Дополнительная общеразвивающая программа «В мире музыки»
рабочая программа по музыке (3 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа
«В мире музыки»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации программы – 5 лет
Автор-составитель:
Попова Ольга Андреевна,
музыкальный руководитель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vmire_muzyki.docx | 73.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сольвычегодский детский дом»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на методическом объединении Директор ГБУ АО
педагогов дополнительного образования «Сольвычегодский детский дом»
Протокол № ____________ «____»____________20__г.
«____»_____________20__г. _____________ И.Н. Сергеева
Дополнительная общеразвивающая программа
«В мире музыки»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации программы – 5 лет
Автор-составитель:
Попова Ольга Андреевна,
музыкальный руководитель
г. Сольвычегодск
2018
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебно-тематический план 1 года обучения | 7 |
3 | Содержание программы 1 года обучения «Музыкальный калейдоскоп» | 7 |
4 | Учебно-тематический план 2 года обучения | 11 |
5 | Содержание программы 2 года обучения «Музыкальный фольклор» | 11 |
6 | Учебно-тематический план 3 года обучения | 13 |
7 | Содержание программы 3 года обучения «Музыкальная грамота» | 13 |
8 | Учебно-тематический план 4 года обучения | 15 |
9 | Содержание программы 4 года обучения «В мире музыки» | 15 |
10 | Учебно-тематический план 5 года обучения | 18 |
11 | Содержание программы 5 года обучения «Чистый голос» | 18 |
12 | Методическое обеспечение программы | 21 |
13 | Список литературы | 22 |
Пояснительная записка
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями ребёнка. Б.М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры. Музыкальное воспитание детей - именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка.
Музыкальное воспитание – это, прежде всего, эмоциональное питание, основывающееся на высших социальных потребностях, целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «В мире музыки» состоит в том, что она помогает раскрыть детям сущность музыкального искусства, формировать гармонично развитую личность. Занятия программе помогут создать условия для максимального раскрытия каналов восприятия личности, развивающих эмоционально-позитивное отношение к миру.
Педагог на занятиях призван формировать у обучающихся основные личностные качества: мировоззрение, волю, музыкальные вкусы, убеждения. При этом подготовить к самостоятельной музыкальной деятельности, развить творческие способности, инициативу, ответственность, или, иначе говоря, сформировать музыкально-эстетическую и музыкальную культуру.
В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации — способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Цель программы: пробуждение интереса к музыке и музыкальным занятиям; расширение их музыкального кругозора и музыкально – эстетического развития детей, формирование гармонично развитой личности.
Задачи:
1. Способствовать освоению образцов народной и современной музыки, усвоению знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, особенностях музыкального языка.
2. Обучать практическим умениям и навыкам в различных видах музыкально-творческой деятельности: пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
3. Развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения
4. Воспитывать устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся.
Принципы программы:
1. Принцип наглядности;
2. Принцип связи теории с практикой;
3. Принцип учёта возрастных особенностей;
4. Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм деятельности;
5. Принцип доступности, систематичности, последовательности (от простого к сложному)
Направления программы:
1-й год обучения «Музыкальный калейдоскоп»
2-й год обучения «Музыкальный фольклор»
3-й год обучения «Музыкальная грамота»
4-й год обучения «В мире музыки»
5-год обучения «Чистый голос»
Виды деятельности:
1. Вокально-хоровая работа.
2. Музыкальная грамота.
3. Музыкально - ритмические упражнения и игры под музыку.
4. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
5. Концертно-исполнительская деятельность.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы – воспитанники 1 – 5 классов.
Сроки реализации программы: 5 лет.
Формы работы: индивидуальные, подгрупповые, групповые.
Режим занятий: с 1 сентября по 31 мая; вторая половина дня.
Количество занятий: 2 занятия в неделю по 45 минут.
Ожидаемые результаты
1 год обучения
«Музыкальный калейдоскоп»
В результате обучения ребенок должен знать и уметь:
1. Знать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
2. Знать 3 жанра музыкального искусства;
3. Знать песни из мультфильмов;
4. Знать некоторые музыкальные инструменты, их возникновение;
5. Уметь правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох не поднимая плеч;
6. Уметь петь короткие фразы на одном дыхании;
7. Уметь петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
2 год обучения
«Музыкальный фольклор»
В результате обучения пению ребенок должен знать иуметь:
1. Знать жанры и виды фольклора;
2. Знать основные движения народных танцев, хороводов;
3. Знать народные праздники и обряды;
4. Уметь правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
5. Уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;
6.Уметь точно повторять заданный звук;
7. Уметь петь чисто и слаженно в унисон;
8. Уметь петь acapella отдельные попевки и народные песни;
9. Уметь обыгрывать не сложные народные песни, импровизировать;
10. Уметь дать оценку своему исполнению и исполнению других детей.
3 год обучения
«Музыкальная грамота»
В результате обучения ребенок должен знать и уметь:
1. Знать основы музыкальной грамоты (нотный стан, скрипичный ключ, название нот, расположение их на нотоносце, звуки высокие и низкие, форте и пиано, темп в музыке);
2. Знать звукоряд; петь сольфеджио;
3. Уметь определять жанры вокальной музыки;
4. Уметь петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринужденно;
5. Уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
6. Уметь импровизировать, передавать характер музыки в движении и пении;
7. Правильно вести себя во время исполнения на сцене и во время концерта;
4 год обучения
«В мире музыки»
В результате обучения ребенок должен знать и уметь:
1. Знать роль музыки в жизни человека;
2. Знать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства;
3. Знать средства музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемы взаимодействия и развития музыкальных образов;
4. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;
5. Уметь различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
6. Уметь эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки;
5 год обучения
«Чистый голос»
В результате обучения ребенок должен знать и уметь:
- Знать особенности и возможности певческого голоса;
- Знать гигиену певческого голоса;
- Знать поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- Уметь понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- Уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- Уметь петь без сопровождения отдельные попевки и не сложные песни;
- Уметь точно повторить заданный звук;
- Уметь петь чисто и слаженно в унисон;
- Уметь дать критическую оценку своему исполнению;
- Уметь петь под фонограмму с микрофоном;
Учебно-тематический план 1 –й год обучения
«Музыкальный калейдоскоп»
№ | Наименование разделов | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение. Знакомство с голосовым аппаратом | 1 | 1 | - |
2 | Легенда о «Трёх китах» | 1 | 1 | - |
3 | Детские песни в нашей жизни | 4 | 1 | 3 |
4 | Песенки из мультфильмов | 4 | 1 | 3 |
5 | Колыбельные песни | 2 | 1 | 1 |
6 | Осенние песни | 4 | 1 | 3 |
7 | Музыкальные игры и загадки | 3 | - | 3 |
8 | Волшебная страна звуков. | 4 | 1 | 3 |
9 | В гостях у сказки | 2 | 1 | 1 |
10 | Добрым быть совсем не просто… | 2 | - | 2 |
11 | Зима: поэт, художник, композитор | 4 | 2 | 2 |
12 | Новогодний карнавал | 5 | 1 | 4 |
13 | Хороводные песни и шутки | 3 | 1 | 2 |
14 | Россия – Родина моя | 4 | 1 | 3 |
15 | Необычные звуки и голоса | 2 | 1 | 1 |
16 | Веселей встречай друзей | 3 | 1 | 2 |
17 | Весенний вальс | 4 | 1 | 3 |
18 | Музыкальные игры и загадки | 2 | 1 | 1 |
19 | Мелодии дня | 2 | - | 2 |
20 | Музыкальные инструменты | 4 | 2 | 2 |
21 | Краски музыки и голоса | 2 | 1 | 1 |
22 | Музыкальная страна | 2 | - | 2 |
23 | Весело-грустно. | 2 | - | 2 |
24 | Сколько песен мы с вами вместе… | 2 | - | 2 |
25 | Летний день, замечательный праздник | 4 | - | 4 |
Всего: | 72 | 20 | 52 |
Содержание 1 года обучения «Музыкальный калейдоскоп».
1 раздел. Введение. Знакомство с голосовым аппаратом (1 час)
Содержание: Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения. Что такое голос? Как нужно беречь голос. Певческая посадка и постановка корпуса.
Форма: Занятие-беседа.
2 раздел. Легенда о «Трёх китах»(1 час)
Содержание: Рассказать детям о трёх видах искусства, на которых держится музыка.
Форма: Беседа, Путешествие по жанрам музыки.
3 раздел. Детские песни в нашей жизни(4 часа)
Содержание:Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.
Форма: Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
4 раздел. Песенки из мультфильмов (4 часа)
Содержание: Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов.
Форма:Занятие-путешествие (игровая деятельность)
5 раздел. Колыбельные песни(2 часа)
Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.
Форма: Комплексное занятие.
6 раздел. Осенние песни(4 часа)
Содержание:Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.
Форма: занятие – знакомство.
7 раздел. Музыкальные игры и загадки (3 часа)
Содержание:Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма: Практическая.Дидактические и музыкальные игры.
8 раздел. Волшебная страна звуков (4 часа)
Содержание:Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма:Занятие – исследование.
9 раздел. В гостях у сказки (2 часа)
Содержание:Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Форма: Музыкальный спектакль (игровая деятельность).
10 раздел. Добрым быть совсем не просто…(2 часа)
Содержание:Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма:Занятие – впечатление.
11 раздел. Зима: поэт, художник, композитор(4 часа)
Содержание:Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.
Форма: Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
12 раздел. Новогодний карнавал (5 часов)
Содержание:Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран. Разучивание песен, танцев, игр.
Форма: Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность).
13 раздел. Хороводные песни и шутки. Игры (3 часа)
Содержание:Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма: Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
14 раздел. Россия – Родина моя(4 часа)
Содержание:Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
Форма:Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
15 раздел. Необычные звуки и голоса(2 часа)
Содержание:Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.
Форма:Занятие-экскурсия (игровая деятельность).
16 раздел. Веселей встречай друзей (3 часа)
Содержание: Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма:Тематическое занятие.
17 раздел. Весенний вальс (4 часа)
Содержание: Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет».
Форма: Литературно – музыкальная гостиная.
18 раздел. Музыкальные игры и загадки (2 часа)
Содержание: «Знаем музыку». Отгадывание различных загадок, ребусов, кроссвордов. Составление своих работ.
Форма: Погружение, практическая работа.
19 раздел. Мелодии дня (2 часа)
Содержание:Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма:Комплексное занятие.
20 раздел. Музыкальные инструменты от древности до современности(4 часа)
Содержание:Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.
Форма:Занятие – погружение, исследование.
21 раздел. Краски музыки и голоса (2 часа)
Содержание: Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест.
Форма:Занятие – исследование.
22 раздел. Музыкальная страна (2 часа)
Содержание:Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
Форма:Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
23 раздел. Весело – грустно (2 часа)
Содержание:Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело- грустно).
Форма: Занятие – рассуждение.
24 раздел. Сколько песен(2 часа)
Содержание: Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Форма: Занятие – концерт.
25 раздел. Летний день, замечательный праздник (4 часа)
Содержание:Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о весне. Песни лета. Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки.
Форм:Игровая и концертная деятельность.
Учебно – тематический план 2 год обучения
«Музыкальный фольклор».
№ | Наименование разделов | Всегочасов | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Народное искусство | 3 | 2 | 1 |
3 | Музыкальные инструменты | 10 | 3 | 7 |
4 | Вокально-хоровая работа | 28 | - | 28 |
5 | Народная хореография | 10 | 2 | 8 |
6 | Народный календарь | 10 | 5 | 5 |
7 | Народные игры | 10 | - | 10 |
Всего: | 72 | 13 | 59 |
Содержание 2 года обучения «Музыкальный фольклор»
1 раздел. Введение. Летние впечатления (1 час)
Содержание:Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Знакомство с темами занятий.
Форма:Беседа.
2 раздел. Народное искусство (3 часа)
Содержание: Специфика детского фольклора. Значение фольклора в жизни ребёнка. Дать общее представление о содержании понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах. Знакомство с жанрами устного народного творчества. Разучиваниеприбауток, считалок, закличек, скороговорок, дразнилок. Привести знакомые примеры. Репертуар:Различные пестушки, потешки, считалки, дразнилки (на выбор педагога).
Домашнее задание: записать по 1-2 пестушки,потешки, считалки или дразнилки.
Форма: Занятие – игра.
3 раздел. Музыкальные инструменты (10 часов)
Содержание: Знакомство с народными инструментами. Обучение игре на простейших музыкальных инструментах (ложки, бубен, хлопушки, трещотка). Соединение ритмического рисунка шумовых инструментов с аккомпанементом. Дать понятие «громко» и «тихо». Знакомство с составом оркестра русских народных инструментов.
Форма: Рассказ. Практическое занятие. Просмотр видеофильма «Русский народный оркестр». Викторина «Узнай инструмент»
4 раздел. Вокально-хоровая работа (28 часов)
Содержание: Распевки: расширение диапазона песен до октавы. Освоение интонации постепенного движения. Мелодические попевки. Дикционные упражнения. Работа над ритмическим рисунком. Развитие метроритма.
Знакомство с вокально – хоровыми приёмами пения в народной манере, близкой к разговорной речи. Умение петь в ансамбле.Пение без сопровождения инструментов (acapella). Развивать навыки точного воспроизведения ритмического рисунка.
Закрепление навыка пения песен с движением.
Репертуар:Распевки. «Воробей», «Серая коза», «Две тетери», «Бабка Ёжка», «Как пошли наши подружки», «Гули», «Дон-дон», «Тень – тень»
Инсценирование песен: «Растатуриха», «Посмотрите, как у нас-то в мастерской!», «Как у нас-то козёл», «Пряла белый лён на ниточки», «Тётушка деленка», «Уж ты прялица-кокорица моя», «Мы на Севере живём» муз. Е. Рыбак
Форма: Практическое занятие/Занятие-концерт.
5 раздел. Народная хореография (10 часов)
Содержание: Знакомство с основными позициями рук, ног и освоения движений. Разучивание хороводного шага.Основные положения рук: подбоченившись, калачиком. Плавные переводы рук в основные положения из подготовительного.Русский поклон: поясной, грудной. Соединение рук в хороводе. Изучение фигур орнаментального хоровода: круг, «стенка», «улитка», «змейка», «восьмёрка», «гребень». Разучивание плясовых движений: «присядка», «шаг с носка», «шаг с притопом», «тройной притоп», «ковырялочка». Фигуры плясок: «звездочка», «карусель», «качели», «волна». Исполнение движений в разном темпе: среднем, с переходом на быстрый. Соединение отдельных элементов – движений в танцевальную композицию. Тренировка пластики тела, моторики, эмоциональности исполнения. Соединение танца с пением.
Репертуар: Хоровод «На горе-то калина», «Перед весной»,«Северный хоровод» муз. Филиппенко, сл. Волгиной;рус.нар.пляска «Приглашение», плясовая кадриль «Как задумал», «У нас по кругу».
Форма: Практическое занятие.
6 раздел. Народный календарь (10 часов)
Содержание: Знакомство с народными праздниками и обрядами. Происхождение праздников, связь их с природой. Встреча матушки Осени – «Осенины», «Зимние Святки», Масленица, «Зелёные святки», деревенские посиделки. Разучивание закличек, колядок, народных песен.
Репертуар: «Осенинная песня», «Серпы золотые», песня «Ты прощай, наша Масленица», «Коляда – маляда!»,«Едет Масленица», «Широкая Масленица»; закличка «Солнышко покажись», «Весна – красна», «Гори солнце ярче».
Форма: Рассказ, беседа. Практическое занятие.
7 раздел. Народные игры (10часов)
Содержание:Значение народных игр в быту.Знакомство с видами игр, знать и применять их в жизни. Уметь сочетать пение с игрой.
Репертуар:Народные игры с пением: «Осень, в гости просим», «Мышка», «Коршун», «Золотые ворота», «Гори, гори ясно», «Дядя Трифон», «Золото хоронить», «Бояре, мы до вас пришли», «Снежная баба», «Воробей».
Форма:Практическое занятие.
Учебно-тематический план
3-й год обучения «Музыкальная грамота»
№ | Наименование разделов | Всегочасов | Теория | Практика |
1 | Введение. Организационное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Музыкальные и шумовые звуки | 4 | 2 | 2 |
3 | Высокие и низкие звуки | 5 | 2 | 3 |
4 | Громко – тихо | 4 | 1 | 3 |
5 | Мажор и минор | 5 | 2 | 3 |
6 | Восходящее и нисходящее движение мелодии | 5 | 2 | 3 |
7 | Долгие и короткие звуки | 8 | 4 | 4 |
8 | Темп в музыке | 5 | 2 | 3 |
9 | Форте и пиано | 4 | 1 | 3 |
10 | Сильная доля - слабая доля | 4 | 2 | 2 |
11 | Скрипичный ключ Знакомство с нотной записью | 5 | 2 | 3 |
12 | Нотная запись | 16 | 8 | 8 |
13 | Повторение и закрепление пройденного материала | 6 | - | 6 |
Всего: | 72 | 29 | 43 |
Содержание 3 года обучения «Музыкальная грамота»
1 раздел. Введение. Организационное занятие (1 час).
Содержание: Организационное занятие. Распорядок работы занятий, правила поведения. Обсуждение музыкальных летнихвпечатлений. Знакомство с темами занятий.
Форма: Занятие-беседа.
2 раздел. Музыкальные и шумовые звуки (4 часа).
Содержание: Знакомство с музыкальными и шумовыми звуками. Развитие внутреннего слуха. Знакомство с терминами: композитор, исполнитель, шумовые и музыкальные звуки.
Форма: Беседа. Творческая мастерская.
3 раздел. Высокие и низкие звуки (5часов).
Содержание: Познакомить детей с высокими и низкими звуками. Раскрыть понятия: высокий и низкий звуки.
Форма: Практическая. Беседа. Музыкально-дидактическая игра «Выше – ниже».
4 раздел. Громко. Тихо (4 часа).
Содержание: Знакомство с терминами: «громко», «тихо». Значение их в музыке. Примеры в музыке. Определение на слух.
Форма: Практическая. Беседа. Рассказ.Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко».
5 раздел. Мажор и минор (5 часов).
Содержание: Познакомить с понятиями мажор и минор. Значение их в музыке. Различие ладов. Определять на слух мажорное и минорное звучание. Тренировать в определении лада на слух.
Форма: Беседа. Практическое занятие. Музыкально-дидактическая игра «2 друга».
6 раздел. Восходящее и нисходящее движение мелодии (5 часов).
Содержание: Раскрытие понятий: восходящее и нисходящее движение мелодии. Развивать музыкальную память, мелодический и гармонический слух.
Форма: Практическое занятие. Беседа.
7 раздел. Долгие и короткие звуки (8 часов).
Содержание: Показать детям на музыкальных примерах, понятие о коротких и долгих звуках. Какие звуки короткие и длинные. Значение длительностей в музыке. Уметь отличать долгие и короткие звуки.
Форма: Игра. Рассказ. Музыкально-дидактическая игра «Долго-коротко».
8 раздел. Темп в музыке (5 часов).
Содержание: Раскрытие понятие темп в музыке. Познакомить с основными названиями темпа в музыке. Научиться определять на слух темп произведения. Значение темпа в музыке. Итальянское обозначение темпов (обзор).
Форма: Игра. Практикум.
9 раздел. Форте и пиано (4 часа).
Содержание: Раскрытие понятий: форте и пиано. Значение силы звука в музыке, как средства музыкальной выразительности. Рассказать детям об итальянском обозначении силы звука, его письменное обозначение.Обозначение в нотной записи.
Форма: Рассказ. Практическое занятие.
10 раздел. Сильная доля – слабая доля (4 часа).
Содержание: Познакомить детей с понятием: сильная доля, слабая доля. Развивать музыкальную память, чувство ритма.
Форма: Рассказ. Практическое занятие.
11раздел. Скрипичный ключ. Знакомство с нотной записью (5часов).
Содержание: Познакомить детей со скрипичным ключом. История возникновения и происхождения нотных знаков, нотной записи. Нотный стан.
Форма: Рассказ. Беседа.
12 раздел. Нотная запись (16 часов).
Содержание: Возникновение нотной записи. История создания. Знакомство с нотами, их расположение на нотоносце. Звукоряд. Познакомить с названием нот, их расположение на нотном стане. Уметь выкладывать ноты на фланелеграфе. Петь сольфеджио несложные музыкальные примеры
Форма:Беседа. Игра. Практическое занятие. Игра «Ноты попрыгайки».
13 раздел. Повторение и закрепление пройденного материала (6 часов).
Содержание:Повторить и закрепить знания, полученные за год.
Форма:Практикум. Викторины: «Эти весёлые звуки», «Быстро-медленно», «Тихо – громко»
Учебно-тематический план
4-й год обучения «В мире музыки»
№ | Наименование разделов | Всего часов | Теория | Практика |
Введение. Организационное занятие | 1 | 1 | - | |
Как зарождалась музыка | 4 | 4 | - | |
Музыка в семье искусств | 5 | 5 | - | |
Жанровое многообразие в музыке | 7 | 5 | 2 | |
Музыкальные стили и направления | 9 | 4 | 5 | |
Танцевальная музыка | 4 | 3 | 1 | |
Комическое в музыке | 3 | 2 | 1 | |
Музыка и кино | 3 | 1 | 2 | |
Музыка и театр | 3 | 1 | 2 | |
10 | Симфонический оркестр | 7 | 5 | 2 |
11 | Орган | 3 | 2 | 1 |
12 | Духовой оркестр | 4 | 2 | 2 |
13 | Композиторы-классики | 10 | 8 | 2 |
14 | Композиторы-песенники нашего времени | 8 | 8 | - |
15 | Заключительное занятие –викторина | 1 | - | 1 |
Всего: | 72 | 51 | 21 |
Содержание 4-го года обучения «В мире музыки»
1 раздел. Введение. Организационное занятие (1 час).
Содержание: Вводное занятие. Режим и характер занятий. Правила поведения. Инструктаж по технике безопасности.
Форма: Беседа.
2 раздел. Как зарождалась музыка (4 часа).
Содержание: Когда и как появилась музыка. Легенды о возникновении музыки. Первобытная музыка. Зачем нам музыка? Первая музыка в России. Первые музыкальные инструменты.
Форма: Беседа.
3 раздел. Музыка в семье искусств.(5 часов).
Содержание: Взаимосвязь музыки с другими видами искусства, как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы. Понимать и выявлять родство художественных и разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств), различать особенности видов искусства.
Форма: Рассказ. Презентация.
4 раздел. Жанровое многообразие в музыке (7 часов).
Содержание: Что такое музыкальный жанр. Классификация по способу исполнения (инструментальные жанры, вокальные жанры). Массово-бытовые, концертные, театральные муз.жанры.
Форма: Рассказ. Практикум.
5 раздел. Музыкальные стили и направления (9 часов).
Содержание: Народная музыка. Духовная музыка. Классическая музыка. Популярная музыка (фолк-музыка, кантри, латиноамериканская музыка, блюз, джаз, шансон, романс, авторская песня, электронная музыка, рок музыка).
Форма: Рассказ. Презентация. Практикум. Викторина «Угадай музыку».
6 раздел. Танцевальная музыка (4 часа).
Содержание: Направления современной танцевальной музыки. Стили (музыкальные примеры). Значение танцевальной музыки, её популярность.
Форма: Рассказ. Видеозанятие. Викторина «Определи стиль»
7 раздел. Комическое в музыке (3 часа).
Содержание: Все жанры юмору покорны. Юмор в классической музыке. Сатирическая музыка, её сила. Слушание произведений: «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского, «Юмореска» Р.Щедрин, фрагменты из оперы «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева,
Песни Л.Утёсова и другие.
Форма: «Музыкальная гостиная»
8 раздел. Музыка и кино (3 часа).
Содержание: Роль музыки в кино. Первое звуковое кино, его создатели. Функции музыки в кино. Композиторы, пишущие музыку для кино. Музыкальные образы в кино. Дать понятие слова «саундтрек».
Форма: Беседа. Презентация.
9 раздел. Музыка и театр (3 часа).
Содержание: Музыка в театре древней Греции. Рождение театра на Руси. Роль музыки в балете, опере, оперетте, мюзикле, драматическом спектакле, кукольном театре. Сценическая музыка, функции театральной музыки. Музыкальные театры.
Форма: Рассказ. Презентация.
10 раздел. Симфонический оркестр (7 часов).
Содержание: История возникновения оркестра. Дирижёр, его значение в оркестре. Состав симфонического оркестра: струнно-смычковая, деревянно-духовая, медно-духовая, ударная группы. Отличия симф. оркестра от других музыкальных коллективов.
Форма: Рассказ. Презентация. Викторина «Что за инструмент?»
11 раздел. Орган (3 часа).
Содержание: История возникновения органа. Устройство органа. Золотой век органа. Церковь и орган. Композиторы-органисты.
Форма: «Музыкальная гостиная». Презентация.
12 раздел. Духовой оркестр (4 часа).
Содержание: Возникновение духовых оркестров в России. Состав современного духового оркестра (малый медный, малый смешанный, средний смешанный, большой смешанный). иклОсновные группы оркестра их роль и возможности. Военные оркестры.
Форма: Рассказ. Презентация. Видеозанятие.
13 раздел. Композиторы-классики (10 часов).
Содержание: И.С.Бах. Краткий обзор творчества. Органные произведения, клавирные произведения, сюиты.
В.А. Моцарт. Краткий обзор творчества. Симфония №40. Оперы.
Л.В. Бетховен. Краткий обзор творчества. Соната №14 «Лунная», соната №8 «Патетическая», увертюра «Эгмонт».
Э. Григ. Краткий обзор творчества. Сюита «Пер Гюнт», вальсы, песни, романсы.
Ф. Шопен. Краткий обзор творчества. Композитор-революционер. Произведения для фортепиано: мазурки, полонезы, ноктюрны, вальсы, прелюдии, этюды и т.д.
П.И.Чайковский. Краткий обзор творчества. Чайковский-детям. Фортепианный цикл «Времена года». Балеты, оперы, романсы.
М.П. Мусоргский. Краткий обзор творчества. Сюита «Картинки с выставки». Оперы. Романсы, песни.
М.И.Глинка. Краткий обзор творчества. Основоположник русской музыки. Опера «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». Романсы и песни.
Н.А. Римский-Корсаков. Краткий обзор творчества. Композитор-сказочник. Оперы «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок». Романсы.
С. Прокофьев. Краткий обзор творчества.
Форма: Рассказ. Просмотр видеофильмов о композиторах, их творчестве. Игра «Музыкальное лото». Музыка для детей. Симфоническая сказка «Петя и волк». Балет «Золушка», «Ромео и Джульетта».
14 раздел. Композиторы-песенники нашего времени (8 часов).
Содержание:И.О.Дунаевский - основоположник отечественной эстрадной музыки. М.Дунаевский – легенда в современной музыке. А.Пахмутова – композитор-патриот. Творчество Е.Крылатова в кинематографе. Марк Минков и «детские мультфильмы». Образ России, природы в песнях Ю.Чичкова. Прекрасный творческий союз А.Зацепина, Л.Дербенёва и Ю.Энтина.
Форма: Просмотр презентации. Видеофильмы.
15 раздел. Заключительное занятие-викторина (1 час).
Содержание: Итоговое занятие. Подведение итогов года. Викторина «В мире музыки»
Форма: Беседа. Викторина «В мире музыки».
Учебно-тематический план
5-й год обучения «Чистый голос»
№ | Наименование разделов | Всегочасов | Теория | Практика |
Введение. Организационное занятие. | 1 | 1 | - | |
2 | Певческая установка. Певческое дыхание. | 4 | 1 | 3 |
3 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 8 | 2 | 6 |
4 | Работа над дикцией и артикуляцией. Речевые игры и упражнения.Вокальные упражнения. | 10 | 5 | 5 |
5 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 12 | 3 | 9 |
6 | Репетиционная работа. | 12 | 2 | 10 |
7 | Работа с микрофоном | 6 | 1 | 5 |
8 | Концертная деятельность. | 8 | 1 | 7 |
9 | Выступление на итоговом концерте | 1 | - | 1 |
Всего: | 72 | 16 | 46 |
Содержание 5-го года обучения «Чистый голос»
1 раздел. Введение. Организационное занятие (1 час).
Содержание:Вводное занятие. Режим и характер занятий. Правила поведения. Инструктаж по технике безопасности. Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных).
Форма: Беседа.
2 раздел.Работа над певческой установкой и дыханием (14 часов).
Содержание:Закаливание организма. Расстройства голоса. Болезни горла.Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Форма: Практикум. Беседа. Показ.
3 раздел. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования(20 часов).
Содержание:Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Форма: Беседа. Показ. Практикум.
4 раздел. Работа над дикцией и артикуляцией (20 часов).
Содержание: Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Форма: Беседа. Практикум.
5 раздел. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (20 часов).
Содержание: Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Форма: Беседа. Практикум.
6 раздел. Репетиционная работа (20часов).
Содержание: Работа над техникой исполнения произведений, умение держаться на сцене, инструктаж по технике безопасности во время репетиций и концертов, владение публикой, актерское мастерство, сценическая культура, выразительность исполнения, отработка выхода на сцену и уход с нее, подача музыкального материала, нахождение образа, подготовка к концертам.
Форма: Занятия-репетиция.
7 раздел. Работа с микрофоном (6 часов).
Содержание: Обучение обращения с микрофоном. Техника безопасности.
Форма: Беседа. Занятия-репетиция.
8 раздел. Концертная деятельность (8 часов).
Содержание: Техника безопасного поведения во время выступления на сцене с использованием звукоусиливающей аппаратуры и осветительных приборов Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Концертные выступления, участие в социальных проектах, городских, районных, областных мероприятиях, фестивалях, конкурсах.
Форма: Практикум.
9 раздел. Выступление на итоговом концерте (1 час).
Содержание:Отчётный концерт, по итогам учебного года.
Форма: Концерт.
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
- Наличие музыкального кабинета;
- Наличие зала (сцена);
- Фортепиано, синтезатор;
- Музыкальный центр, ноутбук;
- Акустическая аппаратура, микрофоны;
- Записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
- Зеркало;
- Нотный материал, подборка репертуара;
- Записи аудио, видео, формат CD,MP3;
- Наглядные и методические пособия;
- Записи выступлений, концертов.
- Медиапроектор.
Список литературы.
1. Музыкальные игры для детей, автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
2. Путешествие по Музыкальной стране. Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996.
3. Пекерская Е.М. Сборник «Вокальный букварь». Кемерово, 2006 г.
4. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
5. Педагогический опыт народных традиций . Псков 2012г.
6. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М: 2013 г.
7. Фольклор и литература. Москва 2014 г
8. Бачинская Н.М. Попова Т.В. Хрестоматия по русскому народному творчеству.- М.,1951.
9. Балашова С. С.Фольклор: проблема сохранения, изучения и пропаганды.-М.,1988.Ч.2.
10. Колпакова Н.И. Книга о русском фольклоре. – Ленинград,1948.
11. Калугина В.И. Фольклор народов России. В 2т. – М.: «Дрофа»: Вече,2002.
12. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.- М.:ТЦ "Сфера", 2001.
13. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей.- М.:ТЦ "Сфера", 2001.
14. Алиева Э. В. Теоретические основы гармоничного развития вокального слуха младших школьников.
15. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
16. Апраксина О. А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 1983.
17. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
18. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
19. Горюнова Л. П. О развитии музыкальной культуры подростка. Новосибирск, 1989
20. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М., Музыка, 1972.
21. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
22. Комиссаров О. В. Фонетический метод в формировании вокально-артикуляционных навыков у учащихся младших классов.
23. Попылко К. М. Воспитание вокальных навыков у детей школьного возраста. Свердловск, 1995.
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
25. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., «Прометей», 1992
26. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М.: «Музыка», 1974. – 271с.
27. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
28. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. — СПб: «Композитор», 2004.
29. Шедевры мировой классической музыки. — М: ООО «Мир книги», 2005.
30. 166 биографий знаменитых композиторов / Редактор-составитель Михеева Л.В. – СПб.: «Композитор», 1999. – 208с.
31. Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, кино, театру. Методическое пособие. Москва, 2006 г.
32. Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004. Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы :
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
4. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс].– Режим доступа:
http://www.music-dic.ru
5. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка"
Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка" для учащихся дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В мире математики»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В мире математики» имеет социально-педагогическую направленность. ...
Методическая разработка занятия на тему «Разнообразие животного мира» по курсу дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь природы»
Методическая разработка занятия на тему "Разнообразие животного мира".Цель данного занятия - познакомить детей с основными классами животных (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающи...
Дополнительная общеразвивающая программа клуба «Экос» по окружающему миру для 4 класса
Дополнительная общеразвивающая программа клуба «Экос» по окружающему миру для 4 класса34 часа...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "В мире животных"
Адаптированная рабочая программа кружка «В мире животных» естественнонаучной направленности разработана на основе авторской программы Ю.Н. Александровой, Л.Д. Ласкиной, Н.В. Николаевой, С....
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...