Статья "Использование свирели на уроках музыки"
статья по музыке (4 класс)
Обучения игре на свирели на уроках музыки качественно сказывается на всех видах деятельности учащихся на уроке. А методы, которыми пользуется учитель на уроке музыки, обучая детей игре на свирели, особенно в области развития исполнительского дыхания, тесно переплетаются с современными технологиями обучения и в других областях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_yavlyayutsya_odnoy_iz_unikalnyh_form_obucheniya.docx | 23.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Свирель является русским народным инструментом флейтового типа, который относится к разряду наиболее простых для использования музыкальных инструментов.
Приобщение детей в современном нам социуме к игре на свирели оказывает достаточно благотворное влияние на процесс воспитания общего интереса и любви к музыкальному искусству в общем, на процесс развития художественного вкуса подрастающего поколения, формирование и развитие чувства музыки как основы музыкальной грамотности ребенка. Обучение игре на свирели создает предпосылки для формирования любви к прекрасному.
Процесс обучения игре на указанном музыкальном инструменте может быть осуществлен как в рамках обучения на музыкальных занятиях в процессе обучения (общеобразовательные школы, специализированные музыкальные школы), так и при организации внеурочной деятельности.
При организации обучения игре на свирели имеется возможности формирования развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка, повышение уровня развития воображения, развития общего объема непроизвольного внимания, максимально качественного психологического развития подрастающего поколения, формирования музыкального слуха, умения на более качественном уровне понимать других людей и поддерживать общий интерес к процессу обучения.[1]
Актуальностью темы исследования является то, что игра на свирели способствует активному развитию музыкальных способностей учащихся, повышению интереса к музыке, пробуждению в учениках стремления к духовному росту, укреплению физического здоровья.
Проблема. Игра на свирели способствует сбалансированному развитию младших школьников, но на уроках музыки учителя редко используют этот вид деятельности, кроме того наблюдается недостаточное его методическое обеспечение.
Актуальность и степень разработанности проблемы обуславливают выбор объекта, предмета, целей и задач данной работы.
Объект исследования – музыкальный инструмент - свирель, особенности обучения игре на нём.
Предмет исследования – методика обучения игре на свирели.
Целью работы является определение значимости игры на свирели в развитии младших школьников
В соответствии с этой целью в работе решаются следующие задачи
Изучить историю появления и развития свирели как одной из представительниц группы духовых инструментов
Определить особенности обучения игре на свирели
Изучить последовательность освоения свирели младшими школьниками в донотном периоде методики Э. Я. Смеловой
Сделать анализ программы дополнительного образования «Игра на свирели».
Методы исследования:
Изучение и анализ теоретических источников
Отбор и систематизация материала по теме проекта.
История возникновения свирели
Музыкальные инструменты, в которых происходит колебание воздуха из-за струи вдуваемого в него воздуха, разбиваемого о края стенки корпуса, называются духовыми. Флейта представляет один из видов духовых музыкальных инструментов. Внешне инструмент напоминает цилиндрическую трубку с тонким каналом или воздушным отверстием внутри. В ходе прошедших тысячелетий этот удивительный инструмент претерпел множество эволюционных изменений прежде, чем предстал перед нами в привычном для нас виде. В первобытном обществе предшественником флейты был свисток, который использовали в ритуальных обрядах, в военных походах, на крепостных стенах. Свистулька была любимой детской забавой. Материалом для изготовления свистка служило дерево, глина, кости. Это была простая трубочка с отверстием. Когда в нее дули, оттуда неслись звуки высокой частоты. Со временем люди стали делать в свистках дырочки для пальцев. С помощью подобного инструмента, получившего название свистковая флейта, человек начал извлекать разные звуки и мелодии. Позже трубочка стала длиннее, увеличилось число прорезанных отверстий, что позволило разнообразить извлекаемые из флейты мелодии. Археологи считают, что этот древнейший инструмент существовал около 40 тысячелетий до н.э. В старой Европе и у народов Тибета встречались свистковые флейты двойной и тройной формы, а у индийцев, жителей Индонезии и даже Китая были одинарные и двойные носовые флейты. Здесь звук извлекался путем выдоха носа. Существуют исторические документы, которые свидетельствуют о существовании флейты в Древнем Египте около пяти тысяч лет назад. В древних документах найдены рисунки продольной флейты с несколькими отверстиями на корпусе для пальцев. Другой вид — поперечная флейта существовала в Древнем Китае более трех тысяч лет назад, в Индии и Японии — около двух тысячелетий назад. В Европе долгое время пользовались продольной флейтой. К концу 17-го века французские мастера усовершенствовали пришедшую с Востока поперечную флейту, придав ее звучанию выразительности и эмоциональности. В результате проведенной модернизации поперечная флейта уже в 18-м столетии звучала во всех оркестрах, вытеснив оттуда продольную. Позже поперечная флейта многократно дорабатывалась, современную форму ей придал знаменитый флейтист, музыкант и композитор Теобальд Бем. Долгих 15 лет он совершенствовал инструмент, внеся немало полезных новшеств. К этому времени материалом для изготовления флейт служило серебро, правда, часто встречались и деревянные инструменты. В 19-м веке большую популярность приобрели флейты из слоновой кости, были даже инструменты из стекла. Этот инструмент считается непременным музыкальным атрибутом древнегреческого бога Пана. В античные времена инструмент назывался сиринга. Широко известны такие разновидности пан флейты, как русские кугиклы, индейская сампоньа, грузинские ларчеми и т.д.[2]
Еще одним инструментом флейтового типа является русский народный инструмент – свирель, которая относится к разряду наиболее простых для использования музыкальных инструментов.
Свирель (санскр. sviri — слышать) — общее название одно- и двуствольных свистковых, и многоствольных (панова-свирель) флейт (реже язычковых духовых инструментов) у восточно-славянских и южно-славянских народов.[10]
История свирели – от романтичных наигрышей Леля до народного оркестра.
Популярная в русских народных сказках волшебная свирель, так часто упоминается в фольклорных произведениях неслучайно. Данный музыкальный инструмент имеет древнюю историю создания, и смог покорить сердца многих почитателей музыки своим приятным звучанием. Наверняка, под его наигрыши проходили веселые посиделки у древних славян. По существующей легенде, языческий бог любви Лель играл на березовой свирели, чтобы вызвать взаимность у прекрасных девушек. Если же опираться на археологические находки, то первые свирели на Руси появились не позднее 11 века. Аналогичный музыкальный инструмент можно было услышать на его родине Древней Греции еще ранее.
В Древней Руси свирель наравне с другими народными инструментами была непременным атрибутом праздников. О времени ее появления на русской земле можно лишь делать предположения. Точных данных об этом факте не имеется. Археологические находки, которые удалось обнаружить в период с 1951 по 1962 год во время раскопок Древнего Новгорода, дают основание предполагать, что в 11 веке звуки свирели уже слышали на Руси. Археологами были обнаружены 2 свирели. Инструмент изготовленный в XI веке имел длину 22,5 мм и был дополнен 4 игровыми отверстиями. Свирель XV века имела 3 отверстия и была короче своей предшественницы. Ее длина составляла 19 см.
О том, что на свирелях играли в 14 веке в русских деревнях, можно судить по миниатюре Кенигсбергской летописи. Без свирели не обходились свадьбы и посиделки, праздники и военные сборы. Инструмент менялся по внешнему виду, но звучание оставалось узнаваемым. В 17 -18 веках свирели изготавливали двуствольными.
Свирель была любимым инструментом пастухов и скоморохов. Скоморохи в XVII веке из-за своих нападок на церковную и светскую власть попали под опалу и по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона отправлялись в ссылку, а их инструменты, в том числе и свирели, безжалостно уничтожались. В результате такой расправы инструмент сохранился только в глухих деревнях у пастухов, и за ней даже закрепилось название «пастушья свирель».
Долгое время особого интереса к инструменту никто не проявлял и лишь в конце XIX века по инициативе русского дворянина, патриота и знатока народного творчества, создателя первого оркестра русских народных инструментов В.В. Андреева свирель была усовершенствована и введена в состав народного оркестра.
В 19 веке в России свирель переходит из разряда инструментов для народных праздников в оркестровые музыкальные инструменты. Таким восхождением она обязана В.В.Андрееву, который первый дополнил звучание своего оркестра русских народных инструментов свирельными наигрышами. Свирель гармонично вписалась в оркестровые ансамбли и со временем значительно увеличила свои музыкальные возможности. Ее диапазон увеличился до двух октавных ступеней – от ми первой октавы до ми третьей октавы.[10, 6]
Свирель прошла длинный путь своего совершенствования, перейдём к современной свирели. Современная свирель – непременная участница концертов народной музыки. Она преобразилась внешне и улучшила качество своего звучания. Благодаря легкости обучения на свирели, она вновь набирает популярность. Музицируют на древнем инструменте Леля и дома, для семьи, и на международных фестивалях. Свирель, в которой жива душа славянского народа, не собирается уступать свои позиции.
Древняя свирель живет, радует своим звучанием и готова покорять новые музыкальные высоты. Ее история продолжается, ведь в мелодичном звуке свирели скрывается великая тайна любви.
Теоретические аспекты обучения игре на свирели
Появление игры на свирели обусловлено тем, что учителя музыки отмечали пассивную позицию большего количества учеников на уроке. Особенно это проявляется в таком виде деятельности как слушание музыки. Более активным класс становится в вокально-хоровой работе, однако, не все учащиеся обладают развитым музыкальным слухом и могут чисто интонировать, и часто у таких детей возникает комплекс собственной неполноценности.
Древняя китайская мудрость говорит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь». Взяв же в руки свирель, каждый ребенок с первых уроков учится музыке, через собственное музицирование. Теперь ребенок становится непосредственным «проводником» всех идей композитора, так как для того, чтобы сыграть произведение, необходимо тщательно проанализировать и в буквальном смысле «пропустить через себя», пусть даже неосознанно, все мысли и чувства, передаваемые звуками. Кроме того, так как инструмент есть у каждого учащегося, работают на уроке все, в классе нет пассивных слушателей.[1]
Духовые инструменты имеют ряд особенностей, одной из которых является неточность настройки, вызывающая необходимость постоянных «поправок» высоты отдельных звуков, путем соответствующего напряжения губ, требующая повышенной слуховой чувствительности к интонации. Другая особенность – некоторая тембровая пестрота. Этим облегчается запоминание и определение высоты отдельных звуков. Поэтому исполнитель на духовых инструментах сравнительно просто может приобрести способность определять и представлять себе абсолютную высоту звуков инструмента, на котором он играет. У многих музыкантов это проявляется, как только они берут в руки инструмент, на основе связи представления звучания с двигательными ощущениями. Следствием этого является быстрое активное развитие музыкального слуха.
Музыка протекает во времени, следовательно, восприятие мелодии и гармонических последовательностей возможно лишь при условии удерживания в памяти некоторой части отзвучавшего материала и сопоставление его со звучащим в каждый следующий момент. Только наличие хорошей музыкальной памяти позволяет получить достаточно полное впечатление от слушаемого произведения. Таким образом, при обучении игре на свирели должна решаться и задача по развитию музыкальной памяти, что в свою очередь приведет к качественному скачку в таком виде деятельности на уроке как слушание музыки. На начальном этапе обучения учащиеся испытывают трудности запоминания произведений, однако, при систематическом выучивании музыкального материала наизусть заметен значительный рост этой способности. Запоминание может быть непроизвольным, являясь результатом многократных повторений, и произвольным, характеризующимся прямой постановкой задачи. Произвольное запоминание требует сосредоточения внимания на всех деталях изучаемой пьесы. При игре на духовых инструментах задействована слуховая, двигательная и меньше зрительная память.[4]
На духовых музыкальных инструментах окончание звука может производиться двумя способами:
1) путем произнесения согласной «т», прекращая, таким образом, доступ воздуха в мундштук. Этот способ более легкий, употребим особенно при исполнении штриха staccato, дает моментальное прекращение звука.
2) остановка выдоха. Этот способ требует определенного навыка, он необходим в тех случаях, когда надо свести звук на нет в конце произведения, когда необходимо мягкое снятие.
В технике музыкального исполнения на духовых инструментах можно выделить следующие элементы:
1. Дыхание, точнее – выдох, то равномерный, то постепенно усиливаемый, то постепенно ослабляемый или какой-либо иной в соответствии с требованиями исполнения.
2. Напряжение мускулов лица, соответствующее высоте извлекаемых звуков и согласуемое с дыханием.
3. Движения пальцев.
4. Движения языка, определяющие характер штрихов.
Развивать навыки владения каждым из этих элементов и их совокупностью нужно так, чтобы все исполнительские приемы были естественны и свободны. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Во время игры на свирели пользуются певческим дыханием. Исполнительское дыхание отличается от физиологического неравномерностью фаз (выдох больше вдоха). Важно научиться правильно вдыхать, а главное правильно выдыхать воздух в инструмент. При постепенном и равномерном выдохе звук получается ровный по силе. Усиление его связано с ускорением выдоха, ослабление – с постепенным замедлением. Наибольший запас воздуха может быть взят только при максимальном сокращении диафрагмы. Поэтому самый правильный тип дыхания – грудобрюшное или диафрагмальное.
Техника вдоха и выдоха упражнений на исполнительское дыхание в корне меняется. Основные виды исполнительского дыхания нижнее, среднее и смешанное. Верхнее дыхание не применяется. Отсутствие его объясняется тем, что исполнитель концентрирует внимание на нахождение опоры, которая зависит от работы диафрагмы и брюшного пресса. Брать дыхание нужно бесшумно, Сначала надо освоить нижнее и среднее дыхание.
Нижнее дыхание. Ладонь правой руки прислонить к животу, левой – к левому боку, касаясь нижней части ребер. При вдохе следить за тем, чтобы воздух заполнял равномерно нижнюю часть легких, чтобы расширялся не только живот, но и мышцы боков, спины. Выдох производится свободно, не напряженно. Брюшной пресс должен как бы сдерживать выдох, то есть вести его до того момента, пока не возникнет физиологическая необходимость нового вдоха.
Среднее дыхание. Ладонь правой руки положить на грудь, левой
– на ребра левого бока. Живот подтянут. При вдохе воздухом заполняются средняя и верхняя части легких, грудная клетка расширяется вперед и в стороны. Плечи не поднимаются. Выдох связан с возвращением ребер и грудной клетки в исходное положение.
Смешанное дыхание объединяет нижнее и среднее. Именно оно является основным в исполнительской практике. Ладонь правой руки лежит на животе, левой – на ребрах левого бока. При вдохе воздух заполняет сначала нижнюю часть легких, расширяется область живота, боков, нижняя часть спины. Сразу же без задержки воздух поступает в среднюю и верхнюю часть легких, что приводит к подъему грудной клетки, растягиванию ребер и межреберных мышц. Плечи не поднимаются. Выдох в корне отличается от выдоха естественного дыхания. Возникновение, так называемой исполнительской опоры, при выдохе ведет к тому, что в начале воздух выпускается из верхней и средней частей легких. При этом мышцы живота, боков, спины как можно дольше остаются в положении вдоха. Они приходят в исходное положение в самый последний момент. Для формирования правильного исполнительского дыхания предлагаются игры. (Приложение 1)
Штрихами при игре на духовых инструментах называются исполнительские приемы извлечения, ведения и окончания или соединения звуков. При игре на свирели можно использовать штрихи legato, staccato, а также двойное staccato. Язык, исполняя роль клапана, открывает и прекращает доступ воздуха в инструмент. Движениями языка регулируется не только продолжительность отдельных звуков, но и характер штрихов.
Прием исполнения legato состоит в том, что переходы от одного звука к другому совершаются при непрерывном выдохе и неподвижном языке. Legato следует вводить в работу на ранней стадии обучения детей игре на свирели. Это связано с тем, что многие учащиеся, извлекая каждый звук отдельно, перед ним берут дыхание. Сосредоточение внимания на непрерывном выдохе при исполнении штриха legato поможет устранить этот дефект.
При исполнении staccato сокращение длительности звуков достигается соответствующими движениями языка, прекращающими подачу воздуха в инструмент. Как будто произносим «тут», «тут». При этом между звуками возникают паузы. Чем больше пауза, тем короче и, следовательно, острее staccato.
Особого внимания заслуживает прием двойного staccato, при котором движение воздуха в инструмент прекращается поочередно то концом языка, выдвигаемым вперед, то задней его частью, прижимающейся к мягкому небу. Происходит как бы чередование согласных «т» и «к» («ту-ку»). Этот прием позволяет исполнять разнообразные пассажи штрихом staccato с большой скоростью, недоступной при использовании простого staccato.[6,7]
Перед тем как играть на свирели, необходимо познакомить детей с устройством инструмента, правилами хранения и санитарии, постановкой рук и корпуса во время игры.
Свирель приставляется ко рту под углом 45 градусов.
Отверстия следует закрывать полностью подушечками пальцев: верхние три – указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, а нижние три – указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Такое положение рук приучает детей к правильной постановке и не потребует переучивания при переходе в обучении на поперечную флейту, гобой или кларнет.
Пальцы должны быть слегка округлены. Степень округления зависит от их соотношения между собой по длине, то есть от строения кисти рук.
Проверить, полностью ли закрыты игровые отверстия, можно с помощью сильного сжатия свирели, которое должно оставить следы на подушечках пальцев – если на них отпечатались кружочки полностью, то отверстия закрыты правильно. Открывая игровые отверстия, не следует высоко поднимать пальцы – в дальнейшем это может отрицательно сказаться на технике исполнения. Свободные от закрывания игровых отверстий пальцы должны находиться над ними на расстоянии 1-1,5 сантиметра.
Каждая из цифр соответствует определенному звуку. Так, цифра 1 является нотой “си” первой октавы. Цифра 2 соответствует ноте “ля” первой октавы, цифра 3 – ноте “соль” первой октавы. Цифра 4 соответствует ноте “фа-диез” первой октавы, цифра 5 – ноте “ми” первой октавы. Цифра 6 соответствует ноте “ре” первой октавы, а “0” – ноте “до” второй октавы. Если сильно подуть в свирель при закрытых шести отверстиях (цифра 6), получится звук “ре” второй октавы. Аналогичное явление
Свирель индивидуальный инструмент, поэтому нужно ознакомить ребенка с правилами хранения свирели и правилами санитарии.
. Даже если ученик играет на школьном инструменте, он должен быть подписан, и храниться в отдельном пакете.
Необходимо мыть теплой водой мундштук и ствол отдельно.
Желательно иметь холщовые мешочки, которые можно изготовить даже из старого папиного галстука.
Нельзя ронять и бросать инструмент, стучать им, так как можно расколоть его. Кроме того, при ударах теряются звуковые качества свирели.
Особое внимание следует проявлять к мундштуку.
При условии соблюдения элементарных правил хранения свирель может служить не один год.
Таким образом, введение обучения игре на свирели в урок музыки качественно сказывается на всех видах деятельности учащихся на уроке. А методы, которыми пользуется учитель на уроке музыки, обучая детей игре на свирели, особенно в области развития исполнительского дыхания, тесно переплетаются с современными технологиями обучения и в других областях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...
Свирель на cовременном уроке музыки в общеобразовательной школе.
Свирель на cовременном уроке музыки в общеобразовательной школе....
Урок музыки "Музыка вокруг нас. Музыка осени."
Разработка содержит технологическую карту урока и презентацию. На уроке подразумевается разучиваение с обучающимися песни "Скворушка прощается"...