Рабочая программа по музыке 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор МБОУ « СОШ №4»
_________Т.В. Оксенюк ______________Е.В. Окунева
Рабочая программа
по музыке для 3 класса
на 2019/2020 учебный год
(базовый уровень)
Учитель: Монахова О.А.
Высшая квалификационная категория
1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №4»
- Авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной «Музыка 1-4 классы», М. Просвещение 2018 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
- уважительное отношение к культуре других народов;
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательности
Метапредметные результаты
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
- Обучающийся научится:
- -воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
- -различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
- -понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
- -эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- -ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
- -понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
- -передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Обучающийся получит возможность научиться:
- -соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
- -осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
- -владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
Основные закономерности музыкального искусства
- -слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
- -наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
- -участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
- -узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
- -узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- -проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;
- -импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
- -пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;
- -находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
- -различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).
Обучающийся получит возможность овладеть:
- -представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве;
- -музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится:
- -выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8)
- -петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;
- -различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
- -сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
- -различать язык музыки разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
- -сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
- -узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
- -приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
- -собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- -эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
- -позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
- -образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
- -устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
- -основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- -представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- -познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
- -нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
- -нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
- -понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
- -представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- -принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- -планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
- -выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- -эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
- -осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- -понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
- -выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
- -воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- -осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
- -самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
- -передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
- -использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
- -выбирать способы решения исполнительской задачи;
- -соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
- -соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
- -исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
- -осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
- -соотносить различные произведения по настроению и форме;
- -строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
- -пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;
- -проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- -обобщать учебный материал;
- -устанавливать аналогии;
- -сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
- -представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- -выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
- -выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
- -понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
- -проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
- -контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
- -понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
- -понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- -принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
- -стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- -выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
- -понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
- -контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
- -формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
- -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- -проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
- Содержание программы учебного курса.
Тема раздела: «Россия – Родина моя»
Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта.Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий»
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П. Чайковского «Утренняя молитва» и Э. Грига «Утро».
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке.Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П. Мусоргского.
Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского).
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»
Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!». Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Обобщение по темам первого полугодия. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников. Музыка на новогоднем празднике.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
«Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.Жанр былины.
Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…». Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова). Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н. Римского-Корсакова.
Тема раздела: «В музыкальном театре»
Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Тема раздела: «В концертном зале »
Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты.Выразительные возможности флейты.Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.
Тема раздела: «В концертном зале»
«Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».
«Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л. Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э. Грига и П. Чайковского.. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года
4. Распределение учебного материала курса «Музыка» (3 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Россия – Родина моя | 5 ч |
2 | День, полный событий | 4 ч |
3 | О России петь - что стремиться в храм | 4 ч |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 ч |
5 | В музыкальном театре | 6 ч |
6 | В концертном зале | 6 ч. |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5 ч. |
ИТОГО: | 34 ч |
5. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | |
По плану | По факту | ||
1 | Мелодия –душа музыки | ||
2 | Природа и музыка. | ||
3 | Виват, Россия! Наша слава – русская держава | ||
4 | Кантата «Александр Невский». | ||
5 | Опера «Иван Сусанин». | ||
6 | Утро. | ||
7 8 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. | ||
9 | Вечер. | ||
10 | Радуйся Мария! Богородица Дево, радуйся! | ||
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, мама! | ||
12 | Вербное воскресенье. Вербочки | ||
13 | Святые земли Русской | ||
14 | Настрою гусли на старинный лад. Былина о Садко и Морском царе. | ||
15 | Певцы русской старины. Лель, мой Лель. | ||
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей | ||
17 | Обобщающий урок | ||
18 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. | ||
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | ||
20 | Опера «Снегурочка». | ||
21 | Океан- море синее | ||
22 | Балет « Спящая красавица». | ||
23 | В современных ритмах | ||
24 | Музыкальное состязание | ||
25 | Музыкальные инструменты. Звучащие картины | ||
26 | Музыкальные инструменты. | ||
27 | Сюита « Пер Гюнт». | ||
28 | «Героическая». Призыв к мужеству | ||
29 | Мир Бетховена | ||
30 | Чудо- музыка. | ||
31 | Острый ритм- джаза звуки. | ||
32 | Люблю я грусть твоих просторов | ||
33 | Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы | ||
34 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....