Урок музыки "Сказочные образы в музыке Эдварда Грига"
материал по музыке (2 класс) по теме
Цель урока: ввести детей в мир сказочных музыкальных образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnye_obrazy_v_muzyke_edvarda_griga.doc | 69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №8
Рузаевского муниципального района
Урок - путешествие во втором классе
«Сказочные образы
в музыке
Эдварда Грига»
Подготовила учитель музыки Вольнова Н. А.
Живут волшебники земные,
Тепло своих сердец даря.
Цель урока: ввести детей в мир сказочных музыкальных образов.
Задачи: 1) Дать понятие о сказочных существах в произведениях Э. Грига:
троллях, гномах.
2) Развивать творческое воображение детей, фантазию, умение высказать свое мнение о музыкальных впечатлениях.
3)Развивать вокально-хоровые навыки.
- Прививать любовь и интерес к музыке композиторов- классиков и наших современников.
Музыкальный материал
- Е. Юдахина «Шумный маскарад»
- Б. Савельев «Живут волшебники на свете»
- Э. Григ «В пещере горного короля»
- Г. Гладков «Песенка о троллях»
- Э. Григ «Шествие гномов»
- Г. Струве «Пестрый колпачок»
- С. Юдахина «Закончился праздник»
Наглядный материал
1.Портрет Э. Грига
2.Фотографии с изображением Трольхаугена и Бергена
3.Иллюстрации к произведениям
Ход урока
I. а) Музыкальное приветствие.
Учитель. Дети. Учитель. Дети.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!
Дорогие гости!
Здравствуйте!
б) Учитель. Дорогие ребята!
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир музыки и сказки, нас ждут удивительные встречи ...
Вы согласны отправиться со мной в необычное путешествие?
Итак, наше путешествие начинается…
в) У.(поет) Внимание! Внимание! Тишина!
Внимание! Внимание! Чудеса!
К нам идет, к нам идет Музыка,
В гости к нам так спешит
Королева Музыки!
У.- Ребята, кто у нас сегодня будет в гостях?
Д. - Королева Музыки.
У. - А пока она в пути, давайте с вами исполним песню С. Юдиной «Шумный маскарад»
(дети поют песню, на заключительные аккорды входит Королева Музыки)
II. Королева Музыки - Здравствуйте, ребята!
Находясь в своем музыкальном королевстве, я услышала вашу замечательную песню:
(поет)
Чудес волшебный праздник
И сказок маскарад.
Без музыки и песен
Нет жизни у ребят!
И я решила, что должна обязательно с вами познакомиться и рассказать вам о жителях моего сказочного королевства.
(Королева Музыки исполняет песню «Живут волшебники на свете»)
К.М.- Ребята, вам понравилась моя песня?
Так кто же живет в моем королевстве?
У. - Спасибо, Королева Музыки, тебе за твою красивую песню, побудь с нами, посмотри, какие у нас замечательные ребята, как они любят музыку.
У. - Ребята, в этой песне мне особенно запомнились строчки:
Живут волшебники земные,
Тепло своих сердец даря ...
У. - Кто это - земные волшебники?
Д.- Это волшебники, живущие на земле. Они помогают людям, дарят радость, творят добро.
У.- А как вы думаете, можно ли композиторов назвать земными волшебниками?
Д.- Да!
У.- Мы с вами сегодня познакомимся с таким композитором-волшебником Эдвардом Григом и окажемся в сказочном мире его музыки.
III. Тема нашего урока-путешествия: «Сказка в музыке Эдварда Грига»
У. - Эдвард Григ - композитор, живший в северной стране Норвегии, где очень красива природа. Норвегия - это страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов-фьордов. Издавна норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, эльфами, кобольдами, троллями, сочинил множество прекрасных сказок. Э. Григ очень любил природу и сказки, любил мечтать и фантазировать.
Однажды, когда он был еще маленьким ребенком, они вместе с отцом отправились на прогулку. Дорога шла вдоль ущелья. Вдруг Эдвард остановился у сосны, выглядывающей из глубины ущелья. Сосна вросла прямо в трещину камня. Мальчик долго смотрел на сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил:
- А где же тролли? Где они могут прятаться?
Отец подумал: сын растет большим фантазером и, посмотрев на него внимательно, сказал:
- Ты спрашиваешь, где живут тролли? В сказках, мой милый, в старых норвежских сказках.
Но Эдвард не поверил отцу. Он был уверен, что тролли живут среди скал, в горах, в лесах или в корнях старых сосен.
Для мальчика природа действительно была живой. И сам он жил в мире сказки не только, когда был ребенком, но и тогда, когда стал взрослым.
Так, например, желая построить себе дом, композитор выбрал пустошь, которая называлась Тролльхауген, т. е. Холм троллей.
У.- Ребята, а кто знает, что это за существа - тролли?
Д. - Это злые существа, они живут в сказках, они строят в пещерах и горах целые дворцы.
IV. У. - в пьесе Э. Грига «В пещере горного короля» изображается картина
подземного царства троллей.
а) Послушайте начало этой пьесы. Как звучит музыка?
(учитель исполняет фрагмент пьесы)
Д. - Музыка звучит осторожно, таинственно, тихо, отрывисто, медленно.
У.- А теперь мы услышим эту пьесу в исполнении симфонического оркестра. Давайте представим, что мы с вами решили проникнуть в эту пещеру. Как встречает нас горный король и его множественные слуги - тролли?
К. М.- Я тоже хочу дать ребятам задание. Можно?
У.- Конечно.
К. М.- Во время слушания, ребята, понаблюдайте за развитием музыки.
Вы - (обращаясь к первому ряду) - за тем, как будет меняться динамика.
Вы - (ко второму ряду) -за изменением темпа.
Вы -(к третьему ряду) - за характером звуковедения.
б) (Слушание пьесы «В пещере горного короля»)
У.- Что вы услышали, почувствовали, представили?
А теперь давайте ответим на вопрос Королевы Музыки. Как развивалась музыка?
(ответы ребят)
У.(обращается к К.М.) - Ты довольна ответами ребят?
К. М.- Да, я очень довольна, именно поэтому я хочу пригласить сюда троллей из моей сказочной страны. Встречайте!
V. а) (Звучит музыка, входят тролли и вместе с Королевой Музыки инсценируют «Песенку троллей»)
К. М. - Ребята, вам понравились мои тролли? Мне они тоже очень нравятся, но у них есть единственный недостаток. Заметили, какой?
( поет «200 лет прошло в молчанье»)
Да, они такие молчуны ...
У.- Как же нам помочь К. М. ?
б) Ребята, а давайте с ними поиграем в игру «Пусть делают все так, как я»
(идет игра, после нее тролли собрались в кружок и что-то обсуждают)
У.- О чем это вы шепчетесь, тролли?
в) 1 тролль. А мы решили пригласить ребят к нам в гости, в нашу Долину Троллей.
2 тролль. Туда, где находится рабочий домик Э. Грига.
3 тролль. Рядом с которым мы однажды увидели маленькую девочку.
1 тролль. Хотите узнать, что было дальше? Тогда слушайте ...
Однажды маленькая девочка по имени Агга подошла к дому Грига, заинтересованная доносившимися до нее звуками. Она услышала далекое эхо, кличи птиц, шум водопада. Клавиши пели, звенели и вдруг смолкли ...
- Тебе нравится слушать музыку?
Агга увидела седого человека со смеющимися голубыми глазами. Она сразу поняла, что он добрый и кивнула.
- Ну что ж, заходи ко мне, я расскажу тебе сказку. Ты знаешь, кто такие гномы?
- Да.
- Тогда слушай ....
У.- Незнакомец открыл крышку рояля. Стремительные, таинственные звуки услышала Агга. Все ближе, ближе они. Это, наверное и есть гномы - маленькие лесные созданья. Вот они, совсем близко. О, как их много! Ликующие, веселые, с фонариками в руках, они спешат по лесной тропинке и совсем не боятся темноты.
Жалко… Очень быстро исчезли гномы. Остался только притихший лес и луна. Тихо… Спит ночной лес… Но что это? Опять вернулись гномы ... Посветили фонариками и исчезли…
- Гномы исчезли навсегда? - с сожалением спросила Агга.
- Думаю, что нет. Я иногда встречаю их в лесу. Они водят меня в свои пещеры и танцуют на лунных дорожках. А если тебе нравится слушать мои сказки, приходи, когда захочешь.
У.- Ребята, вы догадались, кто был тот незнакомец, у которого Агга побывала в гостях? (Эдвард Григ)
-О ком рассказал композитор девочке? (О гномах)
-Это была обычная сказка? (Нет, музыкальная)
- Вам она понравилась? ( Да )
У.- Э. Григ назвал ее "Шествие гномов"
- А что значит шествие, шествовать? (Идти, шагать)
-Как вы думаете, куда торопились гномы? (На праздник)
- Ребята, наши гости принесли с собой волшебный музыкальный сундучок.
Но он откроется в том случае, если вы скажете, кто исполнял эту музыку? (Симфонический оркестр)
(Учитель достает из сундучка музыкальные инструменты, ребята называют их и вспоминают, в какой части звучал этот инструмент)
А сейчас на музыкальных инструментах, которые раздали вам тролли, мы будем исполнять эту музыку.
Кто является самым главным в оркестре? (Дирижер)
Почему? (Он управляет оркестром)
Итак, я предлагаю вам сейчас почувствовать себя музыкантами симфонического оркестра, а я буду дирижером. Все внимание на меня. (участие в исполнении пьес Э. Грига "Шествие гномов")
К. М.- Молодцы, ребята! Мне хочется порадовать вас сегодня еще одной встречей. В моей сказочной стране живет веселый и добрый гном. Позовем его к нам?
(Заходит гном и исполняет песню "Пестрый колпачок")
У.- Ребята, вам понравился наш новый знакомый? Вы обратили внимание, что все наши гости из музыкального королевства прекрасно поют?
И мы с вами тоже учимся красиво петь; давайте подарим нашим новым друзьям песню "Где водятся волшебники?"
(Исполняют песню)
У. - Молодцы, ребята!
Действительно, волшебники живут в наших фантазиях и дружат они только с теми, кто верит в волшебство.
-Ребята, как вы думаете, Э. Григ верил в волшебство, сказки? Д.- Да!
У.- Именно поэтому сегодня, благодаря его таланту, мы оказались в сказочном мире его музыки, северной природы, где в пещерах, в корнях старых сосен, под корягами притаились лесные и горные духи - гномы и тролли.
-Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось?
-Я думаю, что сегодня у вас появилось желание нарисовать полюбившихся героев из музыки Грига, а может быть кому-то захочется изобразить наших гостей. Это и будет вашим домашним заданием.
Вот и пришло время прощаться с нашими друзьями.
К. М.- Но мы с вами еще не раз встретимся!
(Королева Музыки, Тролли, Гном поют прощальную песню и уходят) Учитель благодарит ребят за работу на уроке и прощается с ними:
- До свидания, ребята!
Дети: "До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в третьем классе «Сказочные образы в творчестве Эдварда Грига»
Цель урока:Познакомить детей с изображением сказки в музыке на примере произведений Эдварда ГригаЗадачи:обучающие: познакомить с особенностями творчества Э.Грига; определение понятий «фольклор», «колл...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
"Путешествие в музыку Эдварда Грига"
Презентация к уроку музыки раскрывающая секрет музыкальности произведений Э.Грига....
Конспект урока "Героические образы в музыке русских композиторов"
Конспект урока "Героические образы в музыке русских композиторов"...
Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»
Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знани...
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...