Разновозрастный проект для детей с ограниченными возможностями здоровья "Проект выпускного вечера для начальной школы"
статья (4 класс)

Автор статьи предлагает разновозрастный проект для обучающихся с ОВЗ "Проект выпускного вечера для начальной школы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_madlevskaya_d.d.docx586.27 КБ

Предварительный просмотр:

Разновозрастный проект для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проект выпускного вечера для начальной школы

(Мадлевская Диана Дмитриевна, учитель начальных классов ГБОУ школы № 13 Приморского района Санкт-Петербурга)

«Столько лет мы стояли у доски, и вот ответ..»

(отрывок из переделанной песни В.Преснякова и Л.Агутина «Аэропорты»)

        Многие учителя задумывались, как организовать такой проект, чтобы мотивация школьников не угасала, а подготовка и реализация проектной деятельности не перерастала в обязанность обучающихся и педагогов.

Проект – это работа, которая «направлена на решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата» [1: 6 c.].

        Нет необходимости перечислять возможности, которые раскрывает перед участниками образовательного процесса технология проектного обучения. По моему опыту, могу отметить, что данная технология станет рабочей только в том случае, если она будет правильно организована: участники будут точно осознавать свою роль в общей творческой, учебной и познавательной деятельности; цель будет чётко сформулирована, доступна для понимания каждого; а методы и способы деятельности не превысят возможностей обучающихся.

Стоит также учесть, что мотивационный аспект реализации проектных работ является неотъемлемой частью успешного достижения поставленной цели.

Исходя из вышеперечисленных ключевых факторов, непосредственно влияющих на организационную и творческую части реализации проектной деятельности, мне захотелось предложить для работы какую-то более «ощутимую», практическую цель для обучающихся - организацию выпускного вечера в начальной школе.

В связи с тем, что я учитель начальных классов, (на тот момент я была классным руководителем 1Б класса), и мне знакомы обучающиеся, найти общий язык с ребятами для организации разновозрастного проекта было не так сложно. Изначально стало понятно, что большую часть работы возьмут на себя ученики выпускных классов (4 классы), а включение остальных классов (первоклассники и старшеклассники) будет несколько ниже. Следовательно, в проект были включены первоклассники (обучающиеся с задержкой психического развития), старшеклассники (обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи) и выпускные 4 классы (обучающиеся с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи).

 Для меня как классного руководителя 1Б класса также стояла определённая цель: развитие чувства сопричастности к творческой жизни школы у учеников 1Б класса. Для реализации цели были сформулированы задачи: формировать мотивацию к сотрудничеству с обучающимися 4 классов; развивать коммуникативные способности первоклассников; отрабатывать умения работать в группе и др.  Данная цель начала осуществляться ранее, в ходе совместной творческой деятельности 4а и 1б классов, где четвероклассники были в роли наставников.

Не менее важным было определить педагогический состав, непосредственно принимающий участие в организации, т.к. распределение обязанностей среди педагогов также способно увеличить вероятность успешного достижения поставленной цели.  В равной степени важной оказалась и добровольная помощь родителей.  

Таким образом, в проектную деятельность были включены 3 стороны образовательного процесса:  обучающиеся, педагоги и родители. Учитывая распределение обязанностей среди участников творческой деятельности, далее будет логичным описать вклад в общее дело каждой стороны.

Вклад педагогов

С учителями выпускных классов и организатором были установлены определенные правила, поставлены задачи, основными из которых были: организовать место подготовки проекта (учебные кабинеты, актовый зал, творческие мастерские); подготовить необходимые материалы (реквизит к празднику, материал для украшения зала, текстовая информация, медали, дипломы, повязки для учеников и др.); содействовать в распределении обязанностей среди обучающихся (ни для кого не секрет, что в начальной школе, особенно, если участниками являются дети с ограниченными возможностями здоровья,  приблизительно в 70% случаев распределение ролей следует доверить классным руководителям, которые способны адекватно оценить достоинства каждого ребенка, а также «подтолкнуть» к деятельности более робких школьников); поддерживать плодотворный эмоциональный фон работы (тренинги на сплочение, совместные игры и прогулки, сглаживание негативных ситуаций во время подготовки).

Вклад обучающихся

После предложения вместе организовать выпускной вечер, была озвучена цель проекта: создание целостного праздника-спектакля, посвященного выпускному вечеру начальной школы. Далее, обучающиеся с удовольствием начали обсуждение тематики праздника. Тему выбрали «Аэропорт». Показательным и достойным оказалось то, что ребята обосновали выбор тематики следующим образом: «Аэропорт - это полет, полёт в наше будущее. Как мы переходим из начальной школы в среднюю, так и пассажиры аэропортов летят из одной точки Земли в другую» (Антон Л.). Эта мысль стала главной концепцией нашего праздника-спектакля, она мотивировала к действию не только детей и учителей, но и родителей.

Проект «Аэропорт - полёт в будущее» был краткосрочным, длился в течение 2 месяцев. На мой взгляд, это самый оптимальный временной лимит: детям дают возможность «ощущать» время, мотивация не ослабевает в связи с сопутствующими школьными мероприятиями (праздники, олимпиады и прочие дела, к которым также нужна подготовка),  поток предложенных идей скорее отрабатывается и реализовывается.

Первая неделя  была отведена для планирования деятельности: составление и редакция сценария, определение списка действующих лиц и необходимого оборудования (методов и средств, с помощью которых можно его получить).

Начиная второй и заканчивая последней неделей подготовки, участники работали над проектом: репетировали сценки («В салоне самолёта», «Посадка боинга «Яхтенная-АВИА», «Песня пассажиров бизнес-класса для учителей» и др.), изготавливали необходимый реквизит (пилотки, бумажные самолётики, плакаты), переделывали слова заключительной песни на мотив известной песни В. Преснякова и Л. Агутина «Аэропорты». На рисунке 1 представлен плакат, который был вывешен при входе в актовый зал. F:\IMG_8337.jpg

Таким образом, у ребят на практике отрабатывалось применение коммуникативных умений (планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; поиск и оценка альтернативных способов разрешения  конфликта; совершенствование владения монологической и диалогической формами речи), развитие регуляционной системы поведения (целеполагание, планирование, контроль и коррекция выполняемой деятельности), а также познавательные процессы (подбор необходимых сведений; анализ и сравнение полученной информации; использование знаковой и символической информации (схема зала, чтение посадочного талона и др.).

Идея пригласить в совместный проект первоклассников принадлежала выпускникам. Им хотелось пригласить их в качестве зрителей, но мы им предложили пригласить подопечных из 1 класса в качестве участников проекта. Первоклассники внесли свой вклад, подготавливая сценку «Обучение младших стюардов первого класса», где они читали известное стихотворение «Я сегодня стюардесса…». Стоит отметить, что первоклассники с удовольствием приняли участие в совместной деятельности, им надолго запомнился опыт выступления на сцене.

Параллельно с этим, у четвероклассников был проведен письменный опрос, где они задавали ученикам старшей школы вопросы, которые их больше всего волновали, (например: «Много ли задают домашнего задания?» или «Какие самые сложные уроки в старшей школе?» и др.) Таким образом, в данную деятельность были также включены старшеклассники, которые подготовили видео-обращение - «Что же нас ждёт в средней школе?», где они ответили на все интересующие выпускников начальной школы вопросы (рисунок 2).

Вклад родителей

Также совместными усилиями были разработаны специальные посадочные талоны. На рисунке 3 представлен билет, предназначавшийся для родителей выпускников.F:\DCIM\100CANON\IMG_8340.JPG

Родители на добровольных началах помогали украшать «салон самолёта» (развешивали воздушные шары, расставляли стулья в зале, а также рисовали праздничные тематические плакаты и др.)

Я была в роли ведущего праздника - стюардессы «Боинга 13». Мне представилась возможность с интересом наблюдать за реализацией нашего совместного проекта «Аэропорт-полёт в будущее» прямо со сцены.

По завершении праздника, мне удалось опросить все участвующие стороны нашей деятельности: педагогов, родителей, и, безусловно, самих выпускников. Родители были очень довольны: «Выпускной моей дочери был очень интересным. Они совершали полет по стране знаний, читали стихи учителям, танцевали и участвовали в конкурсах. Подготавливая выпускной, дети многому научились: ставить театрализованные сценки, работать в сплоченном коллективе, общаться с детьми старшего возраста» (Борисова С.С., мать выпускницы 4Б класса). Педагоги отозвались следующим образом: «Самое ценное, что мы создали сплоченные отношения «Ученик-ученик», «Ученик-педагог» (Гермонина Я.В., классный руководитель 4а класса). «Одна тема прослеживалась от начала и до конца, все было продумано до мелочей. Сценки помогли сблизиться ученикам разных классов, преодолеть барьер в общении» (Романова А.В., классный руководитель 4Б класса). Выпускники написали: «Нам очень понравился выпускной, особенно, когда мы сами придумывали песню и её репетировали» (Антон Л., выпускник 4а класса). «На выпускном было весело. У нас даже были пригласительные билеты на борт самолета. Мой выпускной был самый лучший» (София П., выпускница 4Б класса).

Рисунок 4. Схема организации группового проекта "Аэропорт- полёт в будущее"

На рисунке 4 представлен схематичный рисунок, который раскрывает деятельность участников нашего группового проекта.  

Вот таким образом у нас случился разновозрастной проект, который сплотил многих ребят друг с другом, а также дал возможность применить и отработать сформированные навыки, необходимые для обучения в старшей школе.

 Желаю успехов!

Список литературных источников:

1. М.А. Ступницкая Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010. — 44 с.

2. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выпускной вечер в начальной школе "До свидания, начальная школа!"

Предлагаю вам сценарий выпускного в 4 классе «До свидания, начальная школа!». Данный материал будет полезен учителям начальных классов. На празднике дети пели много песен, показывали сценки из школьно...

Сценарий выпускного вечера в начальной школе «Прощай, начальная школа!»

Сценарий разработан для прзднования выпускного вечера из начальной школы....

Сценарий выпускного вечера в начальной школе «Прощай, начальная школа!»

Цель: создать условия для развития творческих способностей у детей через активную деятельность при подготовке и проведении праздника.Задачи:- развитие творческих способностей;-воспитание ответств...

Сценарий выпускного вечера в начальной школе " Выпускной экспресс 2019"

Интересная разработка выпускного  в начальной школе....

Выпускной вечер в начальной школе «До свидания, начальная школа!»

Сегодня торжественный день у нас,Мы переходим в пятый класс.Начальную школу кончаемИ вам мы стихи посвящаем.Совсем малышами пришли мы сюдаИ сразу попали в прекрасные руки....

Сценарий выпускного вечера в начальной школе «Прощай, начальная школа»

Сценарий выпускного вечера в начальной школе «Прощай, начальная школа»...