Конспект урока музыка в 1 классе по теме "Разыграй сказку"
методическая разработка по музыке (1 класс)
Конспект урока музыка в 1 классе по теме "Разыграй сказку" поможет учителям, работающим по программе "Школа России". Урок проходит в игровой форме. Для его проведения можно использовать презентацию, а можно и наглядный материал - картинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki.docx | 24.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Разыграй сказку».
Цели: познакомить с образами русского фольклора и народной игрой «Баба Яга»; находить характерные интонации героев, воспитывать интерес к русскому фольклору.
Проблема: Звучанием каких музыкальных инструментов можно украсить сказку и игру?
Планируемые результаты:
Предметные: научатся выразительно исполнять песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные);
Метапредметные: регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; познавательные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
Оборудование: картинки с изображением Лешего, Водяного, Кикиморы, Бабы Яги, учебник, портрет П. И. Чайковского или мультимедийная презентация.
Ресурсный материал: аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга.
Сценарий урока:
I.Организационный момент
-Ребята, сегодня у нас необычный урок.
1) «Приходите в гости к нам» - песня из к/ф «Там, на неведомых дорожках», В.Дашкевич;
-Не наяву и не во сне, Без страха и без робости Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе.
-Догадались, в какой стране мы сегодня побываем?
II.Мотивация учебной деятельности.
-Мы ответим без подсказки. К нам придет сегодня …(сказка) СЛАЙД 1
-Сегодня на уроке не только познакомимся со сказкой, но и попробуем ее разыграть.
III. Работа по теме урока.
1.Слушание музыкального произведения.
-О ком эта сказка, нам подскажут загадки о самых близких друзьях нашего героя.
-Тогда давайте попробуем их угадать.
2) «Кикимора. Народные сказания» - Анатолий Константинович Лядов;
1) В дремучем лесу, на болоте Вы её непременно найдёте. Не рыбка она, не лягушка, Моя дорогая подружка. Стройная фигурка, А зовут её... (Кикимора) СЛАЙД 2
-Что вы знаете о кикиморе? (Звучат ответы детей).
Кики́мора обитает в жилище человека, приносит вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям. Обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в курятнике.
-Вот как о себе говорит сама Кикимора.
3) «Песня кикиморы» - Ольга Ш.
2) Есть ещё в лесу один Очень важный господин. Он весь шишками оброс, На лице лишь виден нос. Может быть пуглив, Как зайка, а зовут его... (Леший) СЛАЙД 3
-Что вы слышали о лешем? (Звучат ответы детей).
Ле́ший - хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поёт голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.
Давайте изобразим Лешего. Встаньте. Будем негромко хлопать в ладоши, аукать, хохотать и плакать под песенку про лешего.
4) «Песенка про Лешего» - Натальи Масленниковой;
-Пожалуйста, садитесь.
- Ещё один друг нашего героя.
3) Внутри него водица, С ним не хотят водиться, А все его подружки – Пиявки да лягушки! Водорослями зарос Добрый дедушка...(Водяной) СЛАЙД 4
-Что вы слышали о водяном? (Звучат ответы детей).
Водяно́й –дух, обитающий в воде, хозяин вод. Водяного представляли в виде голого, пучеглазого старика, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую бороду и зелёные усы. Говорят «дедушка водяной, начальник над водой».
-Давайте изобразим водяного, сидя на стуле под музыку.
5) «Песня Водяного» - песня из м/ф «Летучий корабль», М. Дунаевский
- Мы познакомились с друзьями нашего героя.
-Что вы можете сказать о них? Они хорошие, добрые или злые, отрицательные герои? (Злые, отрицательные герои)
- Как вы думаете, наш герой добрый или злой? (Звучат ответы детей).
-Почему вы так решили?
-И ещё для вас есть одна подсказка, музыкальная. Послушайте одно музыкальное произведение.
6) Звучит произведение П.И. Чайковского «Баба Яга»
-А теперь узнали? СЛАЙД 5
-Каков музыкальный портрет Бабы Яги? Как звучала музыка: таинственно, зло, резко, ласково, грозно, мягко, стремительно? (Слова напечатать на доске заранее)
-Какой музыкальный инструмент нарисовал портрет Бабы Яги?
-Какой вы себе ее представляете? Почему?
-С помощью чего она передвигается? (Помело, ступа)
СЛАЙД 6 Помело – палка с намотанной на конце тряпкой для обметания, метла.
СЛАЙД 7 Ступа – металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором что-нибудь толкут.
-Сделайте вывод, какая же она, эта Баба-Яга? (Хитрая, обманщица, коварная, дружит с кикиморой, лешим, чертями и водяным, она ужасно одета, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос и т.д.)
Коварная- очень злая.
Баба Яга - уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя.
Стихотворение
Все Яга на свете знает: На метле всю жизнь летает, И за помощью к старушке Ходят птицы и зверюшки. Лечит бабушка Яга Лапы, крылья и рога. И волшебным даром Делится задаром.
-А теперь давайте узнаем, отгадали вы или нет. Откройте учебник стр. 52, посмотрите на Музу. Маску, какого сказочного персонажа она держит?
Муза – богиня искусств и наук.
- Молодцы, ребята! Вы правильно угадали, а помогла вам в этом музыка, написанная всемирно известным композитором П.И. Чайковским. (Вешаю портрет)
Метла ,ступка ,нос крючком,
Торчат волосы клочком,
Чёрный кот, костяная нога,
Все мы знаем–это Баба Яга!
Исподлобья грозно смотрит,
И в ухмылке рожу скорчит,
Всех страшит, в душе добра -
Наша Бабушка Яга!
-Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом? (Музыка)
-Вспомните, что необходимо композитору, чтобы нарисовать портрет любого персонажа? (Звуки)
-А какие еще произведения про Бабу – Ягу вы знаете? (русская народная
сказка «Баба – Яга»).
Ответы детей: сказки, мультфильмы, попевки, дразнилки и т.д.
IV. Углубление темы урока.
-Песенка бабушки - рассказчицы из русской народной сказки «Баба - Яга»:
Баба – яга, костяная нога.
Нос крючком, голова сучком,
Не ходи за селом, не мети помелом,
Не стучи ступкою, не тряси клюшкою.
-Да. Эту песню мы разучивали на прошлом уроке.
- Давайте споём её.
-На уроке музыки и сказку можно спеть, а не прочитать, как на уроке чтения. Настройка (до-ля-фа-ре)
- Ребята, а вы знаете почему бабу Ягу дразнят костяная нога? (Ответ)
Сообщение о Бабе Яге (Кравченко Юля)
- Давайте посмотрим фрагмент мультфильма о бабе Яге, обратите внимание на дом Яги, на каких ногах он стоит, как одета баба Яга.
(Просмотр фрагмента мультфильма)
- А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы – артистами и
зрителями (распределение ролей).
Работа над интонационной выразительностью речи, пения, движений
(при драматизации сказки).
- Вы очень хорошо сыграли сказку.
- А как вы думаете, может ли баба Яга быть смешной?
-Про неё в народных играх сложена забавная прибаутка- дразнилка.
«Баба - Яга», песенка – дразнилка, обр. Иорданского.
Эту песню можно обыграть.
2.Знакомство с русской народной сказкой «Баба Яга».
-Ну, а теперь послушайте сказку, которую нам предстоит разыграть. (Чтение сказки учителем)
Помело – палка с намотанной на конце тряпкой для обметания, метла.
Ступка – тоже, что и ступа металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором что-нибудь толкут.
Клюка- палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.
Сундук – большой ящик с клюшкой на петлях и с замком для хранения вещей.
-Как понимаете выражение «Плыви, плыви, Баба Яга, до конца веку».
3.Разыгрывание сказки.
-А сейчас мы с вами разыграем эту сказку, ведь вы тоже талантливые и артистичные.
Распределение ролей по листочкам. Я – автор, а вы артисты и зрители.
-Кто желает. Выбираем роли.
Инсценирование.
-Молодцы. У вас здорово получилось.
4. Слушание музыкального произведения.
Баба Яга – страшная и коварная. Но мы ведь ее не боимся? Она существует только в сказках. Поэтому сегодня на уроке мы с вами разучим песенку-дразнилку. Слушайте.
7) Песенка-дразнилка «Баба Яга» в обработке Иорданского.
- Как звучала песенка? (Весело, задорно)
-Какими движениями может сопровождаться исполнение этой песенки-дразнилки? (Притопами, прихлопами, ведением хоровода)
5. Вокально-хоровая работа.
-Давайте разучим эту песенку, сопровождая движениями?
Разучивают.
6. Игра.
-Давайте обыграем эту песенку. Правила на стр. 53 учебника.
Осалит – т.е. коснется.
-А с кем лучше играть? (С друзьями)
Играют.
-Вам понравилось играть?
IV.Итог урока.
-Вы замечательно разыграли сказку, да и игра получилась веселой. А помогли нам в этом песни про Бабу Ягу.
-Чтобы сказки не обидеть, Надо их почаще видеть, Их читать и рисовать, Их любить и в них играть! Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться, Быть добрее и скромнее, Терпеливее, мудрее.
-Так чему учат сказки?
-Понравился вам наш урок, оцените себя. Дети вешают смайлики на доску.
СЛАЙД ВСЕМ ПРИВЕТ!
Слова к игре
Бабушка поёт:
- Баба –яга,
Костяная нога,
Нос крючком,
Голова сучком.
Не ходи за селом,
Не мети помелом,
Не стучи ступкою,
Не тряси клюшкою.
2. Отдам внучка, только возьми сначала его одёжку в сундуке.
Баба-яга:
Ты почто, бабка, меня гонишь да ругаешь? Отдавай внучка!
Люди:
Плыви, плыви, Баба-яга, до конца веку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"
План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"...
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"...
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...
Конспект урока музыка 2 класс "Что выражает музыка?"
Тема урока. «Что выражает музыка?»Цель. Создать условия, для того, чтобы учащиеся почувствовали в произведение которое они исполняют, различные настроения и чувства....
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"...