Конспект урока музыка в 1 классе по теме "Разыграй сказку"
методическая разработка по музыке (1 класс)

Конспект урока музыка в 1 классе по теме "Разыграй сказку" поможет учителям, работающим по программе "Школа России". Урок проходит в игровой форме. Для его проведения можно использовать презентацию, а можно и наглядный материал - картинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki.docx24.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Разыграй сказку».

Цели: познакомить с образами русского фольклора и народной игрой «Баба Яга»; находить характерные интонации героев, воспитывать интерес к русскому фольклору.

Проблема: Звучанием каких музыкальных инструментов можно украсить сказку и игру?

Планируемые результаты:

Предметные: научатся выразительно исполнять песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные);

Метапредметные: регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; познавательные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

Оборудование: картинки с изображением Лешего, Водяного, Кикиморы, Бабы Яги, учебник, портрет П. И. Чайковского или мультимедийная презентация.

Ресурсный материал: аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга.

Сценарий урока:

I.Организационный момент

-Ребята, сегодня у нас необычный урок.

1) «Приходите в гости к нам» - песня из к/ф «Там, на неведомых дорожках», В.Дашкевич;

-Не наяву и не во сне,                                                                                                                                       Без страха и без робости                                                                                                                                           Мы снова бродим по стране,                                                                                                                                Которой нет на глобусе.

-Догадались, в какой стране мы сегодня побываем?

II.Мотивация учебной деятельности.

-Мы ответим без подсказки.                                                                                                К нам придет сегодня …(сказка) СЛАЙД 1

-Сегодня на уроке не только познакомимся со сказкой, но и попробуем ее разыграть.

III. Работа по теме урока.

1.Слушание музыкального произведения.

-О ком эта  сказка, нам подскажут загадки о  самых близких друзьях нашего героя.  

-Тогда давайте попробуем  их угадать.

2) «Кикимора. Народные сказания» - Анатолий Константинович  Лядов;

1)  В дремучем лесу, на болоте                                                                                                   Вы её непременно найдёте.                                                                                                 Не рыбка она, не лягушка,                                                                                                              Моя дорогая подружка.                                                                                               Стройная фигурка,                                                                                                                              А зовут её...  (Кикимора) СЛАЙД 2

-Что вы знаете о кикиморе? (Звучат ответы детей).

 Кики́мора обитает в жилище человека, приносит вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям. Обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в курятнике.

-Вот как о себе говорит сама Кикимора.

3) «Песня кикиморы» - Ольга Ш.

2) Есть ещё в лесу один                                                                                                                                                          Очень важный господин.                                                                                                                                                     Он весь шишками оброс,                                                                                                                                                        На лице лишь виден нос.                                                                                                                                                  Может быть пуглив,                                                                                                                                                                  Как зайка, а зовут его... (Леший) СЛАЙД 3

-Что вы слышали о лешем? (Звучат ответы детей).                

   Ле́ший - хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поёт голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.
        Давайте изобразим Лешего. Встаньте. Будем негромко хлопать в ладоши, аукать, хохотать и плакать под песенку про лешего.

4) «Песенка про Лешего» - Натальи Масленниковой;

-Пожалуйста, садитесь.

- Ещё один друг нашего героя.

3) Внутри него водица,                                                                                                            С ним не хотят водиться,                                                                                                            А все его подружки –                                                                                                             Пиявки да лягушки!                                                                                                                     Водорослями зарос                                                                                                                 Добрый дедушка...(Водяной) СЛАЙД 4

-Что вы слышали о водяном? (Звучат ответы детей).

 Водяно́й –дух, обитающий в воде, хозяин вод. Водяного представляли в виде голого, пучеглазого старика, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую бороду и зелёные усы. Говорят «дедушка водяной, начальник над водой».

-Давайте изобразим водяного, сидя на стуле под музыку.

5) «Песня Водяного» - песня из м/ф «Летучий корабль», М. Дунаевский

- Мы познакомились с друзьями нашего героя.

-Что вы можете сказать о них? Они хорошие, добрые или злые, отрицательные герои? (Злые, отрицательные герои)

- Как вы думаете, наш герой добрый или злой? (Звучат ответы детей).

-Почему вы так решили?

-И ещё для вас есть одна подсказка, музыкальная. Послушайте одно музыкальное произведение.

6) Звучит произведение П.И. Чайковского «Баба Яга»

-А теперь узнали? СЛАЙД 5

-Каков музыкальный портрет Бабы Яги? Как звучала музыка: таинственно, зло, резко, ласково, грозно, мягко, стремительно? (Слова напечатать на доске заранее)

-Какой музыкальный инструмент нарисовал портрет Бабы Яги?

-Какой вы себе ее представляете? Почему?

-С помощью чего она передвигается? (Помело, ступа)

СЛАЙД 6 Помело – палка с намотанной на конце тряпкой для обметания, метла.

СЛАЙД 7 Ступа – металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором что-нибудь толкут.

-Сделайте вывод, какая же она, эта Баба-Яга? (Хитрая, обманщица, коварная, дружит с кикиморой, лешим, чертями и водяным, она ужасно одета, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос и т.д.)

Коварная- очень злая.

Баба Яга -  уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя.

Стихотворение

Все Яга на свете знает:                                                                                                              На метле всю жизнь летает,                                                                                                      И за помощью к старушке                                                                                                 Ходят птицы и зверюшки.                                                                                  Лечит бабушка Яга                                                                                                                  Лапы, крылья и рога.                                                                                                       И волшебным даром                                                                                                         Делится задаром.

-А теперь давайте узнаем, отгадали вы или нет. Откройте учебник стр. 52, посмотрите на Музу. Маску, какого сказочного персонажа она держит?

Муза – богиня искусств и наук.

- Молодцы, ребята! Вы правильно угадали, а помогла вам в этом музыка, написанная всемирно известным композитором П.И. Чайковским. (Вешаю портрет)

Метла ,ступка ,нос крючком,
Торчат волосы клочком,
Чёрный кот, костяная нога,
Все мы знаем–это Баба Яга!
Исподлобья грозно смотрит,
И в ухмылке рожу скорчит,
Всех страшит, в душе добра -
Наша Бабушка Яга!

-Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом? (Музыка)

-Вспомните, что необходимо композитору, чтобы нарисовать портрет любого персонажа? (Звуки)

 

-А какие еще произведения про Бабу – Ягу вы знаете? (русская народная

сказка «Баба – Яга»).

Ответы детей: сказки, мультфильмы, попевки, дразнилки и т.д.

IV. Углубление темы урока.

-Песенка бабушки - рассказчицы из русской народной сказки «Баба - Яга»:

Баба – яга, костяная нога.

Нос крючком, голова сучком,

Не ходи за селом, не мети помелом,

Не стучи ступкою, не тряси клюшкою.

-Да. Эту песню мы разучивали на прошлом уроке.

- Давайте споём её.

-На уроке музыки и сказку можно спеть, а не прочитать, как на уроке чтения. Настройка (до-ля-фа-ре)

- Ребята, а вы знаете почему бабу Ягу дразнят костяная нога? (Ответ)

Сообщение о Бабе Яге (Кравченко Юля)

- Давайте посмотрим фрагмент мультфильма о бабе Яге, обратите внимание на дом Яги, на каких ногах он стоит, как одета баба Яга.

(Просмотр фрагмента мультфильма)

- А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы – артистами и

зрителями (распределение ролей).

Работа над интонационной выразительностью речи, пения, движений

(при драматизации сказки).

- Вы очень хорошо сыграли сказку.

- А как вы думаете, может ли баба Яга быть смешной?

-Про неё в народных играх сложена забавная прибаутка- дразнилка.

«Баба - Яга», песенка – дразнилка, обр. Иорданского.

Эту песню можно обыграть.

2.Знакомство с русской народной сказкой «Баба Яга».

-Ну, а теперь послушайте сказку, которую нам предстоит разыграть. (Чтение сказки учителем)

Помело – палка с намотанной на конце тряпкой для обметания, метла.

Ступка – тоже, что и ступа  металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором что-нибудь толкут.

Клюка- палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Сундук – большой ящик с клюшкой на петлях и с замком для хранения вещей.

-Как понимаете выражение «Плыви, плыви, Баба Яга, до конца веку».

3.Разыгрывание сказки.

-А сейчас мы с вами разыграем эту сказку, ведь вы тоже талантливые и артистичные.

Распределение ролей по листочкам. Я – автор, а вы артисты и зрители.

-Кто желает. Выбираем роли.

Инсценирование.

-Молодцы. У вас здорово получилось.

4. Слушание музыкального произведения.

Баба Яга – страшная и коварная. Но мы ведь ее не боимся? Она существует только в сказках. Поэтому сегодня на уроке мы с вами разучим песенку-дразнилку. Слушайте.

7) Песенка-дразнилка «Баба Яга» в обработке Иорданского.

- Как звучала песенка? (Весело, задорно)

-Какими движениями может сопровождаться исполнение этой песенки-дразнилки? (Притопами, прихлопами, ведением хоровода)

5. Вокально-хоровая работа.

-Давайте разучим эту песенку, сопровождая движениями?

Разучивают.

6. Игра.

-Давайте обыграем эту песенку. Правила на стр. 53 учебника.

Осалит –  т.е. коснется.

-А с кем лучше играть? (С друзьями)

Играют.

-Вам понравилось играть?

 IV.Итог урока.

-Вы замечательно разыграли сказку, да и игра получилась веселой. А помогли нам в этом песни про Бабу Ягу.

-Чтобы сказки не обидеть,                                                                                                                Надо их почаще видеть,                                                                                                                   Их читать и рисовать,                                                                                                                        Их любить и в них играть!                                                                                                              Сказки всех отучат злиться,                                                                                                                     А научат веселиться,                                                                                                               Быть добрее и скромнее,                                                                                                          Терпеливее, мудрее.

-Так чему учат сказки?

-Понравился вам наш урок, оцените себя. Дети вешают смайлики на доску.

СЛАЙД  ВСЕМ ПРИВЕТ!

Слова к игре

Бабушка поёт:

  1. Баба –яга,

Костяная нога,

Нос крючком,

Голова сучком.

Не ходи за селом,

Не мети помелом,

Не  стучи ступкою,

Не тряси клюшкою.

2.  Отдам внучка, только возьми сначала его одёжку в сундуке.

Баба-яга:

Ты почто, бабка, меня гонишь да ругаешь? Отдавай внучка!

Люди:

Плыви, плыви, Баба-яга, до конца веку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Конспект урока музыка 2 класс "Что выражает музыка?"

Тема урока. «Что выражает музыка?»Цель. Создать условия, для того, чтобы  учащиеся почувствовали в произведение которое они исполняют, различные настроения и чувства....

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"...