Цель занятия: • познакомить детей с основными нравственными понятиями. • раскрыть внутренний смысл слов: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «Прощайте». • показать необходимость «Святых» слов. Оборудование: • «Сказка перед сном» протоиерея Артемия Владимирова • плакаты: «Берегите Слово в своей душе», «Святые слова», «Добрые слова», «Добрые слова», «Разные слова», «Живые слова» • плакат- рисунок «Колокольчики».
Ход занятия: I. Организационный момент. Учитель: - Ребята, сегодня к нам на праздник пришли гости, давайте все вместе с ними поздороваемся: Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома- Не стесняйся, не лукавствуй, А скажи погромче: - Здравствуй! Дети: Здравствуйте! Ученик: А дядя Степа огорчен. Рассказал он вот о чем: Встретил Настю, первоклашку, Ходит Настя в первый класс, Но давно уже от Насти Он не слышал слова «здравствуйте» А , слово-то какое, очень дорогое! - Почему дядя Степа говорит, что слово «здравствуйте» очень дорогое слово? (Ответы детей) II. Основная часть. Учитель: - Ребята, сегодня мы поговорим с вами об этих очень знакомых и дорогих нам словах, хотя очень часто некоторые дети просто забывают их. 1 ученик: Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут….а впрочем, Мы лучше здесь его не назовем. 2 ученик: «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык. 3 ученик: Ему бывает часто лень Сказать при встрече: «Добрый день» Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит, И в лучшем случае «здорово» Он вместо «здравствуй» говорит. 4 ученик: А вместо слова «до свиданья» Не говорит он ничего. Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел, пока, всего…» Учитель: - А чтобы среди нас не было таких школьников, как этот ученик, мы сегодня и поговорим об этих словах. Но сначала посмотрим и послушаем, что расскажет нам батюшка Артемий Владимиров. Слушайте внимательно, так как я буду спрашивать, как вы поняли услышанное. (Просмотр 3-ей сказки «Волшебные слова» видеокассеты «Сказка перед сном». Рассказ протоиерея Артемия Владимирова о внутреннем смысле слов «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте») Беседа: - О каких словах рассказал нам с вами батюшка Артемий? (Ответы детей. Одновременно учитель показывает эти слова, написанные на плакатах.) - Как называет батюшка эти слова в своей сказке? (Ответы детей) А вот почему они так называются, мы должны хорошо подумать. Поможет нам в этом рассказ В. Осеевой «Волшебные слова». (Инсценировка рассказа В. Осеевой «Волшебные слова» (см. приложение). Беседа: - Какое слово шепнул на ухо Павлику старичок, сидящий на лавочке? - Так почему же слово «пожалуйста» можно назвать « волшебным» словом? (Ответы детей хором): Если попросишь что-нибудь, То сначала не забудь Разомкнуть свои уста И сказать - «Пожалуйста!» Учитель: - Действительно, слово это творит чудеса доброты и любви. А что оно обозначало раньше, какой смысл имело во все времена, когда все люди на Руси были верующими? (Ответы детей) «Пожалуй, Старче» (Учитель открывает данное словосочетание на доске. Дети читают) - Кого встречали таким словами на Руси? - Кого видели в каждом страннике верующие люди? (Ответы детей) Вот по этому с такой любовью они встречали всех усталых путников. - Как в старину называли «волшебные слова»? (Ответы детей: «Святыми словами») Учитель: - Особое среди них слово «Спасибо». Почему? (Ответы детей) - Да, слово «Спасибо» включает в себя слово Бог, а где Бог, там и любовь. Поэтому слово «Спасибо» несет с собой любовь к людям. А если вы хотите, чтобы и вас любили, нужно не забывать говорить это слово «Спасибо», «Спаси, Бог»! Если слово произнести с любовью, с благожелательством, оно превращается в маленькую молитву. Учитель: - «Святые слова» для нас всегда будут самые дорогие, самые радостные слова. А вот почему про них можно сказать «живые» слова? (Ответы детей) Учитель: - Слова эти говорили наши дедушки и бабушки, их дети и внуки, и они всегда помогали им в жизни. Разве можно представить себе хотя бы одну русскую сказку без этих слов? Итак, отправляемся в сказку. Физкультминутка. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайке добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немного отдохнем. В сказку мы скорей пойдем.
(Инсценировка сказки «Гуси-лебеди») Учитель: Вы все знаете, какая беда стряслась с братцем Ванюшкой в сказке «Гуси-лебеди», как унесли они его за темные леса к Бабе- Яге. Бросилась Маша догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, видит - стоит печка.
Маша: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка: Съешь моего ржаного пирожка - скажу. Маша: Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся… (Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.) Маша: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Яблоня: Поешь моего лесного яблочка - скажу. Маша: У моего батюшки и садовые не едятся… (Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет речка). Маша: Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? Речка: Поешь моего простого киселька с молочком - скажу. Маша: У моего батюшки и сливочки не едятся…
Учитель: - Не помогли Маше ни печка, ни яблонька, ни молочная речка - кисельные берега. Почему? (Привередничала. Всем отказывала в просьбе). Учитель: - Кто же помог Маше выручить братца из беды? Почему? (Наконец-то Маша сделала доброе дело).
Учитель: - Вот бежит Маша, несет братца, ног под собой не чует. Добежала до молочной речки. Видит - летят гуси-лебеди. Маша: Речка, матушка, спрячь меня! Речка: Поешь моего простого киселька. Маша (поела): Спасибо, Речка-матушка! Учитель: Речка укрыла её. Гуси-лебеди пролетели мимо. Маша с братцем побежала дальше. Стоит яблоня. Маша: Яблоня, матушка, спрячь меня! Яблоня: Поешь моего лесного яблочка. Маша (поела): Спасибо, Яблоня-матушка! Учитель: Яблоня укрыла её. Гуси-лебеди пролетели мимо. Побежала Маша дальше. Видит стоит печка. Маша: Печка, матушка, спрячь меня! Печка: Поешь моего ржаного пирожка. Маша (поела): Спасибо, Печка-матушка! Учитель: - Гуси-лебеди полетали - полетали, покричали - покричали и ни с чем улетели к Бабе- Яге. Девочка сказала печи «спасибо» и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли. Повинилась Машенька перед батюшкой с матушкой.
Учитель: Какое же слово сказала Машенька своим родителям? (Простите). Возблагодарили батюшка с матушкой Бога за то, что детушки их живы и здоровы, вернулись, а доченьку свою простили. С тех пор Машенька очень послушной стала. А если кто о помощи просил, никогда мимо не проходила. - Какие святые слова помогли девочке? - Вот так закончилась эта сказка.
А вы сейчас посмотрите на ваших партах лежат 4 полоски, на них спрятались 2 пословицы, составьте их, и подумайте, какая из них особенно подойдет к сказке «Гуси-лебеди»? («Доброе слово душу лечит», «Умел ошибиться, умей исправиться»). (Ответы детей) - А когда мы ошибаемся, какое слово мы говорим? (Ответы детей) - В каком святом слове спряталось слово «простите»? (Дети «В слове «Простите») - Не надо бояться говорить это слово, ведь когда мы просим прощения, мы становимся чище душой. III. Подведение итога занятия. Учитель: - Так почему же слова «Здравствуйте», «Прощайте», «Спасибо», «Пожалуйста» - святые слова? (Ответы детей) (Учитель показывает рисунок, где изображены колокольчики и мальчик с колокольчиком в руке. Читает слова из рассказа Б. Ганаго «А тебе снятся колокольчики?»).
«В поле море цветов тянутся к нам, приветствуют. Колокольчики, кивая головками, словно звенят. О чем? Они радуются жизни и звенят, чтобы пробудить наши души». То есть наполнить наши сердца любовью. Ведь очень часто мы с вами капризничаем, раним улыбки близких, огорчаем, обижаем, не слушаем их. «Когда-то дети перед сном подходили к родителям и шептали: - Прости, мамочка… - Прости, папочка… А потом сладко засыпали. И им снились колокольчики. Море цветов». Мир в доме, если будет жить в нем Святое слово. Ведь не зря говорят: «Святое слово мир спасет».
Приложение Инсценировка рассказа В.Осеевой «Волшебные слова» Павлик: Подвиньтесь Старик: C тобой что-то случилось? Павлик: Ну и ладно, а вам-то что. Старик: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился c кем-то. Павлик: Еще бы (сердито). Я скоро совсем убегу из дому. Старик: Убежишь? Павлик: Убегу! Из-за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не дает, a y самой сколько! Старик: Не дает? Ну, из-за этого убегать из дому не стоит. Павлик: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой... (засопел от обиды) Старик: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет. Павлик: Никто меня не жалеет. Брат на лодке едет кататься, a меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, сам в лодку залезу». Старик: Что же, не берет тебя брат? Павлик: A почему вы всё спрашиваете? Старик (поглаживая бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни, Тихим голосом, глядя прямо в глаза. Павлик: А какое слово? Старик (говорит на ухо): Это волшебное слово. Но не забудь, как надо его говорить. Павлик: Я попробую. Я сейчас же попробую (бежит домой, подходит к сестре. Та, увидев его, накрыла ладонью все краски). Павлик: Лена, дай мне одну краску… пожалуйста. Лена (снимая руку c красок): Какую тебе? Павлик: Мне зелёную, пожалуйста. (Павлик подержал краску и отдал её сестре. Идет к бабушке) Павлик: Бабушка, дай мне кусочек пирожка ... пожалуйста. Бабушка: Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой. (Дает самый румяный пирожок. Павлик прыгает от радости) Обед. Вся семья за столом. Павлик (кладет руку брату на плечо и говорит): Возьми меня, пожалуйста. Лена: Возьми, что тебе стоит. Павлик: Пожалуйста. Бабушка: Ну, отчего же не взять? Конечно, возьми. Брат: Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! Павлик (выскочил из-за стола и побежал на улицу): Помогло! Опять помогло! Но в сквере старика уже не было. |