конспект урока по литературному чтению. Поэма ""Руслан и Людмила" А.С. Пушкина
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Артеева Екатерина Яковлевна

Данный урок знакомит детей с отрывком из произведения "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина . Презентацию к уроку можно скачать с сайта - https://vk.com/doc36957967_437782701?hash=1695f6ee...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.31 КБ
Файл dlya_gruppovoy_raboty.docx13.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

                                  (отрывок). Введение в эпоху.

Цель урока:

     Прочитать и сделать анализ отрывка из поэмы А. С. Пушкина « Руслан и Людмила».

     Задачи урока:

    1. Прочитать и сделать анализ отрывка из поэмы А. С. Пушкина      « Руслан и Людмила»; формировать навык полноценного чтения; организовать регулярное, интенсивное и более систематическое обучение нормам родного языка;

          2. Развивать антиципацию, достичь понимания отрывка на уровне     содержания смысла; развивать лингвистические способности у детей; развитие логически четкой, доказательной, образной устной речи;

    3. Воспитывать чувство патриотизма, умение слушать музыку, интерес к литературе.  

  Базовый учебник

«Маленькая дверь в большой мир», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2010 г.

Оборудование:

      Портрет А. С. Пушкина, увертюра М. И. Глинки  к опере «Руслан и Людмила», репродукция картины В. И. Васнецова «Три богатыря», иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила», репродукции батыров.

                                            Ход урока.

  1. Организационное начало урока.

Слайд 1 Составь скороговорку:

От  топота              по  полю        пыль          копыт               летит

Слайд 1 - Прочитай в разном темпе (медленно, в среднем темпе и выразительно, в быстром темпе).

Слайд 2 Игра «Найди слова»

( Задача – отыскать слова, которые спрятались среди букв)

              ФЫШЛСКАЗКАКЕЩЙ

              ЛКМСБОГАТЫРЬЛЗД

              ОУАГАФАНАСИЙЖГА

Слайд  3   Как думаете, связаны ли эти слова с тем, что мы будем изучать на уроке?

  1. Введение в тему раздела

 - Итак, ребята, давайте поспешим за Афанасием и посмотрим, какую дверь он нам сегодня откроет. Откройте учебник на стр. 172 и прочитайте название раздела. Слайд 4

-Предположите, о ком и о чём мы будем читать в разделе «Сказочные богатыри»?

 Слайд 5 Звучит увертюра М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».

На доске  - картина В. М. Васнецова «Три богатыря».

- Что вы представляли, когда слушали музыку?

- Кого изобразил художник на картине?

- Кто такие богатыри?

- В какие времена они жили?

  • Слайд 6 Богатырь – так на Руси называли воинов, отличающихся необычной силой, удалью, мужеством и умом. Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

    - А есть ли они сейчас?

  • Слайд 7 Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек очень большой силы, стойкости и отваги.
  • Богатырский рост - человек большого роста, очень высокий;
  • Богатырский сон – очень крепкий сон;
  • Богатырское сложение – крепкое телосложение.

- А еще отважных, доблестных воинов называли витязями.

 Слайд 8   Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

- Чем они занимались?

- Обратите внимание на репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Что еще вы можете сказать о богатырях?

  • Илья Муромец – надежен, силен, мудр, могуч.
  • Добрыня Никитич – нет вернее и преданнее богатыря, на любое дело его пошли – не подведет. Он справедлив и умен.
  • Алеша Попович – шустрый, бойкий, дерзкий.

- Слайд 9  Обратите внимание на внешний вид богатырей.

(доспехи, боевые кони, одежда, оружие, латы – металлические доспехи для защиты воина от ударов)

 Слайд 10 Физкультурная минутка. В тему урока- на силу и ловкость.

  1. Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте название и автора произведения. Слайд 11

- Вам знакома эта фамилия?

- Какие произведения автора помните?  (Сказка о рыбаке и рыбке,… ) Слайд 12   

- Все ли произведение будем читать? Полностью поэма состоит из посвящения, 6 песен, эпилога и занимает 31 страницу печатного текста.

 слайд 13  Сегодня на уроке звучала увертюра из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Композитор написал оперу по сюжету поэмы А. С. Пушкина, отрывок из которой мы будем сегодня читать. «Руслан и Людмила» - это первая поэма А. С. Пушкина. Написал он ее в 1820 году.

 - О чем будет этот отрывок? Слайд 14

Чтение отрывка- учителем.

Вопросы после чтения:

-Что вы представили, слушая стихотворение?

- Кто такой Руслан? Слайд 15

- Как вы думаете, чем закончилось сражение?

Чтение отрывка с комментированием 1-4  строчка

- Когда будут происходить события?  (Утром.)

- какие слова это подтверждают? (яснели, в бездейственном покое, дремало поле.)

- Как вы понимаете в бездейственном покое? (Тишина, спокойствие, все спят.)

- как нужно читать эти строки? (неспешно, размеренно)

5 – 7 строчки

- Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?

- Что означает слово – воспрянул?  ( быстро поднялся)

- Замените слово внезапный синоним  (неожиданный)

- какой согласный звук постоянно повторяется в этих строчках? (р – вдруг, прервался, вражий..)

- как звучат эти слова? ( резко, громко, тревожно)

- Меняется ли темп чтения? Как будем читать эти строки? (быстро, с интонацией тревоги)

   - Для кого этот крик стал внезапным? Прочитаем дальше.

  1. – 9 строчки

- Теперь стало ли вам ясно, для кого этот крик стал внезапным? (Для киевлян- Жителей Киевской Руси,  для них это сражение стало внезапным. Они взволнованы, растеряны, испуганы, могут проиграть сражение.

 - Что же произошло дальше?

 10 – до конца

- Какую картину увидели киевляне?

- Как описывает автор Руслана?

  • Чудесный – от слова «чудо»

- Какими словами автор рассказывает о действиях воина? ( несется, колет, рубит, трубит) Почему? (Чтобы мы представили Руслана сильным, храбрым, смелым.)

- Как понимаете последнюю строчку?(наш Витязь пал на басурмана)

- Ожидал ли враг такого внезапного нападени? (нет, воин напал на басурмана как гром…)

  • Басурман – в старину так называли иноземцев
  • Витязь(синоним) – воин, богатырь.

- Как надо прочитать последние строчки? (торжественно)

Последние 2 строчки

- Как вы понимаете эти строчки? ( о давних временах)

 - Да, о временах, когда Русь осаждали враги.

                       

Физкультурная минутка. Корригирующая гимнастика для глаз;

  1. Работа с текстом после чтения.

 Слайд 19  А) работа в парах - Самостоятельное чтение с заданием: разделить отрывок на 3 части, озаглавить их.

  • «Дремало поле боевое»
  • «Внезапный крик сражений грянул»
  • «Наш витязь пал на басурмана»

- проверка

       Б). Работа над выразительностью.

     - Работая над отрывком поэмы мы говорили, что меняется темп, интонация от части к части.  Как будем читать первую часть?

 Вторую? Третью?

- А теперь выразительно прочитаем весь отрывок.

  1. Итог урока.

 - Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победу?

- Захотелось ли вам побольше узнать о богатырях? (д.з. доклад о богатыре? )

- Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»?

- Поделитесь своими чувствами, своими впечатлениями о сегодняшнем уроке.

- Захотелось ли вам узнать, что происходило дальше в этой поэме?

- Если у вас возникло желание прочитать полностью поэму Руслан и Людмила, то 2 книги представлены у нас на полке для внеклассного чтения, а также имеются в наличии в библиотеке гимназии.

  1. Домашнее задание.
  • По выбору - Выразительное чтение отрывка или  выучить отрывок наизусть



Предварительный просмотр:

Делим отрывок на три части

Название  запишите строчкой из стихотворения

Какое  выражает настроение?  

Опорные слова(испуг, гордость, тревога, восхищение, удивление, спокойствие )

1

2

3

Делим отрывок на три части

Название  запишите строчкой из стихотворения

Какое  выражает настроение?  

Опорные слова(испуг, гордость, тревога, восхищение, удивление, спокойствие )

1

2

3

Делим отрывок на три части

Название  запишите строчкой из стихотворения

Какое  выражает настроение?  

Опорные слова(испуг, гордость, тревога, восхищение, удивление, спокойствие )

1

2

3

Делим отрывок на три части

Название  запишите строчкой из стихотворения

Какое  выражает настроение?  

Опорные слова(испуг, гордость, тревога, восхищение, удивление, спокойствие )

1

2

3

Делим отрывок на три части

Название  запишите строчкой из стихотворения

Какое  выражает настроение?  

Опорные слова(испуг, гордость, тревога, восхищение, удивление, спокойствие )

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина, показать яркость языка произведений и многоплановость творчества автора, прививать любовь к Родине....

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..." с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".Презентация помогает ввести детей ...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме)

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме урок-проект)...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказки А.С.Пушкина" (УМК "Школа России") 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказки А.С.Пушкина" (УМК "Школа России") 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс (урок 133-А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Конспект урока по литературному чтению 2 класс (урок 133-А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»...