Урок музыки в 4 классе "Сравнение музыки оперы М.И. Глинки и балета П.И. Чайковского"
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме
Урок музыки для 4 класса. Материал содержит конспект урока, презентацию
По окончании изучения темы обучающиеся должны:
- знать: отличительные особенности оперного и балетного спектакля, краткую биографию
композиторов, основную музыкальную терминологию;
- уметь: слушать, сравнивать, анализировать музыкальные произведения, импровизировать с
детскими музыкальными инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сравнение музыки балета П.И. Чайковского и оперы М.И. Глинки | 35.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Творчество и мастерство - 2012»
Дата: 16 февраля 2012 года
Предмет: музыка
Класс: 4 «В»
Тема: Сравнение музыки оперы М.И. Глинки и балета П.И. Чайковского.
Цель: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, на примере
произведений русских композиторов.
Задачи:
Образовательные:- выявить характерные особенности оперы и балета;
- направить учащихся на осмысление музыкальных образов сказочных героев;
- через музыкальный материал урока продолжить формирование знаний о том,
что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры.
Развивающие: - развитие навыка слушания и сравнения музыки через различные формы и
методы;
- развитие музыкально-двигательных, ритмических навыков, коммуникативных
умений.
- развитие навыков импровизации и творчества.
Воспитательные: - воспитывать интерес и любовь к музыке;
- пробудить желание к постоянному общению с музыкой, как одной из
составляющих духовной культуры человечества;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Мотивационные: - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Здоровьесберегающие: - соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку;
- проведение физминутки;
- предупреждение переутомления.
Учащиеся должны знать: отличительные особенности оперного и балетного спектакля, краткую
биографию композиторов, основную музыкальную терминологию;
уметь: слушать, сравнивать, анализировать музыкальные произведения,
импровизировать с детскими музыкальными инструментами.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета.
Методы:
Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; репродуктивный.
Стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности: ситуация занимательности;
словесное рисование; сравнение, анализ обобщение.
По источнику информации и характеру деятельности: словесный; наглядный; практический;
аудиовизуальный; инструментальная импровизация; игровой.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, психолого-педагогические, элементарное
музицирование, рефлексия.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, МР3 проигрыватель, детские музыкальные инструменты (колокольчики, синтезатор)
Музыкальный материал: «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; «Марш Черномора»
из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.
Ход урока.
Этапы урока | Основное содержание учебного материала | Деятельность учащихся |
| Здравствуйте ребята. Меня зовут Альбина Владимировна. Урок музыки сегодня проведу у вас я. Начнем мы наш урок с музыкального приветствия. Давайте прочистим наши горлышкии подготовимся к пению. Положительный эмоциональный настрой «Птенец». Попевка: - Здравствуйте дети! - Здравствуйте! - Здравствуйте мальчики! - Здравствуйте! - Здравствуйте девочки! - Здравствуйте! | Выполнение дыхательногоупражнения «Птенец» Исполнение попевки «Здравствуйте» |
II. Актуализ. опорных знаний | - Кто из вас был в театре? - Какие бывают театры? (кукольный, драматический, ТЮЗ, музыкальный и др.). - Чем музыкальный театр отличается от драматического? | Отвечают на вопросы |
III. Введение новых знаний а) вступит. беседа б) рассказ о творчестве композитора в) краткое содержание балета г) слушание и анализ д) слушание с пластическим интонированием е) игра «найди инструмент» ж) физминутка з) рассказ о творчестве композитора и) слушание и анализ к) слушание с исполнением л) работа по карточкам н) беседа | Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка. Вот в этот удивительный мир мы и отправимся путешествовать сегодня. - Какие спектакли мы можем увидеть в музыкальном театре? (оперы и балеты) - Чем балетный спектакль отличается от оперного? (В опере артисты поют, а в балете – танцуют). Обратите внимание на тему нашего урока и скажите, какова наша цель? Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета. Вы уже знаете о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета. В Москве, например, это известный во всём мире Большой театр. Он был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов. (На доске появляется иллюстрация Большого театра Москвы.) - Что нужно для того, чтобы попасть на спектакль? (билеты) Их роль сегодня выполнят карточки с заданиями, лежащие на ваших столах. Итак, мы в театре. А давайте, заглянем в зрительный зал, где начинается волшебство. Яркие фанфары привлекают наше внимание и начинается сказка. Сказки любят все. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок сочинил немецкий писатель Эрнст Гофман. А русский композитор Пётр Ильич Чайковский по этой сказке написал музыку и получился прекрасный балет «Щелкунчик». Со дня рождения Чайковского прошло 172 года. Родители Петра Ильича очень любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела. П.И. Чайковский написал очень много различных произведений. Это оперы, симфонические произведения, балеты. Вся музыка Чайковского восхищает разнообразием красок и тонким мастерством, для которого композитор находит богатые и точные выразительные средства. Мы с вами послушаем отрывок из балета «Щелкунчик», в котором все герои делятся на реальных и вымышленных. Маша, её брат, их родители, гости, приглашенные на праздник, старый фокусник – всё это реальные персонажи балета. Но когда праздник заканчивается и Маша засыпает, то во сне она видит настоящие чудеса… Но давайте обо всем по порядку. Итак, представьте себе, снежные хлопья летят за окнами, а в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно танцуют вокруг украшенной елки. Вслушайтесь внимательно, и вы сумеете определить, какой музыкальный жанр выбрал композитор, чтобы передать настроение детей. - Что вам хотелось делать под эту музыку? - Какой жанр выбрал композитор? - Как вы догадались, что это марш? (слышен четкий и ровный ритм) - Охарактеризуйте мелодию марша. (музыка лёгкая, сказочная, танцевальная). - По музыке мы можем определить, когда танцуют мальчики, а когда девочки? - Какая музыка характеризует мальчиков? (Музыка, характеризующая мальчиков написана в ритме настоящего, хотя и детского, марша). - А музыка девочек? (изящная, стремительная). - Кто начинает марш: девочки или мальчики? Почему мальчики? Верно, музыка в начале очень четкая, бодрая, энергичная. - Представьте, что мы находимся с вами у новогодней елки. И сейчас мы исполним небольшой фрагмент этого марша. Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют? (В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют). Наши мальчики будут исполнять его стоя: легко, задорно, весело (на носочках). - А девочки маршируют так же четко, энергично, бодро, как мальчики?.. (нет, очень легко, воздушно, полётно, изящно). Они не маршируют, а танцуют. (Танцуют девочки: подушечками пальцев по столу). - Какие музыкальные инструменты вы услышали? - Перед вами на столах лежат карточки, в которых все инструменты перепутались, попробуйте назвать музыкальные инструменты, изображенные на картинке. ФИЗМИНУТКА «Два веселых гуся» - Обратите внимание на тему нашего урока, скажите, с какой еще музыкой мы должны познакомиться? (опера) Я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Его автором является М.И. Глинка. Великий русский композитор родился 208 лет назад, в селе Новоспасском, в имении отца. Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой. Свое детство композитор провел в глубине России, на Смоленщине. Начальное образование получил дома. Смоленщина богата народным искусством. Обрядовые песни крестьян, церковные хоры, музыка крепостных оркестров, лирические романсы – все это жадно впитывал чуткий слух юного Миши, а впоследствии нашло отклик в его творчестве. - С какими произведениями Глинки вы уже знакомились? Я предлагаю вам прослушать фрагмент оперы «Руслан и Людмила» и определить, в каком музыкальном жанре написан этот фрагмент. - Как вы думаете, кого из героев оперы Глинка представил этим маршем? (Черномора) - Как можно описать музыку? (музыка этого марша необычная, сказочная, волшебная. Под нее важно шествует злой волшебник, карлик с длинной бородой – Черномор). Музыка марша как бы рисует нам картину этого шествия. - Меняется ли звучание музыки? (Да, то тихо, то громко; то резко, то плавно). Обратите внимание: громкие, отрывистые звуки с резкими ударениями в начале марша рисует нам портрет злого страшного волшебника. В средней части мелодию исполняют колокольчики. Они звучат высоко, прозрачно, звеняще и создают впечатление волшебной сказочной музыки. Затем опять повторяется первая часть с резким, громким звучанием всего оркестра. Давайте попробуем представить себя музыкантами. Для этого возьмем в руки колокольчики и послушаем марш еще раз. Как только вы услышите в марше звучание колокольчиков, то тихонько подыграйте на своих инструментах. Музыку слушайте внимательно, потому что после прослушивания вам нужно будет составить характеристику Черномора. Представим себе, что мы находимся с вами в волшебной сказке. Постарайтесь дать красочную описательную характеристику музыкального образа Черномора. Для этого вам даны карточки-помощники, в которые вы должны вписать недостающие слова. Злой волшебник Черномор – существо фантастическое, и музыка, характеризующая его в опере, необычна. В отличие от других действующих лиц, которых Глинка наделяет вокальными партиями, ариями, Черномор нигде не поет. - Как вы думаете, почему? (Роль карлика в спектакле играет не певец, а артист, который лишь внешне изображает волшебника в движениях, жестах, мимике. Портрет Черномора мы видим в яркой музыке Глинки. Композитор наделяет своего героя оркестровой темой). - Нам с вами удобно маршировать под такую музыку. Почему? (нет, марш рассчитан на маленький шаг). - Как Глинка относится к своему герою? (смеется над ним, шутит). | участие в беседе запись темы в тетрадь слушают и отвечают на вопросы работают по карточкам выполняют движения под музыку физминутка слушают и анализируют слушание и подыгрывание работа по карточкам участвуют в беседе |
III. Закрепление | Итак, мы прослушали с вами два музыкальных фрагмента. - Что их объединяет? (марш) - Что общего в маршах Глинки и Чайковского? (являются фрагментами крупных произведений: оперы и балета; сказочные; звучат в исполнении симфонического оркестра) - Чем они различаются? (характер музыки различный, один добрый, другой зловещий). - Как вы думаете, почему композиторы обратились именно к маршу в своих произведениях? (Музыка всех маршей передает шаг идущего человека, его движения. Поэтому марш появляется всюду, где есть человек, где о человеке рассказывается). | участвуют в беседе |
IV. Итог урока | Анализ деятельности учащихся на уроке. Д/з нарисовать иллюстрации к понравившемуся маршу. Рефлексия «Музыкальная шкатулка». Подарки «Музыкальная раскраска» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...
Презентация к уроку музыки во 2 классе "Опера Руслан и Людмила" Е.Д. Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина
к уроку музыки 2 класс...
Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы....
презентация к уроку музыки в 1 классе "Опера-сказка"
в данной презентации содержится материал по опере-скезке Волк и семеро козлят Коваля...
Урок музыки во 2 классе Опера и балет
Урок музыки во 2 классе по программе Е.Д.Критской. Урок проходит в форме игры по станциям.В уроке подобраны различные интересные задания., а также включен элемент инсценирования...
Конспект урока музыки в 2 классе "Опера Руслан и Людмила"
Конспект урока музыки в 2 классе...
презентация к уроку музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"
Данный материал позволит учителю более полно раскрыть тему урока, зрительный ряд подобран по возрасту учащихся....