Музыкальные фольклорно-народные игры
методическая разработка по музыке

Светлана Васильевна Алексеева

Ребенок должен уметь играть!  Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор. Фольклорные народные игры стимулируют творческие проявления детей, обогащают личность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_folklorno-narodnye_igry.docx39.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Музыкально-игровой материал»

«Музыкальные фольклорно-народные игры»

Учитель ритмики:

Алексеева Светлана Васильевна

 

Игра сопровождает человечество на всём пути его исторического развития и представлена в разных формах. По-разному играет человек от рождения до старости, но основа игровых форм в нашем восприятии приходится на детство.

С малых лет ребенок живёт в мире игры. Игра является ведущей формой деятельности ребёнка, характеризующей мир детства.

Само понятие игры многопланово. Она включает в себя все области народного творчества. Это и песня, которая «играется», и свадьба, и другие обряды из жизненного цикла. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, которые устраиваются на Святки, Масленицу, Семик-Троицу и т.д.

Особую радость детям  доставляют ролевые игры, где происходит перевоплощение в персонажей. Дети передают тем самым своё отношение к персонажу, свои мысли, представления и чувства. Таким образом, игру можно назвать искусством, театральной постановкой. Но ребёнок – не актёр: он играет для себя, а не для зрителя. Он не заучивает свою роль, а создаёт образ по ходу игры, у него живо работает мысль, он искренне переживает события, верит в их правду.

В игре развивается творческое воображение. Оно не появляется само собой, а воспитывается в результате длительной и регулярной работы педагога. Игровое творчество проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игр. От богатства содержания игры, её характера зависит развитие замысла и использование средств изображения. Каждой возрастной группе соответствует  свой круг эмоций, образов, привычек.  Уклад жизни ребёнка и окружающая его среда, несомненно, влияют на формирование творческой личности.

В детском быту, впрочем, как и в целом в народном творчестве, есть свои традиции. Наиболее распространённая – заимствование игр друг от друга, или как это называется в фольклоре – «из уст в уста».

Игра – это творчество, и рассматривать её нужно творчески, а не воспринимать как физическую нагрузку. Игры влияют на развитие ума, характера, воли, нравственных чувств ребёнка, укрепляют его физическое здоровье

Сама игровая форма, как никакая другая, способствует успешному усвоению фольклора. Поэтому традиционные народные игры можно сравнить с начальной азбукой, в которой дети знакомятся с фольклором как самобытной художественно-образной системой. И с полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. В игровом процессе дети раскрепощаются, их цель – выполнить правила игры, они не думают о том, как именно надо петь, благодаря чему голосовой аппарат расслабляется,  голос становится полётным, естественным.

Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, творческие способности, фантазию.

Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной.

Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.  

Фольклорные и народные игры выделяются гармоничным соединением практической педагогики, искусства и физической культуры. Их нельзя заменить ни телевидением, ни радио, и, конечно же, не компьютером, который находится на вершине развития современного оборудования.

Фольклорные и народные игры, способствуют не только формированию эмоционально положительного положения к миру как к чуду, но и   познавательному развитию.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении  связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд, игр.

Фольклорные и народные игры

«Кострома» - игра-хоровод

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Нитки пряду!
(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Клубки мотаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большие вьюшки)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?                                                                                                                          

-Поработала - пообедаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
                                                         

-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Легла, да уснула...
(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)

(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Проснулась - попрыгаю!
(Все дети прыгают)

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Сейчас догонять вас буду!
(Все разбежались кто куда)

«Каравай» - игра-хоровод
Как на Машины
(Димины, Полинины и т.д.) именины,
Испекли мы каравай!
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,

Вот такой высоты,

Вот такой низины.

Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай!


«Три веселых братца» - игра-хоровод
Три веселых братца гуляли по двору.
Три веселых братца затеяли игру.
Делали головками: ник - ник - ник,

Пальчиками ловкими: чик - чик - чик.
Хлопали ладошками: хлоп - хлоп - хлоп.
Топотали ножками: топ - топ - топ.

(Дети выполняют движения по тексту)


«Огород»- игра-хоровод

Есть у нас огород, в нем морковка (капуста, свекла) растет,
Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Вот такой вышины,

Вот такой низины.
Огород, огород, что еще там растет?

«Ветер» - игра-хоровод
Дует ветер на всем белом свете,
Сильный ветер на всем белом свете.

(Хоровод расходится и сходится)
Ветер дует, задувает, осенью ветер листики сдувает.
Листики от веточек отцепились и закружились.

(Хоровод расцепился и дети кружатся, как листики)

«Просо»

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли.

А мы просо сушили, сушили.

А мы кашу варили, варили.

(Дети выполняют движения по тексту)

Пошёл козёл на базар – игра-инсценировка

Выберают считалку и по ней выберают козла. Или по уговору, или козел назначает, кто будет курочка, уточка, гусочка, индюшка, свинка, барашек, коровка, а кто лошадка. Козел где нибудь строит свой дом - делает разметку или проводит черту. Кто-то из ребят, допустим курочка, делает разметку базара, где будут стоять курочка и все остальные ребята. После этого козел отправляется на базар, к ребятам, но предварительно беря в руки любую хворостинку. Козел идет по направлению к ним и приговаривает:

- Я иду на базар, я иду на базар,
Куплю себе курочку! Курочку-пеструшечку!

На базаре козел должен вспомнить, кто из ребят курочка и прикасаться хворостинкой к нему, приговаривая:

- Иди домой курочка, курочка - пеструшечка!

Гонит козел курочку к своему дому, а она идет и кудахчет: 
«Коткодах-тах-та-а-х! Коткодах-тах-та-а-х!»

Приводит  козел  курочку  домой,  а  сам  опять  отправляется  на  базар.  Идет  и приговаривает:

- Я иду на базар, я иду на базар,
Куплю себе уточку, уточку-водоплавочку!

Приходит на базар, вспоминает кто уточка, прикасается хворостинкой к ней, гонит ее домой и приговаривает:

- Иди домой уточка, уточка - водоплавочка!

А уточка в ответ: «Мак-мак-ма-а-к! Мак-мак-ма-а-к!»

Пригоняет  козел   уточку  к   своему  дому, а  там  ее  встречает курочка: «Коткодах-тах-та-а-х!  

Коткодах-тах-та-а-х!»   Уточка   отвечает   ей   в   ответ:    «Мак-мак-ма-а-к!   Мак-мак-ма-а-к!»
Козел снова возвращается на базар и приговаривает:

- Я иду на базар, я иду на базар,
Куплю себе гусочку, гусочку-краснолапочку!

Приходит  на  базар, вспоминает,  кто гусочка,  прикасается  хворостинкой  к  ней, гонит ее домой и приговаривает:

- Иди домой гусочка, гусочка-краснолапочка!

Гусочка в ответ: «Га-га-га-а! Где наш дом? Га-га-га-с-с-с!».

Козел   направил  ее  домой, где  встречают ее курочка и уточка.  Курочка кудахчет: «Коткодах-тах-та-а-х!»  Уточка крякает:  «Мак-мак-ма-а-к!» Гусочка здоровается им в ответ: «Га-гага-с-с!»

И так далее, козел снова и снова идет на базар, пока не купит всех названных птиц и животных. 
Для индюшки он приговаривает:

- Я иду на базар, я иду на базар,
Куплю себе индюшечку, индюшечку-пырочку!

Когда гонит ее домой приговаривает:

- Иди домой индюшечка! Иди домой пырочка!!

Ответ индюшечки: «Пыр-пыр-пы-ы-р! Пыр-пыр-пы-ы-р!»

Когда идет на базар за свинкой:

- Я иду на базар, я иду на базар,
Куплю себе свинку, свинку-белоспинку!

Когда гонит свинку домой:

- Иди домой свинка, свинка-белоспинка!

В ответ свинка хрюкает: «Хр-ю-ю-хрю-хрю!» 

Когда идет на базар за барашкой говорит:

- Я иду на базар, я иду на базар,
Куплю себе барашку, барашку-кудряшку!

Когда гонит барашку домой:

- Иди домой барашек, иди домой кудряшек!

Барашек в ответ: «Бе-е-бе-е-бе-е!»

Когда идет на базар за коровкой говорит:

- Я иду на базар, я иду на базар,
Куплю себе коровку, коровку-буренку!

Когда гонит коровку домой:

- Иди домой коровка! Иди домой буренка!

Буренка в ответ: «Му-му-у, му-му-у! Иду-иду-иду!»

Когда идет на базар за лошадкой говорит:

- Я иду на базар, я иду на базар,
Куплю себе лошадку, лошадку- пегашку!

Когда гонит лошадку домой говорит:

- Иди домой лошадка, иди домой пегашка!

Она в ответ: «И-го-го-о! И-го-го-о!»

Дома  ее  также  все   встречают  и  по  своему   приветствуют   лошадку.   Курочка  коткодачет,

уточка  макает,  гусочка  гакает  «Га-га-га-а» и  т д. Лошадка-пегашка приветствует всех: «И-го-го-о! И-го-го-о!»

Далее козел всем дает задание. 
Для курочки:

- Курочка-пеструшечка, води на прогулку цыплят!

Курочка    в   ответ:   «Коткодах - коткодах!» -  и   делает   вид,   как  будто  ведет   на  прогулку своих цыплят.

Козел далее говорит уточке:

- Уточка-водоплавочка, иди, по реке плыви, сил набери!

Уточка в ответ: « Мак-мак-мак!» - и делает вид, как будто плавает.

Для гусочки:

- Гусочка-краснолапочка, ходи по лугу, ходи по лугу !

Гусочка в ответ: «Га-га-rа! Га-га-rа!» - и «крыльями» машет, как будто летает над лугом.

Далее козел индюшечку отводит в сторону и говорит:

- Индюшечка-пырочка, гуляй по двору, играй по двору !

Индюшечка в ответ: «Пыр-пыр-Пыр!» - и важно начинает бродить по двору туда-сюда.

Для свинки:

- Свинка-белоспинка, иди во двор, землю рой!

Свинка  в  ответ: «Хрю-ю-хрю-хрю!» - нагибается  и  делает вид,  как  будто  роет землю.

Для барашки:

-  Барашек-кудряшек, скачи по горам, скачи по горам!

Барашек в ответ: «Бе-бе-бе-е! Бе-бе-бе-е!» - и начинает бегать с подскочкой.

Далее козел коровку отводит в сторону:

-  Коровка-буренка, иди, иди, травку щипли!

Коровка   мычит  в   ответ:  «Му-му-му-у!» - и  делает вид, будто щиплет  вкусную траву.

В конце козел отводит в сторону лошадку:

-  Лошадка-пегашка, по лугу беги! Ребятишек подвези!

Лошадка  начинает  бегать  и  кричать: «И-гo-гo!  И-гo-гo!»  Все, один  за  другим, подстраиваются  и   бегают  за  ней  в  цепочку. Игра кончается,  когда набегаются вдоволь.

«Зайчик» - игра-хоровод

В игру «Зайчик» лучше играть большой компанией. Выбирают Зайчика. Обступают его хороводом. Зайчик в центре круга спрашивает:

«А что мне надо делать?»

 И ему хором отвечают: «Мы тебе расскажем, мы тебе покажем...». Хоровод начинает кружиться и петь:

- Заинька наш, выходи, 
Серенький наш, выходи!

Вот так, вот так выходи! 
Вот так, вот так выходи!

(Кто-нибудь из детей показывает, как надо выходить. После этого Зайчик снова идёт в середину круга)

- Заинька наш, пойди в сад, 
Серенький наш, пойди в сад!
Вот как, вот так пойди в сад! 
Вот как, вот так пойди в сад!

(Хоровод показывает, как выходить в сад: все делают шаг вперед, степенно, важно...)

- Заинька наш повернись, 
Серенький наш , повернись!
Вот как, вот так повернись! 

Вот как, вот так повернись!

(Разняв руки, дети поворачиваются. И зайчик поворачивается)

- Заинька наш, топни ножкой, 
Серенький наш, топни ножкой! 
Вот как, вот так топни ножкой! 
Вот как, вот так топни ножкой!

(Все показывают, как зайчику надо топать ножкой: раз, два, три)

- Заинька наш, руки в боки, 
Серенький наш, руки в боки!
Вот как, вот так руки в боки! 
Вот как, вот так руки в боки!

(Дети ставят руки в бок. Зайчик делает то же самое)

- Заинька наш, поскачи, 

Серенький наш, поскачи!
Вот как, вот так поскачи! 
Вот как, вот так поскачи!

(Все дети скачут. Зайчик тоже)

- Заинька наш, попляши, 
Серенький наш, попляши!
Вот как, вот так попляши!
Вот как, вот так попляши!

(Все дети начинают плясать. Зайчик тоже)

- Заинька наш, выбирай, 
Серенький наш, выбирай!
Вот как, вот так выбирай! 
Вот как, вот так выбирай!

(Все   показывают,  как  следует  выбирать  другого  зайчика:  каждый  поворачивает голову налево и направо, как бы высматривая, кого выбирать)

- Заинька наш, поклонись, 
Серенький наш, поклонись!
Вот как, вот так поклонись! 
Вот как, вот так поклонись!

(Все дети кланяются. Зайчик наш тоже)

- Заинька наш, лапкой тронь, 
Серенький наш, лапкой тронь! 
Вот как, вот так лапкой тронь!
Вот как, вот так лапкой тронь)

(Дети показывают, как нужно зайчику тронуть лапкой и кого он тронет, тот из детей становится новым зайчиком)

В игре зайчику, иногда, можно задать более сложную задачу: чтобы он постарался вырваться из круга. Тогда хоровод подпевает так:

- Заинька наш, ускачи,
Серенький наш, ускачи!

Вот как, вот так ускачи!
Вот как, вот так ускачи!

(Дети приподнимаются на «цыпочках», подпрыгивают)
Зайчик  делает  попытки   прорваться  между   отдельными  заданиями  («Заинька   наш, топни ножкой», «Заинька   наш, руки в боки»),  а стоящие  в хороводе  дети, разумеется,  мешают ему. Если зайчику удается вырваться из круга, игра заканчивается.

«Кот и мышка» - подвижная игра-хоровод
Выбирают мышку и кота. Другие дети  образуют круг. Мышка  становится  в середину его, кот находится за кругом. 
Ребята:

- Ой, пошла мышка погулять.
Ой, пошла в поле поиграть. 
Кот сторожит у норки, 
Глаз у хитрюги зоркий.

(Ребята движутся по кругу и поют. Мышка бегает в кругу. Кот крадется к хороводу)


Кот:

- Нет ли здесь, нет ли здесь 
Мышки в хороводе?

(Хоровод останавливается) 
Ребята:

- Мышки нет, мышки нет. 
Мышка в поле бродит. 
Эй, прячься, мышка, поскорей! 
Серый разбойник у дверей!

(Пряча мышку, дети идут назад к центру круга)

- Он тебя схватит, мышка,
И разорвет пальтишко.

Кот:

- Нет ли здесь, нет ли здесь 
                                                                                                                                                                   

Мышки в хороводе?

(Хоровод снова останавливается)

Ребята:

Мышки нет, мышки нет. 
Мышка в поле бродит.

После  инсценировки  игра переходит в обычную игру в «Кошки-мышки». 

Кошка все время старается прорваться к мышке, но ее оберегают остальные игроки. Они мешают кошке, когда она хочет проскочить низом, опуская руки. Игроки стараются не дать кошке перепрыгнуть через сомкнутые руки, поднимая их...
 Но когда кошке удается прорваться в круг, игроки стараются побыстрее разомкнуть цепь, чтобы мышка смогла выскочить за пределы круга, убежать от кошки. Как только мышка выбежала за пределы круга они должны снова взяться за руки, чтобы следом за мышкой не выбежала из круга и кошка. Если кошка не успела выйти из круга, тогда мышка, находясь снаружи, поддразнивает кошку.

  Кошка, тем временем, старается выскочить из круга и когда это ей удается, игрокам на время необходимо снова разомкнуть руки, с тем чтобы впустить мышку, но не кошку... Игра «Кошки-мышки» продолжается до тех пор, пока кошка не поймает мышку, и тогда они меняются ролями. В дальнейшем можно выбрать новых кошку и мышку.

«Пустое место» - подвижная игра

Игроки по считалке выберают одного лишнего. Все остальные создают круг, становясь лицом к центру. Расстояние между ними примерно шаг- полтора друг от друга. Далее, выбранный игрок, как лишний, движется по по кругу с внешней стороны и приговаривает громко:

- «Я иду, иду, иду, да кого-то выберу. 
Когда стукну - убегу 
Кого стукну - догони. 
Только выбрать не могу.»

Через  некоторое   время  он  тихонько  стукает  по спине кого-либо из игроков, стоящих в круг. Как   только  он  дотронулся,   они  оба  начинают,  как  можно  быстрее,  обежать   круг,  чтобы  занять   свободное,   пустое   место,   причем  один   обегает  круг  по  часовой стрелке, другой - против, т. е. с разных  сторон. Кто  не  успел, тот  проиграл. После  этого  игра  возобновляется:  проигравший вновь движется по внешней  стороне круга за спинами товарищей со словами: 
- «Я иду, иду, иду, да кого-то выберу. 
Когда стукну - убегу 
Кого стукну - догони. 
Только выбрать не могу.»

«Ручеёк»

Число  игроков   нечетное.  Дети  разбиваются   на   пары: мальчик-девочка,  мальчик - девочка.

Играющие встают друг за другом, берутся  за руки и  поднимают  их над головой. Образуется своеобразный коридор. Тот,  кто остался без  пары,  направляется к «истоку» ручейка и затем, пробираясь под сцепленными руками, выбирает себе дружка или подружку. Новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве, - в начало. И все повторяется.

«Гуси-лебеди» - подвижная игра

Выбирают вожака и волка.  Другие  ребята  представляют гусей. Волк  прячется  в  сторонке:  за горой. Гуси уходят в один конец: отправляются в поле.
                                                                                                                                                                 

Вожак - прохаживается на другом конце, возле дома, да поглядывает.  Завидев  волка, он  бежит на свое место и зовет гусей:
Вожак. Гуси-лебеди, домой!
Гуси. Почто?
Вожак. Волк под горой.
Гуси. А чего ему надо?
Вожак. Серых гусей щипать да косточки глодать.

Гуси  бегут,  гогоча:  «Га-га-га! «,  а  волк  их  ловит. Кого поймает,  того отводит за гору, и игра возобновляется.

«У дядюшки Трифона» - игра-хоровод

Все   играющие    (чем    больше,  тем  лучше)   берутся   за   руки  и   образуют   круг (хоровод).  Вожак-Трифон  (его  можно выбрать  по  считалке)  выходит  в  центре круга и говорит: 
- Ну, сынки мои, дочурки, детки мои, я дядюшка Трифон! 
Что я буду делать, повторяйте за мной!

И вожак начинает петь:
- У дядюшки Трифона...
И все играющие запускаются в хоровод, и повторяют за дядюшкой Трифона:
- У дядюшки Трифона 
Семь сыновей, 
У дядюшки Трифона
Семь дочерей!

Здесь  дядюшка  Трифон  показывает  руками,  какие  огромные глаза у его детей и продолжает:
- С такими вот, глазами!
Все остальные останавливаются, показывают руками, какие огромные у них глаза, и повторяют:
-С такими вот, глазами! 
                                                                                                                                                               

И снова пускаются по кругу.

Дядюшка Трифон показывает, какие густые брови у его сыновейи дочерей, и поет:
- С такими вот, бровями!
Все снова останавливаются, повторяют его движения, слова и опять пускаются по кругу.

А дядюшка Трифон показывает, какие носы у его детей:
- С такими вот, носами!

И   дети   останавливаются,  показывают,  какие  у них  длинные - предлинные носы, повторяют дядюшкины слова и снова пускаются по кругу.

Дядюшка Трифон показывает, какие большущие уши у его сыновей и дочерей:
- С такими вот, ушами!
И все повторяют его движения и слова.

И снова пускаются по кругу.

Потом дядюшка Трифон показывает, какие длинные зубы у его детей:
- С такими вот, зубами!
И все играющие показывают и поют дядюшкины слова.
                                                                                                                                                                 

Далее, дядюшка Трифон говорит о губах своих детей:
- С такими вот, губами!
И все должны пропевать эти слова и показывать, какие у них толстые губы.

А дядюшка Трифон и о плечах не забудет:
-С такими вот, плечами!


И о руках:
- С такими вот, руками! 

И о ногах:
- С такими вот, ногами!
А все дети повторяют слова дядюшки Трифона, не переставая ходить по кругу.

После того, как показал дядюшка Трифон, какие  у его  сыновей и дочерей   глаза,  брови, носы, уши, зубы, губы, руки, плечи и ноги, он запевает:
- Они не пили, они не ели,                                                                                                                                                                

Все на дядюшку глядели 
Они все делали вот так! Они все делали вот так!
Вместе с дядюшкой эти слова повторяют и все дети, пропевая в такт.
Они не пили, они не ели,
Все на дядюшку глядели 
Они все делали вот так! 
Они все делали вот так!

В это время дядюшка Трифон выдумывает разные движения и показывает детям: 
- то уперается руками в бока и подпрыгивает, 
- то поднимает одну ногу, а другую сгибает в колене,
- то тянет себя за нос, 
- то станет на четвереньки, 
- то начинает прыгать на одной ножке, 
- то делает вид, что поднимает себя за волосы. 
Дети    должны     точно   и    быстро    повторять     все     движения    дядюшки    Трифона.   Он останавливается,   и   они  должны   остановиться  в  тот же  момент.  При  каждом  повторении движения дядюшки, дети должны пропевать слова песенки:
- И все делали вот так!
Они все делали вот так!
А  тот,  кто  замешкается, кто ошибется  или  не  успеет  повторять  за  дядюшкой  Трифона, тот выбывает из игры.

«Затейники»

По считалке выбирают затейника. Взявшись за руки, все другие участники, движутся по кругу и пропевают: 
- Ровным кругом друг за другом 
Мы идем за шагом шаг. 
Стой на месте, скажем дружно 
Потом делаем... вот так.
                                                                                                                                                                 

После   слов  «Стой  на  месте»  ребята   останавливаются,  разнимают  руки  и  ждут  движения затейника. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все повторяют его. 
После   двух-трех повторений  игры затейник  назначает  себе  замену.  Каждый  последующий затейник придумывает для показа что-нибудь новенькое.

Заклички и приговорки

   Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры  наших предков во всемогущие силы природы, а знание их  сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца  надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали  легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским  неурядицам.

  Заклички и приговорки используются как игровой прием и используются в различных пластических  и  ритмических этюдах.

  Использование на уроках закличек, приговорок помогают педагогу не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Наблюдая за радугой, можно попросить ее напоить землю.

Радуга-дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают».

Уж дождь-дождем,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овес,

На девичью гречу,

На маличье просо

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай-

Сколько хочешь поливай.

Когда дождь идет долго  дети призывают солнышко.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети.

Твои детки плачут;

Пить, есть хотят.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка.

С просьбой «подарить» хорошую погоду можно обращаться к радуге.

Радуга-дуга,

Перебей дождя!

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко-

Колоколнышко!

Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит - к солнцу, если будет ползать по ладошке - жди дождя.

Коровушка, буренушка,

Завтра дождь или солнышко?

Если солнышко, то лети,

Если дождик, то сиди.

Божья коровка,

Солнышко иль ненастье?

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно, на Благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята-молодцы,

Воры-воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам скорей весну ведите!

Эту закличку можно использовать в этюде «Встреча весны», в которой дети изображают разных птиц.

К весне, которую все ждут с нетерпением, обращаются с разными закличками. В одних просят, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава; в других просят дать богатый урожай.

Весна- красна, появись,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени наш лужок.

Считалки

  Детская считалочка является коротким рифмованным стишком, при помощи которого определяется ведущий в игре. Считалки - задорные, простые, веселые, именно за это они полюбились детям. Детские считалки позволяют выбрать ведущего без обмана, справедливо. Они вырабатывают такие качества, как чувство товарищества и честность. При разучивании с детьми различных считалок, вы помогаете детям тренировать память и развивать у них чувство ритма. 

Аты-баты - шли солдаты, 
Аты-баты - на базар,
Аты-баты - что купили? 
                                                                                                                                                                 

Аты-баты - самовар,
Аты-баты - сколько стоит? 
Аты-баты - три рубля, 
Аты-баты - кто выходит?
Аты-баты - это я! 

          *****

Если чиж летит к стрижу, 
Ты выходишь, я вожу. 
Если стриж летит к чижу,

Водишь ты, я выхожу

           *****

Ехал Грека через реку, 
Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, 
Рак за руку Греку – цап!

          *****

Ежик, ежик, чудачок, 
Сшил колючий пиджачок. 
Встал в кружок и ну считать 
Нам водилку выбирать!
           *****                                                                                                                                                    

До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
Едет кошка на такси, 
А котята прицепились 
И бесплатно прокатились

          *****

Зайчишка-трусишка 
По полю бежал, 
В огород забежал,
Капустку нашел, 
Морковку нашел, 
Сидит грызет. 
Хозяин идет

         *****

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. 
Вдруг охотник выбегает, 
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Принесли его домой -
Оказался он живой!

          *****

Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. 
Диги, диги, лиги, дон, 
Выходи скорее вон!

         *****

Использованная литература:

  1. Князева, О.Л. , Маханева М.Д.. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст] / О.л. Князева, М.Д. Маханева //Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  2. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.
  3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.
  4. Осокина, Т.И. Детские подвижные игры - М.: Просвещение, 2003.-143с.
  5. Панкеев, И.А. Русские народные игры [Текст] /И.А. Панкеев .- М., 1998.
  6. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры - Спб.: Речь, 2011. - 184 с.
  7. ЦОР – цифровые образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование факультативных занятий по обучению школьников с нарушением слуха музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах

Календарно-тематический план  работы ансамбля «Радуга» во 2 классе составлен в  соответствии с «Программой опытно-эксперементальной работы по обучению школьников с нарушенным слухом му...

Музыкальные, коммуникативные, подвижные игры и танцы

Коммуникативные игры и танцы для учеников 1-2 классов...

СЦЕНАРИЙ Новогоднего музыкального праздника для учеников 1 класса «Музыкальные снежинки» УРОК-ИГРА

СЦЕНАРИЙ Новогоднего музыкального праздника для учеников 1 класса МБОУ ЛАП №135«Музыкальные снежинки»УРОК-ИГРА...

загадки про музыкальные инструменты. интерактивная игра

Данная интерактивная игра будет полезной детям, как для старшей и подготовительной группы ДОУ, так и ученикам начальных классов изучающим народное творчество, знакомящимся с народными музыкальными инс...

Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".

Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев;  определять в тексте тему и ...

Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»

Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...