Статья "Развитие вокально-хоровых навыков в младшем хоре"
статья по музыке (1 класс)
В статье представлены формы и методы работы педагога дополнительного образования из собственного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие вокально-хоровых навыков в младшем хоре»
Педагог дополнительного образования Рожнова Л.А.
Музыкальное воспитание школьников происходит (на уроке и во внеклассное время) в различных видах деятельности. Наиболее эффективное приобщение ребенка к музыке возникает в условиях собственного исполнения – хорового пения, самой доступной, активной и полезной формы деятельности. Хоровое искусство – богатство русского народа – не только ценнейшее наследие прошлого, но и источник развития современной музыкальной культуры страны.
В наше время технический прогресс предоставляет массу возможностей и средств механического воспроизведения музыки и пения: магнитофон, дисковые записи, радио, телевидение, кино. Однако, значение пения и музицирования не падает. Как показывают научные исследования в этой области, физиологические процессы, сопровождающие процессы психические, свидетельствуют о воспитательной эффективности хорового пения.
Хоровое пение – это явление гораздо более сложное, чем думают обычно.
Руководство пением детей, обладающих в подавляющей массе лишь «бытовым» певческим голосом, несформированным и необученным - дело по меньшей мере столь же сложное, как и дидактический процесс в любом другом виде школьной учебной деятельности. У детей необходимо воспитывать любовь к пению в хоре, силу воли и чувство личной ответственности за качество исполнения. На учителя-музыканта ложится большая ответственность за положительный психологический настрой детей по отношению к пению.
Работая с хором, учитель должен хорошо представлять себе, как следует избегать перенапряжения голосов у детей. При этом важнейшее значение имеют:
- определение оптимальной для конкретного возраста певческой протяженности и силы звука;
- типы голосов и их диапазон;
- методы развития голоса;
- репертуар, соответствующий возможностям детского голоса и слуха;
- создание необходимой психологической обстановки – радости от самого процесса пения, чувства единения всех поющих.
В процессе урочной певческой практики учитель должен чутко определять тип детского певческого голоса, следить за его развитием и контролировать его изменения для того, чтобы сохранить ученику здоровый голос. Например, не стоит допускать, чтобы ученица с ярко выраженным сопрано пела хоровую партию альта или наоборот.
Необходимо на занятиях оберегать и развивать характерные свойства детского голоса. Нельзя допускать, чтобы ребенок напряжением воли и голосовых складок усиливал звук. Обычно дети поют натуральным звуком, используя главным образом грудной регистр. А при пении в верхней части диапазона их голос звучит слабее, потому что давление воздуха на голосовые связки слабое (вибрируют только окончания голосовых складок), резонаторы головы дают слабый, матовый тон. Мешает здесь и невольное поднятие гортани у некоторых детей. Здесь требуется тренировка голоса (пение «на зевке») и понижение гортани. Существуют и специальные упражнения: «протыкаем щечки», «опускаем подбородок с помощью руки» и т.д.
Важно также научить детей брать звук мягко, бесшумно вдыхая воздух через нос. Это поможет избавиться от примитивного глиссандо (подъезда к звуку), при помощи которого они раньше «дотягивали» высоту тона.
Основополагающее значение при создании певческого звука имеет дыхание. В детском хоровом пении, так же, как и во взрослом, используют более длительный выдох, чем вдох. Длительность дыхания зависит от емкости легких. Например, шестилетние дети могут продлить выдох, произнося звук «с-с-с» до 8 секунд, десятилетние до 12-ти, двенадцатилетние – до 15-ти, а пятнадцатилетние до 20 секунд. Умение продлевать выдох помогает обеспечить правильность певческой фразировки. Способность экономно расходовать дыхание достигается специальными упражнениями. Например, «задуваем свечку», греем ручки в мороз и прочие.
Сложность и трудность руководства певческой деятельностью детей связаны с особенностями детского внимания: оно непроизвольно, мимолетно. Способность интенсивно воспринимать музыкальное произведение, соответствующее возрасту, у ребенка семи лет продолжается 2 минуты, восьми лет - 3 минуты, десяти лет – 4 минуты, двенадцати лет – 5 минут, и только от ученика 15 лет можно требовать сосредоточенного внимания в течение 10 минут.
Хоровое пение связано с активностью работы слухового анализатора с центральной нервной системой. Поэтому очень важно менять формы работы и переключать внимание учеников. Если видна усталость у детей при разучивании нового материала, необходимо уметь остановить процесс во время, дабы не переутомлять психику детей.
В активном восприятии музыки не последнюю роль играет зрительная наглядность. Так, движение мелодии лучше воспринимается по ее нотному или графическому изображению (хоровые партии, пение по руке и т.д.).
Рука педагога, сопровождающая музыку, может помочь и в определении характера звука, и ритмической, и интонационной особенности мелодии, темпа, динамики. Художественные репродукции, литературный образ, картина природы помогают усилить впечатления от музыкального сочинения.
Весьма важно и уметь различать компоненты музыкальной речи: мелодию, аккомпанемент, звучание хора, солиста, оркестра. Такое качество музыкального слуха тоже формирует вокально-хоровые навыки и особенно для умения петь два или несколько голосов.
Необходимо слушать музыку в исполнении лучших певцов, например, Робертино Лоретти, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Елены Образцовой в записи. Учащиеся должны уметь анализировать прослушанное, уметь отличать тембры голосов или инструментов оркестра как средства музыкальной выразительности: «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова; «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки; отрывки из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» (характеристики героев – Пети, Волка, птички и т.д.).
Необходимо знакомить детей и с музыкальной терминологией – «тоника», «лад», «мажор», «минор» и другими словами, используемыми на занятиях.
При обучении хористов необходимо буквально с первых шагов формировать правила певческой установки: правильное дыхание, артикуляции, работы над вдохом и выдохом, мышечных ощущений, положению губ, челюсти, хорошей дикции, бережного отношения к звуку. Объяснять, что музыкальное исполнение слагается из многих компонентов, о которых нужно знать и вовремя включать их вдействие. Дети это должны уметь определять.
Предположим, спетый учителем (или хорошо поющим учеником) музыкальный пример звучит красиво потому, что исполнитель правильно держит корпус, голову, правильно дышит и активно открывает рот, думает об исполняемом произведении, слушает себя. Это и есть культура исполнения.
В работе с младшими школьниками необходимо максимально развивать их музыкальную память. Прежде чем дать установку на запоминание упражнения или отрывка песни, полезно определить каков характер мелодии, как движется мелодия; есть ли одинаковые, повторяющиеся отрывки, остановки на длинных звуках; каков характер ритмического рисунка. Затем разными способами (на какой-либо слог, закрытым ртом, с названием нот, всем вместе или по одному, тихо, более громко и т.д.) дети споют мелодию, прохлопают ритмический рисунок. Вслед за этим может возникнуть какой-нибудь конкурс на лучшее, а значит, наиболее выразительное и правильное пение наизусть, уверенно со словами или с названием нот. Такой способ запоминания опирается на произвольную, словесно-логическую память.
Но, учитывая природу музыки, важно развивать и эмоционально-образную сторону памяти: запоминание характера и настроения музыки, эмоционального состояния. Сочетание видов памяти поможет быстрее заучивать новое раз от разу.
Таким образом, методика обучения младших школьников помогает развивать вокально-хоровые навыки и раскрывает их творческие возможности.
Литература
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968
- Распевание в школьном хоре. Сост. Добровольская Н. - М., 1969
- Орф К. Система детского музыкального воспитания. Л., 1970
- Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л., 1972
- Работа с детским хором. Под ред. Соколова В.Г. М., 1981
- Струве Г.А. Школьный хор. М., 1981
- Кабалевский Д.Б. Воспитание сердца и ума. М., 1981
- Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж, 1998
- Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М., 2002
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2002
- Образцова Л.Н. Академия раннего развития. Методика Синити Судзуки. Воспитание творчеством. М., 2007
- Королькова И.С. Учимся, играя: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2011
- Думченко А.Ю. Двухголосие: детский хор. Начальный этап обучения.
(методическая разработка). Спб., 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В основе работы описание упражнений для развития и укрепления голосового аппарата детей, певческого дыхания, артикулляционного аппарата.Проговаривание и пение скороговорок,вокальные упражнения. ...
Коллективное пение и развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе
Эта статья о подборке музыкального материала для начальной школы об определении тембра голоса, о проблемах развития вокальных навыков....
Развитие вокально-хоровых навыков в хоровой студии
Для руководителей хоров...
Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
В настоящее время большое внимание уделяется возрождению нашей духовности и перед учителями, композиторами, деятелями искусства стоят важные задачи по музыкальному воспитанию подрастающего поколения. ...
«Развитие познавательных и вокально-хоровых навыков на уроке музыки»
В статье рассказывается о том, как научить детей петь и приобщать к искусству с первых уроков музыки....
Развитие вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста.
В материале представлены этапы развития певческого голоса детей младшего школьного возраста, с их особенностями и возможностями. А так же развитие вокально- хоровых навыков: дыхание, артикуляция, звук...
Вокально-хоровые навыки на уроках музыки и внеклассной работе с младшими школьниками.
laquo;Каждый класс – хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление»....