Конспект урока музыки по теме Музы не молчали- в 1 классе
план-конспект урока по музыке (1 класс)
Конспект урока музыки по теме Музы не молчали- в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzyki_po_teme_muzy_ne_molchali-_v_1_klasse_avtosohranennyy.docx | 29.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
Открытый урок по музыке в 1 классе на тему:
«Музы не молчали»
Подготовила:
Учитель музыки Лисякова А.С.
Егорьевск 2017 г.
Тема урока: «Музы не молчали»
Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.
Задачи урока:
- Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
- Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.
- Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.
Тип урока: урок-объяснение.
Вид урока: урок-историческое путешествие.
Информационно-методическое обеспечение: методические пособия, презентация, конспект, хрестоматия.
Содержание:
- «Богатырская» симфония А.П.Бородина;
- «Солдатушки, бравы ребятушки» - русская народная песня;
- «Песня о маленьком трубаче» музыка С.Никитина;
- «Учил Суворов» музыка А.Новикова;
- «Песня о бумажном кораблике» Б.Окуджава.
Новые понятия: Симфония, унисон, ритм.
Виды и формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.
Проблема урока: Почему молчат музы, когда говорят пушки?
Прогнозируемый результат:
- Определять на слух характер музыки и передать её настроение.
- Назвать произведение, в котором музыка рассказывает о Родине, героях войны.
- Раскрыть образы русских героев-воинов.
Повышенные знания, творчество: внимательно прослушать заданный отрывок и передать настроение в любой форме (с помощью жестов рук, речи, интонирования).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Музыкальное приветствие
-Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте.
Сейчас начинается музыкальный урок.
Об этом сказал нам весёлый звонок,
Сказал, заливаясь, на ноте высокой.
Друзья, поздравляю с началом урока!
Тема нашего урока: «Музы не молчали!»
слайд 1
II. Вступительное слово учителя
– Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников.
– И сегодня наша с вами Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.
Слайд 2
-Наша Муза познакомит сегодня нас со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображениям участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.
– Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК?
ПАМЯТЬ-запоминание того, что видел, слышал, читал, делал человек.
ПАМЯТНИК- в память о человеке, событии из камня, дерева, металла делают статуи-памятники.
-Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.
Слайд 3
III. Слушание песен: «Солдатушки, бравы ребятушки»
Ребята, послушайте внимательно песню и скажите о чем она.
(прослушивание «Солдатушки, бравы ребятушки»)
- -О чём эта песня?
- -Здесь поёт один человек или происходит диалог?
- -А какова здесь мелодия?
- В песне звучит вопрос солиста-запевалы. А ответ хора построен в форме диалога.
- Мелодия вопроса размашистая, удалая; а мелодия ответа – более строгая, собранная, чеканная.
- Ребята, какой образ рисует эта песня? (Образ бравых солдат).
- Какие это люди? (Смелые, мужественные, энергичные)
- Какого характера мелодия в песне? (Удалая, бойкая, маршевая)
- К чему призывает эта музыка? (К борьбе с врагами, поднимает дух русского бравого солдата).
«Солдатушки, бравы ребятушки» — русская военная строевая песня, широко известная в XIX — начале XX века; одна из самых популярных в XIX веке.
Слайд 4
Песня «Солдатушки…» была написана во времена Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон решил с ходу завоевать Россию, а в результате, что получилось? Мы его победили.
Ребята, как я и сказала в начале урока, мы с вами сейчас познакомимся с известными полководцами России – Петр I и Александр Васильевич Суворов
Слайд 5
Ребята перед вами Император Петр 1
Император Петр I – умный, волевой, решительный, талантливый, не жалевший своих сил во имя заветной цели, был строг не только к себе, но и к другим. Энергичный, целеустремленный, жадный до новых знаний, царь Петр великий при своей противоречивости, вошел в историю императором, сумевшим кардинально изменить облик России.
В память великому царю построены многочисленные памятники в Петербурге.
Слайд 6
Откройте разворот учебника на страницах 56-57. На странице 56 мы видим памятник Великому Императору в городе Санкт-Петербург.
Кем был Петр I?
Петр I был императором
Возвращаясь с победой во главе русской армии, Великого Петра встречал хор, исполняя специальные песни. Это были хвалебные канты, в которых прославлялся Император, русская армия и великая Россия.
- Если бы вы были композиторами эпохи Петра, какие канты по характеру вы бы сочинили? В каком темпе они должны исполняться? Какое настроение было бы у этих сочинений?
(ответы учащихся)
Послушаем один из исторических петровских кантов «Радуйся, Росско земле!» неизвестного автора. Сравните характер его звучания с теми версиями о характере музыки, которые вы предположили.
(прослушивание «Радуйся, Росско земле!»)
Слайд 7
-Правильно ли мы определили и отразили характер музыки эпохи Петра?
Физминутка
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую – к груди.
Да смотри – не упади!
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Слайд 8- 9
Суворов Александр Васильевич – кавалер всех российских орденов и многих иностранных. За всю свою карьеру он не знал поражения, дал более 60 сражений, окончившиеся победой. Главной целью военных действий Суворов считал уничтожение армии противника в открытых полевых сражениях, а основным средством – наступательный бой. Решающим фактором победы для него всегда оставался человек, солдат.
На странице 57 мы видим памятник Александру Васильевичу Суворову.
Действительно Александр Васильевич любил своих солдат и дорожил буквально каждой жизнью. Во времена Суворова у солдат особую любовь сыскали солдатские песни.
Одна из таких песен «Солдатушки, браво ребятушки» была любима солдатами во время Великой Отечественной войны.
Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать одну песню
(прослушивание «Песни о маленьком трубаче» музыка С.Никитина)
- О каких событиях повествуется в данной песне?
- В чём заключается подвиг маленького мальчика-трубача?
(ответы учащися)
– А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, несмотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью. Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.
Песня «Учил Суворов» музыка А.Новикова, М.Левашова.
- Памятник какому полководцу мы видим?
- Чему учил этот великий русский полководец?
«Песенка о бумажном солдатике» Б.Окуджавы.
-Ребята, о чём эта песня?
-А можно ли назвать этого солдатика героем?
-А как вы думаете, почему он так сильно хотел в огонь?
– Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы.
Вокально-хоровая работа
Солдатам во все времена приходится трудно, они защищают свою Родину, вдали от родных и близких, только лишь в минуты затишья они могут вспомнить о дорогих сердцу людях, ведь только мысль не имеет границ и времени. Вспомним о самом дорогом, родном человеке - мама.
(Исполнение песни «Мама» («Зореньки краше…)
Углубление темы урока. «Богатырская симфония» А.П.Бородина
Память о полководцах, русских воинах, солдатах, сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.
Слайд 10
Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.
Обратить необходимо внимание на новое слово «CИМФОНИЯ» - это большое многочастное музыкальное произведение для симфонического оркестра. В симфонии не поют, а играют на муз.инструментах. В переводе с греческого языка это слово обозначает «созвучие», «согласие».
Симфонию Бородина друзья назвали «Богатырской».
Русские воины - это богатыри, а башкирские воины? (батыры).
Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы написали к «Богатырской» симфонии? (По настроению, характеру? (сильная, маршевая, громкая, исполнитель - симф.оркестр)
Послушайте и сравните свои ответы,
звучит главная тема из I части симфонии «Богатырская» А.Бородин.
- Исполнитель? (Симфонический оркестра)
- Какой характер музыки? (Музыка сильная, мужественная, военная).
- Если бы вы были художниками какую картину нарисовали? (картину сражения, войны, сильных людей-богатырей).
«Богатырская» тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве.
У.: Возьмём сказки. Какие герои- богатыри вам знакомы? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и т.д.)
Слайд 11
Можно сравнить «Богатырскую» симфонию с картиной знаменитого художника В.Васнецова «Богатыри»?
У.: Что вы видите на картине? (Люди сильные, могучие. Илья Муромец на чёрном коне. Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Алёша Попович моложе своих товарищей. Илья Муромец богат - силой, Никита – умом, Алеша – ловкостью)
У.: Как они настроены? (Воинственно, на время успокоились, но всё же готовы к бою так как крепко держат свои оружия: лук со стрелами, копьё, меч)
У.: Что общего между музыкой и картиной? (Тема мужественная, воинственная, сильная)
Впечатление тяжёлой поступи возникает у нас благодаря особому строю мелодии, «топтанию» вокруг её начального звучания, остановок в конце каждой музыкальной фразы. Музыкальные инструменты симфонического оркестра играют одну мелодию в один голос, в УНИСОН, то есть все вместе. Это придаёт музыке особую слаженность характера музыки, единение разных людей перед лицом врага.
Рефлексия
- Что нового мы узнали на уроке сегодня?
- какие песни мы с вами послушали?
О чём эти песни? Что в них общего?
Наш урок подходит к концу, но нам нельзя забывать ту войну, тех героев и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. И мы с вами говорим: «Музы не молчали». И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране.
Но жизнь продолжается и память людская – хранитель истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки по теме "Музы не молчали" (1 класс)
Технологическая карта, сценарный план урока и компьютерная презентация к уроку...
Конспект урока музыки по теме «Музыка в мультфильмах» для 2 класса
Музыкальное занятие с использованием динамических упражнений, речевых игр, слушанием музыки, пальчиковой и ритмической игры, музицированием на детских музыкальных инструментах....
Конспект урока музыки на тему "Что изображает музыка?"
Урок посторен на повторение материала прошлого урока и изучение новой темы. Новая тема усваивается с помощью анализа музыкальных произведений....
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
Конспект урока музыки по теме: "Музыка рассказывает о животных" с использованием здоровьесберегающих упражнений в 1 классе школы VIII вида
Конспект урока музыки по теме " Музыка рассказывает о животных" в 1 классе школы VIIII вида - для детей с умственной отсталостью. Материал содержит пример оздоровительного массажа, пальчиков...
Конспект урока музыки по теме" Океан-море синие"3 класс
Конспект урока музыки 3 класс по теме:" Океан-море синие"...
2 класс Конспект урока Музыки по теме " Музыка в народном стиле"
Класс: 2Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Музыка в народном стиле. Цель: Содержательная: Познакомиться с народной музыкой Деятельностная: формировать умения выявлять жанровые особеннос...