Проект по предмету "Музыка" "Пение-путь к здоровью"
проект по музыке

Светлана Васильевна Алексеева

Укрепление здоровья детей через вокально-хоровое пение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penie-put_k_zdorovyu.docx719.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»

Творческий проект

 «Пение - путь к здоровью»

г. Улан-Удэ

2018 г.

Паспорт проекта

Автор проекта:  Алексеева Светлана Васильевна, учитель ритмики и музыки

Участники проекта:  обучающиеся ГБОУ «СКОШИ №2» г.Улан-Удэ

Вид проекта: инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный

Сроки реализации проекта:  долгосрочный

База  реализации проекта:  ГБОУ «СКОШИ №2» г.Улан-Удэ

D:\Анимашки\Музыка, театр\Ноты\0_520a0_329513e_XXXL.jpg

« Пение есть высшее, совершеннейшее искусство, которое существенно подобно разговору. Пение позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание…»

Н.Г. Чернышевский.

Актуальность проекта

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это дети, с органическим поражением головного мозга. У них наблюдается нарушение развития психических, особенно высших   познавательных  процессов    - активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления.

Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.

У многих обучающихся отмечаются нарушения со стороны сердечнососудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей находится глубокое недоразвитие речи, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики трудности  формирования двигательных автоматизмов.  

Проект «Пение – путь к здоровью» направлен на развитие диафрагмального дыхания, дифференциацию носового и ротового дыхания, что способствует общему оздоровлению  детей, так как правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы.

Специфические средства музыкально-вокальной деятельности способствуют общему развитию  детей, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), развитию творческих способностей, эстетическому воспитанию.

Гипотеза: 

Петь, как дышать! Пение в состоянии радости для многих людей такой же естественный процесс, как и дыхание.

Цель проекта:

Укрепление здоровья детей через вокально-хоровое пение.

Задачи проекта:

  • развитие вокально-хоровых навыков у обучающихся;
  • совершенствование дикции;
  • формирование артикуляции;
  • укрепление физиологического дыхания детей;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • укрепление психологического и физического здоровья детей средствами различных видов музыкальной деятельности;
  • развитие песенного творчества детей.

Объектом  является процесс формирования певческих, музыкально-творческих способностей обучающихся.

Предмет: музыкально-певческая деятельность как средство оздоровления.

Возраст участников проекта: обучающиеся школы

Режим работы над проектом:  уроки музыки и внеурочная деятельность.

Принципы реализации проекта:

Для достижения поставленной цели используются общепринятые педагогические принципы.

  • Принцип воспитывающего обучения

В процессе развития и обучения воспитывать любовь к прекрасному в жизни, в искусстве, выработать отрицательное отношение к дурному. Обогатить духовный мир ребёнка. Развивать внимание, воображение, мышление, культуру взаимодействия.

  • Принцип доступности

Необходимо следить за тем, чтобы объём и содержание знаний, приёмы обучения и усвоения материала детьми соответствовали возрасту и уровню индивидуального развития детей каждой возрастной группы. Отбирать доступный репертуар, который на протяжении многих лет любим детьми и появившийся в последнее время.

  • Принцип постепенности, последовательности и систематичности

Применяется как для планирования, так и практических занятий с обучающимися. От простого к сложному, от хорошо усвоенного к новому и интересному.

  • Принцип прочности

Повторение наиболее полюбившегося. Дети дольше всех помнят то, что поразило их внимание, вызвало более сильный эмоциональный отклик.

  • Принцип активного обучения, личностно- ориентированного подхода к каждому ребёнку. 

Данный принцип позволяет обеспечить эмоционально положительный климат в работе с детьми и общение с каждым ребёнком, создать полноценные условия для развития и обучения детей, их творческих способностей, организовать обстановку психологической раскрепощённости, эмоциональной защищённости обучающихся.

Эффективность реализации проекта можно оценить по следующим критериям:

  • Эмоциональный фон во время вокальной деятельности, при проведении мероприятий;
  • Уровень исполнительской вокальной деятельности детей, здоровья;
  • Опрос детей о прошедших мероприятиях.

Ожидаемый результат:

  • Вокально-хоровое пение положительно влияет на здоровье детей, как физическое и психологическое (дикция, правильная артикуляции и физиологическое дыхание);
  • активное использование вокально-хорового пения в свободной и организованной творческой деятельности детей, как в образовательном учреждении, так и дома в семье;
  • улучшение эмоционального климата к восприятию окружающего мира;
  • развитие песенного творчества детей;
  • обогащение вокального опыта, удовлетворение творческих потребностей детей в пении.

Обеспечение проектной деятельности:

Методические:

- подбор видео и аудио материала;

- подбор методической  литературы.

Материально-технические:

- музыкальный центр;

- CDдиски, флешнакопитель:

- компьютер;

- мультимедийное оборудование.

Этапы реализации:

Подготовительный:

- диагностика детей по определению вокальных способностей;

- формирование группы;

- подбор вокальных упражнений, песенного репертуара;

- перспективное планирование;

- картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений.

Основной:

- валеологические песенки-распевки;

- дыхательные упражнения;

- артикуляционная гимнастика;

- слушание и обсуждение детской музыки;

- работа над текстами песен, звукопроизношением, дикцией;

- беседы по содержанию песен;

- исполнительство песен;

- работа над интонацией, точностью воспроизведения мелодии исполняемых песен;

- работа над тембровой окраской исполняемых песен;

- работа над динамикой и силой звучания детского голоса;

- работа над художественной постановкой разученных песен и готовых к исполнению на сцене.

        

Практический:

- выступление на общешкольных мероприятиях;

- участие в творческих конкурсах, фестивалях муниципального, республиканского уровня.

Методическое обеспечение:

  • Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
  • Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003.
  • Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005.  
  • Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.
  • Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание» – Москва.: «Вако», 2006 г.
  • «Дыхательная гимнастика по методу Бутейко», под ред. Никитиной А.К. и Лосева В.Н., Москва «Здоровье», 1993 г.
  • «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой»; Рипол Классик - Москва, 2008 г.
  •   Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей». – М., 1995 г. 
  • Левитэ Е. М. «Дыхательная недостаточность»; МОЦ АРТ - Москва, 2009 г.
  • Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000.
  • Пантелеева Е. В. «Дыхательная гимнастика для детей»; Человек-Москва, 2012 г.
  • Парамонова Л.Г.  «Упражнения для развития речи» - СПб.: Дельта,1998.
  • Тверская Н.В. «Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика» //Образование в современной школе. - 2005 г.
  • Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
  • Яхнина Е.З. «Методика музыкально – ритмических занятий» – Москва, «Владос», 2003.
  • Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
  • ЦОР – цифровые образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по здоровьесберегающим технологиям "Наука быть здоровым"

Проблема, на решение которойнаправлен проект «Наука быть здоровым».  Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков Ро...

Проект программы жизнедеятельности младших школьников « Школа здоровья»

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч и ребёнка, определяется соотношением внеш...

Проект учителя "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни у учащихся начальных классов"

Презентация учителя к проекту по формированию социальных установок на здоровый образ жизни у учащихся  начальных классов. ...

Паспорт проекта по теме "Если хочешь быть здоровым" 2 класс.

В паспорте представлены этапы реализации пректа, матрица проекта, критерии оценки проекта....

Педагогический проект по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования»

Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенна...

Исследовательский проект "Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов"

Этот материал можно использовать в проектной деятельности начальной школы...

Разновозрастный проект для детей с ограниченными возможностями здоровья "Проект выпускного вечера для начальной школы"

Автор статьи предлагает разновозрастный проект для обучающихся с ОВЗ "Проект выпускного вечера для начальной школы"....