Танцевальные игры
методическая разработка по музыке

Светлана Васильевна Алексеева

Выполнять элементарные танцевальные упражнения, способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, развивать умение ориентироваться в пространстве, совершенствовать психомоторные способности - в этом помогут танцевальные игры для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsevalnye_igry.docx69.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Музыкально-игровой материал»

«Танцевальные игры»

                                                                                                                                                       

Учитель ритмики:

Алексеева Светлана Васильевна

В комплексном развитии детей младшего школьного возраста танцевальные игры играют важную роль. Танцы дают возможность значительно улучшить координацию движений, развить и поддержать волевую и эмоциональную составляющую ребенка, а также помогают улучшить эластичность, пластичность и гибкость мышц, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка.

Дети очень любят выдумывать. Для того чтобы они могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельности  для выдумок и воплощения своих идей. В этом большую помощь оказывают танцевальные игры.

Танцевальные игры направлены на решение следующих задач:

1. Помогать ребенку овладевать танцевально-игровой деятельностью

  • учить выполнять элементарные танцевальные движения: различные виды хлопков в ладоши и по коленям, полуприседания с легким поворотом вправо и влево, покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, притопы одной ногой и попеременно, прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах, притопывать правой ногой, кружиться под правой рукой, выполнять упражнения с атрибутами;
  • добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки;
  • учить согласовывать движения с текстом и музыкой;
  • развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки – веселый, грустный: весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш);
  • менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве (уметь вместе с детьми двигаться стайкой за взрослыми, образовывать круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять круг, становиться парами по кругу);
  • дать представление о возможностях пластики для передачи различных эмоциональных состояний.

2. Приобщать ребенка к восприятию музыкально-ритмической культуры

  • настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для танцевально-игровой деятельности;
  • способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на характер танца;
  • дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных эмоциональных состояний.

3. Побуждать к первоначальным творческим проявлениям

  • настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности;
  • учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;
  • вовлекать детей в сюжетные музыкально-танцевальные игры, в которые они могли бы выполнять под музыку различные роли и учитывать взаимоотношения в игре;
  • побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкально-танцевальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы, птиц и т.д. соответствующие характеру персонажа сказки);
  • учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

4. Совершенствование развития психомоторных способностей:

  • развивать ручную умелость и мелкую моторику;
  • развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности.

Танцевальные игры:

1. «На корабле»

Для игры понадобится детское пластмассовое ведерко, швабра, фонограмма песни «Морячка» Олега Газманова.

На роль морячка выбирается один из учеников, ему поручается вымыть на корабле палубу. С помощью швабры и ведра морячок выполняет движения, имитирующие мытье полов. Вокруг него весело танцуют остальные ребята, которые участвуют в игре. Затем музыкальное сопровождение резко останавливают и дети вместе с ведущим должны быстро стать в пары. Морячком становится игрок, который остается без пары.

2. «Море волнуется раз»

Из детей выбирают одного ведущего. Все остальные участники игры кружатся и выполняют плавные танцевальные движения под приятную мелодичную музыку.             После произнесенных педагогом слов «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура морская замри!» резко останавливается музыкальное сопровождение и дети должны замереть на месте. Ведущему поручается найти и замаячить тех, кто пошевелится.

3. «Зеркало»

1 вариант игры: педагог разбивает детей  попарно. Дети становятся лицом друг к другу. Под музыку один ребенок в парах танцует, а другому игроку нужно в точности повторять его движения. Затем роли меняются. Побеждает та пара, в которой движения были более танцевальными и синхронными. Музыкальное сопровождение игры может быть разнообразным.

2 вариант игры: выбирается ведущий, который встаёт лицом ко всем остальным. Он будет главным задающим, а остальные - его отражениями в зеркале. Под весёлую и озорную    музыку ведущий начинает показывать различные движения, которые «отражения» должны в точности повторить. Это могут быть прыжки, приседания, махи руками или ногами, танцевальные па - всё, что угодно. По окончании мелодии (обычно 2-2,5 минут) выбирается новый ведущий.

3 вариант игры: дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них под музыку медленно начинает задавать движения. Другой становится «зеркалом», и его задача - точно отражать все движения задающего. Он должен настолько отрешиться от себя и почувствовать себя отражением, чтобы со стороны нельзя было различить - кто задает движения, а кто их повторяет. Затем дети меняются ролями.

4. «Сад»

Для игры понадобятся картонные карточки, на которых написаны (или изображены) слова - ромашка, вишня, куст, пчела, воробей, ласточка, кролик, кузнечик, лилия и т. д.

Каждому игроку раздают по карточке. Затем ребенок должен танцевальными движениями под музыку изобразить то растение или животное, которое написано на карточке. Для создания некоторых образов (скажем, ручья или облака) дети могут объединяться по несколько человек. После этого можно предложить детям усложнить задание - станцевать всем вместе один общий Сад. Для этого нужно объяснить им, что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от стараний каждого.

Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картину танца. То есть, начинает танцевать одна группа детей, скажем, деревья. Затем к ним подстраиваются животные, цветы… И так - до последнего участника.

5. «Распутай веревочку»

Это довольно веселая игра, так что приготовьтесь к шуму и смеху! Лучше всего ее играть небольшим количеством человек или несколькими командами.

Дети становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться. Они могут закручиваться, переступать ногами через руки и ноги друг друга, присаживаться, ложиться, поднимать друг друга на руки и так далее. В результате получается совершенно нераспутываемый клубок детей.

Педагог включает музыку и задает участникам скорость или темп для распутывания. Он говорит: «Теперь Вы должны распутаться со скоростью морской волны» или «Как тропический кактус». Задача детей - танцуя и избегая «негармоничных», выпадающих из заданной ритмики движений, распутать свою веревочку.

6.  «Сказка о …»

Для игры понадобятся карточки с ролями сказочных героев: Пустыня, Солнышко, Бабочка, несколько Капелек, Ручеек, Кустик, Цветок, Кактус, Ветер, Змея, Дерево, разножанровая музыкальная фонограмма. 

Карточки раздаются каждому ребенку, участнику игры. В течение нескольких минут каждый игрок подготавливает танец. Затем дети садятся на стулья или скамейки в роли зрителей, а ведущий, читая сказку, приглашает по очереди каждого ребенка станцевать свою роль.

Сказка: «Рано рано поутру вышло СОЛНЫШКО и своими лучиками осветило ПУСТЫНЮ. В пустыне росло очень много ЦВЕТОЧКОВ, ПАЛЬМ И КАКТУСОВ. Там также жила красавица БАБОЧКА. Она постоянно хотела пить, т. к. было слишком жарко. Поэтому бабочка отправилась искать воду. В это же время на небе появилась ТУЧКА, у которой БАБОЧКА попросила дождика. ТУЧКА решила помочь БАБОЧКЕ, и на землю полетело много дождевых КАПЕЛЕК…

Но тут вдруг налетел сильный ВЕТЕР! Он сильно дунул, и тучка улетела дальше, не     успев напоить БАБОЧКУ. На пути БАБОЧКИ встретилась ЗМЕЯ, которая указала ей, куда держать дальше путь. Через некоторое время бабочка увидела зеленые КУСТЫ и ДЕРЕВЬЯ. Среди них бабочка заметила звонкий РУЧЕЕК. Бабочка вдоволь напилась и все хорошо закончилось!». Придумывайте подобные сказки сами, вовлекая в игру еще больше сказочных героев!

7. «Придумай танец»

Дети выстраиваются в круг, звучит музыкальное сопровождение. Выбирают из детей ведущего, который будет показывать различные танцевальные движения. Затем ведущим становится     тот, у кого лучше получались движения. Игра длится, пока все игроки не побудут ведущими.

8. «Сказочные герои»

Для игры понадобятся карточки с именами сказочных героев,  подборка веселых песен и

музыкальных фонограмм.

В игру смогут играть даже маленькие дети. Разбив детей попарно, ведущий раздает им карточки. После подготовки дети должны станцевать встречу между своими героями, даже если эти герои из разной сказки.

Примеры карточек: Красная шапочка, охотник, волк, Белоснежка, Лиса, Гном, Пьеро, Мальвина, Карабас-Барабас, Жар-Птица, Дюймовочка, Пятачок, Винни Пух, Колобок, Царевна-Лягушка, Незнайка, Старик-Хоттабыч, Буратино, Чипполино, Пантера, Маугли, Мышонок, Кощей Бессмертный, Ромашка.

9. «Солнце и цветочки»

Из детей ыбирается солнце - ведущий, все остальные дети - цветочки. Первым просыпается солнышко и, кружа и танцуя, поглаживает цветочки, они начинают распускаться и танцевать. Детки выполняют движения имитирующие покачивания цветочка на ветру.

10. «Магазин игрушек»

Дети изображают различные игрушки (робота, куклу, лошадку, кошку). В магазин заходит ведущий (покупатель), рассматривает игрушки и поочередно их включает. После включения каждая игрушка танцует. Затем ведущий игрушку выключает, и она перестает двигаться, замирает. Покупатель, рассмотрев все игрушки, выбирает понравившуюся, и она становится ведущим.

11. «Танцующие тени»

Выбирается из детей ведущий танцпола. Включается ритмичная музыка, ведущий должен придумать небольшой танец со сложными движениями. Этот танец в дальнейшем должны исполнить дети, но при одном условии: включается музыка, ведущий поворачиваются лицом к детям и под музыку исполняет танец, и необходимо без ошибок и запинок повторить все движения в точности.

Подобная игра помогает развить в детях способность совместного музыкального творчества, умение быстро и хорошо понимать друг друга, подстраиваться, вовремя «подхватить».

12. «Буги-вуги»

Взявшись за руки дети вместе с педагогом  идут по кругу и напевают:

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге, и, в ладоши хлопая, поем. 

(Играющие хлопают в ладоши). Далее снова берутся за руки, идут в центр круга и поют:

Буги -вуги, эгей!, 

поднимая одну ногу вперед. Идут из центра круга:

Буги-вуги, эгей!. 

Вновь поднимают ногу вперед. Далее все движения сопровождаются такой песней:

Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом опять вперед и немного потрясем. 

Танец повторяется:

Мы танцуем буги-вуги… 

Продолжая танец-игру, подчеркнутые слова заменяют на: руку левую, ногу..., ухо... и т.д. (на сколько хватит фантазии и выдумки). Это игра-танец, поэтому она сопровождаться музыкой.

13. «Ручки-ножки, танцуйте»

Дети делятся на танцоров и зрителей. Первый этап занятия - ребята должны под музыку танцевать только ручками. Публика оценивает их выступление и выбирает лучшего танцора. Затем следует танец только ножками, только головой и только глазами. Побеждает тот, кого зрители признают лучшим по итогам всех туров. Затем танцоры и публика меняются местами.

14. «Замри»

После того, как педагог включает  детскую  песню или мелодию, дети начинают танцевать. Когда музыка прекращается, каждый должен замереть в той позе, в которой он находился в момент выключения музыки. Когда музыка заново включается, ребята опять начинают танцевать. Игра способствует развитию внимания.

15. «Ходим кругом»

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

«Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!»

16. «Необычные танцы»

Выбирается 5 коротких музыкальных композиций. Под первую из них нужно станцевать только руками, под вторую - только ногами, затем только головой, потом - только лицом, и наконец, всем вместе.

17. «Достраивание фигур»

Дети разбиваются на две команды. Каждой команде предлагается построить свою собственную композицию-фигуру следующим образом: один человек выходит из линии и принимает какую-нибудь красивую по его мнению позу. (Предложите ему закрыть глаза и принять то положение тела, которое диктует ему сиюминутное настроение, музыка и вдохновение). Следующий в линии подходит к нему и пытается «достроить» композицию, приняв какое-то дополняющее положение рядом с первым человеком. Он может касаться первого, может стоять близко или далеко в стороне от него, главное, чтобы они создали общую композицию, заполняющую пространство.

Затем к ним «подстраивается» третий человек, четвертый и так делее - до самого последнего участника. В итоге у каждой команды должна получиться красивая многоруко-многоногая фигура.

Команды могут играть как одновременно, так и по очереди, наблюдая за успехами друг друга с позиции зрителей.

18. «Танец природы»

Все дети разбиваются на пары и тройки (при желании - группы побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему. (к примеру – танец восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан).

Хорошо, чтобы педагог нашел время посмотреть не только «процесс» танцевания каждой группы детей, но и устроили общий «просмотр» того, что получилось. Пусть все дети сядут в одной части класса, как в зрительном зале, а затем каждая команда по очереди покажет свой танец.

19. Ручеек

Дети берутся за руки, а затем все, кроме первого в линии закрывают глаза. Задача каждого человека в линии - повторить и передать следующему движения первого. Если первый поднимает руку, то и второй должен поднять руку, передавая движение третьему. Так - до самого последнего человека в линии. В итоге должен получиться настоящий ручеек из движений.

Затем можно будет начать передавать движения с шагами и передвижением всего ручейка. После нескольких заданных движений первый человек меняется, уходя в конец линии, а ведущим становится следующий за ним.

20. «Птица в клетке»

Все дети берутся за руки и образуют круг - «клетку». Кто-то один остается в центре. Он становится Птицей, попавшей в клетку. Ему нужно станцевать свой танец так, чтобы клетка его выпустила. Круг детей может подыгрывать Птице, поднимая и опуская руки, открывая иногда выход. Задача клетки - не помешать Птице вырваться, а наоборот, помочь. Но и танец должен быть достоин Свободы!

21. «Мячик - невидимка»

Дети становятся на расстоянии друг напротив друга или по кругу. Игра заключается в том, что все перебрасываются или передают друг другу несуществующий мячик. Нужно помочь детям почувствовать этот мячик в руках. Он не должен быть маленьким или большим, искривленным, легким или тяжелым. Можно предложить детям в течении минуты тереть ладонь об ладонь, а затем медленно развести их в стороны - возникает чувство связи между ладонями. Эту связь нужно расширить до размеров и формы мячика.

Когда этот этап будет пройден, можно попробовать формировать, чувствовать в руках и передавать другие предметы - кувшин, поднос, ткань, цветы… Их можно передавать вместе с каким-нибудь танцевальным движением.

22. «Кто такой я?»

Педагог  предварительно готовит для всех игроков ряд карточек с простыми понятиями. (К примеру: сказка, море, волк, Баба Яга, книга, звездочка, лиса, лебедь, гном и т.д.)

Дети садятся по кругу. Ведущий дает кому-то из них карточку так, чтобы другие не могли подсмотреть. Ребенок выходит в круг. Его задача - станцевать заданный ему образ. Объясните детям, что для этого нужно сильно-сильно перевоплотиться в свой образ и танцевать его как бы «изнутри». Бесполезно показывать руками рога у оленя или пасть у крокодила, нужно передать своей пластикой и осанкой, мимикой и движениями – что чувствуют олень и крокодил и тогда все смогут угадать, кто вы!

Дав ребенку минуту или две для танца, другие дети могут начать угадывать - кем он был. Когда образ будет угадан, первый человек уступает место следующему по кругу.

23. «Танец-ситуация»

Педагог готовит карточки с ситуациями, которые нужно будет разыграть в танце. Дети разбиваются на команды по два-пять человек и получают свою карточку. После чего ставится музыка и командам дается время на подготовку. Задача детей - распределить роли, подготовить и показать перед всеми танец-ситуацию, словно маленькую сценку.

Не участвующие  в игре дети-зрители смотрят, у кого что получилось, а затем пробуют угадать и пересказать, что именно по их мнению разыгрывалось.

Карточки для примера: Жрица разводит огонь в Храме, Девушка собирает цветы в лесу, Путешественник взбирается на гору, Пожар, и т.д.

24. «Танец Огня»

Все играющие дети садятся по кругу. Они представляют собой Огонь и их общая задача - станцевать танец Костра. Движения могут быть у каждого свои, или их может «задавать» один человек, а лучше всего - каждый из танцующих по очереди. Это - предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить ее усложнить.

Весь круг становится просто путешественниками, которые отдыхают у Костра (дикарями или пиратами), и только один из танцующих остается в центре и танцует Костер. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костер не обжег их. (При этом движения сидящих вокруг Костра должны оставаться синхронными.)

25. «Танец без музыки»

Все становятся по кругу, один ребенок выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для играющего атмосферу танца. Например - дождь, пожар или порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т.д.)

Задача того, кто остался в кругу - почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.

Есть еще один вариант той же самой игры: дети выбирают кого-то одного и затем придумывают для него Сон (сказочные обстоятельства, в которых он очутился. В этом Сне каждый танцующий может играть свою роль, а можно танцевать всем вместе.) Задача играющего - своим танцем без подготовки среагировать на те обстоятельства, в которых он оказался. Он может взаимодействовать с персонажами Сна или даже направлять их, главное, чтобы атмосфера Сна была «подхвачена» и передана верно.

26. «Танец-подстройка»

Все дети садятся по кругу, один ребенок  выходит в центр. Ему выдается карточка с ролью. Ребенок должен настроиться на свой образ и протанцевать его в течение минуты или чуть дольше. Затем эту роль он «передает»  другому игроку: сидящий следующим ребенок  выходит в круг и своим танцем «подстраивается»  к первому. (Если первый был водой, то второй должен это почувствовать и тоже станцевать воду, если первый был каким-нибудь животным, то и второй должен стать животным). Через некоторое время первый человек возвращается на свое место в кругу, а второй танцор остается. Ему выдается новое задание, которое он и начинает танцевать, передавая свою роль дальше.

27. «Волшебная страна»

Из числа играющих детей выбирается 2-3 ребенка, которые скрываются за дверью - они не должны видеть начало танца. Остальные выбирают еще 2-3, которые начинают танцевать импровизированный танец под какую-то музыку. В какой-то момент педагог им командует «замри». Дети застывают в тех позах, в каких их застала команда. Музыка меняется (если была быстрая - можно поставить медленную и наоборот). Приглашаются те, кто ожидал за дверью. Они должны занять места танцевавших, стать в их позы и дотанцевать танец под новую музыку так, как они это видят и чувствуют.

28. «Танцующая кисточка»

Детям выдаются краски, бумага и кисти, ставится музыка. Затем педагог предлагает всем нарисовать рисунок так, словно кисточка танцует на бумаге свой собственный танец теми цветами, которые диктует музыка. Когда рисунки будут готовы, детям предлагается посмотреть их всем вместе, а затем по очереди выйти и станцевать тот танец, который они нарисовали.

29. «Танец Океана»

Все играющие дети разбиваются на три команды. Лучше всего - с неравным количеством людей. (В первой команде должно быть больше всего людей, во второй - чуть меньше и в третьей - не больше трех-пяти человек). Затем ставится музыка и всем трем командам задается одно и то же задание - почувствовать себя с командой единым целым и придумать Танец Океана.

После подготовки круги показывают каждый свой танец, а затем - собираются один в другой, чтобы получился общий Океан из трех вложенных кругов. Каждая группа одновременно танцует свою часть.

30. «Для самых маленьких»

Дети повторяют за учителем слова и действия в медленном, среднем, а потом в быстром темпе; начиная говорить шёпотом, потом вполголоса и очень громко. Больше трёх раз повторять не рекомендуется.

«Вперёд четыре шага,

Назад четыре шага,

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем.

Плечиком подвигаем,

А потом попрыгаем.

31. «Повтори за мной» или «Делай как я»

Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как учитель, так и сами дети.

32. «Ручеёк»

Игроки становятся парами одна позади другой, изображая высокие ворота. Водящий под музыку проходит под воротами, выбирая себе пару, затем становится впереди всех пар. Вновь оставшийся без пары становится водящим. Водящих может быть несколько.

33. «Игровой модный рок»

Игроки становятся парами в кругу лицом друг к другу. Педагог заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: приставные шаги вправо-влево на четыре счёта (с ударом на «4»), затем 4 шага назад (с ударом на «4» и хлопком в ладоши), потом 4 шага вперёд, но возвращаясь не в свою пару, а смещаясь влево- к новому партнёру (партнёрше). Затем движения выполняются в музыку.

34. «Встаньте в круг по ...»

Звучит музыка, дети танцуют произвольно, стоя в общем кругу. По хлопку педагога или остановке музыки игроки должны перестроится в круг из того количества участников, которое назовёт водящий, и снова танцевать, но уже в новом составе.

35. «Запрещённое движение»

Дети встают в круг танцевать. Педагог сообщает, что будет показывать произвольно        под музыку движения, которые ребята должны будут повторять, но одно из них - запрещённое, и его повторять не нужно. Выйдет из круга тот, кто повторит запрещённое движение.          Затем водить уже может кто-нибудь из детей, придумывая самостоятельно запрещённое движение.

36. «Большая прогулка»

Игроки становятся парами по кругу. Педагог заранее показывает движения, которые      надо будет выполнять под музыку: дети, держа друг друга за руки, идут по кругу 6 шагов, на «7-8» поворачиваются друг к другу, затем на 4 счёта расходятся, хлопают 3 раза, топают 3    раза и сходятся, смещаясь влево - к партнёру - соседу. Затем движения выполняются под музыку.

37. «Заглядывание»

Все стоят в кругу, под музыку танцуя. А двое сидят на стульях в центре спина к спине, изображая танец на стуле. Музыка останавливается, танцоры должны повернуть голову влево или вправо. Если они повернутся в одну сторону, то уйдут танцевать в круг, а на их место придёт новая пара по выбору учителя. Если те, что на стульях, повернутся в разные стороны, то будут находиться там до тех пор, пока их поворот головой не совпадёт. Если и после третьего раза танцоры на стульях не посмотрят в одну сторону, то, по просьбе учителя, они должны будут освободить стулья для другой пары.

38. «Танец на стуле»

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Учитель тоже сидит на стуле напротив ребят и под музыку показывает произвольные движения. Дети стараются успеть повторить за учителем. Музыка останавливается, учитель приглашает на своё место кого-нибудь из желающих.
Новый водящий показывает свои движения, и все за ним повторяют, затем своё место освобождает другому водящему. Музыка может быть разной.

39. «Кто первый?»

Для этой игры понадобится скакалка Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Двое водящих сидят на стульях перед ними спинами друг к другу на расстоянии и под музыку танцуют. А на полу под их стульями лежит скакалка так, чтоб, нагнувшись вниз, водящий смог дотянуться рукой и во время остановки музыки вытянуть скакалку в свою сторону. Музыка останавливается и, тот, кто первый вытягивает скакалку в свою сторону, остаётся на месте, выбрав себе нового соперника. Музыка может быть разной и звучать не долго.

40. «Если весело живётся, делай так»

Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а игроки повторяют. Движения могут быть любые.

«Если весело живётся, делай так (показывает первое движение).

Если весело живётся, делай так (показывает второе движение).

Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.

Если весело живётся, делай так (показывает третье движение).

Затем водящий меняется. Водящим может быть кто-нибудь из детей.

41. «Водим хороводы»

Участники игры встают в круг, а ведущий-педагог задает им вопрос:

«Наши уши хороши?».

Ответ: «Хороши».

Вопрос: «А у соседа?».

Ответ: «Лучше!».

Каждый участник берет за уши соседей справа-слева, и все танцуют по кругу, приговаривая: «Мы танцуем от души - от души! Наши уши хороши-хороши!» (2 раза). И далее ведущий называет другую часть тела, например: локотки, руки, ноги, колени, лопатки. Ведущим может быть любой, но после того, как все участники запомнят правила игры.

42. «Лавата»

Ведущий-педагог предлагает детям: 

«Давайте разучим слова нашей песни:

Дружно мы танцуем тра-та-та

Танец наш веселый Лавата (2 раза повторить).

«Наши руки хороши! А у соседа лучше!». (Все берутся за руки и поют.)

И т. д., каждый раз меняя положение рук в игре. («Голова хороша, уши хороши, колени хороши» и т. д.)

43. «Как мы умеем танцевать»

Для этой игры понадобится гимнастическая веревка или скакалка. Участники игры выстраиваются в ряд. Включается музыка, желательно веселая. Участники начинают танцевать. В это время любые двое натягивают веревку и идут в сторону танцующих. Задача игроков - перешагивать каждый раз, не задевая веревки, которую с каждым разом поднимают всё выше и выше. Тот участник, который продержался дольше всех, является победителем.

44. «Танец встреч и расставаний»

Во время очередного динамичного танца, который дети, как правило, исполняют в общем кругу, ведущий-педагог предлагает выбрать солиста и солистку. Как только таковые окажутся в центре всеобщего внимания, ведущий пояснит, что эта пара будет танцевать в центре круга недолго. Как только музыка прервётся (а она обязательно прервётся секунд через 20–30, об этом позаботится сам педагог), партнёр, под бурные аплодисменты танцующих, попрощается с партнёршей и пригласит в круг вместо себя другого солиста. Музыка снова зазвучит, и все зааплодируют главной паре в обновленном составе. Но - снова пауза, и на этот раз партнёрша под аплодисменты собравшихся поблагодарит за танец партнёра, а вместо себя пригласит другую солистку. Так в солирующей паре меняются по очереди партнёр и партнёрша, и сохраняется интрига: кто же будет следующим?

45. «Партнёры и партнёрши»

Количество игроков: 6 девочек и 5 мальчиков. Мальчики становятся в круг, можно, чтобы не подглядывали, спинами друг к другу. Включается музыка, и девочки начинают танцевать (бегать) по кругу вокруг партнёров или от партнёра к партнёру. Как только музыка заканчивается, каждая девочка должна встать перед партнёром. Та, кому партнёра не хватило, выбывает и забирает с собой одного из партнёров.

Второй вариант игры: партнёрши стоят, а партнёры вокруг них танцуют.

46. «Музыкальные предметы» 

Для игры понадобятся шляпы, шары, игрушки. Количество предметов должно быть на один меньше, чем игроков. 

1 вариант игры: передают под музыку шарики, а их на один меньше, чем участников. Музыка останавливается, и выходит тот, у кого нет шарика. Если шарик лопнул, то игрок тоже выходит из игры. Или вместо шаров игроки передают и надевают на себя шляпы. Причем можно самому снимать с другого игрока шляпу, а не ждать, пока ее передадут. Во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого не будет в руках предмета.

2 вариант игры: передавать один предмет. И во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого в руках будет оставаться предмет. Кто последним останется без предмета, тот и станет победителем.

3 вариант игры: если играть с подарком, то его заберет тот, у кого этот подарок останется по окончании музыкального отрывка. Так можно интересно раздать подарки.

47. «Арам-зам-зам»

Для игры понадобится фонограмма песни «Арам-зам-зам». Игроки становятся в круг и под руководством учителя разучивают движения:

-на фразу «арам-зам-зам,арам-зам-зам» делаем 3 хлопка по коленкам с повтором;

-на фразу «гули-гули-гули-гули-гули» делаем «ролли-полли» - вращение согнутыми перед собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки);

-на фразу «рам-зам-зам» - повторяем первое движение;

-первое и второе действия ещё раз со словами повторить;

-затем на фразу «арафик-арафик» делаем наклон корпуса вперёд со скрещенными на груди руками (два раза);

-потом повторяем действия на фразу «гули-гули-гули-гули-гули-рам-зам-зам».

Выучив слова и движения, танцуем под музыку: на месте, двигаясь по кругу, в паре напротив друг друга.

48. «Праздничный поезд»

Дети становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Учитель впереди всех –

водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы:

«Лево руля! (повернуть налево.)

Право руля! (повернуть направо)

Горы! (подняться на носочки.)

Тоннель! (присесть или наклониться.)

Передний ход! (Двигаться вперёд.)

Задний ход! (двигаться назад.)

Остановка!» (меняется водящий.)

49. «Танцевальная змейка»

Дети становятся друг за другом, держась руками за пояс, впереди стоящего игрока. Водящий-педагог на ходу придумывает движения без фраз, а остальные за ним повторяют. Когда музыка прервётся (через 20 сек.), водящий уходит в конец змейки, а новым водящим становится его сосед прежнего.

50. «Танцевальная фигура замри»

Ведущий стоит спиной к игрокам и произносит слова:

«Весело хлопаем - раз.

Здорово прыгаем - два.

Кружимся, кружимся  три.

Танцевальная фигура замри».

Игроки в это время хлопают в ладоши, прыгают, кружатся, а затем замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.

Второй вариант игры: вместо слов ведущего звучит музыка - дети танцуют. Музыка прерывается, ведущий выбирает нового ведущего.

51. «Танцуем сидя»

Это «игра-повторялка» (или «зеркальный танец»). Участники садятся на стулья, расположенные полукругом. Ведущий сидит в центре зала и показывает разные движения для

всех частей тела, давая установку:

«смотрим по сторонам» (упражнение для головы);

«удивляемся» (упражнение для плеч);

«ловим комара» (хлопок под коленом);

«притаптываем землю» (притопы) и т. д.

Игра проводится обычно в начале урока и является частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге. Так как некоторым участникам иногда бывает сложно сразу включиться в танцевальный процесс, начать двигаться можно в положении сидя.

Игра помогает разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение в группе и настроить на работу..

52. «Трансформер»

Ведущий дает команды:

-построиться в колонну, шеренгу, диагональ;

-сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга;

-сделать два круга - круг в круге;

-встать по парам, тройкам и т. д.

Таким образом, группа «трансформируется», принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (например, на счет до пяти; до десяти).

Эта игра помогает побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.

53. «Цепочка»

Участники игры становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи,

на пояс, накрест; за руки, под руки и т. д.

При этом ведущий-педагог меняет предлагаемые обстоятельства:

«двигаемся по узкой тропинке на носочках»,

«идем по болоту - ступаем осторожно»,

«перешагиваем лужи» и др.

54. «Стоп-кадр»

Для игры понадобится веселая зажигательная музыка. Участники игры располагаются по всему залу в хаотичном порядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают:

1-й вариант - в разных позах, представляя собой скульптуру

2-й вариант - с улыбкой на лице.

Ведущий-педагог делает комментарий; после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5-8 раз). Игру можно провести как «конкурс скульптур» и «конкурс улыбок».

55. «Ищем друга»

Участники игры двигаются танцевальной ходьбой по классу хаотично, приветствуя всех мимо проходящих детей  кивком головы. Музыка обрывается - каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).

56. «Энергичная парочка»

Участники игры разбиваются на пары. Пары импровизируют, находясь в разном сцеплении:

-держась правыми руками;

-взявшись под руку;

-положив руки друг другу на плечи (на талию);

-взявшись двумя руками - лицом друг к другу (спиной друг к другу)

При смене сцепления делается пауза и меняется музыка. Игру можно провести как конкурс.

57. «Крылья»

На первом этапе игры участники «отзеркаливают» ведущего, который имитирует движения крыльями (двумя, одним, с поворотом и т. д.).

На втором этапе участники делятся на две «стаи», которые по очереди импровизируют на площадке, взаимодействуя между собой. Пока одни танцуют - другие наблюдают, и наоборот.

Игра обычно проводится после активного тренинга.

58. «Лебединое озеро»

Участники игры располагаются по всей площадке, принимая статичное положение (стоят, сложив «крылья», или приседают на корточки). Ведущий-педагог (исполняя роль феи               или волшебника) поочередно дотрагивается волшебной палочкой до участников, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании волшебной палочкой «лебедь» снова замирает. Ведущий дает комментарий, стимулируя проявление индивидуальности.

59. «Веселый поход»

Участники игры строятся колонной и двигаются по классу змейкой. Стоящий во главе

колонны ведущий-педагог или ведущий-ученик показывает при этом какое-то движение, остальные повторяют. Затем ведущий уходит в конец колонны и его место занимает следующий участник.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает во главе колонны. Каждый участник должен стараться не повторяться в движениях, придумывать свой вариант. Если при этом возникают затруднения, ведущий приходит на помощь.

60. «Сон»

Участники игры располагаются на стульях в удобном положена или ложатся на пол на коврики, закрывают глаза.

1 вариант игры: педагог дает тему сновидения (например «весна», «осень», «поход», «космос», «море», «облако» и т. д.) дети под музыку отдаются своим фантазиям.

2  вариант игры: педагог говорит за ранее заготовленный текс на фоне музыки

На втором этапе все делятся своими сновидениями. Игра обычно проводится в конце урока или занятия.

61. «Танцуют все»

Участники стоят или сидят, располагаясь полукругом. Ведущий-педагог дает задание: «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т. д. участники импровизируют. По команде «танцуют все» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза).

Ведущий может сочетать объяснение с показом. Игра обычно проводится в начале занятия и может быть частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

62.«Хоровод-знакомство»

Участники образуют круг и. взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идет в обратном направлении внутри круга, останавливается напротив любого из участников (в этот момент круг тоже прекращает движение) делает глубокий русский поклон и передает платок. После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться, пока все не побывают в роли ведущего.

63. «Реверансы»

В игре воссоздается атмосфера бала.

1 вариант игры. Участники медленным, степенным шагом двигаются по площадке в хаотичном порядке, приветствуя при этом кивком головы каждого, идущего навстречу. Музыкальная пауза - сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (повторяется 5-7 раз).

2 вариант игры. Группа выстраивается в ряд. Король (королева, эту роль может исполнять ведущий) проходит вдоль участников. каждый из которых в знак приветствия поочередно замирает в реверансе, и становится в конце ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли короля.

64. «Разрешите пригласить»

Все игроки становятся в круг. Ведущий-педагог приглашает любого из участников игры и танцует с ним в паре, показывая движения, которые «отзеркаливает» партнер. По сигналу «музыкальная пауза» пара разделяется и приглашает новых участников. Теперь на площадке две пары, и так, пока все не включатся в танцевальный процесс. При этом каждый приглашенный «отзеркаливает» движения того, кто его пригласил.

65. «Все дело в шляпе»

Участники разбиваются на пары и импровизируют. Ведущий в шляпе ходит по залу, останавливается возле любой пары, надевает шляпу на голову одному из участников и меняется с ним местами. Игра повторяется, пока каждый не побывает в шляпе.

66. «Соло с гитарой»

Все становятся в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий-педагог с гитарой в руках выходит в центр круга и исполняет соло, выражая в танце свои чувства, затем передает       гитару любому участнику. Далее каждый участник проделывает то же самое, при этом он может по желанию вступить во взаимодействие с кем-либо из группы. Каждый сольный танец в     конце награждается аплодисментами. В качестве гитары можно использовать ракетку от бадминтона.

67. «Танцевальный ринг»

Участники делятся на две группы, каждая из которых поочередно двигается в своем стиле, при этом импровизируя и вступая во взаимодействие друг с другом. Пока одна группа танцует, другая наблюдает, и наоборот (повторяется 3-4 раза). Затем группы пробуют свои силы в противоположном стиле (меняются стилями), и игра повторяется. Музыкальное оформление игры: любое сочетание контрастных стилей: рок-н-ролл и рэп, классический и народный, джаз и техно.

68. «Матросы»

Игра построена на основных движениях танца «Яблочко». Все игроки строятся в две шеренги.

1-й этап. Ведущий дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:

- «маршируем» (марш на месте с высоким подниманием бедра);

- «смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изображают бинокль);

- «тянем канат» (на «раз, два» - выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» - переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат);

- «лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице);

- «смирно!» (подъем на полупальцы: вверх-вниз правая рука к виску) и др.

2-й этап. Ведущий вразброс дает команды, участники самостоятельно выполняют. Игра проводится обычно в начале занятия или урока и может быть частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

69. «Прогулка»

Для игры понадобятся: зонтик, цветок, газета, веер, сумочка, шляпа. Ведущий-педагог предлагает совершить «прогулку», импровизируя с каким-либо предметом. Показывает траекторию движения (например, сделать круг по площадке или дойти до стоящего вдалеке стула, обойти его и вернуться обратно). Ведущий просит проявить фантазию и постараться, чтобы каждая последующая «прогулка» была не похожа на предыдущие. Игра проходит в форме эстафеты: все строятся в колонну по одному, эстафетной палочкой служит предмет, с которым работают участники.

Музыкальное сопровождение игры: разные стили и жанры (например, инструментальная ритмичная музыка, поп, вальс).

70. «Штиль-шторм»

Ведущий-педагог просит участников игры включить свое воображение и говорит, что их группа представляет собой единое целое - море, а каждый из них - волна.

1 вариант игры. Все становятся в круг и берутся за руки. По команде «штиль» все участники медленно и спокойно покачиваются, изображая руками еле заметные волны. По команде «шторм» амплитуда движения рук увеличивается, участники покачиваются более динамично. «Смена погоды» происходит 5-7 раз.

2 вариант игры. Игра проводится по тем же правилам, но участники строятся в две или три линии. Музыкальное оформление игы: инструментальная со звуками моря, ветра.

71. «Пловцы-ныряльщики»

Все игроки становятся в круг и имитируют стили плавания, слегка приседая: кроль, брасс, баттерфляй, на спине. Смена стиля происходит по команде ведущего-педагога. По сигналу «ныряем» все хаотично перемещаются, изображая подводное плавание (руки вытянуты вперед, ладони соединены и двигаются змейкой; ноги выполняют мелкий семенящий шаг). Для этой игры понадобится любая ритмичная музыка, можно шлягеры о море.

72. «Знакомство»

Все игроки образуют два круга - внешний и внутренний. Каждый круг движется танцевальной ходьбой в разном направлении. Музыка прерывается - движение прекращается, стоящие напротив партнеры здороваются рукопожатием.

73. «Танец аборигенов»

Все игроки становятся в круг.

1-й этап. Ведущий-педагог под афро-джаз показывает базовые движения африканских танцев, участники пытаются повторить.

2-й этап. Каждый по очереди солирует в кругу с копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.

74. «Паруса»

Игроки строятся в форме клина, изображая парусный корабль. Игру сопровождает инструментальная музыка с криком чаек и шумом моря.

1-й этап. По команде ведущего-педагога «поднять паруса» все поднимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и замирают, стоя на полупальцах.

2-й этап. По команде «спустить паруса» - опускают руки, приседая вниз.

3-й этап. По команде «попутный ветер» - группа двигается вперед, сохраняя форму клина корабля.

4-й этап. По команде «полный штиль» все останавливаются..

75. «Всадники»

Игроки образуют круг, в центре которого стоит стул («конь»). Каждый участник по очереди импровизирует, сидя на стуле, изображая всадника-наездника (включая в диапазон движений различные несложные трюки: езда стоя, полулежа, на боку, спиной по направлению движения и т. д.). Игра продолжается, пока все не побывают всадниками..

Музыка: в стиле «кантри» или «лезгинка», темп быстрый.

76. «Глазки, губки. щечки»

Участники игры располагаются на стульях, стоящих полукругом. «Танцуют» разные части лица - по команде ведущего:

1. «танцуют глазки»  участники:

а) стреляют глазами слева-направо и наоборот;

б) подмигивают поочередно то левым, то правым глазом:

в) то зажмуриваются, то широко раскрывают («выпучивают») глаза.

2. «танцуют губки» - участники:

а) вытягивают губы трубочкой, изображая тройной поцелуйчик, затем расплываются в улыбке:

б) посылают с помощью ладони рук воздушные поцелуи то направо, то налево.

3. «танцуют щечки» - участники:

а) надувают щеки воздухом, затем хлопают по ним ладонями, выпуская воздух;

б) надувают поочередно то одну, то другую щеки, гоняя воздух туда-обратно.

Ведущий-педагог может сочетать объяснение с показом. Игра проводится обычно в начале урока  или занятия и может являться частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

77. «Сосульки»

Участники игры располагаются на площадке в хаотичном порядке, изображая сосульки. Исходное положение: стойка смирно.

1-й этап:«Весна - сосульки тают». Ведущий, исполняющий роль солнышка, поочередно подает сигнал (взглядом, жестом или прикосновением) любому из участников, который начинает медленно «таять», опускаясь в положение лежа. И так, пока все «сосульки» не растают.

2-й этап: «Зима - сосульки замерзают». Участники одновременно очень медленно встают и принимают исходное положение - стойку смирно. Проводится игра обычно после активных упражнений.

78. «Концерт-экспромт»

Все дети сидят на стульях, расположенных полукругом. В коробке (на столе, на вешалке), стоящей вне поля зрения группы (как бы «за кулисами»), лежат различные элементы костюмов и реквизит: тросточка, цветок, шляпа, шарф, веер, боа. дудочка, бубен, газета, кукла, зонтик, зеркальце и др. Участники по очереди выбирают что-либо из предложенных вещей и исполняют сольный номер экспромтом. Ведущий-педагог делает комментарий, поощряя проявление фантазии. Каждый танцор получает в награду аплодисменты группы.

Педагог должен заранее продумать возможные варианты музыкального сопровождения и иметь в запасе разные фонограммы: различные стили и жанры разного темпа и характера.

79. «Невесомость»

1 вариант игры: участники игры хаотично располагаются на площадке и медленно («заторможенно») перемещаются, изображая состояние невесомости. При этом в свободной импровизации вступают во взаимодействие друг с другом.

2 вариант игры: участники располагаются по кругу и изображают игру в волейбол в невесомости, посылая друг другу импульсы взглядом и медленными жестами во время «передачи мяча». Ведущий становится равноправным участником игры и собственным примером побуждает участников использовать весь спектр движений игры в волейбол.

Музыка: спокойная, «космическая» (например, композиции группы «Space»), темп медленный.

80. «Вокруг света»

Участники образуют круг и двигаются против часовой стрелки - «путешествуют вокруг света». При этом национальные мелодии разных стран и континентов сменяют одна другую. Участники должны стараться быстро подстроиться под новый ритм, взаимодействуя друг с другом, в том числе используя движения в сцеплении (держась за руки, под руки, руки на плечи - при боковом движении; положив руки на пояс, на плечи впереди стоящему - при движении друг за другом), но не нарушая при этом траектории движения по кругу. Ведущий, находясь со всеми в кругу, может подсказывать базовые движения национальных танцев, а также делать комментарий по ходу игры.

Музыка: национальные мелодии разных стран в современной обработке (например, «ламбада», «лезгинка», «сиртаки». «леткаенка», а также восточные, африканские, еврейские и другие мелодии; в заключение «путешествия» - русский хоровод).

81. «Шляпная эстафета»

Участники игры образуют широкий круг и двигаются в ритме музыки.

1 вариант игры: ведущий надевает шляпу себе на голову и делает несколько танцевальных движений, поворачиваясь вокруг своей оси. Затем передает шляпу стоящему рядом участнику, который в свободной импровизации проделывает то же самое и передает эстафету     следующему игроку. Эстафета продолжается по кругу до тех пор, пока шляпа не вернется к ведущему игроку.

2 вариант игры: ведущий пересекает круг в любом направлении (импровизируя при этом) и надевает шляпу на голову кому-либо из участников, меняясь с ним местами. Принявший эстафету повторяет действие ведущего, используя свою лексику танцевальных движений, и в игру включается следующий участник. И так, пока каждый игрок не побывает в шляпе.

82. «Холодно-жарко»

Участники игры располагаются на площадке в хаотичном порядке. По команде ведущего:
- «холодно» - все игроки, изображая дрожь в теле, плотно прижимаются друг к другу, концентрируясь в одной точке зала:

 - «жарко»  - все хаотично перемещаются по площадке в свободной импровизации «млея от жары».

Ведущий-педагог делает комментарий, красноречиво описывая состояние погоды.

Музыка: контрастная - чередование разных по ритму и темпу стилей ( например, рок-н-ролл и джаз): возможно использование шлягеров на тему зимы и лета.

83. «Переправа»

Участники располагаются на одной стороне площадки или класса. Задача: переправиться на другую сторону по одному человеку.

Каждый участник должен постараться придумать свой способ перемещения, используя свой танцевально-экспрессивный репертуар (в том числе различный танцевальный шаг. прыжки, подскоки, повороты, несложные трюки и т. д.). После того, как все члены группы оказались на другой стороне площадки, игра повторяется еще раз под другую музыку. При этом нужно снова не повторять движения предыдущих участников. В случае затруднения ведущий-педагог может оказать помощь игрокам.

Музыка: разные стили по ритму и темпу (например, «барыня» и «вальс», «рэп» и «латина» или др.).

84. «Шапка-неведимка»

В данной игре «шапка-невидимка» действует наоборот: тот,  кто ее надевает, ничего вокруг не видит.

Все игроки становятся в круг. Один из участников игры выходит в центр, надевает «шапку-невидимку», закрывает глаза и импровизирует в пространстве, руководствуясь своими внутренними ощущениями. Остальные наблюдают. Во время музыкальной паузы солист открывает глаза и тому, с кем первым встретится взглядом, передает «шапку-невидимку», меняясь с ним местами. Следующий участник повторяет все сначала, аутентично двигаясь на площадке. Игра может продолжаться, пока все не побывают в кругу.

Музыка для игры спокойная инструментальная (например, композиции оркестра П. Мориа), темп медленный или умеренный.

85. «Перепляс»

Участники делятся на две группы, которые располагаются в хаотичном порядке на разных сторонах площадки.

На первом этапе: по одному представителю от группы выходят на середину и соревнуются   в мастерстве импровизации: кто кого перетанцует. По сигналу ведущего-педагога солисты       под аплодисменты возвращаются к своей группе, их место занимают следующие участники игры. Перепляс продолжается до тех пор, пока каждый из играющих детей не примет в нем участие.

На втором этапе: музыка меняется, группы полным составом поочередно импровизируют на площадке, при этом участники вступают во взаимодействие между собой, стараясь переплясать соперников: групповые импровизации повторяются 3-4 раза.

Музыка для игры разные стили и жанры, например, «барыня», «латина», «рок-н-ролл», «лезгинка», «казачок», «брейк» и др.

86. «Торт-мороженое»

Участники образуют круг или два круга (один в другом), берутся за руки и поднимают их вверх или вперед, представляя собой торт.

На первом этапе игры «торт-мороженое» тает: с началом музыки участники игры расслабляются и медленно томно опускаются на пол в лежачее положение, не разрывая при этом рук.

На втором этапе происходит обратный процесс - «торт-мороженое» замораживается: участники также медленно, как на предыдущем этапе, поднимаются, не разрывая рук, и принимают исходное положение.

87. «Видеопленка»

Игроки представляют собой видеопленку, на которой записано столпотворение людей на площади. Ведущий-педагог - это пульт управления. По сигналу:

- «пуск» - участники хаотично перемещаются в пространстве в среднем темпе;

- «перемотка вперед» - темп перемещения быстрый, при этом нужно стараться не сталкиваться друг с другом и заполнять все пространство, равномерно распределяясь на площадке;

- «стоп» - все останавливаются и замирают на месте;

-  «перемотка назад» - темп движения быстрый, но перемещение происходит спиной назад.

Ведущий должен следить за каждым участником и контролировать ситуацию, не допуская падений и столкновений; этот этап игры не должен быть продолжительным. Ведущий несколько раз вразброс подает разные сигналы.

Игру можно усложнить, дав задание двигаться каким-либо танцевальным шагом, согласно выбранному музыкальному сопровождению.

В качестве музыкального сопровождения можно использовать ритм или заранее заготовленную фонограмму, состоящую из различных по темпу и продолжительности музыкальных отрывков (согласно этапам игры), записанных несколько раз в разной последовательности.

88. «Загораем»

Все ложатся на пол на коврики и ««загорают» в разных положениях. По команде ведущего-педагога:
- «загораем на животе» - участники ложатся на живот: руки подпирают подбородок, голова делает наклоны вправо-влево, ноги поочередно сгибаются в коленях, доставая пяткой ягодицы;
- «загораем на спине» - участники игры переворачиваются на спину: руки под голову, одна нога подтягивается к себе, сгибаясь в колене, стопа другой ноги кладется на колено первой, отбивая ритм музыки;

- «загораем на боку» - участники переворачиваются на бок: одна рука подпирает голову, другая опирается о пол перед грудью; верхняя нога как маятник касается носком до пола то спереди, то сзади, «перепрыгивая» через другую ногу.

Эта танцевальная игра может быть частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

89. «Минута славы»

Все игроки сидят или стоят, располагаясь полукругом. Участники поочередно импровизируют на площадке, держа в руках табличку с надписью «минута славы», стараясь максимально раскрыться. Каждый танец исполняется под разную музыку и по окончании приветствуется аплодисментами группы. Ведущий-педагог делает комментарий, стимулируя участников на проявление их скрытых возможностей.

90. «Тусовка»

Участники игры хаотично перемещаются по площадке в ритме музыки, приветствуя проходящих мимо игроков кивком головы, жестом или прикосновением ладоней рук. По желанию участники в свободной импровизации вступают в танцевальное взаимодействие друг с другом. В процессе «тусовки» несколько раз происходит резкая смена музыкального сопровождения. Участники должны постараться подстроиться под новый ритм и продолжить импровизацию. Ведущий-педагог может быть сторонним наблюдателем или полноправным членом «тусовки».

Музыка: подборка разных по стилю, ритму, темпу фрагментов клубной или дискотечной музыки.

91. «Показ мод»

Игроки делятся на две группы, каждая из которых представляет свой «Дом моделей». Группы выстраиваются в форме шеренги: одна напротив другой. «Дома моделей» поочередно представляют свои варианты коллекции одежды (неважно, во что одеты участники, главное - выразительно представить себя). Дефиле продолжается до тех пор. пока каждая участница (участник)-«модель» не пройдет по подиуму. Всем участникам показа мод после каждого выхода обе группы дарят аплодисменты. Ведущий-педагог дает комментарий походу игры, делая комплименты всем членам творческого процесса, отмечая эксклюзивность и уникальность каждой «модели» на подиуме.

92. «Художники»

Игроки образуют круг. Один из участников («художник») выходит в центр с кисточкой в руках и рисует в пространстве воображаемую картину, импровизируя в танце согласно характеру музыки. Остальные дети наблюдают за ним. В момент смены музыкального сопровождения «художник» передает кисточку следующему участнику, который, руководствуясь своим внутренним миром, создает в воображаемом пространстве свое «произведение искусства».

Игра проводится, пока каждый не побывает в роли «художника». По окончании проводится обсуждение: каждый участник по желанию может поделиться своими внутренними ощущениями и впечатлениями, которые ему навеяла предложенная музыка, и рассказать о содержании созданной картины. Ведущий-педагог делает комментарий.

93. «Карусель»

Участники игры делятся на две группы (мальчики и девочки или разнородные по составу). Каждая группа образует круг - «карусель». В центре каждого круга находится обруч, за который все держатся правой рукой. С началом музыки «карусели» начинают вращаться по часовой стрелке, при этом на их стыке участники из разных групп пытаются дотронуться левыми руками друг до друга. Во время музыкальной паузы те посетители аттракциона, которые в данный момент коснулись друг друга, образуют пару, покидают «карусели» и отходят в сторону.

Игра продолжается, пока все участники не разобьются на пары.
Игру можно усложнить, предложив участникам двигаться определенным шагом, например: бег с захлестом ноги назад, тройной ход с каблука, шаг польки и др.

94. «Костер»

Участники игры  образуют круг, все садятся на пол (поджимая колени или «по-турецки»). Двое участников, у каждого из которых в руках находится красный платок, выходят в центр и, импровизируя в дуэтном танце, вступая по желанию во взаимодействие, изображают пламя костра. По сигналу ведущего «языки пламени» (платки) передаются следующим участникам, и теперь они «поддерживают» костер, стараясь проявить фантазию и сделать свой «танец огня» не похожим на предыдущий. Игра продолжается, пока все не побывают в кругу.

Музыка: энергичная, темпераментная музыка разных сти¬лей и жанров (например. «Танец с саблями» Хачатуряна), темп быстрый или умеренно-быстрый.

Реквизит: легкие газовые платки (или шарфы) красного цвета - 2 шт.

95. «Дискотека»

Участники игры хаотично располагаются на площадке и самостоятельно двигаются в свободной танцевальной импровизации под предложенную темпераментную музыку. В момент смены музыкального сопровождения на медленный темп участники должны постараться быстро найти себе партнера и продолжить танцевать в паре. Чередование быстрых и медленных танцев происходит 5-6 раз. На каждом этапе, образуя пары, необходимо найти себе нового партнера.

Музыка: дискотечная, клубная контрастных стилей и тем¬пов (например, диско и блюз или техно и транс).

96. «Самопрезентация»

Играющие сидят или стоят, располагаясь полукругом. Каждый участник по очереди в свободной импровизации делает торжественной походкой круг по площадке, выходит на середину зала и под аплодисменты группы «раскланивается», т. е. делает несколько поклонов-реверансов. Ведущий-педагог дает комментарий, стимулируя участников на проявление их скрытых возможностей.

Музыка: фанфары или торжественный, энергичный марш.

97. «Плетень»

Группа детей делится пополам и образует две шеренги: одна напротив другой. При этом участники каждой группы переплетают руки крест-накрест (каждый протягивает руки в стороны и берется за руку с соседом через одного).

С началом музыки шеренги в сцеплении двигаются навстречу друг другу. Встретившись, стоящие напротив участники образуют пары и свободно импровизируют. В момент музыкальной паузы все должны вернуться на свои места и занять первоначальное положение.
Игру можно провести как конкурс - кто быстрее построится в шеренгу и переплетет руки.

Музыка: русские народные мелодии в инструментальной обработке, темп средний или умеренно-быстрый.

98. «Карнавал»

1-й этап - «Выбор костюма». Участники игры образуют круг и двигаются на месте в ритме музыки. В центре круга стоит коробка с большим набором карнавальных масок. Один из участников выбирает себе маску и импровизирует в ней, исполняя сольный танец: затем передает эстафету следующему члену группы, меняясь с ним местами (не снимая при этом маску, становится в общий круг). Новый солист проделывает то же самое. И так продолжается, пока все участники не будут в масках.

2-й этап - «Карнавал в разгаре». Участники двигаются в свободной танцевальной импровизации по всей площадке или классу, по желанию вступая во взаимодействие друг с другом. Ведущий-педагог делает комментарий, поощряя участников за их уникальность и неповторимость.

Музыка: энергичная. темпераментная в стиле «латина» (возможно попурри на тему латиноамериканских ритмов), темп умеренно-быстрый.

Реквизит: коробка с карнавальными масками.

99. «Земля, Воздух, Огонь, Вода»

Эта игра заставляет детей действовать быстро четко, расширяет кругозор, позволяет им быть творческим. Все дети становятся на круг, а одного помещают в цент и дают теннисный или другой небольшой мяч. Под музыку дети, взявшись за руки, двигаются по кругу против часовой стрелки, а водящий двигается в противоположную сторону. Когда музыка затихает, все останавливаются. Ребенок с мячом в руках должен аккуратно бросить стоящему напротив в кругу и произнести одно из слов на выбор: земля, воздух, огонь или вода. Ребенок, поймавший мяч, должен в ответ назвать животное или существо, связанные с этим элементом.

Например, если водящий кричит «вода», то второй ребенок должен назвать животное, которое живет в воде, например дельфин. Если ребенок кричит «воздух», другой ребенок должен назвать животное, которое летает, например ворона. Тем не менее, если ребенок кричит «огонь», ребенок, который принимает мяч, должен назвать сказочное или мифологическое животное, например «Змей Горыныч» или «Дракон».

100. «Мячик - невидимка»

Дети становятся на расстоянии друг напротив друга или по кругу. Игра заключается в том, что все перебрасываются или передают друг другу несуществующий мячик. Нужно помочь детям почувствовать этот мячик в руках. Он не должен быть маленьким или большим, искривленным, легким или тяжелым. Можно предложить детям в течении минуты тереть ладонь об ладонь, а затем медленно развести их в стороны - возникает чувство связи между ладонями. Эту связь нужно расширить до размеров и формы мячика. Игру можно разнообразить прыжками или упражнениями с мячом.

Игра сопровождается любой детской ритмичной песней.

Использованная литература:        

  1. Захаров Р.В. «Беседы о танце». - М.: Педагогика, 1990г.
  2. Ильенков Э.В. «Сочинение танца». - М.: Прогресс, 1997г.
  3. Луговская А. «Ритмические упражнения, игры и пляски. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста». М., «Советский композитор», 1991г.
  4. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. «Трансформация детской игры в художественное творчество». - с. 9-18. Искусство в школе № 2. - М. 1994г.
  5. Мессер А.М. «Танец. Мысль. Время», М., 1990г.
  6. Михайлова М.А., Горбина Е.В. «Поем, играем и танцуем». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997г.
  7. Сборник «Танцевально-двигательная терапия», перевод Бирюковой И., Ярославль, 2004г. Статьи Старк А.и Хендрикс К.)
  8. Слонимский Ю. В честь танца. - М.: 1988г.
  9. «Танцевально-двигательная терапия» (сборник). Ярославль, 1994г.
  10. Филатов С. В. «От образного слова - к выразительному движению». - М.: 1993г.
  11. ЦОР – цифровые образовательные ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/604146/

http://malutka63.ru/games/10

http://welovedance.ru/posts/view/podborka-tantsevalnykh-igr-dlya-detey-i-ne-tolko

http://secret-terpsihor.com.ua/

http://www.miroslava-folk.ru/dancing_game


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Танцевальные этюды, построенные на основном шаге польки"

Тема этого урока: "Танцевальные этюды, построенные на шаге польки, галопе, подскоках. Цель занятия: проверить и закрепить знания, научить детей отличать польку от других видов танца, привить детям лю...

Конспект урока по ВД (Ритмика) на тему "Танцевально - ритмическая гимнастика (танцевальные упражнения)"

Конспект урока по ВД (Ритмика) на тему "Танцевально - ритмическая гимнастика (танцевальные упражнения)"...

Танцевально-двигательная терапия для детей с ОВЗ. Программа по танцевально-двигательной терапии и методическая разработка для детей с ОВЗ.

Приоритет гуманистической концепции и модернизации образования способствует появлению в педагогике новых инновационных технологий.Основной задачей танцевально-двигательная терапии  является обрет...

Роль игры в танцевальном коллективе. Многообразие и применение их на занятии.

Педагог, пользуясь игрой как средством обучения и воспитания, помогает детям решить различные условные ситуации, которые происходят в процессе игры. Игра помогает справиться с психологической про...

Разработка занятия по "Ритмике". Тема: "Ходьба под музыку. Танцевальные упражнения. Игры с пением и речевым сопровождением."( 5в класс)

   Занятие по ритмике для детей с ОВЗ.Выбранная мною структура занятия позволила комплексно решать поставленные задачи, каждый этап занятия плавно перетекал один из другого, был взаим...

Игровая танцевальная программа "Танцевальный калейдоскоп"

В игровой программе дети повышают свою танцевальную грамотнлость, уверенность в себе через участие в конкурсах....

Роль игры в танцевальном коллективе. Многообразие и применение их на занятии.

Методическая разработкаРоль игры в танцевальном коллективе.Многообразие и применение их на занятии.Педагог, пользуясь игрой как средством обучения и воспитания, помогает детям решить различные ус...