«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Познакомить обучающихся с русским композитором С.В. Рахманиновым и его произведением «Вокализ»; развивать у обучающихся вокально – хоровые навыки; содействовать развитию познавательного интереса к предмету «Музыка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 79.5 КБ |
vokaliz.pptx | 828.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
Авторская программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, Музыка для 4 класса общеобразовательного учреждения.
Раздел 1 «Россия – Родина моя»
Класс: 4 «Б»
Тип урока: урок усвоения нового знания.
Цели урока:
Предметные: познакомить обучающихся с русским композитором С.В. Рахманиновым и его произведением «Вокализ»; развивать у обучающихся вокально – хоровые навыки; содействовать развитию познавательного интереса к предмету «Музыка».
По формированию УУД:
Регулятивные УУД: содействовать принятию и сохранению учебной задачи; восприятию оценки учителя и товарищей; планированию своего действия; формированию своего мнения.
Познавательные УУД: способствовать приобретению знаний о творчестве великого композитора русского С.В. Рахманинова; формированию у обучающихся умения анализировать музыку, усваивать музыкальные термины,
Коммуникативные УУД: содействовать развитию коммуникативно-речевых действий, конструктивных способов взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; содействовать позитивному диалогу между обучающимися (тактичности).
Личностные УУД: содействовать формированию чувства любви к музыке и пониманию ценности национального музыкального наследия, в частности, произведений русского композитора С.В. Рахманинова; умения наблюдать и делать самостоятельные выводы по изученной темы урока.
Оборудование: учебник по музыке; презентация; текст песни «Родина Моя» Р. Рождественского, Д. Тухманова; аудиозаписи музыкальных произведений: С.В. Рахманинова «Вокализ»; Р. Рождественского, Д. Тухманова «Родина Моя».
План урока:
- Организационно – мотивационный этап - 1 мин.
- Подведение к теме урока. Постановка целей и задач – 3 мин.
- Изучение нового материла – 26 мин.
- Включение знаний в систему – 6 мин.
- Итог урока – 2 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
| - Добрый день! Сегодня урок музыки проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Валерьевна! - Давайте друг другу улыбнемся и создадим дружную и теплую атмосферу! - Спасибо! | - Приветствуют учителя. - Улыбаются друг другу. | Личностные УУД. Словесный метод: рассказ. Прием слухового восприятия. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактическое средство: слово учителя. |
2) Целеполагание | На слайде: - «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» - Как вы понимаете данное выражение? - Полностью с вами согласна! Музыка может сказать многое нам… - Сегодня мы поближе познакомимся с Сергеем Васильевичем Рахманиновым. (На слайде портрет С.В. Рахманинова). - Сергей Рахманинов – известный русский композитор, жил в конце 19 века – начале 20 века в Новгородской губернии. С раннего детства Сергей увлекался музыкой, поэтому было решено отдать его на обучение в консерваторию Петербурга на отделение фортепиано. После окончания обучения Рахманинов начинает преподавательскую деятельность в Мариинском училище, а затем становится дирижером в русской опере. В начале своей музыкальной деятельности он потерпел неудачу, а подлинное признание наступило в 1901 году. В это время он создает свои знаменитые Второй и Третий фортепианные концерты, Вторую симфонию. Часто Рахманинов посещал Англию, где также выступал как пианист и дирижер. В 1917 году он отправляется в Скандинавию на гастроли. В Россию он больше так и не вернулся. Большого успеха ему удалось добиться в США, там он сочинял мало, в основном гастролировал. Великое его произведение «Симфонические танцы» было создано только в 1941 году. Во время Второй мировой войны Сергей Рахманинов пытался помочь своим соотечественникам, отправляя на Родину все собранные на благотворительных концертах средства. - Вы слушали когда-нибудь музыкальное произведение С.В. Рахманинова «Вокализ»? - Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке? | - Невыразимое словами можно выразить звуком и это будет гораздо точнее, чем слово. Слово выражает смысл, понятный логически, а вот звук может выразить то, что слову никогда не удастся - эмоцию. Это то, что называется от сердца к сердцу. - Ответы обучающихся. - Познакомиться с музыкальным произведением С.В. Рахманинова «Вокализ». | Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД, Личностные УУД. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядный метод: презентация. Прием слухового восприятия. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактическое средство: слово учителя, презентация. Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Личностные УУД. Словесные методы: рассказ, беседа. Прием слухового восприятия. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактическое средство: слово учителя. |
| - Открыли учебник на стр. 12. Прочитали текст. Посмотрели внимательно на иллюстрации. - В мелодии – душе музыки – выражены самые сокровенные чувства, которые не всегда передашь словами. Вы с этим согласны? - Какая бывает музыка? - Что такое вокализы? - Что означает слово «Вокализ»? - Сергей Васильевич Рахманинов написал свой «Вокализ» для голоса и фортепиано и посвятил его Антонине Васильевне Неждановой – великой русской певице, обладательнице чудесного сопрано. «…Вы своим голосом и исполнением, - сказал он певице, - сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». (На слайде). Какие бывают голоса? Что такое сопрано? А знаете ли вы Антонину Васильевну Нежданову? - На странице 12 представлен портрет Антонины Васильевны. Какая она? - Теперь посмотрите на портрет на стр. 13. Кого вы узнали? - А сейчас мы с вами прослушаем его музыкальное произведение «Вокализ». - Какие чувства вызвала у вас эта музыка? - В чем, по-вашему, ее красота? - Как прозвучала музыка? - В каком ладу? - Мы закончили знакомство с произведением С.В. Рахманинова «Вокализ». - Встали! Раз – подняться, потянуться, - Заняли свои места. | - Внимательно слушают учителя. - Да. -Инструментальная и вокальная. - Вокализы – произведения для пения без слов. - Вокализ – это слово означает гласный звук, звучащий, поющий. - Высокие, средние и низкие. - Сопрано – это высокий женский певческий голос. - Советская российская оперная певица, педагог. Народная артистка СССР. - Красивая женщина, очень нежный взгляд у нее. - На портрете изображен Сергей Васильевич Рахманинов. Он погружен в игру на музыкальном инструменте. - Прослушивание музыкального произведения. - Нежные, теплые чувства и т.д. - Красота в звучании мелодии. Она динамичная, яркая. - Плавно, нежно, певуче. - В минором. - Выполнение действий за учителем. | Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Личностные УУД. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядный метод: презентация. Прием слухового и зрительного восприятия. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактическое средство: слово учителя, презентация. Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Личностные УУД. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с учебником. Прием слухового и зрительного восприятия. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Метод образцового показа. Дидактическое средство: слово учителя. |
«Родина моя» Р. Рождественского, Д. Тухманова. | - Ребята, а какой мы раздел изучаем? - А какие вы песни знаете песни о родине? - Сейчас мы с вами прослушаем песню Р. Рождественского, Д. Тухманова «Родина моя». - Встали! Спина прямая, живот втянули. Поем вместе: до – ре – ми - фа – соль-ля-си-до. И обратно: до – си – ля – соль-фа – ми – ре – до. - А давайте с вами споем всем известную песню «Родина моя» Р. Рождественского, Д. Тухманова? - Итак, встали, взяли в руки слова песни (приложение 1). Приготовились! - Молодцы! - Еще раз споем! | - Россия – родина моя. -Ответы обучающихся. - Давайте! - Пение песни «Родина моя». - Пение песни «Родина моя». | Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Личностные УУД. Словесные методы: рассказ, беседа. Практический метод: вокально – хоровая работа. Прием слухового и зрительного восприятия. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактическое средство: слово учителя. |
| - Как называлась наша тема урока? - А теперь давайте подведем итоги. -Что нового вы сегодня узнали? - Что вам заполнилось больше всего? - Что такое вокализ?
| - «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». - Ответы обучающихся. - Ответы обучающихся. - Вокализ – произведение для пения без слов. - Сопрано. - В исполнении женского голоса. | Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Личностные УУД. Словесные методы: рассказ, беседа. Прием слухового восприятия. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактическое средство: слово учителя. |
| - Поднимите руки те, кто уходит с урока с хорошим настроением. - А теперь поднимите руки те, кто уходит с урока с плохим настроением? - Я хочу Вам пожелать хорошего настроения! Всего доброго! - Спасибо за урок! | - (Оценивают) | Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Личностные УУД. Словесные методы: рассказ, беседа. Прием слухового восприятия. Фронтальная форма организации деятельности обучающихся. Дидактическое средство: слово учителя. |
Приложение 1.
«Родина Моя» Р. Рождественского, Д. Тухманова
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах!
Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину
Радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник!
Припев:
Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба.
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках!
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»!
Над тобою солнце светит,
Льется с высоты.
Все на свете, все на свете,
Сможем я и ты.
Я прильну, земля, к твоим березам,
Я взгляну в глаза веселым грозам,
И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.
Обняла весна цветная
Ширь твоих степей.
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе, как
будто праздник!
Припев.
Список литературы:
- УМК «Школа России» Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение
- Рабочие программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» 1 -4 классы. Просвещение 2012 г.
- Введение Федеральных государственных образовательных стандартов Основного общего и среднего общего образования. Методические рекомендации. Наро – Фоминск 2014 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сергей Васильевич Рахманинов
«…Вы своим голосом и исполнением, - сказал он певице, - сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами ».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Берегите слово в своей душе" 1 класс
Классный час...
Проверочные работы по темам "Слова, слова, слова...", "Звуки и буквы", "Глагол", "Предлоги". Русский язык 2 класс, "Школа России".
Проверочные работы по темам "Слова, слова, слова...", "Звуки и буквы", "Глагол", "Предлоги". Работы содержат оценочные листы. Легко выполнить диагностику усвоения материала....
Проектная деятельность с учащимися 2-х классов. Тема проекта: «От родственного слова к родственной душе».
Данный проект способствует развитию речевой активности учащихся через работу с родственными словами, в играх со словами, развитию связанной речи на уровне фразы, текста....
Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".
Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...
Занятие по внеурочной деятельности "Вежливые слова - ключик для души"
Занятие по внеурочной деятельности "Вежливые слова - ключик для души". Данное занятие можно использовать во внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"....
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...
Презентация к урок музыки «Чего не выразишь словами» Как сложили песню. 4 класс
quot;Чего не выразишь словами" Как сложили песню....