Прыжки.
Ноги в стороны, руки вверх – ноги вместе ,руки вниз – 4 раза;
Поворот вправо- 2 хлопка; Поворот влево – 2 хлопка.
Разучивание игры «Кузнечики» Игра пришла к нам из Белоруссии. В середине площадки чертят круг такого размера, чтобы в нём могли поместиться все «кузнечики». Затем по считалке или по договоренности выбирают «скворца» (водящего). «Скворец» встает в круг, а «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает ловить «кузнечиков», передвигаясь при этом любым способом: на одной ноге, на двух скрещенных ногах, шагая «гусиным шагом» и т.д.Все «кузнечики» должны перемещаться так же, как и водящий.Когда «ск5ворецу» поймает «кузнечика», то ведет его в круг и сам остается там же. «Кузнечик « становится «скворцом», но передвигаются уже по –иному. Игра оканчивается, когда все игроки окажутся в круге.
Игра малой подвижности « Кот и мыши» (повторение игры )
- Заключительная часть.
Ребятам предлагается нарисовать «Свой дом». Учащиеся рисуют в альбомах. Если погода хорошая детям предлагаются цветные мелки и они рисуют на асфальте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу хорошо учиться» для обучающихся 1 класса
В работе представлена рабочая программа, полностью соответствующая требованиям по составлению рабочих программ, прописанных в ФГОС НОО. Программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального н...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Страна этикета" для обучающихся 2 класса.
Данная рабочая программа "Страна этикета" по внеурочной деятельности составлена по всем требования ФГОС. Она направлена на общекультурное воспитание обучающихся 2 класса. Рабочая программа имеет не то...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения» для обучающихся 1 «И» класса (вариант 2)
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Данная программа ориентирована ...
Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской экологической направленности «Росток» для обучающихся 3 – 4-х классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной об...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Смысловое чтение» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельностипо общеинтеллектуальному направлению «Смысловое чтение»для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Хочу все знать!» для обучающихся 1-4 классов
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об...