конспект урока по литературному чтению. Поэма ""Руслан и Людмила" А.С. Пушкина
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Данный урок знакомит детей с отрывком из произведения "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина . Презентацию к уроку можно скачать с сайта - https://vk.com/doc36957967_437782701?hash=1695f6ee...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.31 КБ |
dlya_gruppovoy_raboty.docx | 13.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
(отрывок). Введение в эпоху.
Цель урока:
Прочитать и сделать анализ отрывка из поэмы А. С. Пушкина « Руслан и Людмила».
Задачи урока:
1. Прочитать и сделать анализ отрывка из поэмы А. С. Пушкина « Руслан и Людмила»; формировать навык полноценного чтения; организовать регулярное, интенсивное и более систематическое обучение нормам родного языка;
2. Развивать антиципацию, достичь понимания отрывка на уровне содержания смысла; развивать лингвистические способности у детей; развитие логически четкой, доказательной, образной устной речи;
3. Воспитывать чувство патриотизма, умение слушать музыку, интерес к литературе.
Базовый учебник
«Маленькая дверь в большой мир», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2010 г.
Оборудование:
Портрет А. С. Пушкина, увертюра М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила», репродукция картины В. И. Васнецова «Три богатыря», иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила», репродукции батыров.
Ход урока.
- Организационное начало урока.
Слайд 1 Составь скороговорку:
От топота по полю пыль копыт летит
Слайд 1 - Прочитай в разном темпе (медленно, в среднем темпе и выразительно, в быстром темпе).
Слайд 2 Игра «Найди слова»
( Задача – отыскать слова, которые спрятались среди букв)
ФЫШЛСКАЗКАКЕЩЙ
ЛКМСБОГАТЫРЬЛЗД
ОУАГАФАНАСИЙЖГА
Слайд 3 Как думаете, связаны ли эти слова с тем, что мы будем изучать на уроке?
- Введение в тему раздела
- Итак, ребята, давайте поспешим за Афанасием и посмотрим, какую дверь он нам сегодня откроет. Откройте учебник на стр. 172 и прочитайте название раздела. Слайд 4
-Предположите, о ком и о чём мы будем читать в разделе «Сказочные богатыри»?
Слайд 5 Звучит увертюра М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».
На доске - картина В. М. Васнецова «Три богатыря».
- Что вы представляли, когда слушали музыку?
- Кого изобразил художник на картине?
- Кто такие богатыри?
- В какие времена они жили?
- Слайд 6 Богатырь – так на Руси называли воинов, отличающихся необычной силой, удалью, мужеством и умом. Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
- А есть ли они сейчас?
- Слайд 7 Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек очень большой силы, стойкости и отваги.
- Богатырский рост - человек большого роста, очень высокий;
- Богатырский сон – очень крепкий сон;
- Богатырское сложение – крепкое телосложение.
- А еще отважных, доблестных воинов называли витязями.
Слайд 8 Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
- Чем они занимались?
- Обратите внимание на репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Что еще вы можете сказать о богатырях?
- Илья Муромец – надежен, силен, мудр, могуч.
- Добрыня Никитич – нет вернее и преданнее богатыря, на любое дело его пошли – не подведет. Он справедлив и умен.
- Алеша Попович – шустрый, бойкий, дерзкий.
- Слайд 9 Обратите внимание на внешний вид богатырей.
(доспехи, боевые кони, одежда, оружие, латы – металлические доспехи для защиты воина от ударов)
Слайд 10 Физкультурная минутка. В тему урока- на силу и ловкость.
- Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название и автора произведения. Слайд 11
- Вам знакома эта фамилия?
- Какие произведения автора помните? (Сказка о рыбаке и рыбке,… ) Слайд 12
- Все ли произведение будем читать? Полностью поэма состоит из посвящения, 6 песен, эпилога и занимает 31 страницу печатного текста.
слайд 13 Сегодня на уроке звучала увертюра из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Композитор написал оперу по сюжету поэмы А. С. Пушкина, отрывок из которой мы будем сегодня читать. «Руслан и Людмила» - это первая поэма А. С. Пушкина. Написал он ее в 1820 году.
- О чем будет этот отрывок? Слайд 14
Чтение отрывка- учителем.
Вопросы после чтения:
-Что вы представили, слушая стихотворение?
- Кто такой Руслан? Слайд 15
- Как вы думаете, чем закончилось сражение?
Чтение отрывка с комментированием 1-4 строчка
- Когда будут происходить события? (Утром.)
- какие слова это подтверждают? (яснели, в бездейственном покое, дремало поле.)
- Как вы понимаете в бездейственном покое? (Тишина, спокойствие, все спят.)
- как нужно читать эти строки? (неспешно, размеренно)
5 – 7 строчки
- Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?
- Что означает слово – воспрянул? ( быстро поднялся)
- Замените слово внезапный синоним (неожиданный)
- какой согласный звук постоянно повторяется в этих строчках? (р – вдруг, прервался, вражий..)
- как звучат эти слова? ( резко, громко, тревожно)
- Меняется ли темп чтения? Как будем читать эти строки? (быстро, с интонацией тревоги)
- Для кого этот крик стал внезапным? Прочитаем дальше.
- – 9 строчки
- Теперь стало ли вам ясно, для кого этот крик стал внезапным? (Для киевлян- Жителей Киевской Руси, для них это сражение стало внезапным. Они взволнованы, растеряны, испуганы, могут проиграть сражение.
- Что же произошло дальше?
10 – до конца
- Какую картину увидели киевляне?
- Как описывает автор Руслана?
- Чудесный – от слова «чудо»
- Какими словами автор рассказывает о действиях воина? ( несется, колет, рубит, трубит) Почему? (Чтобы мы представили Руслана сильным, храбрым, смелым.)
- Как понимаете последнюю строчку?(наш Витязь пал на басурмана)
- Ожидал ли враг такого внезапного нападени? (нет, воин напал на басурмана как гром…)
- Басурман – в старину так называли иноземцев
- Витязь(синоним) – воин, богатырь.
- Как надо прочитать последние строчки? (торжественно)
Последние 2 строчки
- Как вы понимаете эти строчки? ( о давних временах)
- Да, о временах, когда Русь осаждали враги.
Физкультурная минутка. Корригирующая гимнастика для глаз;
- Работа с текстом после чтения.
Слайд 19 А) работа в парах - Самостоятельное чтение с заданием: разделить отрывок на 3 части, озаглавить их.
- «Дремало поле боевое»
- «Внезапный крик сражений грянул»
- «Наш витязь пал на басурмана»
- проверка
Б). Работа над выразительностью.
- Работая над отрывком поэмы мы говорили, что меняется темп, интонация от части к части. Как будем читать первую часть?
Вторую? Третью?
- А теперь выразительно прочитаем весь отрывок.
- Итог урока.
- Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победу?
- Захотелось ли вам побольше узнать о богатырях? (д.з. доклад о богатыре? )
- Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»?
- Поделитесь своими чувствами, своими впечатлениями о сегодняшнем уроке.
- Захотелось ли вам узнать, что происходило дальше в этой поэме?
- Если у вас возникло желание прочитать полностью поэму Руслан и Людмила, то 2 книги представлены у нас на полке для внеклассного чтения, а также имеются в наличии в библиотеке гимназии.
- Домашнее задание.
- По выбору - Выразительное чтение отрывка или выучить отрывок наизусть
Предварительный просмотр:
Делим отрывок на три части | Название запишите строчкой из стихотворения | Какое выражает настроение? Опорные слова(испуг, гордость, тревога, восхищение, удивление, спокойствие ) |
1 | ||
2 | ||
3 |
Делим отрывок на три части | Название запишите строчкой из стихотворения | Какое выражает настроение? Опорные слова(испуг, гордость, тревога, восхищение, удивление, спокойствие ) |
1 | ||
2 | ||
3 |
Делим отрывок на три части | Название запишите строчкой из стихотворения | Какое выражает настроение? Опорные слова(испуг, гордость, тревога, восхищение, удивление, спокойствие ) |
1 | ||
2 | ||
3 |
Делим отрывок на три части | Название запишите строчкой из стихотворения | Какое выражает настроение? Опорные слова(испуг, гордость, тревога, восхищение, удивление, спокойствие ) |
1 | ||
2 | ||
3 |
Делим отрывок на три части | Название запишите строчкой из стихотворения | Какое выражает настроение? Опорные слова(испуг, гордость, тревога, восхищение, удивление, спокойствие ) |
1 | ||
2 | ||
3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"
Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина, показать яркость языка произведений и многоплановость творчества автора, прививать любовь к Родине....
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..." с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".Презентация помогает ввести детей ...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме)
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме урок-проект)...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказки А.С.Пушкина" (УМК "Школа России") 3 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказки А.С.Пушкина" (УМК "Школа России") 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс (урок 133-А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Конспект урока по литературному чтению 2 класс (урок 133-А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» Тема урока: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»».
разработка урока по литературному чтению...